В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Федоров: Ежегодно тысячи людей становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Часто их жизнь зависит от своевременно оказанной им медицинской помощи. Грамотно организованная работа должна снизить смертность в автокатастрофах Назад
Владимир Федоров: Ежегодно тысячи людей становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Часто их жизнь зависит от своевременно оказанной им медицинской помощи. Грамотно организованная работа должна снизить смертность в автокатастрофах
С 2008 года в рамках национального проекта "Здоровье" реализуется двухлетняя программа первоочередных мероприятий по развитию медицинской помощи при ДТП. Акцент государственной политики на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим в авариях на дорогах сделан вполне закономерно. Эта проблема давно назрела.
Ситуацию на российских дорогах принято сравнивать с боевыми действиями: за год в России более 30 тысяч человек гибнет в автопроисшествиях. Примерно в 60% случаев смерть пострадавших наступает от несвоевременного оказания медицинской помощи. За этими трагическими цифрами стоят судьбы людей. Не случайно в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию большое внимание уделялось вопросам гибели людей, в первую очередь - на дорогах России.
Ведущие страны мира сумели значительно снизить смертность в автопроисшествиях, грамотно организовав оказание медицинской помощи. Нужно выделить самые важные факторы решения проблемы: скорость получения информации о происшествии, время начала оказания медпомощи и постоянная готовность больниц, расположенных вдоль автотрасс. Наиболее эффективная помощь оказывается в течение первых 30 минут с момента получения травмы. У нас из-за позднего прибытия медиков на место происшествия значительная часть пострадавших умирает по пути в больницу.
Чтобы решить проблемы организации экстренной медицинской помощи пострадавшим на дорогах, необходимы существенные финансовые инвестиции. В течение двух лет реализации программы по развитию медицинской помощи при ДТП планируется выделить из средств федерального бюджета 7,4 млрд руб. В текущем году 2,6 млрд руб. направлены на субсидии регионам для приобретения необходимого медицинского оборудования, на централизованную закупку медицинского автотранспорта, приобретение специализированного оборудования.
Очень важно грамотно распорядиться этими средствами, для чего требуется продуманная, целенаправленная работа Минздравсоцразвития, МВД и Минтранса, а также органов власти субъектов Федерации. К примеру, в Карелии освоение выделяемых из федерального бюджета средств на совершенствование всех форм деятельности экстренной медицины осуществляется в рамках реализации республиканской программы управления качеством в здравоохранении, территориальных программ, разработанных муниципальными образованиями.
В Республике действуют свыше 350 стандартов оказания медицинской помощи больным, в том числе алгоритм действий скорой помощи при ДТП. Введение в эксплуатацию новых автомобилей скорой помощи с современным оснащением позволило сократить время ожидания прибытия к месту автопроисшествия. В рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы" за счет средств федерального бюджета в Республику направлено 2 млн руб. на создание учебно-методического центра по обучению сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП.
В Карелии установлены зоны ответственности, определены ресурсы учреждений здравоохранения на федеральной автотрассе Санкт-Петербург-Мурманск "Кола". Экстренная медицинская помощь на этой автомагистрали осуществляется 34 выездными бригадами в составе 11 отделений скорой медицинской помощи центральных районных больниц. Задействованы также силы и средства службы медицины катастроф Республики Карелия - бригады специализированной медицинской помощи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и бригада экстренного реагирования Территориального центра медицины катастроф. Для оказания экстренной медицинской помощи используется вертолет МИ-8, способный доставлять бригаду в самые отдаленные районы, а пострадавших - в специализированные отделения государственных учреждений здравоохранения. В результате принятых мер в Республике Карелия заметно снижение количества погибших. В 2006 году в ДТП погибло 138 человек, в 2007 году - 110, а в первом полугодии 2008 года - 29.
Изначально национальным проектом "Здоровье" не были предусмотрены средства на создание инфраструктуры экстренной медицины для оказания помощи при ДТП. Необходимы не только современные специализированные машины скорой помощи, но и санитарные вертолеты, оборудованные для них площадки, система мониторинга опасных участков дорог, налаженная система обучения сотрудников ДПС, дорожных служб, спасателей, а также водителей общественного и личного транспорта по оказанию первой доврачебной помощи.
Требуется также возродить систему оповещения местных органов здравоохранения о дорожно-транспортных происшествиях подразделениями ДПС и МЧС. Положение, которое регламентирует вопросы взаимодействия органов управления МВД, МЧС, Минздрава при организации и проведении работ по ликвидации последствий ДТП, действенных результатов не приносит. Особое значение имеет правильная организация работы, позволяющая оперативно оказывать медпомощь пострадавшим с учетом специфики дорожно-транспортной травмы.
Согласно решению Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения должна быть проведена работа по оборудованию автодорог информационными знаками с указанием мест ближайших медучреждений, проанализирован и обобщен опыт субъектов Федерации по организации скорой помощи при ДТП на автомагистралях, налажен учет пострадавших.
Нет четкого понимания понятий "погибший вследствие ДТП" и "пострадавший вследствие ДТП". Согласно Правилам учета дорожно-транспортных происшествий умершим вследствие ДТП считается человек, который погиб от ран в течение 7 суток. Во многих европейских государствах - считается погибшим в течение 30 суток, а в США - до года.
Путаницу вносят МЧС, Минздрав, использующие свои показатели аварийности и гибели на дорогах. Вместе с тем Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" определено, что порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством РФ, а государственная статистическая отчетность ведется органами внутренних дел.
Основной проблемой является отсутствие системной и отвечающей современным потребностям общества и государства законодательной базы. Еще в 1995 году был принят Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", где в одной из статей указывалось на необходимость подготовки специального нормативного акта о порядке оказания медицинской помощи на дорогах.
Для эффективного оказания экстренной медицинской помощи на дорогах нужно принимать конкретные законы. Кроме этого к решению проблем снижения смертности на дорогах необходимо привлекать общественность. Совет Федерации и Государственная Дума регулярно проводят парламентские слушания, круглые столы, мониторинг ситуации безопасности дорожного движения.
Большим шагом вперед стало принятие поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, повышающих ответственность водителей за безопасность движения, принятие Закона "Об автодорогах и дорожной деятельности в РФ", Устава автомобильной деятельности. На очереди - внесение поправок в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", где будут четко прописаны правила допуска гражданина к управлению транспортным средством по медицинским показателям, поправки к порядку оказания медицинской помощи. Подготовлен проект Концепции Федерального закона "О дорожном движении".
Считаю важным привлечь к решению проблемы снижения смертности на дорогах автомобилистов, общественность. Установление на машинах медиков опознавательных знаков с крестом, как это было принято раньше, создаст большую вероятность участнику дорожного движения в случае необходимости рассчитывать на получение квалифицированной медицинской помощи.

http://www.rus-reform.ru/magazine/archive/28/3/10001315/prn/
04.03.2008

Док. 549066
Перв. публик.: 04.03.08
Последн. ред.: 04.03.09
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``