В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Юрий Данилов: Международные финансовые центры в посткризисном мире: перспективы России Назад
Юрий Данилов: Международные финансовые центры в посткризисном мире: перспективы России
24 февраля 2009 года в Высшей школе экономики состоялся мастер-класс директора Фонда "Центр развития фондового рынка", старшего советника по макроэкономике Руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам, заведующего кафедрой финансов Международного университета в Москве, председателя Попечительского совета Института посткризисного мира Данилова Ю.А. на тему "Международные финансовые центры в посткризисном мире: перспективы России".

Существующий в настоящее время в России финансовый рынок является типичным крупным развивающимся рынком. Объективные процессы глобализации мирового рынка капитала ставят вопрос о выживании таких национальных рынков. В условиях глобализации мировой экономики ключевым фактором национальной экономической динамики, роста национального богатства и повышения качества жизни населения страны становится национальная конкурентоспособность. Уровень конкурентоспособности особенно важен для национальных финансовых рынков, так как уровень глобализации в финансовом секторе несравнимо выше, чем в других секторах мировой социально-экономической системы.

Результатом этого становится обострение альтернативы: формирование на основе развитого национального финансового рынка финансового центра мирового или регионального значения, или исчезновением национального финансового рынка как такового.

Это означает, что в ближайшие 15 лет, максимум 20 лет, развивающихся рынков в мире не останется вообще. Останутся только развитые, существующие в форме международных финансовых центров, на которые перетекут операции с финансовыми активами резидентов стран с развивающимися ныне финансовыми рынками.

Таким образом, можно сказать, что международный финансовый центр (МФЦ) - это особая форма функционирования национального финансового рынка в условиях глобальной экономики. Она станет единственно возможной формой функционирования национального финансового рынка в условиях единого глобального рынка капитала в течение ближайших 10 - 15 лет.

Современный этап глобальной конкуренции характеризуется конкуренцией за мировую ликвидность => повышается роль глобальных инвесторов. На смену конкуренции между биржами приходит конкуренция между национальными рынками в целом, т.е. конкуренция между биржами, инфраструктурными организациями, налоговыми режимами и т.д.

Основными признаками МФЦ (впервые сформулированы в Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 года). - М.: НАУФОР, 2008) являются (они же - необходимые предпосылки формирования МФЦ):

1.    Концентрация капитала (концентрация инвестиционного спроса) с существенной долей иностранного капитала - главный признак.

2.    Концентрация финансового посредничества (концентрация финансовых услуг), с существенной долей услуг, предоставляемых посредниками, действующими на глобальном рынке, эффективная инфраструктура рынка.

3.    Концентрация инструментов (концентрация инвестиционного предложения), с существенной долей инструментов, предлагаемых иностранными институтами
Следует оценить различия между странами с финансовыми центрами и другими странами. Страны с международными финансовыми центрами - это ёмкий и устойчивый финансовый рынок; суверенная экономика; максимально открытые рынки, входящие в глобальное разделение труда "с позиции силы"; свободно-конвертируемая национальная валюта. Страны без внутренних финансовых рынков характеризуются зависимостью от иностранного капитала; они вынуждены закрываться от глобальной экономики; из них происходит отток сбережений населения на иностранные рынки; они имеют слабую валюту.

Следовательно, страны с международными финансовыми центрами отвечают всем признакам великой державы. Страны без внутренних финансовых рынков зависят от других стран, являясь периферией по отношению к мировым финансовым центрам.

Альтернатива для России, сформулированная выше применительно к ее финансовому рынку, таким образом, выглядит следующим образом: стать полноценной великой державой или стать страной с ограниченным суверенитетом (т.к. будут отсутствовать два признака суверенной державы XXI века: национальный финансовый рынок, существующий в форме МФЦ, и национальная валюта, являющаяся резервной по отношению к большинству национальных валют мира).

Многие страны мира прилагают значительные усилия по превращению своих национальных рынков в МФЦ. В ряде стран приняты специальные программы повышения эффективности национального финансового рынка, нацеленные на формирование МФЦ. Такие программы, в частности, были реализованы в Германии и Корее. В Гонконге не было специальной программы, но была проведена реформа регулирования финансового сектора Гонконга, непосредственно приведшая к формированию регионального финансового центра.

Аналогичные программы существуют в странах, являющихся непосредственными конкурентами России на поле создания регионального финансового центра стран Восточной Европы и СНГ - Казахстане и Польше. Эти страны, явно проигрывая по ряду объективных параметров (размер экономики и финансового рынка; объем инвестиционного спроса и т.д.), тем не менее, формируют и значительные преимущества для международных инвесторов. Так, в частности, в Казахстане создан Региональный финансовый центр города Алматы (РФЦА), в качестве особого правового режима.

Система стимулирования всех участников финансового рынка, действующих в рамках РФЦА, предусматривает:
- налоговые льготы (финансовые услуги освобождены от корпоративного подоходного налога; дивиденды и прирост курсовой стоимости не облагаются подоходным налогом, как для физических, так и юридических лиц);
- льготы для эмитентов ценных бумаг (возмещение затрат на аудит и проч.);
- мультивалютность расчетов;
- создание специализированного финансового суда.

В России также была разработана своя программа - Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации. Несмотря на то, что к моменту формирования этой Концепции были созданы вполне высококачественные документы стратегического характера - Идеальная модель; Стратегия развития финансового рынка до 2020 года; Стратегия развития банковского сектора - и, казалось бы, Концепция должна бы просто объединить их в единый документ, добавив недостающие элементы (в части подготовки финансовых кадров, в части создания адекватной производственной и социальной инфраструктуры), но в реальности качество Концепции оказалось низким. Она отличается отсутствием логики, запутанностью структуры, отсутствием ряда обязательных элементов, и, напротив, наличием ненужных элементов, использованием неверной информации. Ее характерными чертами являются отсутствие целей и слабая связь с развитием социально-экономической системы.

С теоретической точки зрения авторы Концепции допустили смешение понятий МФЦ и ЦМФ (Центры международных финансов). В плане целеполагания осуществлена замена цели "создание условий для превращения национального рынка в МФЦ" целью "создание МФЦ как нового объекта". Соответственно, вместо общественного блага на выходе получается исключительно коррупционноемкая конструкция, обеспечивающая максимизацию незаконных доходов лиц, претендующих на руководство таким объектом в будущем. Или, другими словами, произведена смена основного бенефициара МФЦ: вместо всех инвесторов и эмитентов - должностные лица организаций, конституирующих "МФЦ".

Важные аспекты формирования международного финансового центра, остающиеся за рамками российской программы формирования МФЦ:
- комплексная система мониторинга финансового рынка на предмет выявления и предупреждения системных рисков;
- повышение финансовой грамотности населения;
- подготовка квалифицированных кадров для финансовой отрасли.

Текущий кризис ярко высветил недостатки Концепции создания МФЦ в России, однозначно указал на невозможность ее реализации, и, следовательно, на необходимость коренной и немедленной ее переработки. Совершенно очевидно, что за основу должна быть взята Программа действий Идеальной модели, предусматривающая три основных направления:

1.    Повышение концентрации капитала (концентрация инвестиционного спроса) с существенной долей иностранного капитала:

- стимулирование многократного роста количества граждан, инвестирующих в ценные бумаги на фондовом рынке;

- резкий рост стоимости чистых активов инвестиционных фондов;

- резкий рост пенсионных резервов;

- резкий рост инвестиций иностранных портфельных инвесторов.

2.    Рост концентрации финансовых услуг, повышение эффективности инфраструктуры.

3.    Повышение концентрации инструментов:

- стимулирование создания и активного развития внутреннего рынка IPO;

- резкий рост стоимости корпоративных облигаций в обращении;

- создание возможностей секьюритизации и создания структурированных продуктов;

- развитие срочного рынка;

- создание сектора иностранных ценных бумаг и повышение их доли на внутреннем рынке.

За каждым направлением и поднаправлением стоит тщательно проработанная система мер. В качестве примера можно привести план мер Идеальной модели по одной задаче - задаче стимулирование многократного роста количества граждан, инвестирующих в ценные бумаги на фондовом рынке. Комплекс мер в данном случае предполагает:

1.    Налоговое стимулирование

a.    нулевая ставка подоходного налога по всем доходам от финансовых инструментов
b.    освобождение от налога на прибыль средств, направляемых на выплату дивидендов

2.    Создание института индивидуальных сберегательных счетов (ИСС) граждан

3.    Введение института инвестиционного консультанта

4.    Повышение уровня защиты граждан на фондовом рынке

a.    введение обязательного членства в саморегулируемых организациях для компаний, оказывающих услуги неквалифицированным инвесторам
b.    создание национальной компенсационной системы

5.    Реализация программ повышения уровня финансовой грамотности населения

6.    Учет потребностей и инвестиционных предпочтений населения при разработке новых финансовых инструментов

По материалам Круглого стола "Будущая мировая финансовая архитектура и место в ней России", проведенного Центром развития фондового рынка 26.01.09 можно сформулировать два вариантных сценария построения нового мирового финансового порядка:

наблюдаемый кризис может иметь катастрофические последствия для существующих традиционных институтов, которые сменятся принципиально новыми институтами посткризисного мира;
наблюдаемый кризис будет урегулирован посредством существующих институтов, которые претерпят существенную модернизацию для того, чтобы стать адекватными реалиям посткризисного мира.

Основные черты нового мирового финансового порядка:

a.    Создание новой мировой валюты (вместо доллара) и, соответственно, новой мировой валютной системы
b.    Формирование транснациональных финансовых конгломератов
c.    Развитие наднациональной системы регулирования и надзора
d.    Повышение роли отдельных наднациональных организаций (Банк международных расчетов, Форум финансовой стабильности, при ряде условий - МВФ)
e.    Ужесточение надзора в области финансовой отчетности, аудита, рейтинговых агентств, создание надзора в секторе производных финансовых инструментов
f.    Реформа корпоративного управления и систем управления рисками
g.    Унификация национальных систем законодательного регулирования финансовых рынков; ускорение формирования мегарегуляторов

Это означает, что конкуренция МФЦ в посткризисном мире будет ужесточаться. Будет наблюдаться ускорение процесса перераспределения капитала и операций между существующими и формирующимися МФЦ. Дополнительные преимущества получат те, кто обеспечит:

мировые стандарты регулирования и надзора
эффективные системы управления рисками
стабильность национальной валюты и ликвидность ее рынка
высокую степень прозрачности и достоверность отчетности
открытость финансового рынка, низкие транзакционные издержки
высокую степень защиты инвесторов
наличие устойчивого внутреннего долгосрочного спроса

Перспективы России в ходе кризиса ухудшились. Ярко проявились ключевые недостатки России:
отсутствие долгосрочного инвестора
низкое качество структуры оборота финансовых инструментов
низкий free float
низкая степень капитализации финансовых организаций и концентрации активов в управлении
низкое качество управления (активами, финансовыми и нефинансовыми корпорациями, государством).

Основные конкуренты России показали свои преимущества (Китай, Корея, Бразилия и др.): более высокую устойчивость своих рынков и своей экономики и более высокое качество государственного управления.

Что же нужно делать, чтобы сохранить шансы российского финансового рынка стать МФЦ, и, соответственно, шансы России стать мировой державой?

Нужно решить проблему долгосрочного инвестора, для чего требуется коренная реформа пенсионной реформы с целью формирования внутреннего долгосрочного инвестора. Совершенно необходима коренная переработка Концепции формирования МФЦ и активная реализация предложений Идеальной модели. Нам нужно кардинально улучшать инвестиционный климат, в первую очередь за счет резкого повышения уровня защиты прав инвесторов, создания предельно благоприятного налогового режима (вплоть до введения нулевых ставок на финансовом рынке). Требуются ужесточение регулирования биржевой торговли; интеграция биржевой торговли; оперативное завершение формирования законодательной базы функционирования финансового рынка; реализации Программы повышения финансовой грамотности; стимулирование роста free float.

Презентацию, Вы можете увидеть в приложении

16.03.2009,
www.viperson.ru

Док. 550163
Опублик.: 16.03.09
Число обращений: 0

  • Данилов Юрий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``