В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Григорий Сергиенко - исполнительный директор Московской топливной ассоциации - Рост цен на бензин Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Григорий Сергиенко - исполнительный директор Московской топливной ассоциации - Рост цен на бензин
А. ВОРОБЬЕВ Будем говорить о росте цен на бензин. Думаю, что это достаточно злободневная тема. Возможно, во второй части беседы, после кратких новостей поговорим еще и о качестве бензина. Такой комплекс вопросов наметим. Начнем все-таки с цен. Моя машина ездит на 95-м бензине. Я плачу за литр 13 рублей. Бак 65 литров. Соответственно, каждая заправка наносит действительно ощутимый удар по семейному бюджету. Не так ли?
Г. СЕРГИЕНКО Все относительно.
А. ВОРОБЬЕВ Вы хотите сказать, это зависит от бюджета?
Г. СЕРГИЕНКО Конечно. Потому что цены на товары, особенно на бензин складываются рыночным порядком. Поэтому рост объективен, и здесь во многом все зависит от политики правительства, которая определяет, какие налоги должны платить те, кто добывает, перерабатывает, производит нефтяное сырье и нефтепродукты. В прошлом году рост был обусловлен в основном ростом акцизов. Акцизы индексированы и с 1 января этого года примерно на 12%. Поэтому не исключено, что это может проявиться и в розничном росте цен. Если сравнивать с Европой, то цены у нас гораздо ниже, хотя, конечно, здесь могут заметить, что и зарплаты у нас ниже.
А. ВОРОБЬЕВ Разумеется. А в США, например, ниже.
Г. СЕРГИЕНКО Да, мы вышли примерно на уровень американских цен. Но дело в том, что налоги в цене бензина в Америке составляют где-то 36%. У нас 55%, а в Европе где-то 70-80%. Именно это является определяющим в цене, которая выставлена на бензоколонках.
А. ВОРОБЬЕВ То есть во всем виновато правительство, власть?
Г. СЕРГИЕНКО Я бы так не сказал, что виновато. Оно проводит определенную экономическую политику в совокупности со всеми экономическими факторами.
А. ВОРОБЬЕВ Иными словами, рост цен на бензин это следствие проводимой экономической политики?
Г. СЕРГИЕНКО Да, конечно.
А. ВОРОБЬЕВ "Почему растут цены на нефть и одновременно на бензин? Это же беспредел", - пишет некто, подписавшийся Гоблином. "Почему независимо от роста или снижения на нефть цены на бензин у нас в России растут всегда? Нефть же наша. Зоя Ивановна". Как объяснить это?
Г. СЕРГИЕНКО Действительно, сейчас внутренние цены на нефть в России достаточно высоки, что нехарактерно вообще-то, если анализировать именно эти периоды за прошедшие два года. Обычно где-то с конца ноября, декабрь, январь, февраль внутренние цены на нефть значительно падали. И в определенной степени это влияло в целом на ценовую ситуацию, в том числе и в рознице. Но в этом году цены держатся в течение всего года. Начиная с июня, пошли в рост и на сегодняшний день цены на нефть где-то 3700-3800 рублей за тонну. Это обусловлено, во-первых, ростом экспорта. Если в предыдущие годы в этот период он несколько снижался, в настоящее время он в том же темпе продолжается. Поэтому это оголяет рынок, а в результате оголения рынка растут цены на нефть.
-
А. ВОРОБЬЕВ "Цены объясняются просто. Мы работаем и на внешний рынок, хотя уровень жизни у нас внутренний. Дмитрий". Так ли это?
Г. СЕРГИЕНКО Это политика правительства. Действительно, чуть больше половины добываемой нефти идет на экспорт. Наверное, было бы непростительно не использовать ту конъюнктуру, которая сложилась на внешнем рынке на нефть, для получения доходов. Тем более, учитывая, что значительная часть нашего бюджета формируется за счет поступлений от экспорта энергоносителей.
А. ВОРОБЬЕВ "Цены определяются не налогами, которые устанавливаются, а прибылью, которая получает компания. Если бы было невыгодно компании, не строились бы бензоколонки в 10 метрах друг от друга. Не надо плакаться. Александра Кузьминична".
Г. СЕРГИЕНКО Я не плачусь. Могу сказать, что доходность этого вида бизнеса пока еще достаточно хороша по Москве. Но количество автозаправок растет, и это объективный процесс. Правда, в Москве есть объективные препятствия для этого, связанные с тем, что инфраструктура Москвы не позволяет строить такое количество заправок, какое бы хотелось. Того количества, которое сейчас есть, около 815, достаточно на сегодняшний день, чтобы удовлетворить потребности автолюбителей и автоструктуры. Количество автомобилей растет. Естественно, будет расти дальше количество заправок. Это объективный процесс. От него не уйти.
А. ВОРОБЬЕВ Особенно в Подмосковье, насколько я понимаю?
Г. СЕРГИЕНКО Да, там гораздо более быстрыми темпами растет количество автозаправок. И в результате этого доходность этого бизнеса в целом в среднем уменьшается, конечно. Потому что она распределяется на большее количество участников.
А. ВОРОБЬЕВ "Очень сомневаюсь, что американское законодательство позволяет фирмам перекладывать налоговое бремя на кошельки потребителей своей продукции. С уважением, Сергей". Как дела там обстоят?
Г. СЕРГИЕНКО Дело в том, что действительно, в Америке сложилось так, что цены на бензин являются одними из самых стабильных из всех товаров, которые реализуются на рынке. Поскольку бензин является одним из ценообразующих продуктов, которые влияют на все то, что производится и реализуется на рынке, то это очень важный фактор. Поэтому рост цен, который происходит в России, в определенной степени влияет на инфляцию, которая выражается в ценах на другие товары. Мы анализировали за последние три года, рост цен на бензин значительно отставал от инфляции. Правда, в этом году розничные цены примерно на 7% опередили рост инфляции. Но это своего рода компенсация за то, что было отставание в предыдущие годы.
А. ВОРОБЬЕВ Достаточно детально сформулирован вопрос. "Скажите, сколько составляет себестоимость одного литра бензина?"
Г. СЕРГИЕНКО Этот вопрос нужно задать нефтяным компаниям. В России достаточно искусственная система ценообразования на нефть и нефтепродукты. Это связано с той структурой, которая сложилась в период первичной приватизации. У нас нет биржевого механизма образования цены на нефть. Естественно, известно, что нефтяные компании оперируют своими внутренними ценами при перепродаже нефти между своими структурами. Есть своего рода квазирынок, на котором реализуется от 3 до 3,5 млн. тонн нефти по месяцу, и потребителями этой нефти являются независимые предприятия. Это Башкирский завод, наш Московский нефтеперерабатывающий. Они в основном и формируют цену на нефть.
А. ВОРОБЬЕВ Вы могли бы приблизительно сказать дельту? Какова дельта между себестоимостью литра бензина и его отпускной ценой?
Г. СЕРГИЕНКО Я сейчас не смогу Вам сказать. Я могу назвать примерно. Себестоимость добычи нефти на сегодняшний день находится в пределах, с учетом налогов на добычу полезных ископаемых, платы за транспортировку нефти, где-то 50-60 долларов. Реализуется на внутреннем рынке нефть где-то 160-170 долларов. Это та цифра, которую я называл, 3800 рублей. Исходя из этих показателей, можно рассчитывать конечную цену на бензин. Естественно, здесь есть вопрос, и его нужно адресовать нефтяным компаниям.
А. ВОРОБЬЕВ Скажите, Вы ни одного раза не задавали этим нефтяным компаниям подобного рода вопросы?
Г. СЕРГИЕНКО Зачем такие вопросы задавать? Они выставляют продукт по оптовым ценам. Удовлетворяют эти цены, значит, потребитель берет. Если не удовлетворяют, значит, он ищет продавца продукта по более приемлемой цене.
А. ВОРОБЬЕВ "Заправок много, но рыночные отношения не существуют, везде монопольная цена. Лидия Владимировна".
Г. СЕРГИЕНКО Как это понимать, монопольная цена? Если внимательно посмотреть, разница между ценами есть в пределах 20-30 коп. А если, допустим, сравнивать с областью, то там и до 70 коп. доходит. Какая же здесь монопольная цена? Потом, если сравнивать цены, которые складываются на крупных магистралях, и цены АЗС, которая стоит где-то в тупике или в не очень удобном месте, то явно будет различие в цене. Это не говорит о том, что здесь монопольные цены или кто-то их искусственно регулирует и устанавливает.
А. ВОРОБЬЕВ "Слова Вашего эксперта блестяще иллюстрируют правильность правила (так сформулировано), что слова предпринимателей и чиновников нужно рассматривать с обратным знаком. Кириллов".
Г. СЕРГИЕНКО Как понимать "с обратным знаком"? Я пытаюсь, что ли, навести тень на плетень? Нет, я этого не делаю. Я достаточно объективно привожу те цифры, которые складываются у нас в России. Может быть, в целом механизм ценообразования несовершенен и не соответствует в целом рыночным представлениям. Но это уже вопрос не ко мне.
А. ВОРОБЬЕВ Понятно, что Вы из Московской топливной ассоциации. Между тем, есть ли у Вас какие-то данные относительно стоимости бензина в различных регионах? Минимальные цены на какую-то марку бензина и максимальные.
Г. СЕРГИЕНКО Если сравнивать показатели по ценам, по данным Госкомстата, на начало января наиболее низкие цены, допустим, были в Брянске, Самаре, Уфе, Владимире, Орле, Воронеже, Оренбурге, Иваново и т.д. Москва находится на таком месте, которое подводит итог европейской части России. То есть выше, чем в абсолютном большинстве городов европейской части России, но ниже, чем Сибирь, Дальний Восток, Север и т.д.
А. ВОРОБЬЕВ "Сколько нужно нефти, чтобы получить 1 литр 92 бензина?" Вопрос связан с предыдущим, я его не задавал в эфире. "На сколько лет у нас в стране осталось разведывательных запасов нефти?"
Г. СЕРГИЕНКО Тут разные оценки. Одни говорят, что у нас где-то на полстолетия. По другим оценкам, на гораздо больший срок. Вопрос в том, насколько доказаны те ресурсы, которыми располагают сейчас и нефтяные компании, и общие данные по этому сектору. Потом, у нас еще много неизведанных мест в Восточной Сибири и т.д.
А. ВОРОБЬЕВ Еще из вопросов. "Когда перестанут воровать на бензоколонках?"
Г. СЕРГИЕНКО Как "воровать"?
А. ВОРОБЬЕВ На самом деле, если говорить честно, когда ты просишь залить тебе 50 литров, (я по своему опыту знаю), заливают 49.90. Сколько машин через эту бензоколонку проходит?
Г. СЕРГИЕНКО Я не исключаю, что такие факты есть. Они достаточно жестко пресекаются. Для этого есть милицейские службы, которые этими вопросами занимаются. Но надо учитывать, что бензин достаточно специфический товар, который имеет своеобразные физические свойства. При низких температурах он уменьшается в объеме, а при повышенных, наоборот, увеличивается. Это предъявляет определенные требования к тому, чтобы вести компенсационный учет. Возможно, где-то для того, чтобы скомпенсировать какие-то непредвиденные расходы, и появляются такие факты, что реализуют меньше, чем это показано по счетчику.
А. ВОРОБЬЕВ И плюс, я должен сказать, опять-таки по личному опыту, и я вижу, что некоторые слушатели сталкиваются с проблемой, идентичной моей, иногда все-таки, увы, даже в Москве на бензоколонках я вынужден заправляться некачественным бензином.
Г. СЕРГИЕНКО Да, к сожалению, такие факты тоже не являются исключением. Но здесь в основном явление основано на том, что есть большой соблазн использовать бензин, получаемый подпольным путем, на основе прямогонного.
А. ВОРОБЬЕВ Как это может контролироваться? Вы контролируете это?
Г. СЕРГИЕНКО Для этого есть государственные органы, которые призваны и имеют полномочия для проверки качества топлива. В частности есть структуры Минэнерго. В Москве до последнего времени работала Московская транспортная инспекция, в функции которой входил контроль качества топлива. В настоящее время Управление транспорта и связи пытается привлечь для проверки качества торговую инспекцию. Вместе с тем в настоящее время перерабатывается система контроля качества, которая должна, во-первых, опираться на современную правовую базу, а во-вторых, действительно соответствовать тем реалиям, которые сложились в настоящее время на рынке.
А. ВОРОБЬЕВ Некоторые слушатели считают Ваше выступление в этом эфире весьма острожным. Вы подбираете слова. "Доходность бензиново-нефтяного бизнеса зашкаливает за 100%. Он криминализирован, поэтому так осторожен Ваш собеседник. С уважением, Виктор".
Г. СЕРГИЕНКО Я отвечу Виктору. В настоящее время доходность на московских АЗС в пределах 25%. Доходность это разница между оптовой и розничной ценой. Но надо учитывать, что это из этой маржи владелец АЗС платит все налоги, содержит АЗС и т.д. Поэтому для того, чтобы нормально себя чувствовать, наверное, норма прибыли должна удовлетворять все те возможные потребности, которые возникают при ведении бизнеса.
А. ВОРОБЬЕВ Еще один вопрос на тему, которую мы затрагивали. Вопрос о политике государства, властей в отношении нефтяной отрасли. "За счет чего США удается удерживать цены на бензин на стабильно низком уровне? Законодательство запрещает или какие-то другие причины? Александр".
Г. СЕРГИЕНКО Я так понимаю, то, что происходит в Америке, - это, во-первых, своего рода политика, которая реализуется в законодательных актах. Имеется в виду налоговая политика, когда установлена достаточно понятная и прозрачная система налогов, когда часть налогов платится в федеральный бюджет, часть налогов в бюджет штата. На эти налоги в основном строятся дороги. Помимо этого США располагают серьезными запасами нефти, которые позволяют им демпфировать все те изменения, которые происходят на мировом рынке. Есть запас примерно в 700 млн. баррелей, изменение которого в одну или другую сторону влияет на цены на мировом рынке. Именно за счет этого запаса они имеют возможность поддерживать стабильность на этом рынке.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Григорий Сергиенко - исполнительный директор Московской топливной ассоциации.


Гости :     Григорий Сергиенко
22 января 2004 года

Эфир ведет Алексей Воробьев.
echo.msk.ru

Док. 548993
Перв. публик.: 22.01.04
Последн. ред.: 04.03.09
Число обращений: 0

  • Сергиенко Григорий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``