В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эрнест Кочетов: Кризис без прикрас. Сюжет второй: Человек и человечество забинтовано `Общественным договором`. Вопрос тысячелетнего ранга - как вырваться из этих `застенок`? [1] Назад
Эрнест Кочетов: Кризис без прикрас. Сюжет второй: Человек и человечество забинтовано `Общественным договором`. Вопрос тысячелетнего ранга - как вырваться из этих `застенок`? [1]
Свобода - величайшая ценность, - современному человеку неведома. Закованный в "Общественный договор", иначе - в миллионы встроенных одна в другую клеток, он рвет только ближайшую. "Мир" "спокоен" - человек гибнет где-то "там", в глубине: в глубине несвободы! Уснувшая мировая совесть человечества!! Его нечувствительность - тысячелетиями дубленая "кожа"! Кризис обнажил эту нечувствительность! Проблема первого ранга - как вырваться из тисков общественного договора, каковы его базовые, корневые установки и каковы предпосылки выхода из договора? Для этого следует уяснить, как сформировался "современный" человек, и каковы условия, в которых шла его "выделка". Ниже я "прикасаюсь" к этой проблеме.

* * *
Бывают ситуации, когда интеллект берет длительный отпуск, своеобразные каникулы, насытившись миросозерцанием и придя к успокоению и внутреннему заключению, что ситуация развивается в рамках открытых закономерностей, что жизнь движется по расчетным траекториям, что горизонты чисты и свободно просматриваются, что отклонение от траектории - суть возмущения вокруг векторов движения. Интеллект даже засыпает, в лучшем случае - погружается в самолюбование пройденным путем, а в худшем - становится на путь эстетствующего, элитарного кропания.

И вдруг - толчок. Пробуждение. Ощущение того, что где-то рядом незримо и неспешно пронесли загадочные знаки как необычное свидетельство чего-то, расписку за что-то. И невольно оторопь овладевает человеком от предчувствия приближения этих знаков как вестников судьбы и рока. Интеллект просыпается и вновь обращает свой взор к глубинам сознания в поисках ответов, объясняющих мир, который вновь мгновенно приблизился к человеку. Интеллект спохватывается - кризис!? - и пристально, "ледяным оком", начинает вглядываться в него в поисках объясняющего знания. Ситуация, похожая на вышеприведенную, сложилась в канун XXI в., на переломе тысячелетий (хотя проснулось человечество и сбросило оцепенение только на пороге 2009 года).

Моему поколению выпал редчайший случай - мы стали свидетелями въезда в следующее, третье тысячелетие. Один раз в тысячу лет человечеству выпадает счастливый повод остановиться, оглянуться окрест (и на себя тоже) с попыткой задержать свой взгляд на величии пути пройденного, а вместе с тем осознать всю трагичность, нелепость, чудовищность ряда опорных событий, которые во многом становятся поворотным пунктом в судьбах мировых парадигм бытия. Мир сорвался "с петель", он стал насыщаться такими событиями взрывного характера, которые не укладываются в формат устоявшихся представлений, логику мирового развития (логистику текстов). Даже ближайшие контексты событий не проясняют истоки их происхождения и направленность протекания. Впервые мировое сообщество осознало не только мизерность объема накопленного знания (и прежде всего гуманитарного), но и грандиозность сферы незнания, ущербность бытующей сейчас технологии освоения этой сферы - гносеологии, огромное запаздывание в осмыслении надвигающейся ситуации.

И невольно человека посещает смутная догадка: не в том ли кроется причина тревоги и непонимания ситуации, что наше сознание носит отстраненный характер, пропитано традиционными подходами, где абстрактно-идеальное вытравило способность реагировать на яркое многообразие жизни, постоянно меняющиеся ситуации? И не вступил ли мир в эпоху парадигмальных преобразований и не стучится ли в наше сознание новый мир? Случай редкий, по историческим меркам - уникальный.

Тяга к осознанию перемен грандиозного масштаба никогда не покидала сознание человека. И эту тягу к переменам и их масштаб определяют здравый смысл и здоровое начало в человеке. На переломе тысячелетий это чувство буквально витает в воздухе, оно обострено до предела. "Как известно, миром движут идеи, и чем идея крупнее, чем она масштабнее, чем она стратегичнее, тем больше шансов на то, что эта идея овладеет людьми и, значит, повлияет на ход истории. Стратегия отличатся от тактики главным образом горизонтом времени, успех в мире приходил всегда к тем народам, которые мыслили категориями столетий или хотя бы десятилетий. Те народы, которые заглядывали вперед лишь на месяцы или годы, уходили в небытие" - прозвучало на заседании круглого стола "Человеческий капитал в стратегии национального развития" (РИА-центр и фонд "Единство во имя России", 13 марта 2007) [2].

На исторической оси, измеряемой тысячелетиями, таких интеллектуальных всплесков немало, так, "...наиболее стратегическим в истории человечества государством всегда был Китай, с его концепцией Поднебесной, чья цивилизация насчитывает минимум 5 тысячелетий, а скорее, 7. И я думаю, не случайно, что каждый пятый человек на планете - китаец" [3]. А возьмем американскую мечту, как символ национальной гордости американцев осознающих свою миссию в этом мире, лозунг обеспечивший "...весьма далекий горизонт у американской политики, которая направлена на обеспечение безусловного лидерства в научно-технической, военной, финансовой сферах для продвижения собственной модели развития". И далее: "Россия тоже имела опыт достаточно стратегических концепций. Наиболее стратегической... была на самом деле концепция "Москва - Третий Рим", которая была стратегией создания самого крупного в мире и самого правильного христианского государства, причем провозглашена эта концепция в то время, когда границы Московского государства едва доходили до Вязьмы, и доктрина эта привела русских на берега Тихого океана, в Калифорнию, в Форт-Руссе" [4].

То, что история зафиксировала эти всплески - факт. Число их можно преумножить: досократовский ослепительный всплеск жизнеутверждающих идей - V в. до н.э. - эллинская заря человечества. Китайский Ренессанс эпохи императора Чжу Ди (XV в.). Эпоха Великого европейского возрождения (Ренессанс) XV-XVI века. Человечество по разному приходило к своим парадигмальным поворотам, разными способами и с разным результатом. Среди них - лозунг (кличь) , вброшенный в нужном месте и в нужное время: "свобода, равенство, братство", открывшие зрелую эпоху капитализма, а лозунг "пролетарии всех стран объединяйтесь", как воплощенный призрак коммунизма, "бродившего" по Европе, был "привит" на здоровом теле России и в сознании огромного числа людей, а изуверский лозунг: "каждому - свое" национал-социализма, вывешенный на воротах одного из фашистских концлагерей и вдохновивший целую нацию, и как следствие, бросивший мир в пожар мировой войны. Или, к примеру, Мартин Лютер с его знаменитым лозунгом "на том стою и не могу иначе", "прибитым" на ворота костела: лозунг не только разорвавший ход религиозного обустройства мира, но и закрепил на целые столетия иной религиозный пафос многих народов.

Сопоставляя в вышеуказанном ряду колоссальные всплески миропонимания и мироосознания я хочу особо подчеркнуть два момента:

- во-первых, огромную притягательную силу ясных и четких парадигмальных постановок и их чудовищную силу, сконцентрированную в их кратких формулировках, способную направить сознание огромных масс населения в нужное русло развития;

- и, во-вторых, (одновременно с этим) подчеркнуть убийственную силу лозунгов, жестов, поз, красивых фраз, разрушающую ткань бытия, зачастую вуалирующих, прикрывающих глубоко скрываемые истинные цели, мотивы, и движущие пружины, а именно безмерную тягу к пластике сознания, к эквилибристике людьми, странами, миром. Их развенчание связано с гигантскими трудностями, зачастую это приходит очень поздно: цена их - смерть целых верениц молодых поколений, брошенных на алтарь этих лозунгов, жестов, поз и красивых фраз и скрытых за ними абстрактно идеальных парадигм. Как правило, в этих оболочках выхолащивается самая первозданная ценность человека - его жизнь, она не берется в расчет и только в моменты подведения итогов очередной мировой бойни человечество на время приостанавливает свой стремительный исторический бег, сознание человечества, его разум "горящим оком" осматривается окрест, и, - подсчитав чудовищное число отправленных в мир иной молодых людей, - предъявляет счет старым парадигмам, во благо которых совершено это деяние, опрокидывает их и... заменяет их новыми "радугами". Вот почему сегодняшний мир осознал новую гигантскую проблему - проблему развенчания опаснейших задумок парадигмального характера, вычисления убийственных трендов их развития. Одно из ни - завлеченность человека в застенки "общественного договора". Здесь я особо заостряю внимание читателя!

Поиск начал зарождения и траекторий развития опаснейших парадигмальных переворотов

Но у читателя может возникнуть вполне резонный вопрос к такому заходу на проблему: стоит ли занимать себя всем этим в тот бесконечно малый миг, имя которого - жизнь, миг, отпускаемый природой каждому человеку, как стремительный прыжок из материнского лона на небо? Ведь во время этого краткого прыжка еще нужно успеть что-либо сделать: завести наследника, построить дом, посадить дерево, написать книгу или что-то еще в этом роде (так во всяком случае трактуют жизнь расхожие философские установки).

Но в том-то и дело, что наш мир уже не способствует совершению этой умильной картинки: он отлавливает этих прыгунов уже на взлете прыжка и преждевременно сводит их в могилы. Вот здесь-то и возникает вопрос самого высокого (тысячелетнего) ранга: кто "прочертил" такую траекторию и судьбу? а могут ли существовать другие мироустройства, другие основания для прихода в этот мир и другие жизненные траектории и кто опишет этот другой мир, его спроектирует, возведет другое мироздание и его обустроит? И на каких основаниях (опорах) оно будет возведено? И не рождаются ли уже люди, которые несут в себе эскизы этого мира - с новыми представлениями, задачами, целями, смыслами и мотивациями?

Для поисков ответов на эти вопросы нужно вооружиться не только полным набором современного научного инструментария, выступающего не только в форме сугубо научных, традиционных направлений, дисциплин, но и включающего в себя другие формы научного знания, получивших в нашей науковедческой рефлексии (по М.Чешкову) имя "совокупное знание". Но этого мало! - необходимы новейшие, нетрадиционные теоретические и методологические подходы. Здесь мы, приступая к этой проблеме, можем обозначить пока только общий маршрут (схему) поиска и "технологии" развенчания. Выскажем их в аксиоматической форме посредством необходимых постулатов (насчет достаточности их оставим пока вопрос открытым).

Постулат первый. Экскурс в историю и аккуратность совместимы: от нас скрыты истинные мотивы событий - сверхзадачи правители всегда держат в уме.
Постулат второй. Только в периоды тектонических разломов мировой истории обнажаются духовные корни. Устранить разломы - значит вновь укрыть корни и тем самым сохранить жизнь.
Постулат третий. Новейшие области гуманитарного знания, - гуманитарная космология в купе с глобалистикой и геоэкономикой - вывернули человека "наизнанку": обнажились его истинные "стратегические" начала; они оказались да смешного просты и непритязательны: человек хочет жить! У некоторых это вызывает ужас (у геополитиков и властителей всех мастей, например).
Постулат четвертый. Любители парить в сфере идеального - что вещие птицы: они живут ни на земле, ни на небе. Они снуют между богами и людьми и нигде не находят покоя! Им не дано вовремя определиться.
Постулат пятый. Сплавьте ваши техногенные порывы с живой сущностью человека и вы получите переграненный кристалл: он засверкает мириадами оттенков всех цветов в преддверии нового Ренессанса.
Постулат шестой. Только однажды, спокойно покажите, что человек не есть машина, - и весь этот техногенный мир разлетится на куски.
Постулат седьмой. Человек и мир, им сотканный, единый, многоликий, деятельный и подвижный. Бойтесь мировой оседлости и вселенской скуки.
Постулат восьмой. Пластичность сознания - вот та идеальная почва, которая приспособлена для взращивания парадигмальных поворотов, как жизнеутверждающих в своих началах, так и опасных для жизни.
Постулат девятый. Чтобы определить архетип парадигмы, необходимо уяснить природу рефлексий сознания, дающий толчок к их зарождению: здесь выбор небольшой, ложное знание [5] погружает в сон разум человека, а известно: "Сон разума рождает чудовища" (Франциско Гойя).
Постулат десятый. Бесполезно для "сегодняшнего" человека копаться в парадигмах прошлого, а тем более, новь повторять их: они рождались "в иных" условиях, "иными" людьми и для "иных" целей.
Постулат одиннадцатый. Новые парадигмы лежат в сфере нового знания. Отправляясь в экспедицию за ним, мы обязательно найдем и новую парадигму мирообустройства. Вот почему во все времена так опасны для "парадигм своего времени" были первопроходцы в сферу незнания. К их сознанию предъявлялся строгий счет: вместе с ним, они, как правило, лишались и головы. Пример рядом: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, П. Флоренский, Н. Кондратьев, Ян Гус и др. [6].
Постулат двенадцатый. Вживайтесь в рефлексию властителей, подыгрывайте им во всем и вам станет предельно ясно, что ждет вас в будущем. При этом сумейте вовремя унести ноги, ну и, естественно, вместе с головой, но иногда с головой в "подмышке" (для тех, кто замешкался).
Постулат тринадцатый. Чтобы закабалить человека, нужно подвести под него общественный договор: далее он сам довершит начатое.
Постулат четырнадцатый. Свобода - величайшая ценность, - современному человеку неведома. Закованный в миллионы встроенных одна в другую клеток, он рвет только ближайшую. "Мир" "спокоен" - человек гибнет где-то "там", в глубине: в глубине несвободы! (Уснувшая мировая совесть человечества!! Его нечувствительность - тысячелетиями дубленая кожа!)

"Забинтованный" человек на поверхности сконструированного
(спроектированного) бытия

Не устаем подчеркивать - наш мир меняется с головокружительной быстротой. Загляните в гигантский поток мировой информации. Она обрушивает на наши головы огромный каскад событий, при этом добавляя к ним свою интерпретацию их, раздвигая или расширяя до бесконечности их конфигурацию, перетолковывая на свой лад, искажая их смысл, направленность и адресность. Наше пластичное сознание неотступно идет за этими поворотами событий и, как следствие, - используя свойство сознания к самоослеплению абстрактно идеальными интерпретациями, - генерирует, "конструирует" новые события и явления. Здесь я не устаю повторять с 1999 года, как заклинание, тезис: "мир - это система мифов, ставших реальностью, и реальность, опрокидывающая мифы" [7].

Вот почему наш мир хрупок. Все эти события разыгрываются на поверхности тончайшей пленки бытия. Если структурировать всю эту массу событий и их интерпретаций (а их держит особое информационное поле, где всемирная паутина ИНТЕРНЕТа, газеты, журналы, книги, радио, кино и телевидение неустанно обрамляют информационный пласт, переваривая события на все лады и постоянно обрушивая их на головы обывателя [8]), то следует заметить, что львиная доля информации имеет шумовой характер, т.е. в принципе не достоверный, масса событий не имеет подтверждений, сминаются другими событиями, противоположных первым, но заставляющие к ним опять же прислушиваться. И так волна за волной. Отсюда впечатление - мир гетерогенен, сверкающий всеми красками многообразия. А на самом деле мир прост. Ему не хватает Ренессансной простаты, спокойного, эллинского взгляда.

Ранее, я уже отмечал [9], что поводом к информационному взрывному буму дают сигналы, которые формируются не в этом тонком слое бытия, а в других его глубинных сферах и истоки которых лежат вне сферы нашего обыденного сознания: эти сигналы лежать в плоскости опор мироздания. Именно там идет скрытое, чудовищно напряженная неспешная работа. Именно оттуда идут сигналы на поверхность бытия, которые выступают на нем в форме "явлений" событий, но доходят до нас в качественно другом виде, переиначенном и перетолкованном, раздутые до мирового масштаба или наоборот - незамеченные или искусственно приниженные, умоленные [10]. Иными словами мы имеем дело с огромным информационным лагом.

Такая постановка вопроса выводит нас к новому пониманию "природы новых вещей". Возьмем, к примеру, проблему безопасности. Казалось бы, понятное, простое и вполне объективное явление - безопасность человека и его жизни, - в этом гигантском перетолкованном информационном поле нагружает человека и в целом человечество огромным каскадом страхов, тревог, опасностей, угроз, вызовов. Часть из них - дань досужих рассуждений, выдумок, галлюцинаций, мифов. Сколько в них криков, стонов, катастрофизма! Однако вместе с тем галлюцинации-мифы становятся реальностью: перед нами "забинтованный человек". Но, наряду с этим, трудно отсеиваются реально значимые, первостепенные угрозы, вызовы и опасности жизни человека. Их масштаб и значимость имеет другой ранг, не локальный, региональный или даже глобальный - речь идет об угрозах, опасностях и вызовах тысячелетнего ранга. Перечислим их: до виртуозности и филигранности отработанны способы и приемы абсолютного изнурения человека: алкоголь, табак, секс, наркотики, "общественный" договор, идеологии, религиозное сознание, образование как дрессировка, разделение труда (монотонная специализация), властная лестница (иерархия). Такая же ситуация с другими перетолкованными и переиначенными категориями и понятиями: к примеру, "национальные интересы", "устойчивое развитие" и др., которые не сходят с уст человека.

Таким образом, вышеотмеченный сюжет подводит нас к выводу о том, что "мировой топор", занесенный над каждым человеком и над миром в целом [11], лежит не под "мировой, глобальной лавкой", а в космологических глубинах самого человека, у опор нашего мироздания (мироустройства). Именно там идет зачастую невидимый для нас процесс совершенно новых, необычных, нестандартных подвижек и трансформаций и самого человека и мира, который он создал (сконструировал). Именно оттуда, через космологическую оптику, просматривается та чудовищная закабаляющая (бинтующая) человека сеть ("стальной панцирь") имя которому - "общественный" договор.

"Общественный" договор как добровольная система закабаления
или свобода как "осознанная" (кем?) необходимость

Идея общественного договора восходит к Ж.-Ж. Руссо. Он впервые провозгласил, что в основе управления обществом должен лежать общий интерес его членов, признаваемых равными перед законом, и что народ, подчиненный законам, должен быть и автором этих законов [12]. В основу подавляющего большинства современных государств, по крайней мере, формально, положены эти принципы. Современные государства повсеместно культивируют техногенность с теми или иными ее оттенками. Однако, задача приспособления мировой системы к потребностям мирового сообщества не может быть решена без привлечения философской антропологии. Обустройство мира невозможно при игнорировании центрального действующего лица и конечной цели этого обустройства - человека.

Сегодняшний мир дело рук самого человека! Человек немыслим вне среды обитания. Развив в себе способность к сознательному творчеству, он к природе "присотворил" себе еще и мир рукотворный - гигантский сонм внешних институтов - и привел его в движение. Этот мир обрел способность к саморазвитию, самоорганизации. Помимо этого, будучи центральной и единственной на Земле мыслящей общественной фигурой, человек выстроил в своем сознании не только гигантский мир отношений вовне, но и мир внутри себя (духовно-нравственный, этический, эстетический, культурный). Человек сам создал для себя глобальную ауру, сам воздвигнул огромную цивилизационную колесницу, приковав себя к ней тысячами нитей и, придав ей неудержимый бег, подчинил свой бег ее ритму. Теперь же пытается в своем беге увернуться от ее бешеного темпа. 2009 год. Колесница неумолима, - она "наехала" на него!

Таким образом, в условиях современной техногенной цивилизации человек зависим от машины, которую он уже не может не только наращивать, но и воссоздавать. Он оказывается "слабым звеном" глобального технологического механизма, который подчиняется уже не человеческой, а своей собственной логике. Происходит развитие "человеко-машины", а не человека.

Для гуманистического разрешения этих противоречий необходимым демонтаж техногенных структур, назначение которых - переработка (перемалывание) ресурсов как самоцель, постоянное укорачивание циклов жизни товаров, укладов, инфраструктур, жизни человека, безудержная генерация новых приемов труда, высоких технологий и т.д. в угоду беспрестанным инновационным революциям, взрывам и переворотам. Техногенная цивилизация близко подошла к порогу нового Ренессанса (как возрождение природных начал в человеке), за которым открывается дорога к новому Мироздании. В основе безудержных мировых трансформаций лежит генная память здорового начала в человеке. И бесконечно повторяющееся возрождение (ренессанс) этих начал - вот ключ к процессам быстротекущих изменений, ключ к гуманитарному космологическому повороту. Предстоит кардинальный пересмотр смысла и содержания целого ряда общеприняты понятий и категорий.

Так, пересмотру подлежит общепринятое представление об устойчивом развитии. Существующая концепция устойчивого развития ставит целью стабилизацию тех воспроизводственных циклов, которые нуждаются в непрерывном расширении своего ареала и в бесперебойных поставках ресурсов практически всех стран мира. Такое развитие вступает в противоречие с понятием устойчивости, так как для его поддержания требуется непрерывная экспансия. Чтобы обеспечить действительно устойчивое развитие необходима устойчивость процесса гармоничного синтеза этнонациональных и индустриальных моментов, устойчивость формирования этноэкономических систем. В этом отношении примечательны рассуждения известного российского экономиста В.В. Соколова:

"С тем, что мировая система не соответствует потребностям мирового сообщества, трудно не согласиться. Более того - можно добавить, что по существу она не соответствовала им никогда с тех пор как стало возможным вообще говорить о мировом сообществе. Именно это несоответствие стало источником мировых войн, всех важнейших революций последнего столетия, а в новейшее время - глобализации.
В общественных науках недостатки мировой системы, как правило, сводятся к препятствиям, которые она воздвигает на пути развития производительных сил. Между тем ее главная проблема, возможно, состоит не в этом. Скорее можно говорить о том, что система направляет эволюцию по такому пути, на котором препятствием для развития становятся сами люди. Выясняется, что они неспособны адаптироваться к изменениям окружающей природной, социальной и культурной среды. Они неспособны даже освоить те преимущества, которые им реально дают перемены, потому что раньше, чем они успеют их освоить, механизм достижения этих преимуществ изменится. "Негибкое" население оказывается помехой для развития мировой системы. Каждый, кто мыслит демократически и гуманистически, не может не видеть в этом не "техническую" проблему, а вопиюще скандальный парадокс. Проблема для него состоит не в том, чтобы максимально ускорить адаптацию, а в том, чтобы обеспечить ее двусторонний характер: не только население должно адаптироваться к потребностям системы, но и система - к потребностям населения. А поскольку потребности различных территорий весьма различаются между собой, мираж "мира без границ", основанного на едином глобальном законодательстве, тает в воздухе. Можно вспомнить в этой связи ряд фактов - от многочисленных неудач на переговорах о либерализации международной торговли до провала проекта конституции ЕС на референдумах во Франции и Голландии и усиления популярности в ряде стран мира политиков националистического и фундаменталистского толка. При всех непривлекательных формах, которые зачастую принимает этот процесс, попытки его интеллектуального третирования также выглядят не слишком симпатично. Потому что нельзя не видеть в нем отражения позиции масс людей, неспособных адаптироваться к современным темпам трансформации общества. Между тем, задача демократии состоит как раз в том, чтобы максимально приспособить общество к потребностям составляющих его людей" [13].

Человек (и в его лице "мировое сообщество") "сколотило" для себя "мировую систему", тем самым строго регламентировав свой каждый шаг, каждый свой поступок, каждое свое осознанное и не осознанное движение, назвав эту совокупность установлений "общественным договором".

По своей структуре общественный договор условно можно разделить на две составляющие (два слоя):
1) Фундаментальная его часть: непререкаемые положения и установки, своего рода "табу", поколебать которое не представляется возможным ни при каких обстоятельствах;
2) Огромная надстройка (слой) правил поведения на вышеуказанном фундаменте. Этот слой общественного договора при всей его публичности провозглашения подвижен, гибок в смысле его исполнения. Здесь мирятся с любым отклонением от правил.

В верхушечном слое идет бесконечное нарушение общественного договора и в этом же слое находят аргументы по оправданию нарушений. В этом отношении здесь идет постоянная перекомпоновка слоя ("правовая рыхлость"). Но как бы не перестраивался верхний слой общественного договора, незыблемым остается его фундамент. Приглядимся к нему повнимательней.

В основаниях общественного договора лежат четыре блока:
Первый. Договоренность о незыблемости права собственности;
Второй. Договоренность о незыблемости власти как института и о незыблемости ее иерархии;
Третий. Договоренность о незыблемости способов и методов удержания народных масс в руках;
Четвертый. Договоренность о незыблемости и правомочности религиозного сознания.

Отсюда ясно: какие бы не возникали в мировой системе кризисы, войны, столкновения интересов, исчезновение одних государств и империй и появление других и т.п. они с позиций "мировой системы" всегда "разрешимы и переваримы" мировой системой, она относит их к локальному масштабу и у "мировой системы" нет объединительного стимула для борьбе с подобными пертурбациями. Но это в том случае, пока не затрагивается фундаментальный базис общественного договора, ибо этот базис един для всех стран мира, для любых национальных и наднациональных структур, для всех цивилизаций, для всех общественных укладов современного мира. Но если возникает угроза четырем базисным принципам общественного договора или хотя бы одному из них, то, независимо от имеющихся разногласий, противоречий и, казалось бы, неразрешимых коллизий, идет смыкание (негласное!) мировой системы для борьбы с покушениями на базовые начала общественного договора. История тысячелетий - свидетель тому.

Эти четыре базовые принципа заложены в основания современного мироздания и только человек, побывавший у его опор, может не только разгадать загадки современного мироустройства, но и осознанно, критическим взглядом окинуть эти опоры на предмет их прочности и надежности, приставив (прислонив) к ним гигантские вопросы тысячелетнего ранга.

Человек и человечество в лабиринте поиска образов будущего: человек у опор мироздания - допроектный человек

Собственно говоря, именно вопросы самого наивысшего ранга и определяют общие координаты измерения, масштаб и уровень рассуждений при раскрытии состояния и движущих пружин в развитии нашего мира, места и роли "человека" в нем, дают возможность рассмотреть модели его будущего существования, преломленные через методологическую оптику новейшего знания - гуманитарную космологию. Для решения этой задачи "хранитель" жизни ("гений" жизни) и был снаряжен в экспедицию к опорам мироздания.

Интеллект спокойно смотрит на сложившуюся ситуацию и шумно суетящуюся массу, он не спешит. Что ему дело до крикунов, их плача, стонов обыденного! Катастрофизм, страхи, опасности, угрозы и вызовы уже не его проблема, он оставил их далеко позади себя. Они его уже не впечатляют и не волнуют: он их воспринял как сигнал - нужно решать проблему высокого ранга и он отправляется в путь за новым знанием в сферу незнания.

Наученный горьким опытом (почему "горьким" - особый разговор) интеллект знает, где скрываются истинные причины ситуаций, разыгравшихся на поверхности бытия. Здесь (в нашей повседневной жизни) можно иметь дело только с явлениями как отблесками, сигналами, часто слабыми или искаженными, посылаемыми на поверхность жизни из глубин мироосознания. Когда оседают фундаменты здания, оно дает о себе знать: на всех этажах слышится тихое "поскрипывание" - постепенно в душу закрадывается "тихий ужас" - обрушение здания. Наш случай - Мироздание.

Интеллект приступил к прояснению ситуации, к неспешной, кропотливой работе, медленно и неустанно погружаясь к опорам мироздания, к его фундаментальным началам в поисках ответов на все вопросы, но уже другого, тысячелетнего ранга. Современный мир как проблема! Снятие вопросов есть снятие проблемы [14].

Оттолкнувшись от тончайшей пленки бытия и отправляясь к опорам мироздания человек сталкивается с удивительными картинами по мере погружения. Для пытливого ума уже сами эти картины представляют собой чрезвычайно интересную вещь. Отправляясь в путешествие к опорам мироздания, грех не вести дневник - своего рода путевые заметки, фиксируя удивительные события на этом пути, ситуации и персоналии, проходя слой за слоем, осматривая руины прошлого, аккуратно ощупывая их и оглядывая мумии парадигм, когда-то блистательных, а теперь пребывающих в "бозе". И здесь осмотрительность особо необходима: как бы обойти стороной и невзначай не потревожить пребывающих в тихом сне "ангелов смерти": чудовищные парадигмы извращения природы человека [15]. Осторожно обходя их, интеллект погружается дальше.

Но не только этими картинами примечательно путешествие человека в лице "гения жизни" к опорам мироздания - он проходит, повторяя свою эволюцию развития и становления, иными словами, он узнает себя в первозданном виде, в человеке "первозданных" опор. "Человек у опор мироздания" и "человек на поверхности бытия" совершенно различны и по своей гуманитарной природе, и по способности восприятия мира, и по способу осознания себя.

По мере погружения он постепенно освобождается слой за слоем от гигантских наростов, привитых ему на поверхности нашего бытия и, в конце концов, предстает перед нами в удивительно гармоничном, ясном и четком контуре своих первозданных смыслов, жизнеутверждающих начал и инстинктов. Интуиция никогда не подводит интеллект - он чувствует, что что-то произошло там, в глубинах нашего сознания, в опорах Мироздания. А произошло вот что (если забегая вперед от нетерпения и здорового любопытства, сетуя на "медлительность" и "неспешность" интеллектуальной проработки) - в глубинах сознания вскрылись его чудовищные ошибки. Каковы они? Где они прячутся и как обнаруживаются?

В таком состоянии и обремененный великой целью человек может смело приблизится к опорам нашего мироздания и начать неспешную их инвентаризацию (интеллектуальное ощупывание), с той мерой классической простоты и деловитости (их признаки мы едва улавливаем в античную эпоху человеческого бытия), дающие простые и ясные ориентиры для заключения о состоянии опор мироздания, которые поддерживают наш мир - современный мир и современного его обитателя - человека. Одновременно с этим вырисовывается потрясающий вывод "человека фундаментальных опор": здравый смысл и здоровые инстинкты не оставляют у него малейшего сомнения о дальнейшей судьбе того мира, от которого он был командирован к его опорам.

По большому принципиальному счету здесь мы имеем уже дело с человеком, не затронутым проектным домогательством, - он не изувечен и не измордован всевозможного рода установлениями, правилами, нормами, законами, кодексами, мнениями, авторитетами, границами и др. железными обручами "Общественного договора", которые вгоняют его в стальной панцирь, разорвать который не дают ему ни возможности современной философии, ни наука с ее разросшимися до гигантских масштабов ячейками (научными дисциплинами); ни социология, постоянно терзающая его вопросами о его самочувствии, ни политология, докучающая ему приставленным к виску "дамокловым мечом" разборок элит и их вождей; ни культурологией, припечатавшей человека к несгибаемым императивам моралей, этик, эстетик, культур техногенного мира; ни экономика, попадающая в тенета тех или иных формационных и цивилизационных моделей, которым слепо должен следовать человек через их беспрерывное "улучшение" посредствам революций, войн, реформ, сеющих чудовищное неравенство, голод, нищету и т.д.

* * *
Итак, все ранее перечисленное подсказывает выход на одну парадоксальную мысль и вопрос: каким образом человек попал в этот стальной панцирь, почему, будучи на поверхности бытия, он не может его разорвать и освободиться от него и почему осознание этого происходит только у опор мироздания?

Мой ответ: в социальном плане человек есть продукт конструирования и самопроектирования. Этой же миссией наделено и сообщество, в котором он пребывает: мировое сообщество сколотило для себя и для человека "мировую систему" и адекватного ей - "системного человека".

Для этого созданы все условия: 1) человек заключил с миром кабальный "Общественный договор"; 2) к этому "идеально" приспособлена жесточайшая система его "образования". С младых "ногтей" толпы воспитателей, учителей, профессоров, в течении двадцати лет "выправляют" человека, придают ему нужный образ, необходимый, во - первых, для поддержания бесперебойной работы современного техногенного мира; а во - вторых, для нещадной эксплуатации человека в целях поддержания сколоченной самим же человеком мировой системы - современного мироздания.

Какие только ухищрения не присущи для технологии "выделки" [16] человека по образцу и подобию всей техногенной модели современного развития в качестве ее единичной ячейки (модели). Модель человека-ячейки и модель всего мироздания строжайшим образом поддерживается в адекватном состоянии. За этим зорко следит огромнейшее число апологетов современного мира - философов от идеологии, ученых экспертов и т.д. Малейшее рассогласование пресекается жесточайшим способом.

И еще один заключительный аккорд. Ясно просматриваются пределы проектного творчества. Это обусловлено тем, что бесконечные нападки на природу человека, втискивание ее в заранее обусловленные рамки ведет к накоплению мощного гуманитарного протеста, взрыву жизнеутверждающих начал и инстинктов человека. Эти начала коренным образом поменяют экономические, политические, культурные и социальные ландшафты нашего мира. В этом отношении Россия, в подсветке гуманитарной космологии, может сыграть уникальную роль: не обремененная последней фазой техногенного развития, все изнуряющими инновационными революциями, Россия может уйти в более гармоничные горизонты цивилизационного бытия - в этноэкономическую цивилизацию [17].

Но, чтобы высветить этот путь и пройти по нему, необходимо найти новые организационные формы знания. Современная наука не способна на это, она слишком детерминирована из-за атак на нее со стороны естествознания. Мне представляется, что не помощник этому и совокупное знание: не освобожденное от техногенности оно впитало в себя абстрактные, идеально-умозрительные формы, тем самым превратившись в "полунауку". Выход из ситуации - нужна новая науковедческая рефлексия (М.Чешков). И такая рефлексия не заставила себя ждать: первая ласточка - геогенезис, глобалистика (с веером геонаук), гуманитарная космология, когнитивная география и др.

Гуманитарная космология предопределяет еще один немаловажный аспект. С высочайшей точки обзора мировой ситуации она констатирует: в современном мире нет правых и виноватых, и те и другие в состоянии глубокого безвозвратного заблуждения. В смертельных схватках они обрекли себя - меняется все мироздание. Здесь мощно заступает философия гуманитарной космологии: интервертность времени и пространства - их антропологизация.

Мир на пороге приход в наш мир новых людей с одной, но "скромной" целью - развернуть перед глазами человечества широчайшую панораму-эскиз, на котором прочерчены контуры нового мироздания - мироздания нового Ренессанса. Что это за люди? Откуда они пришли? Что есть жизнь, которую они проповедуют, и откуда они черпают свои жизнеутверждающие лозунги и замыслы? И что это за пьедестал, с которого они начинают пристально вглядываться в неведомое будущее? И смогут ли они (перефразируя Шопенгауэра) попасть не только в цели, в которые другие люди попасть не могут, но и в цели, которые люди пока не видят?

Первая проба сил: гуманитарная космология приступила к поиску ответов на все эти вопросы. Свою позицию в этом деле автор обозначил в книге "Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей)" [18]. По своей структуре и содержанию эта книга - только некий первоначальный эскиз, контур идеи, замах высветить мироздание нового Ренессанса, а так же эскиз новых людей, вставших на дорогу к нему, заряженных неукротимой, нечеловеческой энергией в достижении своих целей.

Теперь на повестке дня другая задача - как из эскиза, своеобразного горельефа "вынуть" объемную архитектуру и архитектонику и нового мироздания и новых людей. Как подготовиться к гуманитарной революции (как прорыв новому гуманитарному Ренессансу), способной сформировать Человека-мыслителя, Человека-созидателя, Человека-гуманиста нового тысячелетия?

Для этого предстоит чудовищно сложная работа по вытаскиванию этого горельефа из плоской ("железобетонной") стены нашего мира. К счастью, для этой работы уже появились соратники (сподвижники). Вместе с ними автор намерен проделать еще несколько следующих значимых шагов в этой великой "архитектурно-скульптурной" гуманитарной работе.
_____________________________________________

[1] © Кочетов Э.Г., 2009, 26 февраля

[2] Материалы заседания "круглого стола" по теме: "Человеческий капитал в стратегии национального развития" / http://viperson.ru/prnt.php?prnt=1&ID=286354.

[3] Там же: с. 1.

[4] Там же: с. 1.

[5] См. подробнее: Эрнест Кочетов. ЭТИКА НОВОГО или работа над ошибками сознания // Безопасность Евразии, 2007, N 4.

[6] Нужно иметь мужество размышлять о высоком. Этому учил нас Джордано Бруно: "Если бы я владел плугом, пас стадо, обрабатывал сад, чинил одежду, то никто не обращал бы на меня внимания, многие наблюдали бы за мной, редко кто упрекал бы меня, и я мог бы угодить всем. НО Я ИЗМЕРЯЮ ПОЛЕ ПРИРОДЫ, СТРЕМЛЮСЬ ПАСТИ ДУШИ, МЕЧТАЮ ОБРАБАТЫВАТЬ УМ И ИСПРАВЛЯЮ ПРИВЫЧКИ ИНТЕЛЛЕКТА - вот почему тот, кто на меня смотрит, угрожает мне, кто наблюдает за мной, нападает на меня, кто догоняет меня, кусает меня и кто схватывает, пожирает меня, и это - не один или не многие, а многие и почти все". (Дж. Бруно "О бесконечности Вселенной в мирах") (17 февраля 1600 г. на Площади цветов в Риме по приказу папской инквизиции был сожжен один из самых светлых мыслителей эпохи Высокого Возрождения, Джордано Бруно. Есть ли сегодня идеи, за которые стоит отдавать жизнь?)

[7] См. подробнее: Кочетов Э.Г. Стратегия развития: Геоэкономическая модель // НАВИГУТ. 1999. N 1. с. 67.

[8] Здесь у меня "обыватель" обозначен в позитивном плане - человек жаждущий ориентиров для повседневной жизни.

[9] См. с. 31 - 37 в книге: Гуманитарная космология: дорога к новому мирозданию новых людей. - М.: Деловая литература, 2006.

[10] Так доходит до нас свет гигантски далеких от нас звезд и галактик, многие из которых за время прохождения сигналов уже стали не теми, а многие их них и вообще исчезли.

[11] Здесь мы сталкиваемся с сомном "режиссеров" разного уровня и пошиба: локального, регионального и глобального. Каждый норовит (по Чехову) вынести в первом акте той или иной ситуации (провозгласив ее как "драма") "ружье" и повестить его на стенке, приучая зрителя, что оно должно непременно выстрелить в последнем акте. Но выносить то под видом ружья стали значительно более серьезные вещи (в зависимости от ранга безопасности): кто "обычное" оружие (от автомата до авианесущего крейсера), кто отравляющие вещества с огромной "эффективностью", кто ядерное оружие в купе с чудом постиндустриального мира - невидимыми ракетами, ну а кто попроще - тот выносит бактериологическое оружие, снабдив бактерию или простую вошь удивительным свойством и способностью угробить пол человечества. А оно - человечество, - как-то свыклось с их "деятельностью" и все им сходит с рук!

[12] См. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1938. С.21, 27, 33.

[13] См. подробней: Соколов В.В. Ареал человечества: взгляд гуманитария-методолога // Мировая экономика и международные отношения, 2008, N 3, с. 113-123.

[14] Но кому решать эти вопросы: на Земле до удивления осталось мало философов. Философа вытесняет аналитик, аналитика - эксперт. Идет фотография ситуации, "поверхности" и не более того. Набор эмпирических "стоп-кадров" выдается за "фундаментальную науку". Философский тип мышления стал редким. Быть философом стало "неприличным", носить это имя - оскорбительно. Извели философов по простой и понятной причине - они опасны. У них своеобразный дар - здоровый скептицизм, и "нездоровое" пристрастие. Они ко всему приставляют вопросы и ничего не воспринимают на веру, а это уже непростительно: они излечивают от галлюцинаций, они исправляют косоглазие в мировоззрении, они открывают глаза на вещи и их изнанку, от них нельзя скрыть затаенное, - иными словами - они лишают власти (развенчают ее!). А это уже святое, посему судьба их трагична: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, А.Лосев, П.Флоренский, И.Ильин, Н.Бердяев, а возьмите "Философский пароход": в 1922 - 1923 гг. цвет философской российской мысли был выслан из страны. (Идеологи что женщины - они не прощают тому, кто догадывается об их изнанке!). Здесь уже расправа не с одиночками, а с целой философской школой. Трагична участь мыслителей из других сфер (Н. Кондратьев - экономист, П. Сорокин - социолог и многих, многих других). Но философская мысль непобедима - в 2003 году в память о "философском пароходе" 1992 года из Новороссийска в Стамбул отправился теплоход "Мария Ермолова" на XXI Всемирный философский конгресс с выдающимися отечественными и мировыми философами на борту, символизируя "возвращение" в Россию философского парохода: в стране есть кому решать вопросы тысячелетнего ранга!

[15] У идеологов же вкупе с геополитиками все наоборот: они часто наведываются к ним и возвращаются на поверхность бытия как от пушкинского анчара, с тлетворными средствами - новыми идеологическими парадигмами и способами уничтожения всего живого, так "сходили" они за национал-социализмом, фашизмом, коммунизмом, атомной и водородной бомбой, смертельными газами и микробами и т.д.

[16] Какие только тончайшие ухищрения (высокие гуманитарные технологии) не присущи для процесса "выделки" человека. Они напоминают технологию выделки тончайшей кожи (хрома, лайки). Здесь огромная гамма приспособлений и дубильных веществ: идет срезание слой за слоем, их выдержка, покраска и т.д., и вот в такой гуманитарной "обработке" перед нами предстает "современный человек".

[17] См. подробнее: Кочетов Э.Г. Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание. - М.: ОАО Издательская группа "ПРОГРЕСС", 2001, с. 347-377.


[18] Кочетов Э.Г. Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей). - М.: Деловая литература, 2006. Презентации книги прошла на Мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций" (о. Родос, Греция, 9 -13 октября 2008 года) и на Конференции в Руссенском университете,
г. Руссе, Болгария, ноябрь 2007 г. (см.: Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон), 2009 г.).

Источник: www.viperson.ru Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон). 2009.


Кочетов Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук

06.03.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru

Док. 549302
Перв. публик.: 06.03.09
Последн. ред.: 23.12.10
Число обращений: 0

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``