В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`На этот год перед нами стоит задача куда более важная` Назад
`На этот год перед нами стоит задача куда более важная`
 


Светлана СОКОЛОВА, генеральный директор агентства `Роспечать`

В 2003 году Светлана СОКОЛОВА стала лауреатом национальной премии в области медиабизнеса `Медиа-Менеджер России`. Жюри премии высоко оценило проведенную под ее руководством реструктуризацию бизнес-процессов и корпоративной структуры агентства `Роспечать`, а также создание эффективной команды менеджеров.
В интервью журналу `Новости СМИ` Светлана Соколова рассказывает о результатах деятельности агентства `Роспечать` за прошедшие три года, а также оценивает российский рынок распространения печатных изданий и его ключевые проблемы.

ДОСЬЕ
Светлана Анатольевна СОКОЛОВА окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности `планирование народного хозяйства`.
В 1995 году возглавила сектор аудита банков, внебюджетных фондов и финансовых институтов аудиторско-консультационной компании `ЮНИКОН/МС Консультационная Группа`.
С 1995 по 1996 гг. - генеральный директор аудиторской фирмы `МетроЭк`.
С 1996 по 1998 гг. работала в ОАО `Саянский алюминиевый завод` заместителем генерального директора, затем финансовым директором.
В последующие годы работала в крупнейших российских промышленных компаниях - заместителем генерального директора в группе `Сибирский алюминий`, заместителем генерального директора ОАО `ГАЗ`, финансовым директором `РусПромАвто`, а также заместителем генерального директора `Базового элемента`.
С мая 2002 г. по настоящее время - генеральный директор ОАО `Агентство Роспечать`.

- Как цифрами вы оцениваете объем рынка распространительского бизнеса в Москве и по России? Можно ли говорить о его устойчивом ежегодном росте? И если `да`, то за счет чего, по вашему мнению, это происходит?
- Если оценивать рынок распространения прессы, то он, по моим подсчетам, составляет сейчас приблизительно $1,5 млрд. И это без учета рекламы.
Увеличение общих объемов рынка равно примерно 20 - 30% в год. Но в основном увеличение идет только за счет роста продаж прессы в розницу. Показатели по подписке последние года три не меняются в своих объемах. Происходит только их перераспределение между участниками рынка.
- Какие изменения вы можете предвидеть в ближайшем будущем на рынке дистрибуции? Будет ли он расти дальше? Или, напротив, уменьшится?
- Если говорить о количестве игроков на рынке, то у меня есть большие сомнения по поводу того, что их число увеличится. И не уменьшится - с этой точки зрения рынок останется стабильным. Скорее всего, изменения на рынке дистрибуции будут происходить в виде перераспределения его долей между уже действующими игроками. И эта тенденция уже наметилась: мощные и крупные издательские дома завоевывают все большие объемы рынка. Все большее - и пока еще большое - число изданий с невысокими тиражами либо вообще покидают рынок и попросту закрываются, либо в той или иной форме вместе с занимаемыми ими нишами попадают в сферу влияния крупных игроков. Между последними и будет происходить основное перераспределение, причем в пользу высокотиражных изданий. Подобное перераспределение, как системная вещь, несомненно, пойдет на пользу рынку.
- Если делить рынок на крупных, средних и мелких игроков, то можно ли назвать тех из разряда средних, кто в состоянии потеснить лидеров?
- По размерам на рынке выделяется большая четверка: `Роспечать`, `ДМ-Пресс`, `Логос` и `АиФ`. Все остальные игроки меньше на порядок и поэтому, с моей точки зрения, никакой серьезной конкуренции этой четверке составить не могут. Во всяком случае, в обозримом будущем.
- Чего же удалось достичь за последние годы `Роспечати`? Какая доля рынка принадлежит агентству?
- Изначально мы были, прежде всего, агентством по подписке. Да, конечно, мы работали и с федеральными, и с региональными изданиями, но, повторяю, занимались, в основном, подпиской. Зато на сегодняшний день `Роспечать` представляет собой компанию, деятельность которой распространяется на весь спектр дистрибуции прессы. За эти три года мы приобрели пятнадцать предприятий в пятнадцати регионах страны, тем самым фактически удвоили нашу позицию. И если раньше это была только подписка, то сейчас и подписка, и розница. Если говорить о конкретных финансовых показателях, то они выросли примерно в четыре раза. По нашим расчетам, к концу 2005 года наш рознично-оптовый товарооборот составит примерно $150 млн., по подписке мы также выйдем на примерно такую же цифру. Так что фактически у агентства `Роспечать` около 20% рынка распространения прессы.
- Планируете увеличивать эту свою долю?
- На этот год перед нами стоит задача куда более важная - полностью отстроить технологию, довести до оптимальных показателей весь производственный процесс. И как раз этого, я думаю, для 2005 года будет более чем достаточно. А когда будет - и если будет - поставлена задача развиваться дальше, вот тогда и посмотрим.
- Но ведь сейчас объем инвестиций в бизнес `Роспечати` увеличился. В какие же направления они идут?
- Да, сейчас инвестиции составляют миллионные суммы, в долларах. А направляются они, в первую очередь, на отстраивание внутренних стандартизированных процедур. И, естественно, на внешнее расширение.
- Можете ли вы назвать какие--либо причины, которые мешают рынку развиваться более динамично?
- С точки зрения распространителя, одной из наиболее важных причин, препятствующих нормальному развитию рынка дистрбуции, является неспособность издателей предложить для распространения в рознице интересные издания. Их действительно не хватает. Здесь есть два проблемных блока:
Если говорить о подписке, то здесь наибольшее отрицательное влияние оказывает отсутствие определенности в ценовой политике издателей, в частности не поддающийся объяснению подход к соотношению цен на подписку и розницу. Да и доставка подписки по сравнению с розницей постоянно опаздывает.
Одновременно с этим продвижению новых и уже существующих изданий не уделяется достаточно внимания. Кроме самых крупных издательских домов, системно, с новациями, этим мало кто занимается.
Могу привести пример из моего собственного опыта: в начале года я предложила одному издательству попробовать выставить их издание - с тиражом в 5000 экз. по подписке - в нашей розничной сети. На что получила ответ: `У вас три с половиной тысячи киосков. Мы не хотим печатать дополнительно три с половиной тысячи экземпляров журнала и рисковать, что не весь этот тираж будет продан. Странно, не правда ли? Ведь все увеличения тиражей должны быть интересны, прежде всего, издателям. Наша же сеть является только каналом продаж, который надо правильно и умело использовать.
- Со своей стороны, сами распространители не раз сетовали, что рентабельность у них очень маленькая-
- Рентабельность, действительно, очень маленькая. Но она не сильно отличается от рентабельности любых розничных сетей - будь то сотовая связь или продуктовые магазины. При маленькой рентабельности большую роль играет то, насколько большие обороты ты пропускаешь через эту сеть. Даже если рентабельность 5-10%, то при обороте в десятки миллионов долларов это уже приличные деньги.
- Господин Сунгоркин (как и некоторые другие издатели) считает, что не надо платить распространителям. При этом на рынке нет определенных правил, нет налаженной системы взаимоотношений между издателями и распространителями.
- Возможно, я сейчас выскажу крамольную мысль, но это мое личное мнение о том, что происходит. Рынок сейчас стоит на перепутье, и выбор заключается только в двух возможностях. Он или будет, или его не будет вообще. Потому что сейчас распространение прессы как развивающаяся система может двигаться по двум направлениям. Первое - ориентированное на создание в недалеком будущем инструмента издательского рынка, который будет постепенно `затачиваться`, но его доходность не будет расти. При втором варианте рынок распространения будет развиваться как самостоятельный рынок, и будет бороться за свою марку.
Как мне кажется, мы находимся на этой развилке в течение всего последнего года. То, в каком направлении рынок двинется, будет зависеть от конкретных людей, которые входят в него. Продукт, который мы распространяем - печатный продукт. И конечную цену на эту продукцию определяет прежде всего конкурентный рынок издателей и покупателей. А распространители являются просто инструментом. Если же говорить еще проще, то весь вопрос заключается в том, кто будет владеть рынком. Если издатели, то это будет просто их инструмент.
Ну, а говоря о распространении, как о бизнесе вообще, не надо забывать, что, кроме печатной продукции, мы распространяем еще несколько видов товаров.
- Как известно, в киосках запрещено продавать более 40% сопутствующих товаров. Но, к примеру, в киоске сети `МК` на Цветном бульваре торгуют чем попало. Как это должно регулироваться?
- Регулироваться это должно властями. Сейчас, если более половины товарооборота - от прессы, можно не ставить кассовый аппарат. Есть, кроме того, список сопутствующих товаров, которые можно продавать. Это регулируется местными властями. А наш главный регулятор - что выгодно, то и продаем.
- Сейчас два союза - `Союз московских издателей` и `Издательская инициатива` в Москве `бьются за точки`. И при этом есть небольшие агентства-распространители, например `Метрополитеновец` Михаила Литвинова, которые не в силах конкурировать с издателями в тендере, но готовы увеличить ассортимент в точках до полутора тысяч изданий-
- Сейчас нет полутора тысяч изданий. Фактически, интересных рознице сейчас всего около тысячи изданий. Из них 450 - федеральные, и примерно 550 региональных. Поэтому, как мне кажется, сейчас преждевременно говорить о том, что в киосках нужна выкладка на десять тысяч изданий. Но ведь и не каждое из них должно находиться на выкладке в киоске. Тем более, скажем, региональное издание в московском киоске.
- У вас, как у коммерческого партнера, есть какие-то заявленные позиции, с которыми вы можете прийти к диалогу с издателями?
- Первоочередная задача - наладить между собою этот самый нормальный диалог. Наладить обмен опытом. И вторая не менее важная задача - создать условия, при которых издатель сможет вести переговоры не со ста, а с пятью распространителями. И при этом получит еще возможность продать весь тираж.
- Какие цели стоят перед некоммерческим партнерством `Распространение прессы`, в котором вы участвуете?
- Я думаю, что первая и основная цель - это как раз то, о чем мы сейчас говорим: диалог между участниками и выработка каких-то общих позиций.
- Сколько игроков входит в `Распространение прессы`?
- Это же открытое партнерство.
- Сколько нужно времени, чтобы понять, нужно ли такое партнерство в действительности?
- Думаю, около года. Издателям, видимо, будет приятнее вести переговоры с одной сетью распространения, чем с пятнадцатью.

СПРАВКА:
ОАО `Агентство `Роспечать` - правопреемник центрального рознично-подписного агентства `Союзпечать`. `Роспечать` традиционно занимает место самого крупного оператора рынка распространения печатной продукции в России. Агентство занимается организацией подписки на газеты и журналы, оптово-розничным распространением, экспедированием и доставкой тиражей печатной периодики, а также предоставляет издателям полный комплекс маркетинговых услуг. Торговая сеть агентства насчитывает более 3500 торговых точек в шестнадцати регионах страны. Подписные каталоги `Роспечати` распространяются более чем в 40 тысячах почтовых отделений. В 2003 году компания обработала заказы подписчиков на сумму более 3,3 млрд. руб.
За последний год агентство `Роспечать` совершило скачок в своем развитии. Активный рост компании происходил прежде всего за счет приобретения региональных предприятий, занятых в области распространения печатной продукции. За полтора года агентство стало крупнейшим распространителем прессы в стране, доля компании на рынке регионального распространения возросла с нуля до 17%.
Беседовал Александр ВОЙТЮК

 

/www.media-atlas.ru



Док. 549888
Перв. публик.: 23.06.05
Последн. ред.: 12.03.09
Число обращений: 0

  • Соколова Светлана Анатольевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``