В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Православное радио Санкт-Петербурга Назад
Православное радио Санкт-Петербурга
" Православное радио Санкт-Петербурга "

(печатается с незначительными авторскими сокращениями)

С.Е.Васильев: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Сегодня наша Православная Церковь в сонме других Святых отмечает празднование преподобного Серафимы Вырицкого, почитая его как святого. Он отошел ко Господу в 1949г.? и многие наши священники и миряне помнят этого Святого. На этой неделе было знаменательное событие - смерть Папы Римского. Правление его отмечалось не только тем, что он способствовал развалу Советского Союза, насаждению каталицизма на святой православной Руси. Этим отличались и до него многие Папы. Но самое главное событие произошло у него "под боком", пока еще, мы надеемся, в христианской Европе. Это, может быть, самое главное событие для центральной и западной Европы после ее крещения: впервые в принятой и одобренной многими странами Европейской Конституции в основном тесте полностью отсутствует всякое упоминание о христианстве. Мне кажется, этим главным апостосийным событием и будет характеризоваться правление ныне уже покойного Папы Римского. Но сегодня, как обычно в воскресенье, у нас в студии А.Н.Мусаков. Кроме этого обычного события у нас в гостях политолог Александр Глебович Рар. Я представляю им слово.

А.Мусаков: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы все равно с бессменным руководителем "Православного радио Санкт-Петербурга" Сергеем Евгеньевичем Васильевым, он с нами, пусть и не в этой студии - помолимся за здравие р.Б.Сергия, состояние здоровья не позволило ему быть здесь - в прямом эфире еженедельной политологической программы на "Православном радио " с 20 до 21 часа, наш телефон - 387-04-11, просьба сегодня звонить не раньше 20 час. 30 минут. Сегодня после краткого вступительного слова я хотел бы посвятить большую часть эфира нашему гостю - Александру Глебовичу Рару, германскому, но всегда русскому православному политологу, автору книги о В.В.Путине, готовящему сегодня новую книгу о сегодняшней России, соавтору нашей книги "Перспективы путинской России", вышедшей в 2002 году тиражом 400 тыс. экземпляров. А.Г.Рар - сын выдающегося православного подвижника, известного многим гражданам Советского Союза, Глеба Александровича Рара. Я очень надеюсь и прошу помолиться за то, чтобы в нашей студии появился и Глеб Александрович Рар, чтобы он посетил Россию. Долгих лет ему жизни! Наш сегодняшний день отмечен посещением А.Г.Раром трех православных церквей: Казанского Собора, Спасо-Преображенского собора, значимого для президента В.В.Путина, и, конечно, нашей церкви - Православного прихода домового храма в честь иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" при заводе АТИ. У А.Г.Рара масса впечатлений от встреч с разными людьми. Ему принадлежит инициация Петербургского диалога между Германией и Россией, направленного на восстановление отношений обществ и народов, а не только государств. Поэтому я сегодня не буду делать никаких обзоров и прошу А.Г.Рара поделиться с православными слушателями его впечатлениями от сегодняшнего этапа жизни России, потому что сейчас - переломный этап путинского правления. И А.Г.Рар как православный человек видит все многообразие мнений в истэблишменте, который оценивает действия власти в столь трудный для нее период. Нашу позицию с С.Е.Васильевым братья и сестры знают, им наверное интересно познакомиться с позицией православного русского человека и политолога (мне больше нравится это определение, чем `писатель`) А.Г.Рара. Прошу братьев и сестер подготовить вопросы, если они будут, нашему гостю.

А.Г.Рар: Спасибо А.Н.Мусакову за прекрасное введение и слова обо мне и моей семье. Мне, действительно, очень хорошо быть вновь на земле, родной для меня и моих предков. Действительно, мой отец Г.А.Рар проработал 30 лет в эфире, правда, на американской радиостанции, но другого выбора у него тогда не было. Он бы с удовольствием работал на русской радиостанции, но мы жили в другие времена, и то, что тогда можно было говорить на Западе, обращаясь к русскому народу, невозможно было делать у себя на родине. А он тридцать лет вел исторические, религиозные передачи, и теперь, в свои 83 года, он этим очень гордится. Уже 15 лет после возобновления России и моему отцу, и всей нашей семье, и потомкам русской эмиграции позволено ездить в Россию. До 90-го года такой возможности у нас не было, при коммунизме это было исключено. Мой отец состоял в черном списке тогдашнего коммунистического режима, который не хотел видеть эмигрантов у себя на родине. Но мой отец через эфир общался с русским народом больше, чем с немецким и другими народами, проводя религиозное воспитание подрастающего поколения, рассказывая о православной жизни, о церкви, которая тогда находилась в подполье, о том, что происходило в христианской и особенно в православной жизни за рубежом, о прославлении новомучеников. Думаю, что эти времена стоит иногда вспоминать, не для того, что ностальгировать, а чтобы помнить, из какого времени мы пришли, какой трудный путь за эти 20 лет прошла Россия после того, как обновилась. Многие будут говорить о том, что русский народ после этого стал еще более многострадальным. Действительно, русский народ выбрал наиболее сложный путь выхода из коммунизма, из тех трудных времен, в которых она находилась почти 80 лет. Наверное, Солженицын был прав, когда говорил, что легче было России выйти из татарской смуты и наладить свою государственность и найти опять свою духовность, чем выйти из этих лет безбожной власти коммунистов. Но я думаю, что мы сейчас должны смотреть не столько назад, сколько вперед. Я согласен с А.Н.Мусаковым, что мы опять живем в запутанное и неопределенное время. Позади 15 лет, и Россия выглядит совсем по-другому, чем в 90-е годы. В стране есть стабильность, есть политик, которого уважают, - В.В.Путин. В отличие от его предшественника, он пользуется доверием народа, хотя и он совершает ошибки. Но их нельзя, видимо, не совершать в трудной фазе трансформации, в которой находится Россия. К сожалению, многое не удается сделать, как, например, наладить братские славянские отношения с Украиной, там свои сложности. Думаю, время покажет, как будут идти восточнославянские народы - вместе или врозь. Но сегодня на территории, которую мы называем Европой или старым континентом, происходит очень много интересного, судьбоносного, изменения продолжаются. Становление России продолжается. В Европе умер Папа Римский, это личность в католическом мире, человек, который консервативно вел католическую Церковь в определенном направлении, стараясь сохранит католицизм. На него тоже нападают, как на все христианские религии в Европе, он переживает не самые легкие времена. Мне кажется, что будет интересно и России, кто придет на смену Иоанну Павлу П. Это вопрос глобальный. Если это будет кардинал из латиноамериканских стран или африканских, т.е. человек не европейских мировоззрений, человек из "третьего мира", с политическим, а не с традиционно христианским видением будущего, это могут быть новые вызовы и для России, как мнекажется, и для христианства в целом. Думаю, что важно с самого начала занять четкие позиции. Знаю, что переговоры с католической Церковью очень сложны, но в политическом смысле переговоры все равно будут, Россия тоже сегодня ищет свой путь в этой Европе, которая объединяется в новое супергосударство, которое многим напоминает империю Карла Великого. Естественно, Россия волнуется, многим в России очень не нравится то, что происходит на европейском континенте. Создается впечатление, что идет вытеснение России с ее исторического пространства. Я не хочу вести сегодня политологические дебаты. Мне, вообще, слово `политолог` не очень нравится,оно слишком современно, много политологов и в Германии, и в Америке, и в России занимаются жульническими делами, а не выносят истину на политическую арену. Они вертят судьбами, как нужно им самим, а не людям, которые к ним прислушиваются. Давайте, поговорим, если у нас есть такая возможность, о том, как мы видим наше будущее, как мы можем сохранить наши традиции, как можем объединить общую Европу с разными христианскими мирами. Православие должно восторжествовать на Востоке Европе, там его место и его корни, и оттуда оно влияло на мир. Но в то же время какевропеец я надеюсь, что несмотря на то, что европейские политики отказались от слова `христианство` в новой Конституции ЕС, христианская религия и вера небудет настолько ослабевать в будущей Европе. Потому что, если христианские основы будут разрушаться в старом мире, России от этого легче не будет. Тогда Россия будет в роли единственной христианской державы, которой придется сражаться и с Китаем, который через несколько десятилетий наряду с Америкой будет обязательно доминировать в мировой политике, со всеми вытекающими последствиями, и с исламским миром, у которого достаточно агрессивная религия. Не забудем объявление войны России, которое состоялось в 1989 году, когда тогдашний имам нового исламского государства Иран обратился к М.С.Горбачеву с очень угрожающими словами: "Или вы исламизируете Россию добровольно или вы о нас услышите через 20-25 лет". То, что сейчас происходит в Чечне, на Северном Кавказе, частично в Башкиртостане и Татарстане, в Центральной Азии, очень напоминает эти жуткие и опасные слова, которые тогда были брошены еще достаточно мощному государству - Советскому Союзу, и тогда всерьез не были приняты. Возвращаясь к тому большому развитию, которое мы проходим во всей Европе, думаю,что об этом стоит задуматься.

А.Мусаков: Александр Глебович произнес прекрасные слова: "15 лет, как Россия возобновилась". Мы об этом забываем. Мы с А.Г.Раром вчера присутствовали на встрече с одним из аналитиков и обсуждали вечную тему, которую много лет обсуждаем и на Православном радио. Эту же тему я пытался развивать, благодаря Александру Глебовичу, и на "Немецкой волне" для русских слушателей. Мы говорили о Китае. О китайской опасности я говорил и на "Немецкой волне", и теперь. В газете "Завтра" март 2005 г., N12 (592), опубликована статья под названием "Китайский проект без легенд прикрытия" (авт.ист. - www . arriere - garde . ru ). Мы анализировали эту публикацию. Китай рассматривает мир триедино, но своеобразно: для Китая мир состоит из великой Поднебескной - самого вечного Китая, из Соединенных штатов Америки и России. Этим многое сказано. В 2020 году Китай собирается стать доминирующей сверхдержавой в мире. А христианское воцерковление идет в Китае очень медленно. Мы давно говорим об особенностях китайской популяции, потому что человеческое сообщество, лишенное веры в Бог f , достойно называться популяцией. Наши социобиологические анализы и прогнозы бывают необъяснимо эффективны для некоторых наблюдателей. Ведь то политологическое сообщество, о котором справедливо говорил А.Г.Рар, Вашего покорного слугу как коллегу не воспринимает, потому что я базируюсь в своем анализе на других факторах. Вчера мы говорили о М.М.Касьянове не с одним человеком. Мы общались и с генералом-майором госбезопасности в отставке Ю.Г.Кабаладзе, и с вице-спикером Совета Федерации Д.Н.Мезенцевым, с которым мы были депутатом Ленсовета-Петросовета в 90-93гг. Вообще А.Г.Рар общается с очень разными людьми, и многие говорят о либеральном реванше. Другие говорят о том, как Путин попытается продлить свое правление - спецслужбовское, питерское. Третьи рассматривают варианты перехода к военной власти - к тимократии. Все эти вопросы анализируются. Сейчас мы случайно встретились с А.Г.Лушниковым, эфир у нас, к сожалению, не состоялся, но известный либерал-демократ - А.Г.Лушников много рассказал об обстановке и на Кавказе, и в Чечне. У А.Г.Рара много источников - самых разноплановых. Говорили и о монетизации, и о проблемах военнослужащих. Вчера встречались с М.С.Горбачевым, и он тоже предрекал тяжелую ситуацию в России без его участия. Сейчас многие ощутили, что в России наступают тяжелые времена, времена нового выбора. Наверное, А.Г.Рару легче поделиться этими впечатления, ведь от него этих их ждут и на Западе, в Германии, впечатлений о сиюминутной ситуации в России.

А.Г.Рар: Мы сейчас проходим совместный путь развития - Европа и Россия. Вопрос стоит так: как мы вместе создадим цивилизационное поле, где мы объединим какие-то интересы и ценности, в том числе и христианские. Речь идет об объединение в общей идеологии и безопасности для того, чтобы противостоять тому, что ожидает европейцев, к которым Россия тоже причисляется, в ближайшие десятилетия и столетия. Вы уже говорили о Китае. Я думаю, что мы мало знаем о Китае, мало таких специалистов. Но одно много сказать бесспорно, что эта страна становится новым гегемонов на азиатском континенте, и в Азии Китай будет в скором будущем играть ту доминирующую роль, которую Америка до сих пор играет в Европе. У Китая самые лучшие шансы обогнать и Евросоюз, и Россию, и Индию, и выйти на второй план государств на нашей планете. Не думаю, что Россия за последние триста лет со времен Петра переживала бы такую изоляцию и такой натиск на свои границы, на свою государственность одновременно с трех сторон. С одной стороны - Китай.Трудно сказать, Китай - враг или партнер России, но важно то, что между Китаем и Россией нет точного взаимопонимания, есть только торговые связи. Как эти две разные цивилизации уживутся в российской части Азии и на Дальнем Востоке - большой вопрос. Там будет разыгрываться большая геополитическая борьба вокруг русских ресурсов, которые находятся на русской территории, а у Китая их нет. И об этом должен думать каждый ответственный лидер и политик, который руководит в такой ответственный момент Россией В то же время нельзя исключить больших потрясений в ближайшее десятилетие в исламском мире. Об исламской ядерной бомбе уже говорят всюду. Там происходят революционные движения, которые будут больше потрясать будущий мир ХХ1 века, чем те смешные революции, которые сейчас происходят по постсоветском пространстве и на Балканах. Там действительно идет перемена всей мировой системы, не только в Ираке. Где-то создается предпосылка для объединения экстремистских исламских сил в борьбе против западной цивилизации. К сожалению, в то же самое время, говоря о Китае и исламском мире, которые во многом угрожают государству и цивилизации, и быту России, у России не налажены отношения с Евросоюзом, с США и Европой, хотя В.В.Путин это пытался сделать по-своему, достаточно прагматично и умело. Он исправил те ошибки, которые делал Ельцин в 90-е годы, который только и хотел получать от Запада деньги: люди из окружения Ельцина просто ездили и просили, и умоляли Запад принять Россию в НАТО, чтобы искоренить "русское варварство", как они говорили, чтобы научить русских жить по цивилизованнымправилам Запада. Все эти слова на Западе часто вспоминают, поэтому и отношение сегодня к России двоякое на Западе: с одной стороны многие желают в России стабильности, с другой - вспоминают слова, сказанные тогда молодыми реформаторами, что если Россия не станет демократической и либеральной, то она будет большой угрозой для старого мира. Эти слова в Европе помнят, поэтому к Путину сегодня в Европе многие относятся с осторожностью, даже с опаской, боясь чего-то такого, что никто не может четко высказать. Россия не идет по пути Польши, Венгрии, она не строит либеральную модель демократии, и в Европе это многих пугает. Но я бы сказал, что это - промежуточный этап. Кстати, немцы относятся с большим пониманием к тому, что происходит в России, чем англичане, австрийцы, французы, испанцы. Думаю, потому, что немцы прошли после второй мировой войны трудные годы, и понимают, как трудно восстанавливается государственность и идентичность. Но, возвращаясь к первой своей мысли, которая многим, может быть, покажется космополитичной, нереальной, утопичной, мне кажется, что у нас нет другого выхода, нежели совместно спасать Европу, ту Европу, которая две тысячи лет создавала мировую цивилизацию. Существование этой Европы все больше и больше может оказаться под вопросом. Мне кажется, что ЕС и Европа без России не выживут. И то же самое Россия, которая будет и православной, и славянской, со своими традициями и обычаями должна воспринять Европу, несмотря на то, что там живут католики и протестанты, как выразился Д.Рогозин, как свою вторую родину, как нечто, что ближе России, чем все другое. И когда мы пройдем через все споры, и поймем друг друга ближе, (для этого мы с Вами и работаем сейчас вместе). В спорах во многом мы не сходимся, но главная мысль должна оставаться. Мы должны находить то, что нас объединяет, а не разъединяет, хотя то, что сейчас происходит, скорее, пахнет конфликтами и недопониманием, чем пониманием и гармонией, как это было в начале путинского правления.

А.Мусаков: Великолепная статья А.Г.Рара опубликована 30 марта с.г. в "Независимой газете", наши радиослушатели могут ознакомиться с ней в Интернете. В этой статье А.Г.Рар напомнил о взаимодействиях Путина и Шредера, к которым А.Г.Рар имеет самое непосредственное отношение, о заслугах Шредера, о том, как он отстаивал интересы Путина и сегодняшней России перед многими недоброжелателями России. Я хочу напомнить братьям и сестрам, что в нашей книги "Перспективы путинской России", которая раздавалась бесплатно, есть почти в каждом питерском доме, в конце изложено наше видение будущего мира: США, Евразия , Индокитай. Это было написано в 2001-2002 гг. При этом приоритет отдавался отношениям России и Германии в этом новом мироустройстве. Потому принципиального спора нет. Сегодня А.Г.Раром произнесены исторические слова: "ЕС-Европа без России не выживет". Запомним эту цитату из Рара. Думаю, что Германии и России, которых традиционно на всем протяжении истории стравливали, предстоит историческая миссия (двум христианским государствам, имеющим зону пересечения). Я имею в виду прежде всего Восточную Пруссию, где славянские племена доминировали, мы это помним. Я с большой самоиронией напомнил о баронстве фон Мускау, (Музаков) в Восточной Пруссии, генеалогические корни которых искал мой брат, Н.Н.Мусаков, считавший себя всегда пруссаком, забывая о том, что болгарские "источники" старше. Он всегда считал, что древнейшие европейские роды по своему существу - славяно-германские. Наша соединительнотканная зона - место нового союза великой России и великой Германии в обережении Европы. Все-таки по существу христианской Европы, нашего общего цивилизационного и культурного дома. Поэтому ни о каких принципиальных спорах и разногласиях у нас речи быть не может. Странно то, что и китайские источники, которыми мы не располагали в 2001-2002 годах примерно также видят проект мироустройства будущего. Что значит большая Россия (А.Г. сказал, оберегающая, прежде всего, православные и духовные ценности и славянские этнические культурные ценности) и Европа в одном государстве при возможной лидирующей роли Германии и России, а, возможно, на каком-то этапе, России? А.Г.Рар назвал это утопическим планом, но это, наверное, единственно возможное видение православного человека. Точно также, как мы последние обережители Престола Богородицы, последние удержители ортодоксальной православной христианской веры . Это наша миссия, и здесь Священное писание не расходится с современной политологий. Вопрос в том, действуем ли мы в резонансе с этими процессами или в диссонансе. Усилия А.Г.Рара, гражданина Германии, но русского православного человека, (А.Г. вспоминает, как по указанию В.В.Путина его маме - Ореховой и отцу - Г.А.Рару вернули российское гражданство), у которого две родины, две как одна да благословенны будут! Нас сейчас могут подозревать в арийских, имперских, нацистских позициях, но ничего подобного мы не говорим, мы говорим о православном пути.

А.Г.Рар: Мы, русские потомки белогвардейцев, просто вынуждены отстаивать те идеи, с которыми выступаем. У меня нет другого выхода. Я живу в Германии, я гражданин Германии, но я православный человек, я вырос в православии. Я русский, у меня русская жена и русский ребенок, у меня русская семья и больше русских, чем немецких друзей. Но в самой России, возродившейся 15 лет назад, я не чувствую, что мои знания и возможности в построении мостов между Европой и Россией востребованы. Я не говорю только о себе. Потомки белогвардейцев, живут сегодня в Москве как граждане Бельгии, Америки, Англии, они вернулись 15 лет назад на историческую родину, правда не получив работы в русских учреждениях, т.к. к ним не было доверия. Они работают на иностранные фирмы, но живут в России, ходят в русские храмы, организуют русские балы и женаты на русских. Они по-прежнему 15 лет добиваются от российских властей, чтобы к ним было бы другое отношение, чем ко всем иностранцам. Очень сложно работать с российским МИДом в этом направлении, там по-прежнему очень бюрократический подход ко всей российской эмиграции: "Если хотите быть такими как мы, приезжайте сюда, рвите ваши паспорта, а что вы будете здесь делать - это ваши проблемы". Я думаю, что это неправильный подход, нужно и России более внимательно посмотреть на то, что за эти 80 лет, когда Россия была изолирована от остальной Европы, два миллиона русских людей, потомков многих очень известных людей старой России были вынуждены покинуть родину во время гражданской войны, К ним, я думаю, нужно выработать другое отношение и принять их так, как это делали поляки с их эмигрантами, украинцы с их диаспорой, эстонцы. Почему нельзя опираться на наши возможности, на наши знания, как русских, которые выросли в Европе и знают другой мир, но остались и несут в себе русскости больше, чем многие в России? Почему мы не может не влиться в политику, в историческую жизнь своей исторической родины как полноценные люди? Это вопрос, который я до сих пор не понимаю, и мне очень больно, когда люди, старающиеся делать "мосты " чувствуют, что где-то в чиновнических отделениях на их прошлое, на то, что эмиграция выстрадала, абсолютнонаплевательское отношение.

А.Мусаков: Впервые эти слова Александр Глебович Рар произносит здесь - на православном радио Санкт-Петербурга. Это не слова упрека, это слова пожелания. Наши очень многие ура-патриоты, радикальные патриоты, зачастую не помнящие духовного родства, очень любят поговорить о Государстве Израиль. А надо отдать должное их отношению к самим себе. И к иудейской вере, которая в Конституции, и к названию страны, которое начинается не со слова "Израиль", а со слова "Государство", и как собирали диаспору со всего мира. Можно как угодно злопыхать, но нужно видеть, как те, кто объявляются чуть ли не нашими главными "супротивниками", как они свою государственность, веру, этнос объединяют, цементируют, содержат. Мы не умеем этого делать. Мне это понятно, и поэтому я люблю говорить о двух параллельных проектах. Православие в основе всего. Первое - это в государственном плане через 10-15 лет восстановление в России конституционно-монархической формы правления, что завещано. И только при этой форме правления аристократы крови и духа смогут получить искомое в плане служения и обережения своей родины. Я, грешный, так думаю. А пока после серии революций - сначала коммунисты освобождали для эксплуатации труд, теперь либералы освободили блуд - трудно говорить о привнесении в Россию духа аристократичного служения. Второе - создание Центрально-континентальной Евразийской конфедерации со столицей в Санкт-Петербурге -в городе Святого Апостола Петра. Два параллельных проекта должны идти в России. Дальше ЕС объединяется с тем, что сегодня называется ЕЭП - Единое экономическое пространство. Тогда мы оправданно сможем претендовать на некое лидерство на нашем евразийском континенте. Та констатация, которую сегодня здесь привел Александр Глебович, прежде всего, московская констатация, там, где чиновничье средоточие. В Питере всегда немного другое. Я сам всегда старался восполнить этот пробел, сделать, все, что смогу для Александра Рара и его отца, и буду делать. Если бы каждый русский человек не подлой натуры взял на себя священное право думать о своих собратьях за рубежом, было бы неплохо. Особенно я имею в виду представителей т.н. элиты, хотя я больше люблю слово "истэблишмент". Но этого пока не происходит, для этого нужно время. А.Рар как-то сказал как-то в эфире: "Я представляю тот осколок России, где продолжалась русская православная царственная история". Соединение этого осколка, "репрививка" его на постреволюционный "дичок" - это нормальное явление, но пока к этому не готовы. У нас есть вопрос в эфире.

Радиослушатель: Скажите, пожалуйста. что было у Качаряна с Путиным, продолжается ли их дружба, и чем может закончиться противостояние армян с грузинами?

А.Мусаков: Полной информации у меня нет, но уже полгода назад у нас была информация такого свойства: Роберт Качерян приезжал к В.В.Путину и договаривался об обучении военных-армян бесплатно в российских высших военных учебных заведениях. Ситуация там напряженная. Пока Качерян у власти, связи России и Армении будут достаточно тесными, это наш форпост на Кавказе. Братья и сестры меня слушают восьмой год и знают, что ни слова против Армении я не произнес. Армении в отношении России всегда вела себя лучше кого бы то ни было. Я думаю, что только демонстрация единства и силы остановят от братоубийственных конфликтов православных грузин и монофизитов армян, многие из которых искренне считают себя православными.

А.Г.Рар: Мне кажется, что все, что мы видим сегодня на Кавказе это временное явление. Грузия сейчас противостоит России при нынешнем руководстве, приближается к Америке, к Западу. Армян тоже зовут в Европейский союз. Турция, которая хочет вступить в ЕС, готова открыть свою границу к Армении и таким образом вытащить армян из искусственной изоляции, в которую они попали, манят армян торговлей с Западом. Есть в этом регионе российские интересы. Это не только традиционные связи с Арменией и Грузией, но и влияние на нефте-газовую добычу в этом регионе, от которой зависит вся энергетическая безопасность Евросоюза. Я думаю, преждевременно делать далеко идущие выводы. Мы сегодня не планировали политологические лекции, я с удовольствием сделаю это в другой раз. А сегодня мы хотели поговорить о возрождении России.

Радиослушатель: Меня зовут Юрий Николаевич Тихонов. Постоянно по многим православным средствам информации говорится, что вот пример апостасии в том, что в Конституции Европы нет упоминания о христианстве. Но насколько я помню такого упоминания нет и в Конституции России. Почему для Европы это более страшно, чем для России? И второе - как думает русская элита о состоянии новой русской эмиграции, которая осталась на постсоветском пространстве, и отношение к ней такое же, как рассказывал г-н Рар.

А.Рар: В русской конституции тоже нет упоминания о христианстве, т.к. она была написана в 92-93гг., это дух того времени, когда Россия хотела понравиться Западу. В новом российском гимне уже есть упоминание Бога. Что касается эмиграции, это позорное отношение, особенно в Туркменистане, где их диктатор просто преследует русских. Я не понимаю, почему Россия столько внимания уделяет правам русских в Латвии и Эстонии, где тоже трудно живется русскому населению, но это несравнимо с тем, как русских просто вырезают в диктаторских странах на юге постсоветского пространства. Старая эмиграция на самом деле слабеет. Отношение ее к ближнему зарубежью России затруднено, у нас нет прямых связей с ними. Но в Европейском парламенте в Брюсселе сейчас создается русская партия, которая репрезентирует русских эстонцев, так что в Европе появится сила, накоторую нужно обращать внимание.

Радиослушатель Владимир:Почему на Западе так бояться прихода в России к власти военных.?

А.Г.Рар: Потому что на Западе считают, что с Россией можно будет дружить только тогда, если Россия будет демократической страной, где будет стабильность и порядок, но в первую очередь, страной, которая будет разделять либеральные ценности. Другую Россию просто боятся. А военные в глазах Запада представляют именно не демократическую модель.

А.Мусаков: Я бы ответил немного по-другому: сегодняшних военных кандидатов на власть (давайте только не путать сегодняшних действующих военных с отставными) напрасно опасаются на Западе, потому что сегодняшние крупные военноначальники во многом вестернизированы гораздо больше, чем представляют наши граждане и особенно отставные военные. Весь наш военный истэблишмент формировался в ту же ельциновскую эпоху, о которой говорил А.Г.Рар. Когда мы вчера обсуждали вопрос, кто будет у власти: Касьянов или военные, я сказал, что вполне может быть сложное и фантастическое сочетание Касьянова и российских военных у власти. Возможна такая бинарная система, в которой ничего патриотического в Вашем понимании, радиослушатель, может и не быть. Напрасно боятся власти военных в России. Вопрос в том, каких военных. Мы работали с А.И.Лебедем, видели партию, которую он создавал, видели его ближайшее окружение. ..Не стоит бояться власти военных.

А.Г.Рар : Я приеду теперь в Россию уже только на Петербургский Диалог, который состоится в сентябре. Я желаю всем православным успешно завершить пост. Пусть каждый про себя подумает, что ему оставить, как возобновиться самому и достойно встретить Пасху.

А.Н.Мусаков: Надеюсь, что А.Г.Рар приедет и раньше - в августе, мы постараемся сделать все для этого. До следующей встречи. Быть добру!

www.Musakov.ru

03-04-2005

Док. 549626
Перв. публик.: 03.04.05
Последн. ред.: 11.03.09
Число обращений: 0

  • Рар Глеб Александрович
  • Рар Александр Глебович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``