В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Долгая дорога к храму Назад
Долгая дорога к храму
"Грузия за рубежом"
Есть люди, которые воспринимают теперешнюю политику Грузии в целом позитивно, считая, что руководство страны сделало правильный выбор, безоговорочно встроившись в глобальный механизм Соединённых Штатов Америки в качестве важного, но ничего самостоятельно не решающего элемента. Для этих людей великая история Грузии завершилась в 1783 году - в момент подписания Георгиевского трактата с Россией; но зато в 1991 году, когда якобы завершилась холодная война, началась новая история: процветания в качестве территориально удалённого американского штата... Так вот: тем, кто так видит, нет смысла тратить время на чтение данной статьи. Я хотел бы обратиться к людям, прежде всего соотечественникам, имеющим более традиционные взгляды на историю и политику.
Быть может, у кого-то возникнут сомнения - а много ли можно сделать для своей Родины, находясь в политической эмиграции? Но давайте вспомним: сегодня за пределами Грузии - в Западной Европе, в США, на Ближнем Востоке, но б?льшей частью в России - по разным причинам живёт свыше полутора миллионов её граждан (не только этнических грузин, но и армян, азербайджанцев, русских, евреев, представителей других, населяющих Грузию, национальностей). И это экономически активная, энергичная, пассионарная часть нашего народа, - на это указывает хотя бы тот факт, что грузинская экономика держится, главным образом, благодаря денежным переводам, которые эти люди шлют своим семьям (а вовсе не за счёт американских подачек, которые идут лишь на милитаризацию и "подкормку" элиты).
Однако экономическая активность грузинской диаспоры парадоксальным образом сочетается с её политической пассивностью. В этой ситуации я вижу свою задачу в том, чтобы пробудить наших живущих за рубежом соотечественников к гражданской ответственности, довести до их сознания мысль о прямой связи между политикой грузинского руководства и уровнем жизни в стране, о том, что помогать своим семьям, друзьям и близким, остающимся в Грузии, можно не только отправляя денежный перевод, но и участвуя в выборах, не позволяя манипуляторам использовать твой голос в своих целях.
Любое, даже поверхностное социологическое исследование показывает: как минимум четыре пятых нашей диаспоры категорически не приемлют проводимую нынешним президентом политику. А среди оставшейся одной пятой достаточно велико число не определившихся, не интересующихся политическим процессом в принципе. Это тоже огромное поле для разъяснения и убеждения. При этом я отдаю себе отчёт, что в грузинской диаспоре могут быть искренние сторонники Саакашвили - прекрасно, это их безусловное право, пусть пойдут и проголосуют за него.
Надо признать, что политическая пассивность диаспоры во многом объясняется тем, что до сих пор на неё никто не обращал особого внимания, не видел в ней потенциала политического и интеллектуального, никто не проявлял заинтересованности в её поддержке - не номинальной, а фактической. Теперь, смею надеяться, это упущение будет восполнено благодаря деятельности недавно созданного регионального общественного движения "Грузия за рубежом", председателем которого я являюсь.
Подобно тому, как Герцен полтора столетия назад разбудил своим "Колоколом" всю Россию, подобно тому, как Китай помогает миллионам и миллионам своих рассыпанных по миру граждан осознавать и ощущать себя частью великого китайского народа, - так и мы собираемся разбудить, мобилизовать и побудить к политической активности нашу полуторамиллионную диаспору, а через неё - и всё население Грузии. Когда мы это сделаем, фашистствующая нынешняя власть будет вынуждена уйти окончательно.
Под "нынешней властью" я подразумеваю не только самих "саакашистов", но и других "королей, дам, и валетов" из американской колоды, которые ныне выдают себя за оппозицию, на деле оппозицией не являясь. Настоящие противники режима сейчас находятся в могилах, в тюрьмах, в лучшем случае в эмиграции. А те, кто всё же уцелел внутри страны, не имеют возможности вести политическую деятельность. Мы поможем им выйти на политическую сцену. Мы заинтересованы в том, чтобы к власти в Грузии пришли те, кто будут отстаивать не американские (но и не российские!) а грузинские интересы. И активность диаспоры заставит мировое общественное мнение считаться с волей нашего народа.

Не прошедшее прошлое
Как бы не повернулась история Грузии в будущем, прошлое нельзя изменить. Восьмое августа 2008 года навеки останется одной из самых чёрных дат для нашего народа. Но горше всего сознавать, что день, когда между русскими и грузинами, на уровне открытого военного противостояния Грузии и России, впервые пролилась кровь, как и последовавшие за ним военное поражение и потеря Абхазии и Южной Осетии, стали закономерным итогом 17-летнего пути независимой Грузии.
Факт распада Советского Союза по-разному оценивают историки, политики и публицисты, а бывшие его граждане до сих пор спорят о том, что приобрели и что потеряли с его крушением. Но одно неоспоримо: мы - грузины, казахи, армяне, украинцы, молдаване, азербайджанцы, белорусы, туркмены и другие - получили Свободу.
Получили, а не завоевали: произошёл уникальный в мировой практике случай, когда метрополия сама предоставила периферии независимость! Ведь именно из Москвы в конце 1980-х - начале 90-х годов пошли центробежные тенденции, именно в Кремле готовилось (кстати, не без участия тогдашнего министра иностранных дел, а впоследствии второго президента суверенной Грузии, Эдуарда Шеварднадзе) разделение "Красной империи" на 15 частей. И именно тогда, чтобы ускорить этот процесс, в союзных республиках стали пробуждать к жизни бациллу национализма, казалось бы, уничтоженную семью десятилетиями воспитания "новой исторической общности людей - советского народа" в интернационалистическом духе.
Мы хорошо помним, как по всей огромной территории СССР то тут, то там вспыхивали кровавые конфликты: Фергана, Алма-Ата, Карабах, Сумгаит... Я не сторонник "теории заговора", но сейчас уже очевидно: события того периода являлись частью стратегического замысла наших противников по холодной войне, зачастую действовавших руками своих агентов влияния внутри советской элиты. В этом, по сей день продолжающемся, противостоянии цели Запада были и остаются не идеологическими, а геополитическими: не только коммунизм он стремился победить, а своего главного соперника на мировой арене.
Можно ли ещё сомневаться в этом сегодня, когда вокруг России практически выстроено кольцо даже не нейтральных, а откровенно недружественных режимов, когда взлетающие с территории Прибалтики самолёты производят радиотехническую разведку до самого Урала, когда втягивают в НАТО Украину, вопреки воле её народа, единокровного и единоверного русскому?
Нынешняя ситуация стала возможной благодаря поведению национальных элит, пришедших к власти в союзных республиках на рубеже 1980-90-х годов. Они могли использовать свободу, преподнесённую их странам буквально на блюдечке, в интересах своих народов, но предпочли стать пешками в чужой геополитической игре.
С особым рвением устремилось по этому пути руководство независимой Грузии. Тогда-то, при нашем первом президенте и появился лозунг "Грузия для грузин", на долгие годы определивший внутреннюю политику страны и, в конечном счёте, стоивший ей потери не только трети территории, но, главное, двух братских народов, на протяжении столетий живших с нами одной семьёй.
А ведь нам, грузинам, в отличие от многих других народов бывшего СССР, да и других европейских стран, исторически никогда не был свойствен национализм. Мы не знали межэтнических конфликтов, мы дружно жили и с абхазами, и с осетинами, не испытывали проблем с населением армянских и азербайджанских анклавов. Грузия была едва ли не единственной страной, где никогда не поднимался "еврейский вопрос", - а между тем евреи живут у нас свыше 26-ти веков, со времён Вавилонского пленения.
С площадки перед Метехским замком в Тбилиси вы увидите и мечеть, и синагогу, и Сионский кафедральный собор Грузинской православной церкви, и храмы Русской православной, Армяно-григорианской и католической церквей - это всё веками создавалось, а не строилось специально, чтобы гостям пускать в глаза пыль про "дружбу народов"!
Однако, как когда-то Германия Шиллера и Гёте в одночасье встала под вытянутую руку Гитлера, так и Грузию времён Гамсахурдиа охватил всплеск пещерного национализма. Мы позволили "привить" себе эту бациллу - и теперь пожинаем плоды.
А ведь был у нас реальный шанс сохранить и территориальную целостность, и, что куда важнее, единство народов, населяющих Грузию. На референдуме 17 марта 1991 года подавляющее большинство населения Абхазии и Южной Осетии проголосовало за сохранение СССР, и грузинское руководство обязано было принять во внимание этот факт.
Не дожидаясь, пока автономии объявят о своей независимости и выходе из состава Грузии, надо было усадить абхазов и осетин - равно как и азербайджанцев, армян, русских, евреев, словом, все национальные общины страны - за стол переговоров и совместно выработать путь, по которому мы вместе двинемся дальше. Но, поскольку этот путь почти наверняка подразумевал бы сохранение если не союзнических, то, по меньшей мере, партнёрских отношений с Россией, такой подход категорически не устраивал тогдашних заокеанских сценаристов, специалистов "по демократическому обустройству" постсоветского пространства.
И было принято иное решение: из текста Конституции страны исключили само понятие "автономия", отказали абхазам и южным осетинам в праве на национальную идентичность, на государственном уровне подвергли гонениям их культуру. Дело стремительно шло к вооружённому противостоянию - и, действительно, вскоре мы получили печально известный "Поход на Цхинвали", потом, уже при Шеварднадзе, проигранную нами Абхазскую войну 1992-1993 гг., и, наконец, трагедию августа 2008 года.
Конечно, ни один грузин никогда не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии. Я лично, на всех, доступных мне уровнях, выступал категорически против признания их независимости, доказывая, что этим шагом Москва ещё больше оттолкнёт от себя Грузию, а в итоге, потеряет её, как союзницу на Южном Кавказе.
И в то же время, у меня нет ни одного вменяемого аргумента, позволяющего обвинить Россию ни в том, что её войска вступили на землю моей Грузии, ни в том, что российские самолёты бомбили мои родные города и сёла (а ведь в Поти, в Самтредиа, в Тбилиси во время этих бомбёжек находились мои родители, сестра, другие близкие родственники), ни в том, что она признала независимость республик, являющихся неотъемлемыми частями международно признанной территории Грузии.
Как ни горько об этом говорить, но Россия действовала в соответствии со сложившейся ситуацией: она не могла оставить без защиты своих миротворцев и своих граждан. А если вы, господа саакашисты, возмущаетесь, что жителям двух грузинских регионов почти поголовно дали российское гражданство, не забудьте, что это был их собственный выбор. И спросите себя: как же поступали грузинские правители на протяжении полутора десятилетий с нашими соотечественниками, что они в массовом порядке предпочли гражданству Грузии гражданство России? Ведь гражданство насильно не навяжешь, люди сами брали его, потому что видели в российском паспорте защиту. Защиту от нас!
И трагическое для всех грузин признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии было продиктовано её стремлением не дать повториться той страшной ночи, когда, воспользовавшись тем, что внимание мировой общественности и СМИ полностью поглощено открытием Олимпийских игр в Пекине, Михаил Саакашвили двинул войска в Южную Осетию - не остановившись ни перед обстрелом из "Градов" спящего города, ни перед вероломным убийством российских миротворцев.
Чтобы не допустить новых попыток истребления абхазского и южноосетинского народов, новых этнических чисток, новых операций "Чистое поле" (само название подразумевало "очищение" территории от населяющих её людей), Россия должна была придать правовое обоснование своим действиям в Абхазии и Южной Осетии, а сделать она это могла, лишь признав их независимость и заключив с ними - уже как с суверенными государствами - договоры о дружбе и сотрудничестве.
И кто должен отвечать за это? Россия, только что отразившая агрессию и стремящаяся предотвратить новые попытки геноцида? Или выступившее агрессором грузинское руководство? Или весь наш народ, позволивший "саакашистам" прийти к власти и проводить политику, об опасности которой я лично предупреждал во всех своих интервью с середины 1990-х годов?
Я вспоминаю наш давний спор с Эдуардом Шеварднадзе, который настаивал, что Грузия должна превратиться в ещё один "Израиль" для США. И, казалось бы, эта затея удалась: на сегодняшний день наша страна занимает третье - после собственно Израиля и Египта - место по объёму американской финансовой помощи. Но тот, кто хочет стать новым "Израилем", должен готовиться к своей "Палестине", которую мы и получили в лице Абхазии и Южной Осетии. А я ведь тогда ещё предлагал: "Давайте будем не Израилем, а Швейцарией, и не для США, а для Грузии, для себя самих". Если бы мы тогда, в начале 1990-х, смогли выдержать нейтральный курс, сбалансировав интересы двух великих держав на своей территории, мы, действительно, могли бы стать "Швейцарией Закавказья".
Теперь, когда нашей государственности нанесён столь сильный удар, когда мы лишились Абхазии и Южной Осетии, говорить о нейтралитете трудно. Первой нашей заботой должно быть восстановление целостности нашей страны. Ясно, что это вопрос исторической перспективы: пролившаяся кровь надолго убивает доверие между народами. Надолго - но не навсегда, и в мировой истории немало тому примеров.
Поэтому мы должны уже сегодня серьёзно задуматься над тем, какие шаги предпринять, чтобы вернуть... нет, не просто территории, а доверие и дружбу абхазов и осетин. В этом корень расхождения между моей позицией по этому вопросу и практически общей позицией Шеварднадзе-Саакашвили. Они хотели сначала удержать, а затем вернуть под власть Тбилиси некоторое количество квадратных километров. Население представляло для них досадную помеху - и только. Идеальным для них был бы такой вариант развития событий, при котором абхазы и осетины не встали бы с оружием в руках на защиту родных земель, а бежали бы, к примеру, в Россию, превратившись в народы-изгнанники, как тысячелетия назад это произошло с евреями.... Я же считаю главной задачей мирное и добровольное возвращение абхазского и осетинского народов в общую семью единой Грузии.
Разница стратегических целей объясняет и разницу в тактике, в частности, в выборе союзников. Опираясь на США и НАТО, можно надеяться осуществить силовой захват территорий, водрузить на Рокском перевале и на реке Псоу грузинские флаги и объявить операцию по восстановлению территориальной целостности завершённой. Точнее, на это можно было надеяться до августа 2008 года, когда даже США ограничились лишь символической помощью, а другие страны НАТО и подавно не выразили желания воевать за Грузию.
Теперь же, после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, заключила с ними договоры о дружбе и сотрудничестве и в ближайшее время разместит там свои военные базы, ожидать, что Вашингтон решится на полномасштабный военный конфликт с Москвой, и вовсе нелепо. И даже если допустить, что по какой-либо причине Кремль откажется от принятых на себя обязательств по защите Сухуми и Цхинвали, можно не сомневаться: население Абхазии и Южной Осетии встретит грузинские и натовские танки отнюдь не цветами. Даже если удастся ценой немалых потерь установить формальный контроль над мятежными республиками, нам не миновать многолетней кровопролитной партизанской борьбы с неясным исходом. А против партизан бессильна даже Америка со всей её мощью: Афганистан и Ирак наглядно продемонстрировали это всему миру.
Я предлагаю своему народу последовать примеру наших предков и поискать другого союзника - не на Западе, а на Севере. Понимаю, что тем самым даю своим оппонентам повод в очередной раз назвать меня "агентом Кремля" - пусть. Я обращаюсь не к ним, а к моему народу, к его мудрости и исторической памяти.

Покаяние
Да, прошлое, казалось бы, нельзя изменить. И всё же, в Православии есть таинство, которым, по слову св. Кирилла Иерусалимского, "истребляется прошлое" и прекращается его пагубное воздействие на нашу сегодняшнюю жизнь. Это таинство Покаяния.
Тому, кто хоть раз обращался с искренним покаянием к Господу, хорошо знакомо это чувство, когда ты, сбросив со своей души гнёт собственных ошибок, проступков и преступлений, становишься чище и сильнее, когда ты можешь строить свою жизнь заново, и прошлое более не тянет тебя назад. Даже неверующий человек испытывает облегчение, по-настоящему раскаявшись и попросив прощения у того, перед кем виноват. Так неужели грузинскому народу, с его древнейшими православными традициями недоступно великое таинство Покаяния?
В истинном покаянии не ищут оправданий, не пытаются переложить вину на других. Мы должны признать: в том, что произошло с грузинским народом, не виноваты ни русские, ни абхазы, ни осетины - напротив, они правы перед нами, они лишь защищались. Виноваты мы, и только мы. И именно мы должны, не дожидаясь никаких "встречных шагов"(), просить о прощении.
Не только перед Богом должны мы покаяться, но, как когда-то немцы каялись перед всем миром за то, что допустили к власти Гитлера и позволили ему на протяжении десятилетий проводить преступную, человеконенавистническую политику, так и мы должны публично, со всех мировых трибун говорить: "Простите за нашу пассивность, за то, что мы позволили использовать себя в качестве орудия для борьбы с Россией, за что мы забыли о своей тысячелетней истории и отдали себя в руки циников и безумцев, а свою страну - во внешнее управление!". Мы должны встать на колени перед теми абхазами, осетинами, русскими, украинцами, армянами, азербайджанцами, кого мы выгнали из страны лозунгом "Грузия для грузин", кто был вынужден бежать во время гражданской войны 1991-1993 гг., кому пришлось спасаться в Абхазии и Южной Осетии. Если мы это сделаем, мы, как нация, станем сильнее.
Более того, такая радикальная переоценка прошлого для нас имеет не только духовный, но и чисто прагматический смысл: слишком велик риск, что с отделением Абхазии и Южной Осетии распад грузинского государства не закончится.
В нашей стране сохраняется немало бомб замедленного действия. Это Месхет-Джавахетия, преимущественно населённая армянами (кстати, крайне недовольными выводом российской военной базы) и непосредственно примыкающая к Армении - а между тем, некоторые политические силы в Ереване громко говорят об ущемлении прав грузинских армян, о неурегулированности отношений между Грузинской православной и Армяно-григорианской церквями.
Б?льшую часть населения граничащего с Азербайджаном региона Квемо Картли составляют азербайджанцы, и регион этот бурлит из-за многочисленных нераскрытых убийств местных духовных и политических авторитетов. Жители Квемо Картли считают, что эти убийства совершаются по указанию Тбилиси. Кто их в этом разубедит?
А ведь есть ещё Мингрелия, у которой (как у Черногории в бывшей Югославии, а затем в бывшей Сербии) есть собственный выход к морю. К тому же в отличии от черногорцев, у мингрельцев свой язык и считается, что их в Грузии и за её пределами, под миллион человек....
В том, что силой оружия целостность страны не сохранишь, мы уже убедились. Удержать все регионы Грузии под юрисдикцией Тбилиси возможно лишь путём покаяния в наших неправедных деяниях после обретения свободы, радикального изменения политического курса - полного отказа от фашистской политики последних 17-ти лет.
Но сможет ли пройти этим путём нынешнее грузинское руководство? Увы, мне трудно поверить, что способны на духовное перерождение те, на ком лежит кровь осетин, грузин и русских, погибших в августе 2008 года и погибавших прежде - во время неудачной попытки "блицкрига" 2004 года и множества других провокационных стычек и обстрелов. Ведь тогда, скорее всего, наши власти, не дожидаясь народного или судебного вердикта, должны были бы сами осудить себя на пожизненное заключение...
Но пока мы видим, что эти люди даже от власти не собираются отказываться, не то что перед судом предстать. А суд, между тем, необходим. Саакашвили должен держать ответ за все свои преступления - и за развязанную братоубийственную войну, и за ущерб, нанесённый его действиями грузинской государственности, и за преследования тех, кого он считал своими политическими и личными врагами. Нам не нужен Гаагский трибунал, мы в состоянии сами провести такой процесс. И не только над Саакашвили и его приспешниками, но и над Шеварднадзе.
Я, конечно, не считаю, что с ними нужно поступить, как поступили с Наджибуллой в Афганистане или с Саддамом Хусейном в Ираке. Но дать оценку их действиям необходимо. Надо спросить того же Шеварднадзе: "Как ты, приехав из Москвы, будучи в прошлом членом Политбюро, умудрился настроить против себя российскую элиту? Почему ты не использовал многовековую дружбу между Россией и Грузией? Почему ты допустил, чтобы в войне с Абхазией русские встали не на твою сторону? И, главное, зачем ты вообще начал эту войну? Даже если, как ты утверждаешь, это была провокация - как ты, "умнейший и опытнейший политик", мог на эту провокацию поддаться?". Поэтому я утверждаю: Грузии необходим такой трибунал, причём и абхазы, и осетины должны иметь в нём свой голос.
Но, помимо открытого процесса над политическими и военными преступниками из нынешнего и прошлого грузинского руководства, неизбежным следствием подлинного покаяния грузинского народа станет очищение политической арены страны. Потому что те, кто действует на ней сегодня, имеют с существующим режимом лишь тактические разногласия. Стратегическая цель у них одна, и они доказали это, подписав Декларацию национального согласия по вступлению страны в НАТО.
Они оппонируют методам Саакашвили, призывают его уйти в отставку, но, в случае своего прихода к власти, собираются вести страну тем же гибельным путём. А ведь каждый шаг в этом направлении лишь укрепляет в абхазах и южных осетинах уверенность в том, что, отделившись от Грузии, они поступили правильно.
Но не только потерей государственности грозит нам дальнейшее пребывание у власти Саакашвили или приход к ней любой другой американской марионетки. Для вашингтонских кукловодов не существует Грузии - страны с тысячелетней культурой, с величественной и трагической историей, с богатыми национальными традициями. Если при большинстве из тех, кто так громко кричит о необходимости защитить "молодую грузинскую демократию", произнести имя Шота Руставели, будьте уверены, что первое, что им придёт на ум это то, что вы говорите о каком-нибудь сподвижнике Бен Ладена...
Этим политическим силам важно лишь одно: нанизать всё Закавказье на шампуры своих газо- и нефтепроводов, чтобы получать энергоресурсы независимо от России. А также превратить Грузию в аэродром подскока на случай проведения операции "принуждения к миру" против Ирана. Для этого им нужно держать у власти в Тбилиси полностью подвластный себе режим.
А обеспечить этому режиму комфортное существование невозможно, если не уничтожить душу народную. И работа в этом направлении ведётся. Дело не только в телевизионном "промывании мозгов" (не секрет, что после разгрома канала "Имеди" в 2007 году альтернативные точки зрения на грузинское телевидение более не допускаются).
Идёт целенаправленная атака на самые святые для каждого грузина понятия, на то, благодаря чему сформировалась и выжила наша нация - православная вера, наши вековые традиции и духовные ценности. На протяжении столетий мы переживали нашествия монгол, арабов, персов, турок, заливавшие нашу страну кровью, выжигавшие её огнём... Но повального вступления в ислам у нас не было, мы и в тех страшных условиях хранили нашу православную веру. Завоеватели жгли и вырубали виноградники - и грузин, убегая с семьёй и пожитками в горы, непременно прихватывал с собой побег лозы, чтобы вновь посадить его, когда вернётся. Ведь Грузия - страна лозы, наша нация расцвела вокруг виноградника. И вот, впервые в истории, наше собственное грузинское правительство объявило войну тому, что наш народ пронёс сквозь все невзгоды и гонения - Православию и виноградной лозе.
Все помнят кадры, снятые в самом начале правления Саакашвили: грузовик таранит стену храма, в пролом врывается спецназ... Так происходил арест священника, отца Басилия (Мкалавишвили), человека, пытавшегося воспрепятствовать насаждению иеговизма. Наш народ, показавший редкую твёрдость в вере под гнётом завоевателей, оказался беззащитен перед сектантской пропагандой иеговистов, которая с подачи властей велась в наших городах и сёлах. А пытавшийся противостоять ей (быть может, слишком жёстко) православный священник был брошен в тюрьму.
При полной поддержке руководства нашей страны, заокеанские эмиссары, пропагандируя свободу вероисповедания, развязали настоящую войну против Православия, как недостаточно "толерантной", по их мнению, религии. Лишь благодаря огромному авторитету её Предстоятеля, Католикоса-Патриарха Илии Второго, Грузинской Православной Церкви пока удаётся устоять перед натиском этой сатанинской власти.
Министерство сельского хозяйства Грузии официально предлагает крестьянам Восточной Грузии денежную компенсацию, если они будут вырубать (!) свои виноградники, а на их месте сажать арбузы и другие культуры, которые лучше продаются. То есть людям предлагают подходить к выращиванию виноградной лозы, которая у грузин ассоциируется с корнями нации, с коммерческой точки зрения! Патриарх Илия Второй был вынужден в своём рождественском послании сказать о пагубности этой кощунственной политики, "как с духовной, так и с материальной точки зрения".
И после этого Саакашвили ещё смеет называть Путина "шахом Аббасом"! Да если кого и можно сравнить с персидским завоевателем, уничтожавшим грузинские виноградники в XVII веке, так только самого галстукожевателя Саакашвили! По крайней мере, к лозе у них отношение одинаковое...
К сожалению, мы уже сегодня наблюдаем плоды разлагающего влияния, которому сегодня подвергается наш народ. Вот лишь один пример: в центре Тбилиси открываются гей-клубы, а ведь ещё лет 15-20 назад человек, назвавший грузина представителем нетрадиционной ориентации, рисковал получить пулю в лоб.
Я не собираюсь бороться с международным гей-движением, пусть другие страны разрешают гомосексуальные браки и марши сексуальных меньшинств - это их дело, каждая нация сама выбирает свой путь. Но до последнего своего вздоха буду стоять против того, чтобы грузинский парень носил силиконовые груди вместо кинжала и в гей-клубе "солидаризировался с общечеловеческими ценностями".
Я не хочу, чтобы с грузинской нацией случилось то же, что с древнейшим народом великой Ассирии, представители которого сейчас разбросаны по всему миру. Я не хочу, чтобы грузины работали чистильщиками обуви на чужбине, тем более что мы никогда не обладали могуществом айсоров, и с нами в историческом плане разговор будет много короче. Не хочу я видеть своих соотечественников в качестве обслуживающего персонала американских - или любых других! - военных баз. И всеми возможными средствами буду противостоять тем, кто толкает мой народ в сторону деградации, потери национальной идентичности и превращения в безликого и безвольного "общечеловека".
Как ты сам воспринимаешь себя и свою роль в мире, среди людей - так, как правило, к тебе и относятся. Вот я в начале статьи упомянул о номинальной политической пассивности представителей грузинской диаспоры. Эти люди, как правило, не принимают участия в выборах парламента и президента Грузии, но приписанными к своим избирательным участкам остаются на родине. Это, конечно, открывает огромный простор для фальсификации выборов, особенно если учесть, что право голоса имеют почти 900 тысяч грузин, живущих за рубежом, а общее число всех избирателей Грузии составляет 2,8 миллиона. Таким образом, правящему режиму достаточно соответствующим образом "поработать" с 1,8 миллиона человек в самой Грузии - здесь в ход идут все формы давления, вплоть до того, что у людей конфискуют удостоверения личности и возвращают лишь после того, как человек проголосовал за Саакашвили. И плюс ещё 900 тысяч бюллетеней "мёртвых душ", которые правящий режим спокойно использует по своему усмотрению. Кстати, американцев, которые, обычно, так озабочены чистотой избирательного процесса в России, Белоруссии или, скажем, Венесуэле, совершенно не заботит, каким образом в Грузии получаются 82 % за Шеварднадзе и 96 % за Саакашвили. Поэтому, даже если в нашей стране произойдёт перелом, и сдерживаемое пока народное недовольство, вопреки угрозам и шантажу властей, выльется в массовое протестное голосование, режим имеет немало шансов устоять, вбросив в урны бюллетени, невостребованные диаспорой. Или же, в крайнем случае, перед нами предстанут "новые" лица того же самого режима. И безвременье действительно заменит нам историю...
Надеюсь, наши душевные страдания о судьбе Отечества отчасти искупают наши грехи. Осталось покаяться. Покаяться и начать заново то служение, которое возможно и посильно для нас сейчас, в сложившихся обстоятельствах.

Возвращение
Когда к власти придут подлинно прогрузинские силы, начнётся, наконец, формирование самостоятельного политического курса нашей страны, курса, который позволит сохранить грузинскую государственность, а в будущем, возможно, и восстановить наш суверенитет над утраченными территориями.
Думаю, кардинальные изменения коснутся и самой структуры государственной власти: на смену президентской республике придёт парламентская. И пусть на первых порах, как в послевоенной Италии, у нас будут сменяться по два правительства в год - зато мы избавимся, наконец, от своей злосчастной склонности творить кумиров и видеть очередного "спасителя нации" в каком-нибудь Гамсахурдиа (Шеварднадзе, Саакашвили, Гиоргадзе - не важно). Мы, наконец, научимся внимать политическим программам, а не митинговым речам, оценивать по реальным делам, а не предвыборным обещаниям. И сможем сформировать нормально функционирующую демократическую систему.
Подписывая 9 января 2009 года Хартию о стратегическом партнёрстве с США, Саакашвили провозгласил, что теперь "Грузия, наконец, распрощается с эпохой Георгиевского трактата". Разрывая связь с Россией, становясь её врагом, Саакашвили выводит Грузию не из эпохи георгиевского трактата, а из эпохи Давида строителя и царицы Тамары, из эпохи "тергдалеулни" (блестящей плеяды грузинских шестидесятников девятнадцатого века), наконец из эпохи Святого Ильи Праведного (Ильи Чавчавадзе). Вот, что он писал в своей статье, посвящённой столетию входа российских войск в Тбилиси: "С этого памятного дня (дня входа русских войск на грузинскую землю в 1793 - И.Г.) Грузия обрела покой. Покровительство единоверного великого народа рассеяло вечный страх перед неумолимыми врагами. Утихомирилась давно уже не видевшая покоя, усталая страна, отдохнула от разорения и опустошения, от вечных войн и борьбы. Исчез грозный блеск занесенного над страной и нашими семьями вражеского меча, исчезли полыхающие пожары, в которых гибли дома и имущество наших предков, канули в вечность грабительские набеги, оставившие лишь страшное и потрясающее воспоминание. Наступило новое время, время покоя и безопасной жизни для обескровленной и распятой на кресте Грузии, которую господь создал земным раем для человека, но которая едва не обратилась в братскую могилу для ее самоотверженных сынов, погибавших без помощи и надежды, в одиночестве и вдали от всех, во имя величия христианства и сохранения своего национального лица. Была заложена грань мирной жизни. С этого дня никто не осмелился переступить эту грань с огнем и мечом". Вот с этой эпохой, эпохой процветания Грузии, предлагает нам проститься Саакашвили!
На протяжении столетий наши предки искали и находили у России защиту от иноземных и иноверных завоевателей - неужели лишь затем, чтобы нынешний грузинский правитель заявил, принимая в Тбилиси заокеанского гостя: "Не было в мире ни одной империи, которая бы не принесла сюда кровь, разрушения, попытки уничтожения грузинского народа. Эти стены помнят римлян, византийцев, османов, персов, монголов, русских. Но никто из них не смог уничтожить наш гордый народ"?!
Но не будем говорить о благодарности и признательности - в политике эти категории часто оказываются лишними. Поговорим о практической стороне вопроса. На протяжении всех 17-ти лет нашего конфликта с Абхазией и Южной Осетией в Тбилиси отлично знали: обе самопровозглашённые республики доверяют только России, только в ней видят гаранта своей безопасности. Игнорировать их настроения было опасно и не слишком умно, ведь даже в советский период Абхазская АССР и Юго-Осетинская автономная область требовали особого внимания и особого подхода.
Я лично неоднократно предлагал - в том числе, через прессу - активнее привлекать Россию к урегулированию этой проблемы, сделать её также и нашим союзником, а не только союзником Абхазии и Южной Осетии, показать и Сухуми, и Цхинвали, и самой Москве, что именно в России мы видим силу, способную помочь в сохранении государственного единства и территориальной целостности Грузии. И что? Мы из года в год обостряли отношения с Москвой, в конце концов превратившись... даже не в "дубину" - в "булавку", которой Америка дразнит "русского медведя".
Зная, что абхазы и южные осетины категорически не желают жить в государстве, состоящем в Североатлантическом альянсе, мы всячески подчёркивали своё стремление поскорее вступить в НАТО. И вот теперь пожинаем плоды своих трудов. Так не пора ли начать "работу над ошибками" и, наладив отношения с Россией, при её посредничестве приступить к постепенному "наведению мостов" с народами Абхазии и Южной Осетии? Не стоит забывать и о том, что подобный поворот событий был бы положительно воспринят грузинскими армянами и азербайджанцами, которые также настроены на сближение с Россией и неоднозначно относятся к перспективе евроатлантической интеграции.
И ещё один, далеко не последний по важности, аспект. В том, что в экономическом плане Россия без Грузии выживет, уверен, не сомневаются даже самые отъявленные "саакашисты" и их сторонники. А вот выживет ли Грузия без России? Потеря огромного российского рынка уже привела к катастрофическим последствиям для нашего сельского хозяйства. Сколь хороши бы ни были наши вина, фрукты и цитрусовые, затраты на их перевозку в Европу и, тем более, в США ставят крест на всякой рентабельности. Рассчитывать, что сейчас, в эпоху мирового экономического кризиса, Запад возьмёт нас на полное иждивение, по меньшей мере, наивно. Нам надо подумать о себе самим - и учесть, что самый короткий путь к процветанию Грузии проходит через развитие торгово-экономических связей с Россией.
А успешная, процветающая, самостоятельная Грузия, в свою очередь, скорее, чем Грузия нищая и выпрашивающая подачки на Западе станет притягательным магнитом не только для тех наших регионов, центробежные тенденции в которых ещё только набирают ход, но и для Абхазии и Южной Осетии.
Определение правильного статуса Грузии, разработка её геополитической миссии и, соответственно, выработка и проведение правильной грузинской политики в современном мире - это не нечто для нас однозначно и досконально понятное и само собой разумеющееся. Тут всё ясно только для Штатов, соблюдающих свои (и только свои!) интересы в любой точке мира с помощью соответствующей многоаспектной стратегии, и так же это ясно их добровольным вассалам. Для нас же это стоящая на повестке дня отдельная, очень тонкая и многоаспектная интеллектуальная работа, и здесь уже не нужны лозунги и призывы, здесь нужен покой и холодная голова. Мы начали эти исследования уже сейчас, но необходимо расширять круг экспертов и специалистов, а получаемые результаты необходимо полномасштабно разворачивать в ходе практической деятельности, условием чего является приход к политической власти в стране или, как минимум, то или иное участие в ней, реальное на неё влияние.
Очевидно, что, призывая к союзу с Россией, я отстаиваю не российские, а именно грузинские интересы. У нас есть все возможности для равноправного и взаимовыгодного партнёрства: Грузия не должна быть ничьим вассалом - ни Вашингтона, ни Москвы, ни Анкары, ни Брюсселя. Грузия должна быть независимой суверенной страной, чётко сознающей свои приоритеты и не позволяющей использовать себя как пешку в чужой игре.
И здесь опять же принципиальную роль должна сыграть диаспора - та сила, на которую никто до сих пор не ставил, которую даже мало кто сейчас видит. Да, так вышло: мы оторваны от Отечества, разбросаны по миру, оттолкнуты от властных рычагов, лишены слова и прав. И мы вынуждены при этом ставить сверхзадачи: продолжать историю, восстанавливать её целостность, преодолевать позорное прошлое, конструировать будущее, противостоять согласному или безгласному большинству... Никто за нас или без нас этого не осуществит. Мы сами должны возрождать, а то и заново строить Храм нашей единой грузинской души, сшивать и залечивать искалеченное наше государственное тело, - возродить для мира Сакартвело. Поэтому надо понимать, что наше движение "Грузия за рубежом" создаётся не ради борьбы с Саакашвили или с каким-нибудь продолжателем его "дела". Этот трагический этап грузинской истории, с Божьей помощью, в скором времени завершится. А движение наше останется, как важный элемент гражданского общества, объединяющий наших соотечественников за пределами Грузии, и разовьётся, как реальный общественный организм, способный, если возникнет необходимость, сохранить или выверить заново курс родной страны, не позволив ей снова сбиться с дороги, которая ведёт к Храму.

Миронов В.Н.
03.03.2009
www.nasledie.ru

Док. 548887
Опублик.: 03.03.09
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``