В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Подберезкин: Антикризисная стратегия Президента Назад
Алексей Подберезкин: Антикризисная стратегия Президента
Сегодня уже открыто признается, что эффективной антикризисной стратегии у Правительства нет. Как нет и стратегии дальнейшего развития. Заявление А.Кудрина СПП 3 марта - фактическое признание провала всей экономической политики последних лет, а предложение Д.Медведева разработать чёткий план антикризисных мер, понятных не только правительству, но и гражданам страны, прозвучавшее в тот же день, подводит черту под споры об эффективности действий в условиях кризиса. Все перечисленные аспекты лишь подчеркивают необходимость эффективной антикризисной стратегии, которая:

- во-первых, должна вытекать из долгосрочной стратегии развития не только экономики, но и всего общества, а не являться набором тактических антикризисных мер;

- во-вторых, не должна повторять прежних ошибок экономической политики, проводимой "партией стерилизаторов";

- в-третьих, такая стратегия должна иметь общенациональный характер, быть понятной всему обществу и способной мобилизовать имеющиеся ресурсы, а, при необходимости, объяснить обществу возможные издержки.

Это, на мой взгляд, основные принципы будущей стратегии, на которых должен основываться весь комплекс антикризисных мероприятий правительства. Исходя из этих принципов, можно определить и основные направления антикризисной стратегии. Их должно быть немного, даже мало, но они должны быть основополагающими. На мой взгляд, они следующие:

Первое. Необходимо вернуться к прямому бюджетному финансированию конкретных проектов. Сегодня государство фактически уступило эту функцию коммерческим банкам и иностранным инвесторам, которые, как справедливо отмечает академик Н.Петраков, "... по экономической природе равнодушны к инвестициям в реальную экономику" . Это позволило бы решить следующие задачи:

а) стимулировать развитие реального сектора экономики, создать рабочие места, проводить реальную, а не декларируемую антиинфляционную политику;

б) проводить долгосрочную политику по изменению структуры экономики, уходу от зависимости на цены на энергоносители;

в) ориентировало бы общество на долгосрочные цели развития даже в условиях кризиса;

г) стимулировало бы потребительский спрос, что в условиях кризиса является наиболее эффективной антикризисной мерой.

Целевые, связанные кредиты нельзя использовать на валютных биржах: они выдаются и оплачиваются под конкретные закупки и проекты.

Второе. Снизить ставку рефинансирования под конкретные проекты реального сектора экономики до общепризнанной, мировой, т.е. не более 2%. Необходимы "дешевые" деньги всем секторам реальной экономики, а не только финансовым спекулянтам. В этом случае государство могло бы гарантировать коммерческим банкам страхование рисков финансирования реальных производственных проектов на четко сформулированных условиях, необходимых для целей долгосрочного развития. Это позволило бы решить следующие задачи:

а) фактически создать нормальную кредитную политику в отношении реального сектора экономики, т.е. минимально необходимое условие для её функционирования;

б) выделить приоритеты долгосрочного развития: образование, наукоемкие технологии, инновации и т.д., подтвердив их уже не только политическими декларациями, но и реальными мерами;

в) сохранить действующие производства и рабочие места как социальную меру, во многом замещающую действия правительства по оказанию экстренной помощи населению.

Третье. Юридически закрепить понятие" нормальной рентабельности" на время кризиса. Это позволит под угрозой штрафов и других санкций:

а) в реальности демонополизировать экономику во всех её секторах - от ЖКХ и энергетики, до финансов и строительства;

б) нанесёт сильный удар по инфляции и росту цен;

в) станет самой заметной социальной антикризисной мерой правительства.

Четвертое. Искусственное создание рабочих мест в наиболее перспективных секторах экономики - образовании, науке, здравоохранении, наукоемких производствах в целом. Государство должно не только освободить от налогообложения эти отрасли, но и прямо их дотировать, исходя из необходимости не только антикризисных мер, но и перспектив своего социально-экономического развития. Это позволит:

а) сохранить и поддержать имеющийся интеллектуальный потенциал нации;

б) создать основу для будущей экономики знаний;

в) обеспечить социальную стабильность.

Пятое. Необходима решительная кадровая политика, способная обновить управленческую элиту. К управлению государством на всех уровнях должны придти люди, которые по своим профессиональным и нравственным качествам способны реализовать главный антикризисный (он же и лозунг развития) лозунг России:

"Всё - для России". В результате такой смены должны быть решены следующие задачи:

а) ликвидированы "тромбы" управления, когда решения, на реализацию которых требуются дни, занимают месяцы и годы;

б) нанесен удар по коррупции на всех уровнях, которая привела к деградации государственного управления;

в) повышена экономическая эффективность и возвращена социальная справедливость;

г) предотвращена тенденция критического недовольства властью в обществе.

Шестое. Изменение социальной политики в пользу политики социальной справедливости. Необходимо понимать, что в современных условиях и в условиях кризиса, в особенности, принцип социальной справедливости переходит из категории "желательных" в "обязательную". Это предполагает:

а) изменение шкалы налогообложения, в т.ч. полного освобождения от налогов лиц с низкими доходами и повышения шкалы налогообложения лиц, обладающих высокими доходами;

б) социальной ответственности работодателя;

в) введения налогов на роскошь и излишества;

г) введение системы радикальных мер по самоограничению институтов государственного управления ("мигалки", автопарк, авиаперевозки и т.д.).
 

 


Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор

5 марта 2009 года

www.viperson.ru



Док. 549273
Перв. публик.: 05.03.09
Последн. ред.: 11.03.09
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``