В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор Российского топливного союза: Цены на топливо в июне продолжат рост Назад
Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор Российского топливного союза: Цены на топливо в июне продолжат рост
Почему наш внутренний рынок нефтепродуктов так зависит от мирового рынка нефти? Будут ли в России цены на бензин когда-нибудь понижаться, следуя законам рынка, или им суждено только расти? Что ожидает российский рынок нефтепродуктов в будущем? На эти и другие вопросы на "Онлайн конференции" с читателями "Известий" ответил Григорий СЕРГИЕНКО.

- С чем связан постоянный рост цен на бензин и когда улучшится его качество?

- Рост цен на бензин связан с уменьшением поставок нефти на внутренний рынок в связи с увеличением экспорта. По этой причине растут цены на нефть на внутреннем рынке, и, соответственно, этот рост в последующем воспроизводится в оптовых и розничных ценах на нефтепродукты. Увеличение экспорта нефти соответствует политике государства и действующим механизмам его регулирования.

- Цена на топливо у нас уже такая же, как в США и Израиле. Как вы считаете, правильно ли, что на нашем внутреннем рынке цены на бензин приблизились к мировым? Что, по-вашему, необходимо сделать правительству, чтобы прекратить это безудержное повышение цен на бензин?

- Масштаб внутренних цен на нефтепродукты зависит от налоговой политики государства. Если налоги в Европе составляют до 70-80% розничной стоимости одного литра бензина, то в США они находятся в пределах 30-40%. В России налоги составляют от 50-60% от розничной стоимости. Во-вторых, на сегодняшний день цена бензина Аи-92 (Regular) в Америке выше российской более чем на 4 рубля за литр. Литр бензина Аи-92 (Regular) по состоянию на 17 мая 2004 года в Америке стоил 16 рублей 76 копеек за литр. Искусственное удержание заданного уровня цен на бензин в России возможно только экономическими методами, т.е. установлением таможенных пошлин, снижающих экономическую эффективность экспорта нефти и нефтепродуктов, или через внутренние налоги (акцизы и т.д.).

- Насколько я знаю, подавляющее большинство бензина, производимого в России, имеет "прямогонное" происхождение, когда бензины высших сортов (Аи-92, еще больше - Аи-98) производятся не дополнительной перегонкой, а добавлением антидетонационных присадок. Можем ли мы рассчитывать на качественное топливо в будущем, а не на Аи-80, изрядно сдобренный присадками?

- Все нефтяные компании производят товарный бензин в соответствии с установленными технологическими требованиями. "Прямогонный" бензин производится в основном для химической промышленности. Я согласен с тем, что технология производства бензина в России отстает от мирового уровня. Сейчас нефтяные компании предпринимают ряд мер по реконструкции перерабатывающих мощностей с целью выхода на использование технологий мирового уровня, то есть достижение более глубокой перегонки нефти.

- Я считаю вполне понятным рост цен на бензин, если растут цены на нефть. Но мне непонятно, почему при падении цен на нефть или их стабилизации цены продолжают расти?

- При повышении цен на нефть на мировом рынке цены на бензин повышаются в прямой зависимости. А при падении - внутри России происходит лишь снижение оптовых цен. Розничные же цены могут снизиться очень незначительно - уровень конкуренции среди розничных продавцов в России еще достаточно низок.

- Каким образом рост акцизов влияет на рост розничных цен на бензин?

- Акцизы как вид налога введены с 2000 года и с момента введения увеличились: по высокооктановому бензину (Аи-92 и выше) почти в 6 раз, по низкооктановому - в 5 раз. Естественно, это сказалось на росте цен. Так, розничная цена на Аи-92 с 2000 года в Москве увеличилась более чем в 2 раза.

- Интересно, а чем будут обосновывать повышение цены на бензин, когда она перевалит за 17 рублей?

- Рост цен в большинстве секторов рынка зависит от уровня его монополизации. В топливном секторе существует высокий уровень монополизации, имеющий объективную основу, перешедшую из плановой экономики. От быстроты и эффективности решения этой проблемы в значительной степени и будет зависеть стабилизация цен.

- Не целесообразно ли, на ваш взгляд, понизить рентабельность автозаправочных станций, которая сегодня выше 30%?

- В Москве, например, насчитывается свыше 700 городских АЗС и около 120 ведомственных. Доходность зависит от места размещения (магистраль или тупик), бренда, уровня оказания услуг. Средняя для Москвы доходность данного вида бизнеса находится в пределах 20%. Рентабельность АЗС на региональном рынке зависит от уровня конкуренции в оптовом звене и платежеспособности населения.

- На сколько процентов повысились цены на бензин с начала года и с чем это связано?

- В Московском регионе оптовые цены с начала года повысились: на ДТ на 14%; Аи-80 - 14.9%; Аи-92 - 18% и Аи-95 - 13%. Розничные цены соответственно: 6.24%; 8.43%; 10.72% и 9.79%.

- Почему в России до сих пор нет внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов?

- Предложение антимонопольных органов России о введении биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами не находит понимания у нефтяных компаний. Сложившаяся инфраструктура нефтедобычи, нефтепереработки и реализации топлива не требует такого механизма ценообразования.

- Где, в каких регионах самые высокие и самые низкие цены на бензин в России?

- На конец мая самые высокие средние цены отмечались в Якутске, Чите, Дудинке, Благовещенске, Салехарде и др. Самые низкие средние цены на бензин - в Брянске, Владимире, Орле, Нальчике, Самаре, Ульяновске, Волгограде.

www.izvestia.ru.

Док. 549012
Перв. публик.: 07.06.04
Последн. ред.: 04.03.09
Число обращений: 0

  • Сергиенко Григорий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``