В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Атечные сети - устойчивый, рентабельный бизнес и более доступная лекарственная помощь? Назад
Атечные сети - устойчивый, рентабельный бизнес и более доступная лекарственная помощь?

Все еще продолжающееся тяжелое экономическое положение страны, рост курса доллара по отно-шению к рублю и как следствие увеличение стоимости лекарственных средств требуют поиска новых форм хозяйственной деятельности с целью повышения эффективности управления и улучшения экономических показателей аптечных предприятий, создания более оптимальной структуры аптечного рынка. Реальным выходом из сложного положения, по мнению многих, является создание аптечных сетей.Процесс формирования в России аптечных сетей еще только начинается, хотя уже начинают просматриваться некоторые устойчивые тенденции. Разумеется, на пути становления аптечных сетей уже приходится сталкиваться со множеством трудностей. На все накопившиеся вопросы мы попросили ответить организаторов аптечных сетей, специалистов, занимающихся проблемами их развития, с тем чтобы проанализировать все плюсы и минусы.

photo_15.gif (4772 bytes)

Багова Клавдия Рамазановна, директор муниципального унитарного предприятия `Аптека N3`, Республика Адыгея:

В состав нашего предприятия входит пять филиалов аптеки в г. Майкопе и четыре аптечных отдела, организованных при фельдшерско-акушерских пунктах самых отдаленных хуторов Республики Адыгея.

Нужно ли еще увеличивать их число? Пока мы это не планируем, так как розничная аптечная сеть в Адыгее развита вполне достаточно. Более того, подчас две аптеки – государственная и частная – функционируют в одном здании. И, к большому сожалению, этому никто не может помешать, ведь нормативных актов на сей счет просто не существует. А зря! Пора бы на федеральном уровне решить этот вопрос, и было бы больше порядка.

Оптовых фармпредприятий в республике недостаточно, поэтому за товаром нам чаще всего приходится ездить в Краснодар. Конечно, не так далеко, но лучше, чтобы все можно было купить с меньшей затратой сил и средств в Адыгее.

Нашему предприятию приходится решать много проблем, и одна из главных — проблема правильной организации аптечной сети. К примеру, врачам и фельдшерам очень дальних хуторов Красная Улька и Гавердовский мы отпускаем медикаменты под отчет по договору. Те, в свою очередь, реализуют их населению. Конечно, выручка там совсем мизерная, но в данном случае меня как руководителя аптечной сети радует то, что жители глубинки не остаются без лекарственного обеспечения. В самом Майкопе аптечная сеть только нашего предприятия дает прирост товарооборота где-то процентов на 20. Это позволяет нам тратить часть полученной прибыли на улучшение материально-технической базы аптеки, увеличение лекарственного ассортимента, повышение профессионального уровня знаний наших сотрудников (например, получение ими сертификатов качества).

В будущем мы планируем нашу аптеку превратить в крупный `Аптечный дом` с большим ассортиментом лекарств и предоставлением медицинских услуг. Надеемся, что эти планы осуществятся.

photo_18.gif (6095 bytes)

Бескончина Галина Тимофеевна, директор ГПП ЦРА N 30, г. Тогучин Новосибирской области:

Тогучинская центральная районная аптека N 30 имеет широкую филиальную сеть по всему району. В нее входят 8 аптек, 5 аптечных пунктов I категории и 48 аптечных пунктов II категории. Государственные аптеки имеются во всех крупных селах нашего района. За 26 лет моей работы ни одна аптека не была ликвидирована. Напротив, мы строили и открывали новые аптеки. Только за последние 10 лет были открыты две аптеки: в селе Каурак и в пос. Горный. А некоторые аптеки (с. Сурково, пос. Усть-Каменка, пос. Шахты Завьяловской) были переведены в благоустроенные помещения с центральным отоплением, что стоило нам неимоверных усилий. Открыта была также аптека в совхозе `Нечаевский`. Но увеличивать число аптек нам не под силу, это огромные затраты. Сегодня, кстати, очень трудно сохранить и те аптеки и аптечные пункты, которые были созданы ранее. Ведь известно, государственные аптеки, неся все тяготы социального обслуживания населения (льготное лекарственное обеспечение, производство ЛС по индивидуальным рецептам врачей), не поддерживаются государством. Напротив, расходы из наших собственных оборотных средств на закупку, доставку препаратов, прохождение контроля ЛС, лицензирование и др., растут, как снежный ком. Ежемесячно изымается 200 тыс руб из собственных оборотных средств ЦРА N 30 для поддержания филиальной сети аптек.

Помимо этого, на `самочувствие` аптечной сети значительно влияют различные реорганизации ЛПУ района: уменьшение количества коек, переход на амбулаторный режим работы, а то и вовсе закрытие больницы. Для аптек это оборачивается снижением объемов или прекращением изготовления экстемпоральных ЛС для поставок в больницу. В конечном итоге, это приводит к большим убыткам. За счет оборотов центральной аптеки мы поддерживаем две самые дальние аптеки.

Я считаю, на селе нам приходится решать глобальные проблемы. Во многом они незнакомы городским аптекам. Одна из главных проблем - доставка товара и снабжение медикаментами жителей отдаленных поселков. Радиус обслуживания нашей аптеки - 115 км. При не лучшем состоянии дорог и высокой стоимости бензина – это настоящая проблема. Далее, нас заботило, что оборачиваемость доставленных препаратов достигала гигантских сроков – до 300 дней! Сегодня ситуация изменилась коренным образом благодаря адресной рассылке только тех препаратов, которые имеют спрос в данной местности. Так нам удалось сократить сроки оборачиваемости товара в 2,5-3 раза.

И все же затрат больше, нежели прибыли. Поэтому перспективы я вижу в развитии мелкорозничной аптечной сети. Недавно был открыт аптечный пункт в совхозе `Лекарственный`, который имеет полный ассортимент жизненно важных ЛС. Оправдывает себя разъездная форма работы двух передвижных аптечных киосков. А в первом квартале 2000г. мы наметили открыть еще один стационарный аптечный пункт I категории в левобережной части города.

photo_19.gif (6204 bytes)

Вавилова Анастасия Михайловна, исполнительный директор
ЗАО `36,6`, Москва:

На наш взгляд, создание и развитие аптечных сетей сегодня является одним из самых перспективных направлений в работе дистрибьюторских компаний, особенно в таком регионе, как Москва.

Наша компания начала развитие собственных аптечных сетей в августе прошлого года – как раз в разгар кризиса. Тем не менее, сегодня сеть `Аптека 36,6` включает в себя шесть аптек под торговой маркой `36,6`, три фармамаркета и девять классических аптек. На ближайшие три года намечено активное расширение сети.

Впрочем, говоря о перспективности этого сектора рынка, необходимо учитывать, что Москва является относительно благополучным и стабильным в финансовом отношении регионом: совокупный семейный доход москвичей на 60% выше, чем в среднем по стране, а продажи лекарственных препаратов в Москве и Московской области составляют 30% от всех продаж по России. Здесь расположены представительства иностранных компаний-производителей, что накладывает отпечаток на работу розничной аптечной сети. И наконец, что самое главное, сегодня обеспеченность жителей нашего города аптеками довольно низкая - в 2 – 3 раза ниже, чем в большинстве европейских стран. Кроме того, как говорят результаты социологических опросов, московские покупатели очень мало дифференцируют аптеки, объединенные единой торговой маркой, и обычные муниципальных аптеки. Учитывая все это, мы видим очень серьезные перспективы для развития аптечных сетей в Москве.

Безусловно, аптечные предприятия, объединенные в общую сеть, способны гораздо эффективнее помогать решать проблемы лекарственного обеспечения населения. Например, централизованные закупки ЛС позволяют снижать розничную цену на препараты, чего не может себе позволить отдельная аптека, добиваться более высокого качества препаратов (закупки на единый склад предполагают их большие объемы и в итоге выводят на прямые контракты с производителями). При этом исключается участие многочисленных посредников, а значит в аптеки не попадают так называемые серые марки и товары с истекающим сроком годности.

Нельзя не упомянуть и о проблеме ассортимента. Обычная аптека не может позволить себе приобретать редкие лекарственные препараты с невысоким уровнем спроса. А сети аптек могут формировать ассортимент с учетом принятых схем лечения всех значимых групп заболеваний, в которые входят не только дорогие оригинальные препараты, но и более дешевые дженерики. Помимо этого, наша сеть, к примеру, обеспечивает покупателей еще и широким спектром товаров `для красоты и здоровья`, консультационными услугами, т.е. человек может обратиться к нам за помощью не только в решении уже возникшей проблемы, но и с целью профилактики, поддержания здоровья.

Не менее важно развитие аптечных сетей `36,6` и с точки зрения ведения бизнеса холдингом `Время` в целом. Это и дополнительная прибыль, и укрепление имиджа (что, в принципе, взаимосвязано).

Что же касается проблем, возникающих при открытии новых подразделений аптечной сети, то прежде всего это выбор местоположения будущей аптеки (учитывая, в частности, и огромное количество предложений на рынке недвижимости). После проведения всех необходимых ремонтных и отделочных работ, монтажа оборудования наступает другой сложнейших этап – получение лицензии. Здесь очень важно не упустить множество мелочей, начиная с оформления вывески.

Наша компания при открытии новых аптек большое значение придает формированию ассортимента. Учитываются характеристики района, деятельность ближайших конкурентов и множество других факторов. И наконец, в совершенно особую проблему выливается оповещение населения близлежайших районов о факте открытия аптеки, внедрение ее в схему привычных мест совершения покупок и, в конечном итоге, перетягивание покупателей у конкурентов. Для достижения этих целей у нас разрабатываются собственные уникальные технологии. И тем не менее проходит много времени и тратится немало сил прежде чем новая аптека выйдет на запланированных товарооборот.

photo_13.gif (5715 bytes)

Голева Марина Анатольевна, директор МУП `Фармация`, г. Краснодар:

10 июля 1999 г. по решению городской Думы г. Краснодара создано ОАО `Краснодарская фармацевтическая компания` с уставным капиталом 35 млн рублей. Создание КФК стало вторым шагом на пути решения проблемы лекарственного обеспечения населения г.Краснодара. Первым - было создание в феврале 1999 г. муниципального унитарного предприятия `Фармация`, объединившего 38 аптек (28 из них имеют производственные отделы, 10 – отпускают только готовые лекарственные средства), а также 30 аптечных пунктов и 21 аптечный киоск с общей численностью работающих 900 человек. 8 аптек на момент объединения имели стабильное экономическое положение, занимали прочные позиции на розничном рынке города. МУП `Фармация` в качестве правопреемника приняло на себя все долги аптек, причем 2 млн руб из них оказались непокрытыми товаром.

Аптеки `Фармации` обеспечивают 58 ЛПУ города и некоторые краевые всем ассортиментом готовых лекарственных средств, в том числе изготавливаемых экстемпорально, а также отпускают лекарства населению по рецептам врачей, в том числе по бесплатным и льготным, в объеме 2 млн руб в месяц.

При продолжающемся спаде отечественного производства, снижении объема поставок импортных лекарств особенно важным становится внедрение новых форм хозяйственной деятельности с целью экономии и рационального использования бюджетных средств, а также повышения эффективности управления муниципальной собственностью. Практика уже первых месяцев деятельности `Фармации`, объединившей разрозненные аптечные предприятия, показала эффективность объединенного аптечного хозяйства. Однако МУП как предприятие, основанное исключительно на базе муниципальной собственности, может существовать лишь за счет первоначально переданного городом имущества и средств и не имеет возможности привлечь инвестиции для развития собственной деятельности. В связи с этим и встал вопрос о создании КФК, с одной стороны, базирующейся на муниципальной собственности и подконтрольной органам местного самоуправления, а с другой - имеющей возможность привлекать инвестиционные средства из сторонних источников, как российских, так и иностранных.

Основой данной системы является использование муниципального имущества, задействованного в соответствующих отраслях хозяйства, причем, что особенно привлекательно и удобно для города, без передачи права собственности на указанное имущество вновь создаваемому обществу.

Участие в КФК компании ЗАО `ИнФармТех` позволяет осуществить профессиональную автоматизацию аптечной сети. В настоящее время эта фирма в сотрудничестве с компанией `Эскейп`, разработчиком программного обеспечения для фармацевтической деятельности, занимается внедрением уникального программно-технического комплекса, который позволяет создать единое информационное пространство между аптеками и КФК.

На сегодняшний день все аптеки обеспечены компьютерной техникой, специальными программами и контрольно-кассовыми аппаратами со сканерами для считывания штрих-кодов.

В конечном итоге данный комплекс позволит вести автоматизированный учет препаратов внутри аптеки, а также отслеживать динамику потребления медикаментов за определенный период времени. Это даст возможность обеспечивать заявки, отталкиваясь от реальной потребности аптек.

dondo.gif (4968 bytes)

Дындо Ирина Константиновна, заведующая аптекой `Здоровье` ООО `Аптечный торговый дом`, г.Новосибирск:

Наша фирма объединяет две аптеки в разных районах города, один аптечный пункт и 7 аптечных киосков. Аптека `Здоровье`, которой я руковожу, была создана полтора года назад. Должна сказать, что за период ее существования многое изменилось в нашей работе. Показательно, что у нас почти вдвое уменьшилось число поставщиков. Сегодня их количество приближается к 55. Это связано с тем, что многие мелкие фирмы прекратили существование, скорее всего вследствие кризиса. Другая причина - это введение системы сертификации. Наша аптека зачастую сталкивается с отсутствием сертификатов, подтверждающих качество медикаментов, которые распространяют мелкие оптовые фирмы. Естественно, мы отказываемся покупать не проверенные препараты.

Все аптечные учреждения нашей сети, имеющие единый расчетный счет, самостоятельно закупают медикаменты, ориентируясь на спрос населения в каждом конкретном районе. Препараты приобретаются у разных поставщиков; со многими из них сложились хорошие партнерские отношения. Добавлю, что сегодня работать очень приятно и интересно, поскольку нет дефицита медикаментов. Ассортимент в нашей аптеке насчитывает примерно 5000 наименований. Кроме того, ощутимо растет спрос на дорогие эффективные оригинальные лекарства импортного производства. А ведь еще в прошлом году об этом нельзя было и подумать.

Теперь о ценах. В аптеке, равно как и в других аптечных учреждениях нашей сети, цены довольно низкие, даже с учетом торговых наценок. Кстати, они гораздо ниже, чем в государственных и муниципальных аптеках. Это объясняется тем, что мы покупаем ЛС по предоплатным ценам и пользуемся системой скидок, которые предоставляют нам оптовики. Зачастую мы используем минимальную торговую наценку на жизненно важные медикаменты, что делает лекарственную помощь больным более доступной. Снижение цен – одно из основных направлений работы нашей аптечной сети. И мы уверены, что в этом нам поможет более тесный контакт с врачами городских поликлиник, ведь они направляют к нам больных за лекарствами. Сегодня мы уже пытаемся осуществить это. Врачи получили от нашей аптеки фирменные бланки рецептов, по которым пациенты смогут приобрести лекарства на 3% дешевле. Кроме того, аптеки нашей сети активно используют систему заявок на лекарства (в прошлом году около 400 больных получили лекарства по заявкам) и благотворительные акции, которые проводятся совместно с представителями зарубежных компаний.

Планируем обязательно расширять нашу аптечную сеть. Предполагается открыть аптечный киоск от аптеки. Несмотря на высокую конкуренцию, расширение аптечной сети - дело выгодное. Посудите сами, товарооборот нашей аптеки возрос на 15% по сравнению с прошлым годом. Примерно так же обстоит дело в других аптечных учреждениях сети. В будущем будем развивать сеть мелкорозничной торговли в стационарах. Эта ниша практически не занята.

При открытии филиальных аптек мы не испытываем особых трудностей. Взаимодействие с областным Управлением фармацевтической деятельности и Комитетом по лицензированию всегда для нас плодотворно. Чаще всего мы сталкиваемся с предвзятым отношением к частным аптекам. Но противопоставлять частные аптеки государственным не всегда уместно. Ведь частные аптеки, создавая здоровую среду конкуренции, способствуют снижению цен и точно так же, как государственные, заботятся о лекарственном обеспечении населения.

ivanov.gif (4898 bytes)

Иванов Владислав Владимирович, директор ЗАО `Бонум`, Саратовская область:

Наша аптечная сеть появилась в Саратовской области самой первой. На 1 октября 1999 г. она имела 12 аптек и 11 аптечных пунктов, работающих под фирменным знаком `Бонум`. Наши аптечные учреждения имеются как в областном, так и в районных центрах. Сейчас готовятся к открытию еще 3 аптеки, 2 из них - в Балаково, втором по величине городе области.

Главным преимуществом аптечных сетей является то, что за счет большого объема закупок поставщики медикаментов предоставляют им более выгодные условия. Заказы всех наших аптек стекаются в торговый отдел, где формируется единая заявка. Поэтому оптовые фармацевтические фирмы борются за право работы с нами. Мы имеем конкурентноспособные цены и хороший ассортимент: от 1,5 до 3 тыс наименований в различных аптеках.

Аптечная сеть позволяет лучше распределять денежные и товарные ресурсы, более гибко реагировать на покупательский спрос. Так, если в одной из аптек какой-то медикамент не имеет спроса, всегда есть возможность реализовать его в другой. Концентрация финансов позволяет обеспечивать аптеки современным оборудованием и компьютерами. Все наши сотрудники одеты в фирменную одежду и получают возможность для профессионального роста и повышения квалификации на специализированных курсах. Кроме того, зарплата наших работников выше, чем в обычных аптеках. Все товары отпускаются населению в фирменных пакетах с надписью `Бонум`.

Открывая новые аптеки, мы пришли к заключению, что лучше начинать их организацию с нуля. Обязательным условием для открытия новой аптеки, с нашей точки зрения, является приобретение собственного помещения. Часто для его покупки мы используем кредитные средства. Приобретение и приватизация муниципальных и государственных аптечных учреждений экономически менее выгодны (как правило, высокая арендная плата за помещение, и большие долги оптовым фармацевтическим компаниям налоговым органам).

В аптечной сети `Бонум` доминируют именно аптеки, а не аптечные киоски и пункты, так как руководство сети считает, что только аптеки могут в полной мере удовлетворить потребность населения в качественной лекарственной помощи, поскольку именно в них сосредотачиваются высококвалифицированные кадры и создаются условия для наилучшего обслуживания потребителей.

kadoch~1.gif (5962 bytes)

Кадочникова Елена Ивановна, заместитель директора по развитию розничной сети `АС-Бюро`, заведующая аптекой `АС-Бюро+`, г. Екатеринбург:

Развитие розничной сети `АС-Бюро` только началось. С прошлого года в ней работают две аптеки, недавно открылась третья, в будущем году мы планируем открыть еще две. Одна из основных целей нашего розничного звена - мониторинг спроса; по сути дела оно представляет собой мини-исследовательский центр. Отслеживаются, например, продвижение нового препарата на рынке, приемлемость цен для конечного потребителя, сравнивается спрос на те или иные лекарства.

Работая в аптечной сети, мы можем позволить себе дифференцированную ценовую политику. Во-первых, мы стремимся к снижению цен, во-вторых, у нас действует система скидок для покупателей (когда совершается покупка на сумму от 200 руб, мы выдаем жетончик, по которому положены скидки). Особенно это выгодно для постоянных покупателей, хронически больных. Но основное преимущество аптечной сети с хорошо налаженной системой поставки – наличие необходимых населению препаратов, снижение числа отказов и возможность оперативной доставки лекарств (в течение 1-2 часов) в аптеку или на дом по заказу пациента. Одним словом, достигается стабильность и упрощаются взаимоотношения поставщик-аптека-покупатель, что особенно ценно в условиях рынка.

photo_16.gif (5500 bytes)

Князев Владимир Геннадьевич, заместитель генерального директора ЦВ `ПРОТЕК`:

В последнее время дистрибьюторские компании все теснее взаимодействуют с аптечной сетью. Еще несколько лет назад основными клиентами крупнейших дистрибьюторов были региональные оптовые фирмы, теперь же большая часть товара поставляется в розничные учреждения по всей стране напрямую. Следовательно, с финансовым положением аптечной сети непосредственно связаны перспективы развития крупных оптовых компаний.

Мы решили для себя, что `ПРОТЕК` как дистрибьюторская структура не должен заниматься розничными продажами фармпрепаратов, конкурировать со своими же партнерами. Однако мы стараемся не упускать из виду изменений структуры аптечного рынка, по мере возможности сделать этот процесс более продуманным и открытым.

Для этого в июле-августе при поддержке газеты `Фармацевтический вестник` сотрудниками ЦВ `ПРОТЕК` был проведен опрос 167 руководителей и работников аптечных учреждений всех форм собственности в нескольких регионах страны. Цель опроса — установить отношение специалистов-профессионалов к процессу приватизации аптек, выявить проблемы и сложности, с которыми сталкиваются розничные предприятия. Результаты опроса показывают, что руководители аптек в целом очень взвешенно подходят к процессу изменения структуры собственности. Но настораживает другое. Подавляющее большинство опрошенных (76%) считает, что на практике не соблюдается равенство предприятий различных форм собственности. Чтобы структура рынка стала более оптимальной, полагает почти 95% опрошенных, необходимы изменения законодательства или позиции местных органов власти.

К сожалению, только немногие из заполнивших анкеты пояснили свою позицию. Представители частных аптек жалуются прежде всего в излишне строгое, `придирчивое` отношение к ним контролирующих органов. Такого рода проблемы частного бизнеса в нашей стране часто обсуждаются, все основные аргументы `за` и `против` хорошо известны, поэтому сейчас я не буду останавливаться на этой теме.

Особо хотелось бы сказать о проблемах муниципальных и государственных аптечных предприятий, в большинстве регионов составляющих основу системы лекарственного обеспечения. Руководители таких аптек обращали внимание на те факторы, которые осложняют им конкуренцию с `частниками`: задолженность государства, социальная нагрузка (льготный отпуск, производственные отделы, наличие в ассортименте необходимых больным и лечебным учреждениям, но низкорентабельных категорий препаратов).

Мне кажется, что эти проблемы требуют очень внимательного отношения. Регулирование цен, которое сейчас вводится, должно снизить цены на лекарственные средства за счет сокращения прибылей товаропроводящей цепочки, в том числе аптек. Однако следует помнить, что до сих пор за счет прибылей от продажи части препаратов аптеки не только компенсировали издержки на их поставку, но и фактически содержали производственные отделы, предоставляли кредиты лечебным учреждениям и т.д. Кроме того, процесс приватизации аптечных учреждений продолжается, а частная аптека не может себе позволить участие в убыточных программах, как бы это не было важно для лекарственного обеспечения населения.

Следовательно, там где это возможно, выполнение аптеками социальных задач необходимо сделать рентабельным, или, как минимум, социальная нагрузка не должна превышать финансовых возможностей аптеки. В рамках программы `Развитие системы лекарственного обеспечения` должны быть разработаны социальные стандарты медикаментозной помощи. Я думаю, объемы льготного лекарственного обеспечения должны быть соразмерны реальной бюджетной поддержке здравоохранения, чтобы прекратить вымывание оборотных средств из муниципальных аптек.

Разница между возможностями бюджета и потребностями населения может частично покрываться добровольными страховыми программами, некоторый опыт участия в которых у `ПРОТЕКа` уже есть. Поднять рентабельность работы с `убыточными` категориями медикаментов может более тесное взаимодействие между производителями, дистрибьюторами, аптеками и врачами.

Одним словом, государство должно уделять больше внимания рыночным методам воздействия на систему аптечных учреждений. Это позволит им добиться большей стабильности, гарантирует населению бесперебойную поставку медикаментов, создаст возможность равной конкуренции между аптеками различных форм собственности.

konikov.gif (4943 bytes)

Коников Дмитрий Львович, директор по торговым операциям и организационной работе ОАО `Фармация`, Мурманск:

Наша аптечная сеть - самая крупная в Мурманской области (17 собственных аптек, в том числе 7 за пределами областного центра, 17 арендованных у администрации Мурманска, 3 переданных в хозяйственное ведение, 66 мелкорозничных точек и магазин `Оптика`). Кроме того, в составе `Фармации` собственный аптечный склад, аккредитованная контрольно-аналитическая лаборатория, транспортно-экспедиционная структура и аптечная справочная служба в Мурманске.

Многие насущные вопросы для входящих в нашу сеть аптек решаются централизованно, что немаловажно при очень нестабильном состоянии экономики. Это финансовое обеспечение, маркетинг и ценообразование, закупка медикаментов и парафармацевтической продукции, ремонт помещений, лицензирование, оснащение оборудованием, создание фирменного стиля, выполнение ряда социальных программ.

В составе сети `выжили` все аптеки. За 10 месяцев нынешнего года 7 из них не были рентабельны, но, применяя гибкую политику образования цен, подбора ассортимента, открыв мелкорозничные точки от этих аптек в наиболее людных местах и несколько сократив численность персонала, удалось их сохранить. Сохранились и производственные отделы в 14 аптеках, и 2 чисто больничные аптеки (частные предприниматели сегодня такие затраты на себя не берут).

Централизованное снабжение дало возможность увеличить ассортимент до 2 - 2,5 тыс наименований. Мы имеем договора на поставку продукции более чем с 40 фирмами-производителями (в составе закупок 46% - отечественные препараты, 10% - парафармацевтическая продукция, остальное - импортные медикаменты). Розничные цены на отпускаемые в наших аптеках ЛС и ИМН формируются централизованно с учетом данных маркетинговых исследований. Однако заведующим аптеками разрешено менять цены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, исходя из конкретной обстановки.

Успешная работа аптек невозможна без профессионального роста провизоров и фармацевтов, повышения их квалификации. Поэтому две группы сотрудников мы обучили на курсах ЗАО `Меркури Интернейшнл`, с этой целью приглашаем и специалистов из С.-Петербурга. Были подготовлены методические рекомендации `Качественный сервис в обслуживании клиентов`.

Проблем немало, хотя стараемся их решать, - долги бюджета, потребность в ремонте и реконструкции арендованных аптек, замене производственного оборудования.

Есть и проблемы другого плана. Нами был поддержан проект областного закона `О лекарственном обеспечении населения Мурманской области`, в котором отражены все правила проведения тендеров, закупки медикаментов для нужд здравоохранения, но он до сих пор так и не принят. Требования к работе ОАО `Фармация` предъявляются более высокие, чем к предприятиям нашего профиля других форм собственности. Мы видим имеющиеся еще недостатки в деятельности нашей аптечной сети, над устранением которых работаем. Но, скажите, в каких еще частных структурах существует коллективный договор, где законодательно оформлены все права сотрудников? Как бы то ни было, будущее, по нашему мнению, за аптечной сетью, и мы будем ее развивать.

photo_14.gif (6286 bytes)

Медведев Сергей Викторович, генеральный директор ООО `Торговые дома `Невис` ,
С.-Петербург:

В сети `Торговых домов `Невис` функционирует 20 аптек. До конца года планируется ввести в действие еще три, а в перспективе компания предполагает расширить сеть своих аптек до 30 - 35.

Снабжение аптек осуществляется по смешанной схеме: 60% - за счет централизованных поставок (`Торговые дома `Невис` - многопрофильная оптовая фирма, в товарообороте которой фармацевтика занимает около половины), 40% - самостоятельные закупки аптек у оптовиков, с которыми у нас заключены договора. Прямые контракты со многими крупными зарубежными поставщиками позволяют держать конкурентоспособные цены и доводить ассортимент в аптеках до 3,5 - 4 тыс наименований. Что касается парафармацевтических товаров, то здесь подспорьем служит собственное предприятие по производству гигиенической продукции, недавно открытое фирмой в Петербурге.

Опыт показывает, что для успешного функционирования сети аптек необходимо активно развивать сервисные услуги, используя при этом разноплановые методы. В частности, мы создали собственную телефонную справочную службу. Осуществляем различные социальные программы для населения. К примеру, пенсионеры, которых обслуживают в Сбербанке и банке `Петровский`, получают право соответственно на 10- и 8-процентную скидку в аптеках `Невис`. С ноября нынешнего года начали осуществлять в своих аптеках новую программу `Диабет`, разработанную совместно с С.-Петербургским диабетическим обществом. По талонам этой общественной организации больные диабетом могут приобретать в наших аптеках не только медикаменты, но и диабетические продукты питания со скидкой 10%.

Наша фирма заботится и о повышении профессионального уровня своих провизоров и фармацевтов. В частности, они активно участвуют в проводящихся нами совместно с представительствами иностранных фирм-производителей программах по продвижению новых препаратов (в этом плане мы работаем с Berlin-Chemie и Hoffmann-la Roche и другими компаниями).

munina.gif (6346 bytes)

Мунина Татьяна Станиславовна, директор сети аптек `Авиценна`,
г. Иркутск:

Семь лет назад мы открыли аптеку, которая стала первым негосударственным аптечным учреждением в Иркутске. Сегодня у нас довольно разветвленная аптечная сеть - 13 филиалов: 3 аптеки готовых лекарственных форм, один аптечный киоск и 9 аптечных пунктов, которые занимаются розничной торговлей медикаментами во всех районах Иркутска. В области мы аптек не открываем, потому что контроль за их деятельностью будет затруднен, а значит, может пострадать престиж нашего предприятия, которым мы очень дорожим. Однако перспективы дальнейшего развития нашей аптечной сети довольно туманны, что связано с большим количеством аптечных предприятий. Поскольку Иркутск сравнительно небольшой город, это приводит к высокой конкуренции именно в сфере розничной торговли лекарствами. В оптовой торговле ЛС ситуация другая. У нас нет местных крупных оптовых фирм, а имеющиеся не могут конкурировать с такими гигантами, как филиалы московских компаний, которые сегодня уже открылись в Иркутске. Поэтому многие из них создали свои розничные сети и выживают за их счет, хотя и с трудом. Но розницей заниматься очень хлопотно, это весьма скрупулезная работа в отличие от оптовой торговли.

И если в оптовом секторе фармрынка только начинает развертываться борьба за покупателя, то в розничном уже произошло своего рода перенасыщение. Такова особенность фармрынка нашей области. Близкое территориальное соседство аптек, жесткая конкуренция (особенно среди частных аптек) приводят к снижению цен, что удобно людям. Это повышает доступность лекарственной помощи населению, но с точки зрения бизнеса оборачивается уменьшением доходов, негативно влияет на рентабельность нашей аптечной сети. Сегодня она колеблется в пределах 3%. Поэтому говорить об открытии новых аптечных учреждений в сети `Авиценна` не приходится. Сегодняшняя наша задача – удержать завоеванный нами сегмент рынка.

В целом, при открытии новых аптек в нашей филиальной сети мы испытывали затруднения в связи с недостатком оборотных средств, кадров, высокой конкуренцией на рынке розничной торговли в Иркутске.

reider.gif (6400 bytes)

Рейдер Владимир Яковлевич, директор муниципального торгово-производственного предприятия `Аптека N280`, г.Барнаул:

Наше аптечное предприятие расположено в одном из густонаселенных `спальных` районов города. По своему профилю аптека является розничной: в общем объеме товарооборота розница занимает 84%. Мы тесно сотрудничаем с сетью поликлиник нашего района, куда ежедневно приходят за помощью в среднем 1800 пациентов. Поэтому наша аптека занимается преимущественно обслуживанием амбулаторных больных. Из них 65% - люди, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение.

Несколько лет назад наше предприятие прошло непростой путь реорганизации. Собственное производство пришлось сократить до минимума. Снижение объемов изготовления экстемпоральных препаратов произошло из-за отсутствия субстанций, аптечной посуды, вспомогательных материалов. Но нужно было сохранить само предприятие и его коллектив. Поэтому мы выбрали путь развития собственной мелкорозничной аптечной сети. В настоящее время в структуре нашей аптеки работают 2 аптечных пункта I категории (без права изготовления лекарств), 5 аптечных киосков, открытых в людных местах. С позиции сегодняшнего дня очевидно, что решение по созданию сети было совершенно правильным. Таким образом удалось сохранить кадры, создать новые рабочие места для фармацевтов, закрепить и упрочить свое присутствие в микрорайонах города.

Конечно, организация аптечной сети потребовала больших затрат на приобретение торгового оборудования, мебели, кассовых аппаратов, документов надзорных органов, прохождение лицензирования вновь открываемых объектов. При формировании аптечной сети заранее были предусмотрены возможности `кольцевой` доставки медикаментов, максимального охвата обслуживаемого населения, а также удобство территориального расположения. Совершенно ясно, что деятельность мелкорозничных аптечных пунктов и киосков более рентабельна. Их доля в общем товарообороте аптеки достигает 45%, что положительно влияет на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Кроме экономической выгоды, есть и другие положительные моменты. Аптечные пункты, открытые при поликлиниках, стали связующим звеном между фармацией и медициной: врачи поликлиник теперь имеют возможность получить необходимую консультацию провизора. Выиграли и пациенты. Расширение аптечных сетей способствует развитию фармацевтического рынка, что приближает к людям лекарственную помощь, повышает уровень и качество фармацевтических услуг. На это нацелены решения краевого Комитета по фармацевтической деятельности и производству лекарств об установлении новых стандартов для работы мелкорозничных аптечных учреждений.

photo_11.gif (5687 bytes)

Сабитов Эдиб Адиевич, председатель ассоциации `Саламат-Фармация`, Республика Татарстан:

Перспективы в отношении дальнейшего развития аптечных сетей в регионе напрямую зависят от покупательной способности населения. До насыщения фармрынка еще далеко, хотя в некоторых местах уже идет серьезная конкуренция, которую могут выдержать только аптечные сети, имеющие материнскую полноассортиментную оптовую компанию. Слишком большие сети также неэффективны, поскольку становятся малоуправляемыми. Для защиты интересов населения любого региона необходимо, чтобы у людей был выбор. Причем не между плохим и очень плохим. Оптимальным для достижения этого, на наш взгляд, на сегодня является сочетание работы на рынке Татарстана нескольких региональных аптечных сетей, имеющих от 10 до 20 аптек, и небольших локальных сетей - от трех до пяти аптек. Вполне вероятно подключение к этому процессу крупных общенациональных или межрегиональных компаний, но до конца непонятно, к каким социально-экономическим последствиям это может привести. Оздоровление экономики, если таковое произойдет, может в ближайшем будущем привлечь на российский рынок крупных реальных зарубежных участников.

Любой человек стремится удовлетворить все свои потребности в лекарствах в нужное время, в удобном для него месте и по цене, которую он в состоянии заплатить. Средние по размерам аптечные сети могут гибко и эффективно решать эти непростые проблемы.

Создание аптечной сети позволяет сделать бизнес значительно более устойчивым и рентабельным, но лишь при условии реинвестирования части прибыли в совершенствование управления сетью. Грамотная организация работы сети позволяет минимизировать, например, ущерб от небольших ошибок при закупке товаров, в то время как для одиночной аптеки потери могут быть значительными. Очевидно также, что реальный маркетинг возможен только для аптечных сетей.

При открытии очередных аптек, входящих в состав единой аптечной сети, главной проблемой на сегодня остается проблема финансовая. Наличие средств при определенном навыке и опыте работы позволяет с наименьшими затратами и в кратчайшее время открыть аптеку. Департамент фармации в Республике Татарстан оказывает своевременную и всестороннюю поддержку при открытии новых аптек. Что же касается снабжения вновь открытой аптеки, то через некоторое время работы товарные потоки стабилизируются, и появляется возможность выхода на оптимальные партии при формировании заказа.

sofron~1.gif (5962 bytes)

Софронова Надежда Вениаминовна, генеральный директор ООО `Торговый дом `Лекарства Урала`, г. Екатеринбург:

В большинстве случаев аптечные сети организуют фирмы, хорошо знающие товаропроводящую систему, поэтому успех их предприятий предопределен. Огромную роль играют техническое оснащение и в целом материальная база аптек.

Торговый дом `Лекарства Урала` состоит из 11 розничных точек; это самая большая аптечная сеть в городе. Мы используем самые разнообразные ресурсы повышения конкурентоспособности: научились поддерживать максимально полный ассортимент ЛС, отработали технологии ценообразования, пополнили ассортимент товаров парафармацевтической продукцией, ветеринарными товарами, изделиями медицинского назначения. Очередная задача - больше заниматься профессиональной подготовкой фармацевтов, так как в современных условиях они должны обладать большими знаниями и быть заинтересованными в результате своего труда. У нас действует стимулирующий принцип оплаты труда: к заработной плате фармацевта прибавляется процент от суммы индивидуальной выручки, и, заканчивая рабочий день, каждый знает, сколько заработал. Назрела необходимость качественно менять работу розничных предприятий. Перспектива у тех фирм, чьи действия наиболее профессиональны.

photo_40.gif (5892 bytes)

Cтатовский Александр Михайлович, генеральный директор ГП `Александр Фармацевтика`,
С.-Петербург:

Совершенно очевидно, что перспективы развития аптечной системы, прежде всего государственной, заключаются в формировании крупных аптечных сетей.

Одиночные аптеки в крупных городах недостаточно конкурентоспособны и не обладают финансово-экономическим потенциалом для эффективного решения задач лекарственного обеспечения населения и для собственного развития. При этом следует всегда помнить и осознавать, что именно государственная аптека - это основа основ системы лекарственного обеспечения граждан России.

Преимущества крупных аптечных сетей не нуждаются в доказательствах. Как экономическая система и бизнес-структура аптечная сеть должна включать в свой состав не менее 50 аптек, работа которых обеспечивает соответствующий оборот средств и позволяет внедрить оптимальные банковские технологии в механизм финансирования ее деятельности.

Безусловно, аптечная сеть, прежде всего государственная, должна быть полноценным участником процесса льготного лекарственного обеспечения и снабжения лечебно-профилактических учреждений, что обеспечит реальное прохождение выделяемых на эти цели средств бюджета и ОМС через ее расчетные счета.

Для реализации государственной системы обеспечения доступности ЛС, предусмотренной ст. 42 федерального закона `О лекарственных средствах`, именно крупные государственные аптечные сети могут считаться наиболее подходящими и адаптированными.

Создание таких аптечных сетей - насущное требование дня. Однако некоторые участники фармацевтического рынка, в том числе частные оптовые структуры, развивающие собственные аптечные сети, не заинтересованы в появлении конкурентов.

Так, например, в Петербурге одна из таких компаний, используя свои связи в администрации города, уже более года блокирует издание подготовленного распоряжения губернатора о создании крупной государственной аптечной сети в составе 50 аптек. Более того, технология противодействия включает в свой арсенал разнообразные методики, не имеющие ничего общего с профессиональной этикой и цивилизованным бизнесом.

Для конструктивного решения вопроса о формировании аптечных сетей, видимо, назрела необходимость создания федеральных и региональных целевых программ развития аптечной инфраструктуры. Единственно правильный и оптимальный путь развития аптечной системы - это интеграция аптек в крупные аптечные сети.

photo_12.gif (4679 bytes)

Холева Любовь Ивановна, директор Первомайского государственного торгово-производственного предприятия `Фармация`
(ЦРА N6), г.Ростов-на-Дону:

В сложных условиях рыночной стихии, которая сделала наш фармацевтический рынок весьма уродливым, государственным аптекам приходится нелегко.

К счастью, удалось сохранить все 9 аптек и 6 аптечных пунктов в нашем районе. Несмотря на финансовые трудности, в нынешнем году мы открыли еще два аптечных пункта при лечебно-профилактических учреждениях города.

К сожалению, недостаток собственных оборотных средств, хроническая задолженность поставщикам за отпущенный товар не позволяют обеспечить тот уровень обслуживания, который хотелось бы видеть в аптеках района. Надежды на улучшение лекарственного обслуживания льготной категории граждан с созданием муниципального склада не оправдались: по-прежнему недостаточен ассортимент лекарств и нет перспектив его расширить, на медикаменты сохраняются высокие цены.

Недостаток собственных оборотных средств сказывается не только на качестве лекарственного обеспечения населения, но и подрывает саму материально-техническую базу предприятия. Наши аптеки уже стали уступать вновь открытым коммерческим по оформлению торговых залов, оборудованию, рекламе.

Необходимость радикальных перемен очевидна. Но перспективу развития аптечной сети я вижу не в увеличении количества наших аптек, а в развитии их материально-технической базы, улучшении оформления торговых залов, компьютеризации, переоснащении рабочих мест, внедрении прямой модемной связи со справочной службой города не только в ЦРА, но и во всех аптеках района. И, несомненно, необходимо государственное регулирование фармацевтического рынка, т.е. разумное сочетание открывшихся частных и государственных аптек.

Есть у нас две убыточные аптеки, которые содержатся за счет финансовой деятельности других аптек. Конечно, проще всего было бы их закрыть, но это социальнозначимые объекты. Аптеки расположены в отдаленных районах города и очень нужны людям.

Не сворачиваем мы и рецептурно-производственную деятельность аптек. Цифры свидетельствуют: она себя оправдывает.

Все это очень важные проблемы. И, решая их, надо обязательно сохранить кадры самых профессиональных, самых компетентных и самых внимательных работников, болеющих за свое дело.

Выводы

Создание и развитие аптечных сетей, судя по мнению их руководителей, является одним из самых перспективных направлений в работе дистрибьюторских компаний, функционирующих в крупных городах. Именно дистрибьюторы выступают инициаторами создания аптечных сетей, поскольку их не устраивает низкая рентабельность аптек (как государственных, так и муниципальных) и недостаточная эффективность бизнеса. В качестве примера более или менее успешной деятельности крупных дистрибьюторов в розничной торговле называются компании `Время`, `СИА Интернейшнл` и некоторые другие.

Не нуждаются в доказательствах и преимущества крупных аптечных сетей. Наиболее оптимальной считают структуру, в которую входит не менее 50 аптек. Именно к этому следует стремиться, развивая государственную аптечную систему в крупных городах. Это позволяет аптекам выжить в условиях острой конкуренции, а общий финансово-экономический потенциал способствует более эффективному решению задач лекарственного обеспечения. По пути интеграции в крупные аптечные сети пошли многие аптечные предприятия С.-Петербурга, Саратова и других городов.

Высказывается и другое мнение: необходимо развитие некрупных аптечных сетей, включающих от 10 до 20 аптек. Средние (по размеру) аптечные сети могут более гибко и эффективно по сравнению с крупными решать непростые проблемы удовлетворения потребности населения в лекарственных средствах в нужное время и в удобном месте.

Положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности аптечных предприятий оказывает создание собственной мелкорозничной аптечной сети. Это позволяет сделать лекарственную помощь больным более доступной, а также упрочить свое присутствие в регионах.

Большим преимуществом аптечных сетей многие считают возможность установить в своих аптеках более низкие цены, чем в государственных и муниципальных аптеках, поскольку лекарственные средства закупаются по предоплатным ценам, работает система скидок, которые предоставляют оптовики в связи с большим объемом закупок. Это позволяет аптекам иметь более широкий ассортимент, гибко реагировать на покупательский спрос, увеличивать товарооборот, быстрее получать `живые` деньги. Большие объемы закупок дают возможность заключать контракты с производителями. Консолидация бизнеса обеспечивает более выгодные условия кредитования.

Перспективы развития аптечных сетей не ограничиваются только увеличением их количества и входящих в них аптечных предприятий. Это прежде всего развитие материально-технической базы (компьютеризация, замена устаревшего оборудования), переоснащение рабочих мест, улучшение оформления торговых залов, поиск более эффективных форм работы с населением, активное внедрение сервисных услуг, возможность централизации маркетинга, закупок препаратов более высокого качества.

Какие же меры нужно предпринять, чтобы ликвидировать барьеры на пути создания аптечных сетей? Прежде всего необходима законодательная база, как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствие которой тормозит процессы создания аптечных сетей. Для конструктивного решения вопроса о формировании аптечных сетей назрела необходимость разработки целевых программ развития аптечной инфраструктуры. Наверное, следует подумать и о регулировании этой проблемы на государственном уровне с тем, чтобы открытие частных аптек разумно сочеталось с сохранением сети государственных аптек. Тем более, что альтернативная аптечная сеть не сможет в полной мере заменить существующие аптеки.

Важной проблемой при открытии новых подразделений аптечной сети является выбор местоположения будущей аптеки. Подчас две аптеки (государственная и частная) функционируют в одном здании. На привлечение покупателей, `перетягивание их у конкурентов`, тратится много сил, времени, прежде чем новая аптека выйдет на запланированный товарооборот. И соответственно действующие уже аптеки видят во вновь открывающихся не партнеров, а будущих конкурентов. Кроме того, во многих регионах имеются значительные бюрократические трудности, преодоление которых под силу только аптечным сетям.

Таким образом, главный вывод заключается в следующем: создание аптечных сетей позволит сделать аптечных бизнес более устойчивым и рентабельным и организовать более удобную систему лекарственного обслуживания населения.

 

ФВ N35 (151) от 21 декабря 1999 г.

www.pharmvestnik.ru



Док. 549561
Перв. публик.: 21.12.99
Последн. ред.: 10.03.09
Число обращений: 0

  • Вавилова Анастасия Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``