В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина, `Известия`, 6 марта 2009 года Назад
Интервью статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина, `Известия`, 6 марта 2009 года
Вопрос: В четверг открылись секции интересов России и Грузии при швейцарских посольствах в Тбилиси и Москве. Как бы вы прокомментировали это событие?

Г.Б.Карасин: Событие действительно важное, хотя оно конечно же не дает повода для радости и удовлетворения. Шаг этот вынужденный, и необходимость в нем возникла в результате решения Тбилиси о разрыве дипотношений с Россией, принятого в сентябре прошлого года. Оно поставило в тяжелое положение прежде всего обычных граждан - как наших соотечественников в Грузии, так и многочисленную грузинскую диаспору в России. Стало крайне затруднительным решать консульские и гуманитарные вопросы, даже элементарно поддерживать родственные связи. Стремясь сгладить эти негативные последствия, мы прибегли к "добрым услугам" Швейцарии. Была проделана большая работа по подготовке и международно-правовому оформлению договоренностей о представительстве этой страной наших интересов в Грузии, а также интересов Грузии в России.

В соответствии с российско-швейцарским соглашением, которое вступило в силу 4 марта, и с согласия грузинской стороны создана Секция интересов Российской Федерации при посольстве Швейцарии в Тбилиси. Она размещается в известном тбилисцам российском посольском комплексе на проспекте Чавчавадзе и работать в ней будут российские дипломаты и консульские сотрудники. Это учреждение будет выполнять обычные дипломатические и консульские функции, но в сокращенном объеме. Но при этом появится возможность возобновить оформление виз грузинским гражданам. Не вдаваясь в детали, скажу в общем, что категории и виды виз, выдаваемых грузинским гражданам, будут фактически такими же, как и накануне решения руководства Грузии о разрыве дипотношений.

В соответствии с принципом взаимности Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии в Москве будет функционировать на аналогичных основах.

Очень хочу рассчитывать, что эти учреждения будут сугубо временным явлением, а наши отношения с Грузией вернутся к традиционному и естественному для наших народов состоянию добрососедства. Разумеется, для этого официальный Тбилиси должен прежде всего извлечь уроки из трагических событий августа прошлого года и объективно взглянуть на новые реалии.

Вопрос: Есть ли признаки подобных позитивных перемен в политике грузинского руководства?

Г.Б.Карасин: К сожалению, пока нет. Недавнее интервью мининдел Григола Вашадзе вновь показывает, что официальный Тбилиси, выступая в излюбленном амплуа "несправедливо обиженного", по-прежнему считает себя во всем правым. Как будто не было кровавой августовской авантюры Михаила Саакашвили, после которой пребывание Южной Осетии и Абхазии в составе грузинского государства стало немыслимым. Как будто не было варварского убийства российских миротворцев и сотен мирных жителей в Цхинвале и последовавшего сурового, но справедливого наказания агрессора.

Чувство реальности явно изменяет Вашадзе, когда восстановление "территориальной целостности Грузии" он пытается выдвигать в качестве условия нормализации российско-грузинских отношений и особенно когда пугает нас тем, что Грузия, дескать, вообще "забудет о существовании России".

Не сомневаюсь, что в тбилисском руководстве есть люди, действительно способные забыть о существовании России. А главное - заставить забыть грузинский народ. Ради этого и проводятся акции вроде исключения из радиоэфира передач на русском языке, переименования улиц Тбилиси, "промывания мозгов" школьникам в "Музее оккупации".

Но вековые связи и взаимное тяготение народов куда сильнее стараний политических конъюнктурщиков. Режим Саакашвили нанес огромный ущерб двусторонним отношениям, но не смог посеять вражду между россиянами и грузинами. Прочной основой для сохранения добрых традиций дружбы и взаимопонимания продолжают служить межцерковные, культурно-гуманитарные связи. Продолжаются контакты по линии общественных организаций и интеллигенции. Нельзя не упомянуть и о том, что в России живут и работают сотни тысяч грузин, которые только по официальным данным ежегодно перечисляют своим семьям на родину сотни миллионов долларов. Не говорю уже о многочисленных семейных, родственных связях.

Едва ли все эти люди, многие из которых с нетерпением ожидают официального открытия Секции российских интересов, чтобы обратиться за визой, согласятся с рассуждениями о том, как отдалить Грузию от России навсегда. А значит, надежда на восстановление традиционного российско-грузинского добрососедства есть, как бы этому ни старались помешать иные деятели в Тбилиси. Есть надежда и на то, что грузинское общество со временем сможет трезво и объективно оценить причины и необратимые следствия трагических событий на Кавказе в августе прошлого года, найти адекватную основу налаживания обращенных в будущее уважительных отношений с абхазами и югоосетинами.

Вопрос: Как вы оцениваете итоги состоявшегося в конце февраля четвертого раунда женевских дискуссий по Закавказью?

Г.Б.Карасин: Женевские дискуссии по вопросам стабильности и безопасности в Закавказье, инициированные президентами России и Франции осенью прошлого года в острый постконфликтный период в Южной Осетии, принесли первый практический результат. Участникам дискуссий, а ими, напомню, на равных правах являются Абхазия, Грузия, Россия, США и Южная Осетия при сопредседательстве ЕС, ООН и ОБСЕ, удалось согласовать предложения по совместным механизмам предотвращения и реагирования на инциденты и провокации, которые то и дело происходят в приграничных районах трех закавказских государств.

Это первая практическая договоренность трех стран Закавказья после провала грузинской агрессии и обретения Южной Осетией и Абхазией независимости в августе прошлого года. Политически важно, что речь идет о "стартовых" договоренностях, призванных помочь строительству более предсказуемых и спокойных отношений Абхазии и Южной Осетии с Грузией.

Позитивно также то, что данная договоренность была достигнута в Женеве вслед за продлением мандатов наблюдателей ООН Советом Безопасности в Нью-Йорке и мониторов ОБСЕ Постоянным советом в Вене. Это дает надежду на конструктивное подключение международных наблюдателей к процессу предотвращения и реагирования на инциденты в "горячем" регионе.

Вопрос: Как бы вы прокомментировали недавнее заявление главы МИД председательствующей в Евросоюзе Чехии Карела Шварценберга, фактически увязавшего вопросы признания независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны Белоруссии и евроинтеграции Минска в рамках программы "Восточного партнерства" ЕС?

Г.Б.Карасин: Заявление Шварценберга надо признать грубым публичным давлением со стороны председательства ЕС на Белоруссию. В недопустимой ультимативной форме Минску предлагают ради возможности сближения с Европой поступиться правом суверенного принятия решений по крупным вопросам внешней политики. Высказывание чешского министра, как прямо говорится в официальной реакции МИД Абхазии, "ставит под угрозу проходящий под эгидой Евросоюза процесс женевских дискуссий". В аналогичном ключе сформулирована и реакция МИД Южной Осетии. Кроме того, такая позиция противоречит плану Медведева - Саркози и ставит под сомнение действенность участия Евросоюза в урегулировании последствий августовского кризиса, вызванного грузинской агрессией против Южной Осетии. Такой подход подрывает перспективы поиска нужных для всех участников решений.

06-03-2009

www.mid.ru

Док. 549378
Перв. публик.: 06.03.09
Последн. ред.: 09.03.09
Число обращений: 0

  • Карасин Григорий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``