В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Второй трудный день Дмитрия Медведева в Испании, который завершился блистательно Назад
Второй трудный день Дмитрия Медведева в Испании, который завершился блистательно
Как сообщила пресс-служба Президента России, вчера в ходе государственного визита Президента России в Испанию подписан ряд важных документов.

Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Испании Хосе Луис Родридес Сапатеро подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве двух стран, которая охватывает все сферы отношений, включая политический, экономический, культурный, научный, технический и образовательный аспекты.

Дмитрий Медведев отметил, что Декларация расширяет горизонты взаимодействия по всем направлениям и является основой для других договорённостей, достигнутых в ходе переговоров.

Кроме того, подписаны документы, касающиеся сотрудничества в сфере энергетики и туризма, ряд соглашений в области транспорта, электроэнергетики, финансов, СМИ, а также межправительственное соглашение о транзите испанского военного имущества и персонала в Афганистан через территорию России.

В дополнение к этой короткой информации пресс-службы Президента России наша редакция электронного издания "Информационно-аналитический портал "VIPERSON" (Виперсон)" считает необходимым привести для сведения общественности страны с помощью официального сайта Президента России www.kremlin.ru следующий перечень: документы, подписанные по итогам российско-испанских переговоров, текст Декларации о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Королевством Испания и прямой текст пресс-конференции по итогам российско-испанских переговоров с нашим завершающим комментарием.


Документы, подписанные по итогам российско-испанских переговоров:

Декларация о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Королевством Испания

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о транзите военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооружённых Сил Королевства Испании в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве в области энергетики

Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Государственной Генеральной прокуратурой Королевства Испания

Программа совместных действий на период 2009-2010гг. по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве в сфере туризма

Соглашение о сотрудничестве между компанией "Газпром Маркетинг и Трейдинг Лтд" и компанией "Газ Натурал"

Меморандум о намерениях по сотрудничеству в сфере электроэнергетики между ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" и компанией "Ибердрола"

Протокол о развитии сотрудничества между ОАО "Российские железные дороги", Администрацией железнодорожной инфраструктуры (АДИФ) и компанией "РЕНФЕ ОПЕРАДОРА" (РЕНФЕ)

Меморандум о сотрудничестве "GRUPO DANOVAT", ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг"

Меморандум о взаимопонимании между государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк), Государственным страховым агентством Испании "CESCE"

Меморандум о взаимопонимании между ОАО "НК "Альянс" и компанией "Tйcnicas Reunidas"

Соглашение о стратегическом партнёрстве между Международной информационной группой "Интерфакс" и компанией "INFORMA D&B"




ДЕКЛАРАЦИЯ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПАРТНЁРСТВЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КОРОЛЕВСТВОМ ИСПАНИЯ

Президент Российской Федерации и Председатель Правительства Королевства Испания,

Опираясь на глубокие чувства дружбы, существующие между народами России и Испании, а также на исторические отношения между обеими странами,

исходя из заинтересованности и впредь укреплять традиционные связи во всех областях в новом столетии и сознавая себя частью одной и той же европейской семьи, идентичность которой обе страны дополняют тесными связями с другими пространствами,

твёрдо приверженные задаче строительства более справедливого, гуманного, мирного и демократического международного порядка, на основе общих ценностей, уважения к правам человека и основным свободам, правового государства и в духе нового тесного сотрудничества и взаимного доверия,

убеждённые в том, что общества обеих стран обладают огромным потенциалом для совместной деятельности в экономической, научной, образовательной и культурной областях, который в нынешнем веке глубоких преобразований в сфере коммуникаций должен привести к осуществлению совместных проектов с большой социальной базой,

преисполненные решимости установить тесное сотрудничество в области противодействия таким общим вызовам как терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, распространение оружия массового уничтожения, ухудшение окружающей среды и климатические изменения, отсталость, бедность и социальная маргинальность,

сознавая свою ответственность за сохранение мира и безопасности в Европе и во всём остальном мире в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций, а также обязательствами, зафиксированными в Итоговом документе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и других документах, принятых в рамках ОБСЕ, и учитывая цели совместной Римской декларации о создании Совета Россия-НАТО,

принимая во внимание решимость Российской Федерации и Европейского Союза укреплять и развивать стратегическое партнёрство и заключить с этой целью новый Договор, способствующий строительству более сплочённой Европы, которая для всех граждан открыла бы новые горизонты на пространстве более широких свобод и прогресса,

стремясь внести вклад и сделать безопасность в Евроатлантическом регионе более эффективной и учитывая все аспекты безопасности и интересы всех её участников,

заявляют о нижеследующем:

1. Настоящей Декларацией провозглашается установление отношений стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Королевством Испания, которое охватывает все сферы отношений, включая политический, экономический, культурный, научный, технический и образовательный аспекты.

Основывающееся на взаимопонимании и доверии друг к другу, такое стратегическое партнёрство предполагает вывод связей между обеими странами на ещё более высокий и качественно новый уровень и в то же время придание им характера особо тесного и динамичного сотрудничества, как в области двусторонних отношений, так и на международной арене.

2. Стратегическое партнёрство между Сторонами основывается на разделяемых ими демократических ценностях, а также на принципах суверенитета, равенства и территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, мирного урегулирования конфликтов, взаимного уважения и взаимной выгоды.

Такое стратегическое партнёрство предусматривает развитие масштабного сотрудничества в следующих областях:

политическое координирование двусторонних, многосторонних и международных вопросов, представляющих взаимный интерес,

содействие двусторонним торгово-экономическим обменам, осуществление деловых контактов и поощрение взаимных инвестиций,

сотрудничество в области обороны на основе соглашений между министерствами обороны обеих стран и сотрудничества между соответствующими Вооружёнными силами,

научно-техническое сотрудничество на двустороннем и многостороннем уровне,

сотрудничество в области образования в форме преподавания и изучения соответствующих языков и культур, установления отношений между университетами и другими учебными заведениями обеих стран,

сотрудничество в области культуры между правительственными учреждениями и частными организациями обеих стран,

сотрудничество в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, распространением оружия массового уничтожения и другими вызовами глобального характера,

сотрудничество в целях продвижения диалога и взаимопонимания между культурами и цивилизациями.

3. Стороны намерены укреплять двустороннее взаимодействие. Они согласились совершенствовать механизм широких и регулярных межгосударственных консультаций и договорились о том, что встречи Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Королевства Испания будут проводиться, как правило, не реже одного раза в год в целях придания импульса всему спектру отношений, составляющих стратегическое партнерство. В этих встречах будут участвовать, как правило, министры иностранных дел двух стран, сопредседатели Межправительственной смешанной Российско-Испанской комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству, а также другие министры и руководители правительственных учреждений или высшие должностные лица в случае, если этого потребует характер рассматриваемых вопросов. Если Президент Российской Федерации и Председатель Правительства Королевства Испания сочтут необходимым, между различными ведомствами двух стран могут создаваться отраслевые комиссии для содействия расширению связей по конкретным направлениям.

4. Осуществление Стратегического Партнёрства придаст новый импульс развитию сотрудничества в следующих областях:

А) В политической области:

Проведение двусторонних консультаций между Министрами иностранных дел обеих стран не реже двух раз в год. Углубление политических консультаций по двусторонним, многосторонним и международным вопросам, представляющим взаимный интерес.

Поощрение совместных инициатив по ключевым международным и региональным проблемам.

Взаимное информирование о принятых либо планируемых внешнеполитических инициативах на международной арене.

Содействие регулярному проведению встреч между представителями политических и экономических кругов, а также деятелями культуры.

B) В области борьбы с новыми вызовами:

Развитие сотрудничества в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, а также в области устранения последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

C) В торгово-экономической области:

Активизация развития торгово-экономических отношений в рамках Межправительственной Комиссии по торгово-экономическому и промышленному сотрудничеству.

Содействие обмену экономической информацией и доступу к информации деловых людей обеих стран и расширение сотрудничества между специализированными объединениями, Торговыми Палатами и предпринимательскими и промышленными ассоциациями. Содействие развитию связей между участниками экономической деятельности, определение проектов, подлежащих совместной реализации, и придание импульса созданию совместных предприятий.

Создание благоприятных условий для взаимных инвестиций, их поощрение и обеспечение гарантий их защиты.

Придание импульса сотрудничеству в области инфраструктур, сделав особый упор на транспортные инфраструктуры и инфраструктуры, связанные с оснащением объектов коллективного пользования.

Развитие сотрудничества в области энергетики, включая возобновляемые виды энергии.

Проведение консультаций и поощрение взаимодействия в основных вопросах, затрагивающих мировую экономику, и содействие участию или вступлению другой Стороны в международные экономические и финансовые организации, членом которых она не является.

Содействие развитию туризма и сотрудничества между туристическими организациями обеих стран.

D) В области обороны:

Содействие развитию сотрудничества между министерствами обороны и программ сотрудничества между Вооружёнными Силами обеих стран.

E) В области науки и техники:

Поощрение развития сотрудничества в области исследований, развития и инноваций, продвижение фундаментальных и прикладных научных исследований и оказание поддержки развитию проектов совместных исследований.

Активизация мобильности преподавателей и учёных, расширение обмена научной информацией и установление прямых связей между научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями обеих стран.

Поощрение совместного участия в научно-технических программах, как на европейском уровне, так и в рамках других международных инстанций.

Развитие взаимодействия в использовании атомной энергии и космического пространства в мирных целях.

Развитие сотрудничества с целью продвижения вперёд в области борьбы с изменением климата.

F) В области культуры и образования:

Содействие развитию двустороннего сотрудничества в области культуры между правительственными учреждениями, общественными организациями и гражданами. Усиление работы организаций обеих стран, ведущих свою деятельность в этой области и контактов между ответственными лицами ведущих государственных и частных организаций в области культуры (музеев, театров, консерваторий, академий и т.д.).
Периодическое проведение встреч между основными культурными операторами обеих стран для увеличения широкого программирования культурных акций и мероприятий каждой из стран в ведущих центрах культуры другой страны.

Содействие развитию сотрудничества в области печати и аудиовизуальных средств коммуникации.

Среди других направлений сотрудничества, придание импульса взаимодействию путём обмена информацией и опытом в области креативных и культурных индустрий и интеллектуальной собственности, а также развитие сотрудничества в переведении архивов в электронный формат и обмен архивами.

Придание импульса изучению русского и испанского языков и культур в соответствующих странах путём подписания соглашений между университетами и с помощью Института Сервантеса и культурных центров, которые будут учреждены Российской Федерацией в Испании с целью распространения своего языка и культуры. Кроме того, будет оказана поддержка учреждениям среднего образования и другим, государственным и частным организациям, содействующим расширению изучения соответствующих языков и культур.

Поощрение прямого сотрудничества между правительственными учреждениями, общественными организациями и гражданами в области образования, придание импульса отношениям между университетами обеих стран и программам академической мобильности студентов и преподавателей.

G) Придание импульса развитию связей между гражданскими обществами:

Содействие развитию взаимного ознакомления, связей и сотрудничества между гражданскими обществами через российско-испанский Форум диалога гражданских обществ, встречи которого будут проводиться не реже одного раза в год.

H) В других областях:

Сотрудничество в юридической и консульской областях, при поощрении сотрудничества между прокуратурами, министерствами юстиции и другими правоохранительными учреждениями. Применение наиболее благожелательным образом соглашений в области выдачи виз между Российской Федерацией и Европейским Союзом, предусматривающих также диалог, который может привести в будущем к отмене визового режима.

Обе стороны, являясь членами Группы друзей Альянса цивилизаций, пришли к согласию о необходимости содействия диалогу между культурами и цивилизациями, с целью снижения межкультурной напряжённости и устранения экстремистских и насильственных тенденций. Стороны и впредь будут прикладывать усилия для защиты и поощрения культурного разнообразия, предпринимая для этого действия в областях, определяемых Альянсом цивилизаций как приоритетные, а также укреплять свои взаимоотношения в этой сфере, представляющей взаимный интерес.

Сотрудничество с целью развития эффективной политики в области равноправия полов.

Стратегическое партнёрство между Сторонами не затрагивает их права и обязательства по ранее заключённым договорам и соглашениям с третьими странами и не направлено против какого-либо другого государства. С другой стороны, Стороны заявляют о намерении обсудить новый Договор о дружбе и сотрудничестве, который заменит действующий в настоящее время и в котором получат развитие положения настоящей Декларации.

Подписано в Мадриде, 3 марта 2009 года в двух экземплярах, каждый на русском и испанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.





Пресс-конференция по итогам российско-испанских переговоров:

Х.Л.РОДРИГЕС САПАТЕРО (как переведено): ...Визит Президента России в Испанию совпадает с первым годом его президентского мандата, и свой первый год он отмечает в Испании. Видно, что это важная поездка. Я хотел бы сказать, что я сохраняю отличные впечатления от моих поездок в Россию, в особенности от последней поездки в Петербург, где я встретился с Президентом России. Вчера мы решили дать импульс новому этапу укрепления наших связей: политических, экономических связей. На основе взаимного уважения и доверительного характера наших отношений нам необходимо построить такие связи. В соответствии с интенсивной повесткой, которая намечена в ходе этого визита Президента России, мы обсудили экономический кризис в мире, отношения ЕС с Россией, повестку в области безопасности, энергетики, двусторонних отношений, в экономической сфере, торговой, энергетической, в сфере инвестиций, а также в гражданской сфере. Вчера мы стали свидетелями, дав поддержку первому форуму гражданских обществ, который начал свою работу и на который мы возлагаем большие надежды.

Что касается отношений ЕС с Россией, я высказал Президенту Медведеву волю Испании, связанную с тем, чтобы президентство Испании в 2010 году в ЕС стало бы председательством, во время которого будут намечены подвижки в отношениях с Россией, в особенности в сфере энергетики. Поэтому у нас есть несколько месяцев работы в этой важной сфере.

Что касается международной политики - мы констатировали ожидание того, что нам необходимо развивать хорошие отношения России с ЕС, с США, мы понимаем, что это является необходимым треугольником для создания стабильного и безопасного мирового порядка, и мы рады и надеемся, что мы станем свидетелями хороших отношений американской администрации с Россией.

Что касается международного финансового кризиса - мы обменялись мнениями о важности ближайшего саммита "двадцатки" в Лондоне.

Мы осознаём вклад России, её идеи, мы их уважаем, и мы разделяем единую цель - необходимо действовать в срочном порядке, необходимо реформировать как можно раньше международную финансовую систему, дав новую роль Международному валютному фонду, новые нормы, новые правила, новую эффективность, новую систему раннего предупреждения, которая была бы действенной системой и функционировала.

Мы понимаем, что это глобальная задача перед лицом кризиса, который не имеет прецедентов, кризиса в системе экономики, финансов, который распространился на все регионы и на все страны мира в очень короткий период времени, а также на все отрасли экономики. Поэтому только посредством интенсивных координированных усилий со стороны всех правительств мы сможем обеспечить в короткий срок другой сценарий развития событий.

Что касается двусторонних отношений, то мы подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве, которая закрепляет наше стремление вывести наши отношения на новый уровень. Кроме того, мы подписали различные соглашения в сфере энергетики, инфраструктуры, правосудия. Все эти договоры имеют большую важность.

Я хотел бы упомянуть о меморандуме о сотрудничестве в области энергетики. Это очень обширный договор, который открывает двери нашим странам к сотрудничеству, потому что наши страны играют важную роль на рынке энергетики. Этот договор охватывает источники энергии: нефть, газ, в том числе сжиженный природный газ. А также, что я хочу особенно выделить, он гарантирует развитие и использование возобновляемых источников энергии, то есть новых экологически чистых технологий.

Что значит этот меморандум? Он означает большую безопасность обеспечения энергоресурсами Испании, обеспечивает лучший доступ наших фирм к энергетическим запасам в России. И он также предполагает больше возможностей для роста и создания рабочих мест ... Подписание договоров, которое проводилось в ходе визита Президента России некоторыми нашими самыми важными фирмами с коллегами из России: "Газпромом", "ИНТЕР РАО ЕЭС" и другими фирмами. Этот визит был очень успешным в том, что касается энергетики.

К этому добавляются и другие соглашения, в частности договор о транзите военного имущества через Россию в Афганистан в рамках участия испанского контингента в миссии по восстановлению Афганистана, это очень важная задача.

Также программа совместных действий на 2009-2010 годы в сфере туризма. Сфера туризма - это важная сфера, преференциальная сфера в отношениях между Россией и Испанией. Почему? Потому что число туристов увеличивается, доходит до 500 тысяч человек. Поэтому мы заключили соглашение, чтобы поддержать, поощрять развитие туризма.

Меморандум о взаимопонимании между генеральными прокуратурами России и Испании, соглашение между компанией по железнодорожной инфраструктуре и "РЖД". Эти соглашения открывают большие возможности сотрудничества между Россией и Испанией.

В итоге мы открыли огромный спектр возможностей соглашений о сотрудничестве между фирмами в области энергетики, и мы должны продолжать сотрудничать в этих сферах. Вы знаете, что за последние годы наше сотрудничество увеличилось практически на 40 процентов.

И в заключение я хотел бы поблагодарить Президента Российской Федерации за его визит, выразить удовлетворение достигнутыми соглашениями. Наша политическая воля - воля обладать хорошими отношениями с Россией.

Несколько раз слышал и сегодня повторяю: международный порядок, международная безопасность, стабильность в Европе, роль ЕС, будущее энергетики и энергетического потенциала в мире, в частности в Европе, - всё это обретает в лице России важного союзника. Если мы не будем осознавать то, что Россия играет важную роль в этом, если мы не будем осознавать эти великие цели и этих важных действующих лиц на мировой арене ... Поэтому эта политическая воля сотрудничать будет интенсифицироваться в ходе председательства Испании в ЕС.

Я хочу поблагодарить Вас ещё раз. За последнее время, за последние годы Президент России и российские власти явно показывают своё желание и волю иметь хорошие отношения с Испанией, отношения доверительные и безопасные. Поэтому я поздравляю Вас, ещё раз благодарю и передаю Вам слово, господин Президент.

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые дамы и господа!

Во-первых, конечно, хотел бы поблагодарить Короля Испании Хуана Карлоса I и Председателя Правительства Испании - Хосе Родригеса Сапатеро за радушный приём здесь, в Мадриде, и за ту атмосферу, которая была создана для работы нашей делегации.

Господин Председатель Правительства, я полностью согласен с Вами, Россия действительно хотела бы иметь самые дружественные, хорошие, стратегические отношения с Испанией, и именно с этим и был связан этот государственный визит.

Программа пребывания нашей делегации в Мадриде была насыщена событиями. Мы сумели провести не только протокольные мероприятия, но и сумели достигнуть самого главного: мы сумели выйти на новый уровень сотрудничества, на новый уровень взаимопонимания по самым существенным вопросам нашей текущей повестки дня.

Мы провели очень хорошие беседы с Королем Хуаном Карлосом, говорили о традициях плодотворного сотрудничества, диалога, который существует между нашими народами, а также о тех новых возможностях, которые открываются в ходе такого рода контактов. Я особенно был рад обсудить гуманитарные вопросы, некоторые другие вопросы, которые традиционно связывают российские и испанские общественные круги.

Весьма содержательной и результативной была наша беседа с господином Председателем Правительства, переговоры с участием делегаций. Мы рассмотрели самый широкий круг вопросов очень подробно и, с другой стороны, детально, может быть, по основным позициям (сейчас об этом сказал господин Председатель Правительства), но я бы отметил то, что в XXI веке мы действительно можем выйти на принципиально новый уровень сотрудничества между нашими странами. Причём речь идёт не только о сотрудничестве в деловой сфере, в сфере бизнеса, но и в гуманитарной сфере, в вопросах культурных связей. И мы действительно этим очень и очень дорожим, потому что отношения между нашими странами насчитывают уже много веков. И современное состояние этих отношений определяется именно тем, как мы сегодня работаем.

Новые реалии наших отношений отражены именно в Декларации о стратегическом партнёрстве. Это, на мой взгляд, исторический документ, потому что он, с одной стороны, подтверждает нашу приверженность общим ценностям, демократическим ценностям, а с другой стороны, закладывает перспективы работы на будущее и, что самое главное, предусматривает координацию наших усилий по самым различным направлениям и в экономике, и в сфере гуманитарных отношений, и во внешней политике, что немаловажно с учётом той роли, которую имеют наши государства на нашем континенте и в мире.

Испания является для России очень важным торгово-экономическим партнёром. Только за последний период оборот вырос почти на четверть, достиг суммы, превышающей 9 миллиардов долларов. И наша задача - сохранить эту положительную динамику, даже понимая то, что в этом году будут трудности, возможны какие-то провалы. Тем не менее главное - сохранить качественное состояние этого торгового оборота, то есть его направленность на рост, направленность в будущее.

Большие перспективы открываются в топливно-энергетический сфере, господин Председатель сейчас очень подробно об этом сказал, а также в таких отраслях, как металлообработка, химическое и нефтехимическое производство, промышленность. В этом смысле ту работу, которую ведут межправительственные комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству (считаю, что это правильная работа), её нужно укреплять, и продолжать активно работать в этом направлении, может быть, ставя перед собой какие-то промежуточные цели, так, как мы сегодня говорили в ходе переговоров: раз в полгода встречаться и обсуждать текущую ситуацию, текущее положение дел.

Тем не менее, конечно, мы сегодня обсуждали вопросы положения в мире и вопросы глобального экономического кризиса. Оба государства считают, что такого рода проблемы можно решать только в результате совместных усилий, в результате координации усилий всех ключевых мировых игроков. И мы не можем сегодня опираться на решения, принятые одним государством или даже группой государств, потому что такие решения не сработают, как не срабатывает сегодня та структура финансовой безопасности, которая была сформирована на нашей планете 60-70 лет назад. Эта структура не работает, значит, нужно искать развязки, нужно искать выход из этой ситуации.

В ближайшее время состоится встреча в Лондоне. Мы передали наши предложения всем нашим коллегам, нашим друзьям из Испании. Сегодня мы вкратце обменялись соображениями о том, что нужно делать - господин Председатель уже об этом сказал. Конечно, речь идёт и о реформировании международных финансовых институтов, в частности Международного валютного фонда, о корпоративной прозрачности, о стандартах поведения, о возможности проводить консультации по макроэкономическим показателям крупнейших государств, потому что от того, насколько хорошо чувствуют себя экономики в этих государствах, зависит самочувствие и других стран, которые связаны с этими государствами незримыми нитями экономических связей.

Поэтому повестка дня сложная, но я надеюсь, что всё-таки мы сможем выйти на какие-то новые договорённости. Во всяком случае, позиция России заключается в том, чтобы в ходе консультаций в Лондоне и последующих консультаций (мы понимаем, что на Лондоне всё не остановится) выйти не просто на согласование принципов, а на всеобъемлющие международные соглашения, имеющие обязательную силу.

Россия и Испания заинтересованы в укреплении стабильности и безопасности в мире и на европейском континенте. С главой испанского Правительства у нас состоялся разговор и по этой проблематике. Вы знаете о том, что Россия уже достаточно давно - больше года назад, - начала предлагать новые идеи, а летом прошлого года мною была предложена идея договора о европейской безопасности. Мы считаем, что это могло бы быть неплохой основой для движения вперёд, и рассчитываем на то, что мы продолжим диалог по этому вопросу на различных площадках, в том числе и с нашими испанскими партнёрами.

Мы готовы сообща противодействовать наиболее серьёзным угрозам, которые сегодня существуют на планете. Я имею в виду, конечно, терроризм и трансграничную преступность. И в этом смысле я специально выделил бы соглашение о военном транзите для Афганистана, его реализация облегчит обеспечение испанского контингента, который находится в этом государстве.

Есть и позитивный опыт взаимодействия наших правоохранительных структур. Сегодня был подписан меморандум о взаимопонимании между Генеральной прокуратурой [России] и Государственной генеральной прокуратурой Испании. Я надеюсь, что и по этому направлению мы тоже получим хорошие результаты взаимной кооперации.

Большой блок, являющийся важным для наших стран, - это культурные связи. Отрадно, что в Испании регулярно проходят гастроли наших коллективов, приезжают ведущие представители наших творческих групп, проходят художественные, музыкальные вечера. Российские зрители в свою очередь с удовольствием посещают концерты испанских исполнителей. Я считаю, что мы должны закреплять такого рода контакты, тем более что количество наших граждан, которые приезжают и в Испанию, с одной стороны, и в Российскую Федерацию, с другой стороны, постоянно растёт.

Господин Сапатеро сказал, что более 500 тысяч россиян ежегодно бывает в Испании, во всяком случае, это цифра прошлого года. Около 150 тысяч испанцев посетило в прошлом году Российскую Федерацию. Я считаю, что это, может быть, важнейшая вещь, потому что ничто так не сближает, как прямые человеческие контакты, возможность приехать посмотреть страну, пообщаться с обычными людьми, отдохнуть. Это очень важно, с одной стороны, а с другой стороны, это всё-таки дополняет и наши экономические контакты.

Мы провели обсуждение самых разных вопросов, поговорили и о ситуации в мире в целом, говорили о вопросах международной безопасности. Если вас это интересует, вы сможете задать на эту тему нам вопросы. Если нет, то мы на них отвечать не будем.

Я ещё раз хотел бы поблагодарить господина Председателя Правительства за конструктивный диалог. Уверен, что в этом диалоге и в тех результатах, которых мы сегодня достигли, а я специально хотел бы подчеркнуть, - мы сегодня вышли на новый уровень сотрудничества, мы демонстрируем взаимное желание развивать наши отношения максимально широким образом, в максимально дружеском ключе, рассчитываем на то, что такого рода решения, которые мы сегодня приняли, будут воплощены в жизнь.

Господин Председатель Правительства, спасибо.

ВОПРОС (как переведено): Хочу спросить насчёт хартии, о которой Вы говорили, которую прислал Барак Обама, который хочет остановить строительство, развёртывание противоракетного щита, если Россия будет сотрудничать по иранской проблеме.

И хочу спросить господина Родригеса Сапатеро. Относительно безработицы у нас есть новая цифра: ещё больше, ещё 150 тысяч безработных у нас в последний месяц было. Я хочу спросить, работает ли он, чтобы эту исправить ситуацию.

Большое спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Отношения между Россией и Америкой действительно очень важный компонент международной безопасности. Россия хотела бы нормальных, полноценных отношений с Соединёнными Штатами Америки. Это была наша позиция и в прежний период, когда мы работали с администрацией Президента Буша, это наша позиция и сегодня. Я рассчитываю на то, что те позитивные сигналы, которые нами были получены из Вашингтона, будут воплощаться в договорённости. Во всяком случае, пока то, что мы имеем, свидетельствует о том, что наши американские коллеги и новый Президент Барак Обама хотят интенсифицировать сотрудничество и выйти на ряд решений, имеющих значение не только для России и Америки. Мы находимся в постоянном контакте, несколько раз разговаривали по телефону, мы действительно переписываемся, это тоже отрицать бессмысленно, но если говорить о каких-то разменах или обменах, то могу Вам сказать, что таким образом вопросы не ставились, потому что это непродуктивно. Вопросы противоракетной обороны вызывали и вызывают у нас в той постановке, во всяком случае, которая была сделана предыдущей администрацией, большие сомнения. Та инициатива по ПРО, которая была предложена некоторое время назад, не укрепляет безопасность на европейском континенте, а, наоборот, её осложняет. И в этом смысле позиция России была простой: давайте вместе заниматься вопросами противоракетной обороны, создавать эффективный, надёжный щит от различного рода угроз, а их действительно немало.

Если же речь идёт о фрагментах этой системы, да ещё и расположенной вблизи Российской Федерации, нас это не может не беспокоить, потому что это скорее всего защищает не от глобальных угроз, а от каких-то других вещей. Поэтому реакция наша была простой: мы с этим не согласны, и если новая администрация Соединённых Штатов Америки здесь проявит здравомыслие и предложит какую-то новую конструкцию, которая устраивала бы всех европейцев и, естественно, устраивала бы Соединённые Штаты Америки, которая была бы приемлема для нашей страны, мы готовы её обсуждать. Но это должна быть именно нормальная, полноценная, если хотите, глобальная конструкция, а не её фрагмент, который размещён вблизи российских границ.

То, что мы получаем пока от наших американских партнёров, свидетельствует как минимум об одном: наши американские партнёры готовы эту проблему обсуждать. Уже хорошо. Потому что ещё несколько месяцев назад, ещё некоторое время назад, мы получали другие сигналы: решение принято, говорить не о чем, мы всё сделаем, как решили. Но если такой разговор, то соответствующий ответ всегда следует.

Сейчас ситуация, надеюсь, другая. Но никто не обуславливает эти вопросы какими-то разменами, тем более по иранской проблематике, мы и так в абсолютном контакте работаем с нашими американскими коллегами по проблематике ядерной программы Ирана. Эти контакты никогда не ослаблялись и никогда не сворачивались, даже в тот период, когда мы вошли в фазу противостояния по ряду вопросов. Поэтому мы и дальше будем обсуждать эту проблему на регулярной основе, имею в виду то, что цели по этому вопросу у нас и у Соединённых Штатов Америки одинаковые.

Х.Л.РОДРИГЕС САПАТЕРО (как переведено): Очень хорошо. Мы сегодня ознакомились с состоянием безработицы на февраль. Я хотел бы сказать кое о чём. Во-первых, у нас по-прежнему растёт безработица, однако меньше, чем в январе. Что касается цифры безработицы, как я говорил когда-то, эта цифра наибольшая в период кризиса. Изменение этой цифры будет очень зависеть от действий экономически активного населения, потому что на трудовом рынке у нас по-прежнему увеличивается число людей, впервые ищущих работу, и это будет влиять на цифру безработицы.

Как Вы знаете, вчера я разговаривал в Правительстве и предложил новые меры для того, чтобы поощрить увеличение числа рабочих мест посредством дотаций при капитализации и дотаций по безработице. С нашей точки зрения, Испания должна увеличивать таким образом свои действия. Это было в пятницу. И мы будем в рамках социального диалога, в рамках политики экономики предлагать новые инициативы. Мы будем с благоразумием подходить к цифрам, рассматривать с вниманием этот феномен, потому что это очень важно и это определяет состояние мировой экономики.

Нам необходимо ждать, когда начнутся первые сигналы, позитивные сигналы того, что этот кризис достиг своего дна, потому что настоящий кризис не имеет прецедентов по тому негативному влиянию, которое он оказал на систему мировой экономики и финансов.

ВОПРОС: Господин Сапатеро, не могли бы Вы конкретизировать, какие вопросы, связанные с Россией, будут в числе приоритетов Испании в период её председательства в Евросоюзе? Вы упомянули, что рассчитываете на достижение неких договорённостей по энергетике. О чём идёт речь? И как Вы считаете, можно ли рассчитывать в период вашего председательства на то, что новое базовое соглашение между Россией и Евросоюзом, работа над этим договором будет завершена?

И второй вопрос к двум руководителям. На сегодняшних переговорах обсуждали ли вы инициативу Дмитрия Анатольевича о заключении нового договора о европейской безопасности и есть ли какое-то сближение позиций по этому вопросу?

Х.Л.РОДРИГЕС САПАТЕРО: Что касается Испании в рамках отведённого ей времени в Евросоюзе, продвигаться в отношениях с Россией будет нашим приоритетом. Мы хотим, желаем и будем стремиться к достижению нового соглашения, чтобы эта работа продвинулась значительно в рамках нашего председательства. Мы хотим создать энергетический пакет для того, чтобы отношения между ЕС и Россией развивались в сфере инвестиций, чтобы развивался доверительный характер, гарантии и взаимный интерес в энергетической сфере между ЕС и Россией.

Как Вы знаете, правительства Испании и России имеют возможность работать по созданию новой архитектуры безопасности в мире. В рамках этой системы мы обмениваемся мнениями по вопросам, которые представляют интерес. Мы говорили об этом в Петербурге, и наши позиции сблизились. Эта группа, наша группа, будет продолжать работать [над вопросами] архитектуры европейской безопасности, которая является столь полезной и которая должна способствовать росту доверия, будет работать для достижения точек соприкосновения и достижения позитивных инициатив.

Сейчас, как я полагаю, и я сказал об этом Президенту Медведеву, эта архитектура в рамках ЕС и вне ЕС является очень достижимой, реальной в сотрудничестве с администрацией Обамы. Я сказал Президенту Медведеву, что мы возлагаем надежды на администрацию Обамы. И я хотел бы, чтобы Правительство России также работало для достижения хороших отношений, безопасности и спокойствия, для того чтобы эти великие мировые державы установили доверительные, надёжные отношения и чтобы они работали в сфере безопасности на территории Европы и за её пределами.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я добавлю, поскольку этот вопрос адресовался и мне.

Тема заключения нового договора о европейской безопасности всё время находится в сфере совместного рассмотрения, в сфере обсуждения. Мы, естественно, делаем это и лично, и на уровне соответствующих министров, экспертных групп. Я думаю, что в настоящий момент уже нет смысла излагать суть этой идеи, хотя я периодически слышу: пусть русские всё-таки конкретизируют, что они имеют в виду, что это вообще такое. Я думаю, что уже всем абсолютно понятно, что имеется в виду. Имеется в виду простая вещь: до тех пор, пока существуют в Европе различные государства, относящиеся к различным общественным объединениям, различным блокам, которые входят в те или иные организации или не входят в те или иные организации, безопасность в Европе на универсальной основе может быть обеспечена только в рамках такого договора. А вот что будет площадкой для его обсуждения и создания новой организации - это вопрос вкуса. Мы рассматриваем разные варианты. Это может быть и Евросоюз, и ОБСЕ, и другие площадки. В любом случае обсуждать этот вопрос можно в самых разных вариантах. Я уже сегодня говорил об этой теме, когда мы встречались с руководством Генеральных кортесов Испании. И хотел бы и вам сказать: на мой взгляд, альтернативы подобного рода соглашению не существует, если мы хотим рассматривать безопасность в Европе как неделимое понятие, внеблоковое. А я думаю, сегодня это понимают практически все. Любой гражданин, любой человек, который живёт в Европе, понимает, что он зависим от того уровня безопасности, который создан. Давайте совместно работать над такого рода документом.

ВОПРОС (как переведено): Добрый день, у меня вопрос для обоих лидеров и один для Сапатеро. Первый вопрос. Я хотел бы узнать, меморандум о сотрудничестве в энергетическом секторе означает, что вновь открывается дверь переговорам между компаниями "Лукойл" и "Репсоль", что касается покупки "Лукойлом" части "Репсоля"?

И, господин Сапатеро, я хотел бы спросить о митингах, которые провели сторонники баскской национальной партии. Сегодня это было названо неприемлемой угрозой. Я хотела бы узнать: Вы разделяете это мнение? И возможно, эта угроза...

Х.Л.РОДРИГЕС САПАТЕРО: Я бы сказал, что база этого договора отношений между энергетическими компаниями благоприятствует их сотрудничеству. Как мы могли убедиться, уже заключены соглашения компаниями "Газ Натурал" и "Репсоль", это касается и других компаний. Проходят переговоры, "Лукойл" уже провел переговоры с "Репсоль". Это частные компании, поэтому мы не уделяли им много времени. Будут ли они продолжать эти переговоры, это зависит от них. В любом случае мы как представители правительств, конечно, уделяем этому внимание, потому что это наш взаимный интерес. И рамочное соглашение, которое было подписано сегодня, упорядочивает определённым образом эти отношения, оно способствует их развитию, но в конечном итоге это их дело.

Что касается второго вопроса. Очевидно, что у нас есть все политические партии, у всех своё собственное видение результатов выборов, все хотят войти в правительство, удержаться в правительстве, и поэтому надо играть честно, поддерживать. Когда речь идёт о потере ответственности в рамках какого-то правительства ... это случается с некоторыми партиями, это часть демократического процесса, и здесь надо не выражаться грубо, а принимать то, что есть.

Д.МЕДВЕДЕВ: Два слова в отношении сотрудничества между нашими компаниями. Подписан меморандум. Этот меморандум действительно закрепляет, как только что сказал господин Сапатеро, возможности развития контактов по самым различным энергетическим направлениям. Это и газ, и нефть, и другие источники ископаемые, и новые источники энергии, что очень важно на самом деле. Что же касается конкретных бизнес-проектов, то они должны развиваться по своим закономерностям. В этом плане я хотел бы сказать, что никто дверь в отношении переговоров между "Лукойлом" и "Репсолем" никогда и не закрывал. Они сами должны принимать решения, когда им встречаться, что им обсуждать, говорить об условиях возможных сделок. Это нормальный коммерческий процесс, который идёт между компаниями.

В любом случае я хотел бы сказать, что Россия всегда выступала за то, чтобы наши крупные энергетические компании находились во взаимодействии со своими европейскими партнёрами. Обмен активами - это лучший способ укрепления энергетической безопасности в Европе. Что же будет конкретными результатами, поживём - увидим.

ВОПРОС: Всё-таки немножко в продолжение предыдущего вопроса, уточнить у обоих лидеров основы для развития энергетического сотрудничества. Это будет обмен активами, с вашей точки зрения, или же инвестиции в новые проекты, или же, возможно, работа на рынках третьих стран?

Д.МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что Вы сами ответили на этот вопрос, потому что нормальное энергетическое сотрудничество должно включать в себя все направления.

Обмен активами хорош потому, что это сразу же создаёт взаимопроникновение друг в друга. Это, так сказать, такой сразу же быстрый бизнес, который позволяет уже на хорошем уровне вести проекты. Но это не значит, что крупные проекты или даже менее крупные проекты могут осуществляться на основе, допустим, создания новых предприятий. Это могут быть инвестиции в какие-то новые объекты, и для этого могут появляться новые компании.

Поэтому, мне кажется, мы не должны закрывать в этом смысле ни одно из направлений сотрудничества, тем более что энергетическое сотрудничество в настоящий момент в наших странах и для наших стран, скажем так, выходит, может быть, на одно из приоритетных мест. Хотя если говорить о будущем, то я бы всё-таки не рассматривал отношения между Россией и Испанией, экономические отношения между нашими странами как подчинённые только энергетической проблематике. Хотелось бы, чтобы наши экономические связи были более многоплановы, чтобы мы занимались и сферой высоких технологий, чтобы мы занимались новыми материалами, чтобы мы занимались тем, что, собственно говоря, создаёт потенциал XXI столетия при, конечно, понимании важности и перспективности крупных энергетических тем.

Х.Л.РОДРИГЕС САПАТЕРО (как переведено): Я тоже должен ответить на этот вопрос. Сотрудничество между компаниями энергетического сектора может реализовываться по-разному, это могут быть, конечно, и интересы в других странах, и обмен активами, и в Испании в этом смысле есть опыт. Мы готовы работать совместно, поэтому обе формулы возможны. Возможны и другие варианты сотрудничества этих компаний. Но я хочу присоединиться к энтузиазму последних слов Президента Медведева о том, что наше сотрудничество, экономическое сотрудничество, не будет ограничиваться энергетикой, потому что будущее требует от нас инноваций, требует от нас применения возобновляемых источников энергии. И это та область, которой мы хотим придать импульс как на страновом уровне, на уровне политики, так и в том, что касается нашего присутствия за рубежом, что касается наших отношений с другими странами, в том числе и с Россией.


Большое спасибо".

Мы считаем самым главным и определяющем итогом этого государственного визита Президента России Дмитрия Медведева подписание Декларации о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Королевством Испанией.

Как сказал сам Дмитрий Медведев на итоговой пресс-конференции:

"Новые реалии наших отношений отражены именно в Декларации о стратегическом партнёрстве. Это, на мой взгляд, исторический документ, потому что он, с одной стороны, подтверждает нашу приверженность общим ценностям, демократическим ценностям, а с другой стороны, закладывает перспективы работы на будущее и, что самое главное, предусматривает координацию наших усилий по самым различным направлениям и в экономике, и в сфере гуманитарных отношений, и во внешней политике, что немаловажно с учётом той роли, которую имеют наши государства на нашем континенте и в мире".

Это действительно исторический документ - первый такой документ, подписанный со страной входящей в НАТО. Он может стать образцом для подражения других стран Европы, как входящих в этот Северо-Антлантический альянс, так и не входящих в него.

В этой Декларации стороны попытались совершить невозможное - объять необъятное и во многом им это удалось. В ней можно найти ответы или предпосылки ответов на очень многие вопросы наших межгосударственных отношений на длительный период и ответы на вопросы мировой международной политики в целом. Просто великолепный документ, пересказывать который только его портить. Настоятельно рекомендуем нашим читателям самостоятельно изучить эту Декларацию и взять её за основу как руководство к действию в самых различных областях вашей деятельности. Ей Богу, не пожалеете!

В целом, оценивая этот государственный визит Президента России Дмитрия Медведева в Испанию надо признать его итоги блистательными без всякой лести. Дмитрию Медведеву удалось заложить глубокий и прочный фундамент наших отношений с Королевством Испанией на долгие годы вперёд. Россия на самом деле обрела в его лице настоящего друга, который будет искренне и от души содействовать развитию наших отношений со всей Европой, и Евросоюзом в частности, что само по себе имеет отдельную цену.

Просто великолепный визит!

Лев Иванов.

04 марта 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 549101
Перв. публик.: 04.03.09
Последн. ред.: 05.03.09
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``