В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана ГАНЕЕВА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Назад
Светлана ГАНЕЕВА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Многие банки, особенно небольшие и средние, сегодня волнует вопрос о судьбе займа Всемирного банка на сумму $300 млн. долларов для кредитования малого бизнеса через систему региональных банков под государственную гарантию Правительства РФ. Лучше всего, думаю, ответить на него в общем контексте взаимодействия нашей страны с международными финансовыми организациями (МФО). Материалы по этому вопросу готовятся в настоящее время Минэкономразвития России для рассмотрения на заседании Правительства РФ.

Для нас займы МФО делятся на три категории.

Кредиты, требующие суверенных гарантий. Они включаются в Программу внешних заимствований, которая состоит из нескольких приложений и является неотъемлемой частью бюджета страны. В ее основе - среднесрочные программы сотрудничества с банками развития. Сейчас действуют две среднесрочные программы: с Европейским банком реконструкции и развития и Всемирным банком, утвержденные Правительством РФ соответственно в конце 2001 и в начале 2002-го. Как правило, в первый год действия программы заимствования соответствуют указанным в ней направлениям и принципам. Что касается следующих лет, то для получения кредита необходимо выполнить ряд указанных в программе условий.

В соответствии с Бюджетным кодексом по каждому займу определяется главный распорядитель средств - министерство или ведомство, которое готовит концепцию проекта, занимается расходованием средств и отвечает за их эффективность.

Займы коммерческого сектора. Частный сектор активно кредитует ЕБРР, а также Международная финансовая корпорация, которая структурно входит в группу Всемирного банка. Предоставляя кредиты, эти организации не требуют прямых государственных гарантий по ним в виде финансовых обязательств по проектам.

Займы под так называемые "комфортные письма" (без суверенных гарантий, когда государство принимает на себя ряд обязательств, не имеющих финансового характера). Эта форма, к сожалению, используется не часто - вероятно, многие о ней просто не знают. Между тем она может заметно улучшить финансовые условия займа. Подготовкой таких комфортных писем тоже занимается Минэкономразвития России.

Возвращаясь к ситуации с займом Всемирного банка для кредитования малого бизнеса, хотела бы отметить, что речь, на мой взгляд, не идет об окончательном отказе. Решение было принято на период рассмотрения проекта бюджета 2004 года, и он внесен в Думу без учета этого займа. Такая позиция согласована с Министерством финансов и объясняется просто.

В бюджете этого года было два связанных займа: на развитие финансовых учреждений и на поддержку предприятий. Жизнь показала, что расходуются они плохо, и улучшения концепции не предложено. Но если мы не израсходовали прежние займы, зачем брать еще один по той же структуре?

Полагаю, что банки, заинтересованные в выделении средств на кредитование малого бизнеса, могут обратиться к действующим займам - там есть неизрасходованные суммы. Но если они считают, что брать их невыгодно, то, может быть, невыгодна структура в целом?

Речь идет о новом подходе к перспективам сотрудничества с международными финансовыми организациями. Не секрет, сегодня существуют две противоположные точки зрения: первая - практику заимствований нужно в принципе сворачивать, вторая - даже в условиях бюджетного профицита нужно сохранить финансирование за счет суверенных займов, но только тех проектов, которые имеют экономический эффект в обозримой перспективе. Наше министерство - сторонник второго подхода.

Светлана ГАНЕЕВА

руководитель Департамента программ развития экономики и сотрудничества с международными финансовыми организациями Минэкономразвития России

www.bdm.ru

Док. 549676
Перв. публик.: 22.10.03
Последн. ред.: 11.03.09
Число обращений: 0

  • Ганеева Светлана Валерьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``