В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парамонов В., Строков А. Основные проблемы на пути развития сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере Назад
Парамонов В., Строков А. Основные проблемы на пути развития сотрудничества стран Центральной Азии в транспортно-коммуникационной сфере
Сотрудничество стран Центральной Азии (ЦА) в сфере транспорта и транспортных коммуникаций пока остается малоэффективным. Как представляется, во многом это объясняется наличием комплекса взаимосвязанных проблем, с которыми столкнулась ЦА в условиях развивающегося мирового финансово-экономического кризиса и устойчивой тенденции фрагментации постсоветского экономического пространства.

Среди данных проблем, особо выделяются следующие:

o экономико-географическая изоляция Центральной Азии;

o сырьевая ориентация экономик стран Центральной Азии;

o отсутствие региональной интеграции в Центральной Азии.

Как представляется, суммарный эффект от негативного влияния данных проблем помимо всего прочего подвергает эрозии одну из главных функций транспорта и коммуникаций в экономическом развитии стран Центральной Азии - обеспечивать устойчивость сферы материального производства в регионе. Вместо этого, сегодня развитие транспорта и коммуникаций в ЦА во многом идет в фарватере тенденции снижения экономической (в том числе транспортной) взаимозависимости стран региона, где наиболее "перспективной" нишей транспорта и коммуникаций является обслуживание интересов сырьевых отраслей по увеличению добычи сырьевых ресурсов и наращиванию объемов их экспорта на внешние рынки.



Более подробно, http://www.easttime.ru/reganalitic/1/190.html

Основные перспективы и выводы

Как представляется, наиболее вероятные сценарии развития сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций в Центральной Азии, в том числе в рамках уже существующих интеграционных схем и институтов как ЕврАзЭС, ШОС, СНГ являются достаточно пессимистичными, а в рамках ШОС - еще и крайне неоднозначными по своим возможным последствиям.

Во-первых, основные тенденции развития Центральной Азии (как и постсоветского пространства в целом) находятся в фарватере глобального процесса, процесса формирования новой системы международных отношений, причем в условиях набирающего обороты финансово-экономического кризиса. Одним из его главных проявлений является обострение конкуренции за контроль над мировыми ресурсами. Основными объектами данной конкуренции как правило выступают неустойчивые к внешнему воздействию страны, которые не сумели сформировать эффективного регионального экономического блока (или присоединиться к уже существующему) и/или не смогли занять достойную нишу в глобальной экономике.

Как представляется, при консервации современного уровня размежевания и недоверия в ЦА, сырьевой ориентации экономик центральноазиатских государств и ярко выраженной экономико-географической изоляции региона из всех видов международного транспорта наиболее перспективным может быть трубопроводный - в плане транспортировки углеводородов на внешние рынки.

Дальнейшая консервация сырьевой ориентации экономик стран региона будет вести к деградации и отмиранию перерабатывающих отраслей промышленности. Это, в свою очередь, будет снижать шансы центральноазиатских государств и России по преодолению фрагментации регионального экономического пространства. Известно, что у государств, занимающихся преимущественно экспортом сырьевых ресурсов, объективно мало стимулов для форсирования интеграционных процессов.

В этих условиях ЕврАзЭС грозит перспектива стать своего рода правопреемницей СНГ по обеспечению заключительной стадии "цивилизованного развода", а также статистом "умирания интеграции на постсоветском пространстве". В свою очередь, за ШОС, скорее всего закрепится роль одного из инструментов по продвижению экономических интересов Китая.

Во-вторых, китайский фактор станет жизненно важным для Центральной Азии. Усиление экономического присутствия Китая будет продолжать идти во многом за счет увеличения объемов поставок в регион готовой продукции. Китайские производители более конкурентоспособные, чем центральноазиатские и даже российские, будут продолжать уверенно теснить последних. Другим направлением усиления влияние Китая будет развитие трубопроводных проектов. Логично предположить, что в случае сооружения системы нефте- и газопроводов из Центральной Азии в Китай, масштабы экономического присутствия Китая в регионе еще более возрастут.

В то же время крайне трудно прогнозировать, к чему приведет рост экономического присутствия Китая в центральноазиатском регионе. С одной стороны, учитывая большие масштабы китайской экономики и динамичное развитие практически всех отраслей промышленности, Китай потенциально мог бы выступить локомотивом экономического (в том числе инновационно-промышленного) развития Центральной Азии, где сам регион мог бы достаточно успешно вписаться в схему евразийского сухопутного транзита.

С другой стороны, с учетом значительных внутренних проблем в самом Китае, Пекин может выстроить и более прагматичную схему отношений с Центральной Азией. В этом случае Китай скорее всего постарается максимально эффективно использовать сырьевую базу региона для экономического подъема своих внутренних территорий. Соответственно этому, получат развитие те или иные виды транспорта и коммуникаций в китайском направлении. Однако, это скорее всего не решит главной проблемы Центральной Азии - ее экономико-географической изоляции, так как Китай прагматично должен быть заинтересован в монопольном доступе к региону, нежели в "открытии его всему миру".

В то же время в долгосрочной перспективе данный формат отношений способен привести Центральную Азию к экономическому коллапсу. Вышеуказанный сценарий представляет потенциальную опасность не только для Центральной Азии, но и для самого Китая. В случае экономического краха центральноазиатских государств и, как следствие, их возможной дестабилизации Китай рискует получить нестабильный регион на своих западных границах.

В-третьих, неоднозначен ответ и на другой вопрос - насколько вероятно сотрудничество или, напротив, соперничество Китая и России в Центральной Азии? Хотя в настоящее время наблюдается явное политическое сближение России и Китая, вероятность столкновения интересов двух держав представляется не такой уж и малой. В Китайская экономика как и российская экономика в перспективе будут еще более остро нуждаться в центральноазиатских ресурсах, в первую очередь, в энергоносителях и цветных металлах, чем особенно богата Центральная Азия.


В этой связи возможен сценарий, что в случае возобладания в России и/или Китае узконациональных интересов какая-либо из этих держав (или обе) будет стремиться вовлечь регион в орбиту своего влияния. В случае же соперничества между Россией и Китаем за влияние в ЦА может быть поставлена под угрозу стабильность в регионе. Это в свою очередь крайне негативно повлияет на безопасность самих России и Китая. Очевидно, что в этих условиях перспективы транспортно-коммуникационного развития самой Центральной Азии будут крайне пессимистичны.

Статья подготовлена на основании доработки доклада авторов "Состояние, проблемы и перспективы сотрудничества стран Центральной Азии в сфере транспорта и транспортных коммуникаций: взгляд из Узбекистана". - Фонд стратегических исследований Центрально-Азиатского региона "Азия.Стратегия" (Россия), http://www.asiastrategy.ru/

Док. 549476
Перв. публик.: 10.03.09
Последн. ред.: 26.11.09
Число обращений: 0

  • Парамонов Владимир Владимирович
  • Строков Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``