В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир ТУЗ: `ЭТО КОНЕЦ FМ-ВЕЩАНИЮ` Назад
Владимир ТУЗ: `ЭТО КОНЕЦ FМ-ВЕЩАНИЮ`
Один из самых популярных российских DJ`ев Владимир Туз откровенно расстроился, узнав о последних событиях в белорусском радиовещании и непосредственно на минском "Радио Рокс", где работал в середине 90-х. Корреспонденту "Белорусской газеты" Туз спрогнозировал будущее белорусских FM-станций.


СПРАВКА "БГ". Владимир Туз родился в Подмосковье в 1955г. Окончил Московский иняз им. Тореза. Работал гидом-переводчиком в латиноамериканской редакции "Радио Москва", был в первом составе DJ`ев московской радиостанции "Радио Рокс".

- Замминистра информации РБ Сергей Булацкий, объясняя "политику культурного протекционизма на радио", сказал, что белорусский опыт не является неким уникальным явлением: есть "мировой опыт, который показывает, что все испытывают трудности на этом пути". Известны ли вам примеры результативности подобных экспериментов?

- Протекционистская политика на радио действительно практикуется, скажем в Боливии, Колумбии, Бразилии. Но, боюсь, белорусской музыки просто не хватит, чтобы закрыть 75% эфира, даже если собрать самые лучшие группы. Это отдаляет белорусскую аудиторию от русской и мировой музыкальной культуры. Рок не знает границ, у него нет национальной окраски. "Битлз" принадлежат всему человечеству и даже, может быть, в большей степени русским, чем ливерпульцам. Ни к чему хорошему 75% не приведут: белорусская музыка станет музыкой внутриреспубликанского употребления. Будет появляться все меньше исполнителей, способных перешагнуть пределы своей страны.

То, что людям навязывают, не имеет права на жизнь. Искусство не терпит насилия. Такая маленькая страна, как Латвия, где треть и даже больше российского населения, прилагает массу усилий, чтобы сохранить свою культуру. Беларусь в этом не нуждается! Белорусская культура настолько мощна сама по себе, настолько красочна, живописна и созвучна душе человеческой, что она все скажет сама за себя.

Когда я работал на "Радио Рокс", то ставил белорусскую музыку не потому, что работал в Беларуси, - просто она мне нравилась Эта музыка звучала два-три раза в час, не реже. То, что сегодня происходит в белорусском радиовещании, я расцениваю как цензуру. Цензура никогда не оживляла национальное искусство, которое должно само прокладывать себе дорогу.

Прошлым летом мне пришлось побывать на российском фестивале, куда съехались исполнители со всех регионов СНГ - это было богатое и пышное зрелище. Первую премию взяла белорусская певица, по-моему, из Гомеля. Жюри, в основном российское, отдало предпочтение именно ей: то, что делала белорусская певица, было выше всяческих похвал. Эта девочка, невероятно талантливая, могла бы стать знаменитой. Но если насильственно в эфире крутятся пять-шесть групп, люди просто прекращают слушать радио. Вернутся времена, когда через "глушилки" слушали "Голос Америки", "Радио Свобода" и т.д. Потребитель сам должен решать, какой товар ему нужен. Если он не получает этого товара, то найдет способ его получить в обход существующих условий. Белорусские радиостанции просто потеряют слушателей и рекламу. Сам бизнес независимого, коммерческого FM-вещания в этих условиях может "загнуться".

Потом уже поздно будет сожалеть... Вообще это очень похоже на стиль правления в Беларуси: принять резкое решение без публичного обсуждения, потому что кому-то показалось, что от этого станет лучше. Но я уверен, что лучше не станет.

- Но на белорусском радио "засилье" российской поп-музыки. И жестко ограничить ее присутствие - это, по мнению чиновников Мининформации, "единственная возможность для отечественных музыкантов занять лидирующие позиции в своей стране".

- В России есть канал "Культура" - низкозрительный, с весьма невысоким рейтингом. Канал для интеллигенции, для людей, которые хотели бы в любое время дня и ночи смотреть фильмы Антониони, Тарковского, лучшие постановки московских театров. Он имеет право на некоммерческую жизнь только потому, что спонсируется государством. Госбюджет - это гарантия его сохранения. Это дело государства! В латиноамериканских странах некоторые радиостанции, согласно контракту, не имеют права передавать иную музыку, кроме латиноамериканской, поскольку там слишком много североамериканской музыки. Но об этом заботится государство, оно выбирает себе некий анклав в прессе, на радио, телевидении и говорит: об этом мы заботимся, на это направляем наш бюджет, это площадка, которая не даст загнуться национальной культуре.

Все остальные вольны жить, как хотят. Не дело государства навязывать формат вещания независимым радиостанциям, которые выживают, продавая тот продукт, который принимает слушатель. Как говорил Мао Цзэ-дун, есть поле, на этом поле растут разные цветы. Пусть некоторые цветы поливает государство, чтобы они росли пышнее, чем остальные. Но остальные пусть растут сами по себе. Люди вложили в радио деньги, рискнули, завоевали часть рынка, и вдруг им сверху навязывается музыкальная цензура. Навязывание государством какого-то формата всем станциям - это конец FM-вещания.

- Минское "Радио Рокс" в середине 90-х оценивалось как лучший из региональных проектов станции. Вы с этим согласны?

- Белорусский "Рокс" действительно был силен. Не будучи элитарной, радиостанция была очень хорошей. Станция не имела массовой популярности, но она была сильна своей избирательностью.


N 3 [471] от 24.01.05
Марина ГУЛЯЕВА

www.belgazeta.by

Док. 549113
Перв. публик.: 24.01.05
Последн. ред.: 04.03.09
Число обращений: 0

  • Туз Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``