В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Владиславлев: Планетарный кризис Назад
Александр Владиславлев: Планетарный кризис
Разразившийся планетарный кризис называют экономическим или финансовым. И то и другое очень важные, но главным образом, внешние его проявления. Конечно, для борьбы с ними предстоит сложнейшая работа по реализации антикризисных мер. Но, так или иначе, всё это будет сделано.

На самом же деле этот кризис носит глубоко цивилизационный характер. Это кризис власти с сильным аморальным привкусом. Преодоление этого кризиса гораздо сложнее и гораздо важнее.

Вообще говоря, ничего особенно неожиданного не произошло. Так или иначе, все к этому шло. Гигантская, чисто спекулятивная паутина, многие десятилетия, словно плесень разъедала мировые экономику и финансы. Деньги, фактически изменив своё предназначение, сами превратились в расхожий товар. Происходило это на глазах у всех, в том числе власти. Но слишком все это было заманчивым, чтобы этому активно противостоять.

Ситуация усугублялась еще и тем, что в это же время практически во всех ведущих странах мира сформировался явный дефицит ярких пассионарных, ответственных лидеров, имеющих международный авторитет и признание такое же, как Рузвельт и Черчилль, Де Голль и Аденауэр, Пальме и Брандт. Ганди, Бхутто...8 лет первой державой мира руководил мало дееспособный ковбой. А ведь именно в это время кризис зарождался, набирая мощную разрушительную энергию. Конечно, это отдельный вопрос, но к тому, что происходит, он имеет самое прямое отношение.

В основе кризиса лежит глубочайшее и очень опасное заблуждение о всесилии рынка и его самодостаточности. Нам тоже часто приходилось слышать заклинание о том, что - "рынок всё расставит по своим местам". При этом необходимость государственного регулирования ни сегодня, ни прежде, ни у кого не вызывала сомнения

Всё вышеперечисленное абсолютно не означает, что рынок себя изжил. Рынок был и навсегда сохранится, как уникальная возможность, уникальный инструмент раскрытия фантастических возможностей свободного человека. Рынок придаёт экономике творчество, новизну, соревновательность, мощную энергию миллионов свободных людей. При всем этом неделикатное (а это только разреши) вмешательство государства в рыночную экономику может его погубить совсем и уж абсолютно наверняка породит коррупцию, способную парализовать и рынок, и государство. Это общеизвестно и нам, к сожалению, тоже.

Именно здесь возникает главный вопрос, вопрос о третейском судье. А им могут быть только сами люди, с помощью развитого и хорошо структурированного, гражданского общества со своими профессиональными и прочими организациями и ведомого политическими партиями, современно оснащёнными идеологически, организационно, нравственно, кадрово, и являющимися конституционно закрепленными институтами власти. Никакие правительства без всего этого не в состоянии в полной мере выполнить миссию гармонизации экономики и ее защиты от криминального произвола.

Между прочим, это относится не только к экономике. Фактически речь идёт о признании и конституционном закреплении того, что три главных и равновеликих субъекта формируют каркас страны, определяют путь ее развития и общими усилиями ведут ее по этому пути. Это Человек, Общество и Государство. Все они по отдельности обладают огромным созидательным ресурсом, но только их эффективно организованное взаимодействие есть единственный путь к достижению максимального благополучия людей и мощи государства.

Вот так выглядит первый вывод, который необходимо сделать прямо сейчас. Ведь именно сейчас, в условиях кризиса, наиболее остро ощущается понимание того, что именно это взаимодействие могло бы стать решающим фактором его преодоления.

Все вышеизложенное и есть суть и смысл необходимой России фундаментальной гуманитарно-идеологической и политической реформы - основы модернизации страны. И начать ее лучше всего прямо сейчас. Это и станет светом в окошке не только кризиса, но и всей российской судьбы.

Разумеется, все это принципиально отличается от извечной российской парадигмы: интересы государства превыше всего. Из неё как не грустно, вытекают вседозволенность для властной элиты, воровато оглядывающейся по сторонам, небрежение человеческой жизнью, которая ровным счётом ничего не стоит. Подобное не просто аморально - оно бессмысленно. Ведь государство, состоящее из граждан не свободных в быту, в труде, в общественной жизни, не может быть благополучным и сильным. Так что с этим лучше расстаться навсегда.

Сами люди, общество владеют огромным потенциалом для обеспечения собственного благополучия. Необходимо лишь сформулировать идеологию и фундаментальные ценности, способные объединить большинство сограждан и предоставить им организационные и политические возможности. Именно здесь, и именно таким образом, формируется политика, способная обеспечить активную жизненную позицию и сопричастность каждого к делам государства. Это главный ресурс успеха.

Нынешняя Россия уже почти 20 лет, так или иначе, развивается в этом направлении, опирается на ценности, провозглашенные Французской буржуазной революцией. Да, да, это известный лозунг: "Свобода. Равенство. Братство", чей прекрасный смысл не девальвировался за почти двести пятьдесят лет. Напротив, некогда впервые произнесенные вместе слова, стали краеугольным камнем современно развивающихся стран. Между прочим, эти же ценности разбудили и Россию. Расстрел на Сенатской площади, декабристы, отмена крепостного права, Пушкин ... Это всё их результаты. Впрочем, так же, как и последовавший за этим бессмысленный и безжалостный террор, раскачавший устои монархии, и открывший дорогу таким же безжалостным фанатикам власти во имя такой же бессмысленной идеи мировой революции.

Но этот режим был обречён и рухнул фактически уже в 1960 г. Правда, разоблачен он был не во имя фундаментальной политической реформы страны. За этим стоял панический страх перед самим Режимом.

Время неуклонно вносит коррективы. С годами свое место в ряду главных ценностей уверенно заняла Справедливость. Соблюдение Равенства потребовало диктатуры Закона, а Братство в современном прочтении синонимично общественному Согласию и Солидарности.

Конечно, есть и другие ценности, но нас в данном случае интересуют только те, что в состоянии регулировать отношения субъектов упомянутого треугольника, т.е. отношения людей, гражданского общества и государства.

Пора бы на обложке каждой школьной тетрадки написать: "Мы живем в стране, исповедующей принципы свободы, справедливости, законности и согласия. Пусть, утверждая подобное, мы забегаем вперед. Отчасти - мечтаем. Но стремление к этим идеалам надо начинать формировать.

Давным-давно в Америке додумались писать на грязных бумажках, деньгах: "In God we trust". "Мы верим в Бога". Зачем-то они это сделали...Сегодня, убери ее - никто и не заметит. Потребность в напоминании исчезла. А на этапе, когда США уходили от бандитизма, когда закладывалось демократическое общество, цивилизовалась страна, кто-то, совсем не дурак, счел важным это сделать.

У нас на рублях писали: "Пролетарий всех стран, соединяйтесь!" И в знаменателе великое государство диктатуры пролетариата развалилось на куски. Так давайте выбросим из головы все скомпрометировавшие себя глупости, включая выдумки насчет "особого пути". "Неведомые дорожки" хороши в поэзии. А национальным лозунгом давайте провозгласим, например, такой: "Мы верим в Бога, в себя и в Россию". По-моему, вполне духоподъемно. Такая реформа вполне под силу нынешней сильной и цивилизованной власти, с опорой на огромный интеллектуальный потенциал страны и новое молодое поколение россиян.


11.03.2009

www.viperson.ru

Док. 549713
Опублик.: 11.03.09
Число обращений: 0

  • Владиславлев Александр Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``