В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сергей Тимофеев: Деградация Назад
Сергей Тимофеев: Деградация
Недавно на Красноярском экономическом форуме состоялась дискуссия на тему: "Как нам кризис побороть".

Вели диспут вице-премьер Александр Жуков и помощник президента Аркадий Дворкович.

Сегодня в свободолюбивой прессе идет жаркое обсуждение - что это такое в Красноярске произошло: власть качнулась в сторону обсуждения самых жгучих проблем экономики, или это "парок выпускали"?

Проведение мозгового штурма на тему поиска путей выхода из кризиса может означать все, что угодно. Но для меня ясно одно - это явный признак того, что кризис основные болевые точки нашей российской экономики не задел. Кризис как бы есть, и в то же время его, как бы и нет.

Особенность текущего мирового кризиса определяется тем, что корни его находятся в одном месте - в США. В основе кризиса лежит накопившаяся в Североамериканских Штатах диспропорция между производством (20% от мирового уровня) и потреблением (40%). Принципиально, разрешение кризиса возможно за один день. Для этого американцы должны снизить потребление в 2 раза и материально отоварить свои 11-ти триллионные долговые обязательства.

Понятно, что подобное разрешение кризисной ситуации находится за гранью реального.

ПОЭТОМУ.

Мировой кризис медленно, но верно переходит в вялотекущую форму: что-то, где-то, у кого-то потихоньку ухудшается. Но жить при этом вообще-то можно. Кто-то немножко скукожится (Латвия, Венгрия, Украина), но это не всемирный коллапс. И с этим тоже можно жить. Кому-то даже живется очень неплохо.

Все это вместе называется перманентная деградация.

Человечество еще не испытывало такой формы разрешения экономических диспропорций. До сих пор было все сразу, сильно и очень больно. Теперь, как выясняется, будет долго, медленно и очень противно.

Во время этого процесса будет возможность еще не раз (а может и не два) провести яркие дискуссии на животрепещущие темы. Занятие это настолько интересное насколько и бесполезное.

Вы можете представить себе проведение в 1941 году дискуссии на тему: "Как нам выиграть Отечественную войну?"

Не можете.

Поэтому войну и выиграли.

А если кому-то интересно, как надлежит действовать в подобных ситуациях, то по этому поводу имеется кое-какой опыт.

В любом обществе развитие экономики никогда не является единственным приоритетом. Существуют цели, по отношению к которым решения в финансово-экономической области являются вторичными. Среди них на первое место можно поставить цель, имеющую безусловный приоритет над всеми остальными - самосохранение общества.

Инициированная сегодня в России (как и в иных странах мира) ориентация хозяйственной системы общества на внеэкономические цели, путем расширения сферы хозяйственной системы, контролируемой государством, является абсолютно естественной и закономерной реакцией на возникновение экстремальной ситуации, грозящей стране глобальными катаклизмами или уничтожением. Это традиционная практика. Такие меры применяются в период войн, экономических и финансовых кризисов глобальной разрушительной силы или стихийных бедствий, ставящих под угрозу само существование общества и государства. Любая страна, столкнувшись с подробными обстоятельствами, защищаясь, перестраивается, приходя в состояние, характерной чертой которого является внеэкономическое целеполагание всей или части её хозяйственной системы. "Всё для фронта, всё для победы!" - вот единственно возможный принцип управления в подобных условиях. И в такие периоды, переход к внеэкономическому целеполаганию происходит неизбежно, вне зависимости от политических и идеологических установок, лежащих в основе того или иного государственного строя.

Давайте вспомним. Разве в 1940 году в Англии для кого-то было жизненно важным, сколько стоит истребитель или снаряд? Нет, поголовно всех жителей туманного Альбиона интересовало другое: какое количество истребителей и вооружения к ним может поставить для своей армии страна, находящаяся в состоянии борьбы за выживание.

В подобных ситуациях исчезают экономические критерии хозяйственной деятельности и возникают иные, определяемые насущными "натуральными" нуждами армии и флота во время войн, социальными обязательствами - во время экономических кризисов. Иногда полностью, иногда частично исчезают самостоятельные и независимые хозяйствующие субъекты - они становятся объектами государственного управления. Растворяются границы между собственностями в масштабах государства. Собственность в таких экстремальных условиях уже не священна и очень даже прикосновенна. Собственники становятся управляющими, работающими по государственному найму подобно рабочим или мастерам на их предприятиях.

Но экстремальная ситуация рано или поздно заканчивается и хозяйственная система страны, конечно, не без потерь, постепенно переходит в своё прежнее состояние, возвращается к экономическому целеполаганию. Отменяются централизованное снабжение и гарантированный сбыт, прежним владельцам передаются ранее национализированные банки и предприятия, исчезают органы государственного управления, призванные организовать хозяйственную деятельность страны в экстремальных условиях.

Но этот опыт, накопленный веками, становится актуальным только в том случае, если понимание реальности приближающейся катастрофы становится очевидно всем - и власти и обществу.
Сегодня практически нигде (кроме, может быть, Исландии и Украины) такой ситуации нет, поэтому существует приятная возможность для одних поупражняться в экономическом красноречии, а другим - попытаться языками пробуравить дырку в днище общего корабля имеющего гордое название "Россия".

Но усилия и тех и иных - напрасны.

Все идет иным путем.

По миру ползет деградация.

Сегодня хуже, чем вчера, а завтра хуже, чем сегодня.

www.viperson.ru
04.03.2009

Док. 549020
Перв. публик.: 04.03.09
Последн. ред.: 05.03.09
Число обращений: 0

  • Тимофеев Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``