В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Пантелеев: Продовольственная безопасность регионов и логистика Назад
Владимир Пантелеев: Продовольственная безопасность регионов и логистика
Такой была тема круглого стола, прошедшего позавчера в редакции газеты "Красноярский рабочий". В дискуссии приняли участие представители городской власти и торговых сетей, руководители общественных организаций и сельхозтоваропроизводители. По сути, это был настоящий мозговой штурм, в ходе которого шёл совместный поиск решений проблем, весьма актуальных не только для Красноярья, но и для соседних регионов.

Наталья Борисова, заместитель начальника департамента экономики администрации Красноярска:

- Мониторинг, осуществляемый на территории Красноярска, показывает, что в общем обороте торговли 40 процентов составляют сегодня товары местного производства, 55 процентов - товары из других российских регионов и оставшиеся 5 процентов - импортная продукция. Так что вопросы логистики имеют особое значение.

Несколько дней назад мы проводили расширенное заседание инновационного совета по рассмотрению новых проектов, которые могут быть реализованы на территории краевого центра в течение двух лет. В частности, речь шла о создании логистического центра в Красноярске. И ещё о том, что в условиях экономического кризиса возникает возможность ускоренного развития рынка местных товаров. Если же говорить о продовольственной безопасности в целом, то на уровне города ведётся мониторинг ситуации, связанной с падением потребительского спроса в магазинах, отслеживается объём товарных запасов.

Анализ показывает, что на сегодняшний день ситуация в этой сфере не является критичной, хотя данные на 19 февраля свидетельствуют, что за неделю по продовольственным товарам товарооборот уменьшился на 32,5 процента. Это говорит о существенном снижении покупательной способности населения, вызванном сокращением доходов. Однако с другой стороны, в условиях этого спада мы можем более активно развивать местный рынок продовольственных товаров.

Поэтому, когда межрегиональная общественная организация предпринимателей Сибири "Сибирь без границ" вышла на координационный совет при главе Красноярска с предложением о создании программы продовольственной безопасности Красноярска, а также об объединении местных товаропроизводителей на территории Красноярска и прилегающих к нему районов - с тем, чтобы можно было поставлять произведённую ими продовольственную продукцию в крупные торговые сети города, администрация поддержала это предложение.

Именно на достижение этой цели и направлена реализация идеи создания логистического центра в Красноярске. Мы провели уже несколько совещаний с представителями крупных торговых сетей, совместно проанализировали, что нужно сделать для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие местных товаропроизводителей и торговли. Прежде всего - это стандарты качества, выдвигаемые супермаркетами. Продукция должна быть надлежащим образом переработана, сертифицирована и упакована. И только при выполнении этих условий она будет доступна для потребителей.

Что же касается создания логистического центра, как раз и призванного решать эти и многие другие задачи, то уже сформирована рабочая группа, назначен её руководитель - директор Красноярского городского инновационно-технологического бизнес-инкубатора Николай Геннадьевич Колпаков. И уже есть предложения от торговых сетей о создании такой логистической площадки на их базе. Есть и другие интересные предложения. Например, об использовании незадействованных баз в ряде районов города. Сейчас идёт анализ и отбор предложений.

Валерий Маланин, президент межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири "Сибирь без границ":

- Проблема продовольственной безопасности уже давно является для нас приоритетной. Для решения этой задачи мы совместно с сельскохозяйственными районами края работали над созданием концепции программы продовольственной безопасности районов, выдвигали целый ряд предложений - в том числе, например, о создании микрофинансовых центров и залогового регионального фонда. Отрадно отметить, что реализация наших предложений сейчас набрала серьёзный оборот.

Однако нерешённых вопросов по-прежнему остаётся много. В частности, сейчас отмечается рост товарооборота на рынках. Для тех, кто на этих рынках торгует, это, безусловно, положительный факт. Но ведь все мы хорошо понимаем, кто именно там торгует. Сегодня там в лучшем случае всего 2-3 процента фермеров, не больше. А все остальные - просто перекупщики. И я не согласен с тем, что государство сейчас нацелено прежде всего на поддержку рыночной торговли. Думаю, что в нынешних условиях, наоборот, очень важно заниматься поддержкой сельхозтоваропроизводителей, развивать переработку продукции и улучшать взаимодействие производителей с торговыми сетями.

А возвращаться назад на рынки не имеет смысла. Мы помним, как в 90-е годы чувствовали себя на рынках фермеры, когда там правили бал перекупщики, рэкет, коррупция. Поэтому я очень опасаюсь, что в этот раз государство потратит большие деньги на создание таких рынков, а потом придётся увеличивать штаты различных контролирующих служб. А штаты эти и без того сегодня раздуты.

Наша общественная организация "Сибирь без границ" активно работает с малым бизнесом, причем не только в Красноярском крае, но и по всей Сибири. Мы постоянно бываем на местах и видим, что люди готовы заниматься фермерством. Но всё упирается в отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. А без неё не сработают никакие программы, даже составленные самым лучшим образом.

Нужно ясно понимать, что реализацией продовольственной продукции должны заниматься торговые сети, а дело фермера - производить эту продукцию, но не торговать ею на рынке. Мы знаем много примеров того, как хороший фермер становился плохим продавцом.

Сегодня я вижу два пути развития на этом направлении. Первый и самый перспективный - создание логистических площадок. И второй - организация торговли по принципу пошаговой доступности для населения. Варианты могут быть разные: крупная торговая сеть, гипермаркет или что-то ещё. Но опять-таки здесь нельзя перебарщивать и сводить всё к появлению массы торговых павильончиков, ларьков или просто стихийных продавцов, которые будут торговать прямо на деревянных ящиках продуктами, привезёнными неизвестно откуда и неведомого качества.

Поэтому наша общественная организация готова участвовать в поэтапной реализации программы, о которой мы сегодня говорим за этим круглым столом. Движение здесь должно быть встречным. С одной стороны, мы вместе с сельхозтоваропроизводителями, с фермерами готовы предложить торговым сетям качественную и конкурентоспособную продовольственную продукцию. А с другой, - известно, что сами предприятия торговли, заработав средства, уже готовы вкладывать их в переработку сельхозпродукции. И таких взаимовыгодных предложений наша организация получает всё больше и больше. Поэтому нужно выстраивать кооперацию, взаимодействие и начинать работать.

Наталья Попова, главный специалист управления продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Красноярска:

- Если говорить о передвижной торговле, то здесь наглядный пример - торговые точки "Купава" компании "Дымов". Там и продукция должного качества, и цены несколько ниже, чем в супермаркетах. Посредников в этой цепочке нет, и вся продукция под контролем.

Что же касается сельских товаропроизводителей, то хороший опыт передвижной торговли накоплен в племзаводе "Таёжный" Сухобузимского района. Есть и другое предложение - использовать торговые точки "Купава" для торговли хлебом, что должно позволить снизить цены на хлебобулочные изделия.

С другой стороны, если говорить в целом о торговле в павильонах, то я считаю, что это возвращение ко вчерашнему дню. Потому что там и с антисанитарией можно столкнуться, да и внешний вид павильонов облик города не украшает. А главное, обеспеченность города торговыми площадями вполне позволяет обойтись без возвращения к павильонам. Ну а как временный вариант использование "Купав" возможно. Да и возможность внутримикрорайонной торговли сельхозпродукцией со специально оборудованных автомобилей тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Валерий Лукиных, генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики, декан факультета Международного бизнеса Сибирского государственного аэрокосмического университета:

- Радует, что администрация Красноярска среди перспектив развития города чётко обозначила и логистическое направление. Однако и сообщество предпринимателей должно видеть свой стратегический интерес в этом процессе. Например, с одной стороны, традиционно провозглашается курс на развитие фермерских продаж и создание фермерских рынков. Однако результата на этом пути практически нет. Потому что для фермеров это достаточно дорогое удовольствие - везти свою продукцию в город. Да к тому же их нигде особенно-то и не ждут, конкуренция на рынках высока. А те небольшие продажи фермерской продукции, что всё-таки идут в Красноярске, в целом не закрывают проблему снабжения населения качественным и доступным по цене продовольствием.

Есть и другой подход. Например, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики края Рафаэль Марсович Шагеев предлагает создание не корпоративного логистического центра, как это, на мой взгляд, и должно быть, а государственного, с блокирующим пакетом акций. А значит, логистическое корпоративное сообщество превращается в государственное предприятие.

Я считаю, что этот подход не вполне эффективен, потому что за последние 20 лет ни одно государственное предприятие, по сути, не добилось серьёзных успехов у нас в регионе на этом поприще. Поэтому я думаю, что наиболее состоятельный подход совместно генерируют администрация Красноярска и межрегиональная общественная организация предпринимателей Сибири "Сибирь без границ" во главе с Валерием Юрьевичем Маланиным. При этом следует понимать, что при создании подобных логистических площадок главную роль играют именно предприниматели, их корпоративный интерес в плане получения прибыли. Ведь если нет прибыли, никто из бизнес-сообщества и участвовать в проекте не будет.

Кроме того, настораживают ещё и такие нюансы настроя властей: давайте, мол, создадим эти логистические площадки, но никаких льгот предоставлять не будем. Или взять такой аспект, как приближение к местам продаж. Дескать, поставим ларьки на колёса и будем перевозить их с места на место. Но ведь это всего лишь один из многих фрагментов логистического комплекса.

Если же говорить о философии логистического проекта в целом, то не надо забывать, что для обеспечения продовольственной безопасности Красноярска и края в целом необходимо иметь в наличии не менее 60 процентов собственных производителей продукции. Сегодняшние же цифры говорят о противоположной картине. И если классифицировать данную ситуацию с точки зрения науки, это неустойчивое состояние продовольственного рынка. Иными словами, это не безопасное состояние рынка, а переходное.

Мне нравится позиция сетевиков - руководства компаний "Каравай" и "Командор". Они делают акцент на том, что нужно расставить приоритеты в решении этого вопроса - с учётом главенствующей роли сетевых структур. Потому что уже существует ассоциация этих структур, и она достаточно активно работает и с транспортными структурами, и с общественными организациями. И мне кажется, их руководители вполне могли бы договориться об эффективном взаимодействии. А то Шагеев, например, говорит о 200 миллионах рублей, но во что их вложить?

Поэтому у меня такое предложение. Если на дворе системный кризис, то и выходить из него нужно системным образом, всем вместе. А ключевой момент здесь, повторюсь, - корпоративный интерес предпринимателей. Я бы выделил в логистическом проекте 4 схемы - сырьевую, транспортную, сетевую и информационную. И уже исходя из этих направлений и нужно создавать совместно ядро логистического комплекса.

А роль власти в этом процессе должна быть перманентно благожелательной, то есть - не довлеющей. И в этом смысле идея создания государственного предприятия, на мой взгляд, является утопической. Лучше создавать закон. И тогда роль краевой и городской власти будет сводиться не к набору небольших льгот, а к разработке эффективного закона о том, что, к примеру, на пятилетний период устанавливается режим преференций для всех участников этих логистических комплексов. Какие-то налоги снижаются для сетевых структур, какие-то тарифы - для транспортных, какая-то помощь оказывается фермерам. Должен действовать системный принцип: участвуешь в процессе - получай льготы, не участвуешь - не выживаешь на рынке. И тогда в нужную сторону потянется масса людей. Ещё и отбирать участников придётся внимательно. Но такой отбор позволит сформировать очень сильный состав участников, которые будут получать прибыль, обеспечивать продовольственную безопасность региона и приносить доход бюджету.

Так что было бы желание, а проблемы решатся. Причём первое решение уже есть - рабочая группа создана, ведётся анализ предложений. И теперь нужно интенсивно формировать именно корпоративный логистический комплекс. Здесь логика простая и очевидная. Если мы хотим обеспечить продовольственную безопасность - нужна устойчивость. Хотим устойчивость - нужна корпорация. Хотим корпорацию - нужна прибыль во главе угла. Хотим прибыль - необходимо развитие. Нет прибыли - нет и развития. А всё остальное - частности.

Так что логистический комплекс - это корпоративная прибыльная структура. Она формируется на долевой основе. Однако вначале можно обойтись и без долей. На первых порах это может быть ассоциативное объединение, участники которого отвечают за производство сельхозпродукции, за транспорт, за розничные продажи и за информационное обеспечение. А власть выступает в качестве контролирующего органа, который отвечает за должное соблюдение рамок деятельности логистического комплекса.

Олег Сипетый, генеральный директор сети супермаркетов "Командор":

- Если в магазине не будут продаваться мясо, молоко и хлеб, туда просто никто не будет ходить - поскольку это товары первой необходимости. Так что мы встречаем поставщиков этих товаров с распростёртыми объятиями. Однако есть и сложности, Например, тяжело продать овощи, которые хранятся у кого-то. Ко мне часто приходят и говорят, что есть, к примеру, где-то 50 тонн морковки, свёклы, и предлагают продать их через нашу сеть. Но мы так не можем сделать. А в итоге у нас на полках появляется картофель из Вьетнама. У меня самого сердце кровью обливается, когда мы вьетнамский картофель продаём, а наш собственный, красноярский, остаётся невостребованным.

Поэтому лично я буду дальше двигаться в сторону переработки сельхозпродукции, пусть, может быть, и небольшими шажками. А если бы при помощи государства и при участии логистического центра сельхозпродукция перерабатывалась, фасовалась и развозилась по торговым сетям, то это было бы просто счастье. Но как всему этому ладу дать, чтобы всё это заработало, я пока не знаю. Мы с удовольствием работали бы с фермерами, но нам нужна переработанная, расфасованная и сертифицированная продукция. Иначе вы представляете, что будет с покупателями, если в сеть попадёт, например, некачественная сметана? Во всём нужны надёжность и качество.

А в принципе, конечно, торговым сетям такой логистический комплекс очень нужен. Другой вопрос, кто именно им будет рулить? И как на самом деле будет функционировать такой комплекс? Пока это не очень понятно. Поэтому мы со своей стороны будем идти вперёд маленькими, но просчитанными шагами. Тем более что время нас уже сильно поджимает.

Валерий Лукиных:

- Мы не сидим сложа руки, наработок по линии создания логистического центра у нас уже немало. И мы готовы предложить их созданной рабочей группе. У нас активные международные контакты, регулярно встречаемся с коллегами из соседних сибирских регионов. И эти встречи показали, что практически в каждом субъекте Сибирского федерального округа сейчас разрабатываются проекты создания мультимодальных логистических комплексов. А когда я спросил, зачем нам столько этих центров в Сибири, собеседники мои сразу призадумались. И ведь действительно, достаточно будет создать один мощный центр в Красноярске, который координировал бы логистические схемы по всей Сибири.

А от власти сейчас требуется одно: вложить деньги именно в создание сервиса, который нужен и фермерам, и транспортникам, и торговым сетям. Если сейчас хотя бы несколько миллионов рублей будет вложено в создание информационного центра, центра сертификации, центра координации, то это и будет значимый и своевременный шаг на пути реализации весьма актуального проекта.

Валерий Маланин:

- Пора уже от круглых столов переходить к чёткой и целенаправленной работе. Мы готовы взаимодействовать со всем бизнес-сообществом Красноярья для решения логистических проблем. Думаю, что после 8 марта нам следует собраться ещё раз и в рамках рабочей группы создать уже группу участников логистического комплекса - что-то вроде прообраза будущего совета директоров. Затем необходимо силами ассоциации "Сибирь без границ" провести мониторинг существующих цепей поставок - от поля и фермы до прилавка магазина. После чего за 3-4 месяца нужно будет отстроить все необходимые цепи и найти возможность помочь участникам процесса в усилении их позиций.

К осени должны быть сформированы предложения по бюджетному финансированию цепей поставок продукции. И кроме того, необходимо внести в Законодательное Собрание края проект закона о преференциях участникам логистического центра. Помимо этого нужно выходить и на федеральный уровень. Времени мало. Если будем и дальше раскачиваться, завтрашний день нас ожидает незавидный. За дело нужно приниматься незамедлительно.

* * *

От редакции. Полный список участников круглого стола в качестве приложения опубликован в интернет-версии этого материала на сайте нашей газеты www.krasrab.com. Там же размещены пресс-релизы межрегиональной общественной ассоциации предпринимателей Сибири "Сибирь без границ" и Красноярского городского инновационно-технологического бизнес-инкубатора при администрации города, куда все заинтересованные стороны могут направлять свои предложения по созданию логистического комплекса в Красноярске и участию в программе обеспечения продовольственной безопасности нашего региона.

* * *

Интернет-приложение к круглому столу "Продовольственная безопасность регионов и логистика"

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

Список участников круглого стола

Пантелеев Владимир Иванович, директор по развитию редакции газеты "Красноярский рабочий", генеральный директор ООО "Медиапроект" (модератор);

Борисова Наталья Александровна, заместитель начальника департамента экономики администрации г.Красноярска;

Попова Наталья Викторовна, главный специалист отдела продовольственных ресурсов управления продовольственных ресурсов администрации г. Красноярска; Лукиных Валерий Федорович, генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики;

Маланин Валерий Юрьевич, президент Межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири "Сибирь без границ";

Сипетый Олег Валентинович, генеральный директор сети супермаркетов "Командор";

Рудаков Юрий Леонидович, руководитель аграрной секции ККРО ООО "Деловая Россия", председатель Союза сельскохозяйственных кооперативов Красноярского края;

Чувашев Юрий Анатольевич, главный редактор газеты "Аграрный Бизнес.Сибирь";

Колпаков Николай Геннадьевич, директор Красноярского городского инновационно-технологического бизнес-инкубатора;

Некрасов Владимир Степанович, заместитель председателя Красноярской региональной общественной организации "Ассоциации предпринимателей "Восточный Регион";

Савчук Сергей Валерьевич, заместитель исполнительного директора по правовым вопросам межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири "Сибирь без границ";

Демидов Сергей Викторович, директор ООО "СибТрансСервис";

Штурмо Владимир Илларионович, председатель кооператива ССТ СПК "Авангард".

* * *

ПРИЛОЖЕНИЕ N2

Пресс-релизы, распространявшиеся на круглом столе "Продовольственная безопасность регионов и логистика"

* * *

Межрегиональная организация предпринимателей Сибири "Сибирь без границ"

Межрегиональная организация предпринимателей Сибири "Сибирь без границ" - это организация, которая формирует и обобщает позицию бизнес-сообщества по вопросам социально-экономического развития территорий, сотрудничает и координирует свои действия с региональными, местными организациями предпринимателей по всем вопросам функционирования, развития и поддержки бизнеса на территории Сибирского федерального округа.

Межрегиональная общественная организация предпринимателей Сибири "Сибирь без границ" является членом и активно участвует в работе Высшего экономического Совета Сибирского Федерального округа и Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при Полномочном представителе Президента РФ в СФО, Совета по малому и среднему предпринимательству при Губернаторе Красноярского края, в работе координационных Советов во многих муниципальных образованиях СФО.

Цель Межрегиональной общественной организации предпринимателей Сибири - через развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на местах добиться достойной жизни наших людей, способствовать развитию территорий, решению социальных проблем, реализации приоритетных национальных проектов.

Наши задачи:

- объединение и консолидации сил предпринимателей и предпринимательских сообществ для решения намеченных целей;

- организация реальной помощи предпринимателям на местах;

- содействие в организации новых, инновационных направлений в предпринимательстве;

- создание кооперационных хозяйственных связей регионов;

- обеспечение занятости и улучшения благосостояния населения;

- обеспечение населения дешёвыми и качественными товарами и продуктами питания местных производителей;

- доступ местных производителей к региональным и муниципальным заказам.

Адрес: 660075, Россия, г. Красноярск ул.Маерчака д.8 стр.9 оф.213.

Тел. (391) 226-66-37,

E-mail office2007-sibbg@mail.ru, moop-sibir@mail.ru

Сайт в Интернете: www.sibbg.su

* * *

Автономная некоммерческая организация "Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор"

Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор был создан в 2007 году. Инициаторами и учредителями создания Бизнес-инкубатора выступили Администрация города Красноярска и Некоммерческое партнерство "Учебно-научно-инновационный комплекс".

Цель создания бизнес-инкубатора, это развитие и расширение малого предпринимательства, работающего в инновационной или инвестиционной сфере. Организационно-правовая поддержка субъектов малого предпринимательства, реализующего перспективные инновационные или инвестиционные проекты, выражается в предоставлении на льготных условиях, полностью укомплектованных офисных площадей, бухгалтерское, юридическое сопровождение бизнеса, оказание консалтинговых услуг.

На сегодняшний день в бизнес-инкубаторе, по результатам конкурсного отбора, размещено 13 малых предприятий (общей численностью 37 человек) работающих в самых различных отраслях экономики, от проектирования и новых технологий строительства, до Ай Ти технологий и разработки программного обеспечения.

АНО "КГИТБИ" ведет постоянный поиск и отбор инновационных проектов для размещения в Бизнес-инкубаторе. На сегодняшний день, несмотря на многочисленные перспективные научные разработки, которые ведутся как в учебных заведениях Красноярска, так и в Сибирском отделении Российской Академии наук, крайне низкий процент этих исследований и изобретений приобретает законченную форму готового продукта или услуги.

На этапе становления малого предприятия Бизнес-инкубатор оказывает услуги по оказанию помощи в организационно-правовых и коммерческо-маркетинговых вопросах, связанных с началом работы малого предприятия, что позволяет решить задачу, перехода из разряда бизнес-идеи (инновационного проекта) в стадию самостоятельно функционирующего предприятия.

Одной из приоритетных задач бизнес-инкубатора, является получение заказов и подписание контрактов на изготовление продукции или предоставление услуг для малых предприятий, размещенных на его территории. Значительную помощь в решении данной проблемы оказывают общественные организации, союзы и иные структуры, ставящие своей задачей поддержку и лоббирование интересов малого бизнеса. Бизнес-инкубатор как специализированная структура является инструментом взаимодействия между малыми предприятиями и потенциальными потребителями их продукции и услуг.

Проводится постоянный обмен информацией между бизнес-инкубатором и общественными организациями и союзами, что позволяет иметь полную информацию о перспективах внедрения продукции или услуг малых предприятий, размещенных в бизнес-инкубаторе, и в значительной мере расширяет потенциальный круг рынка сбыта.

Не менее важной задачей бизнес-инкубатора является взаимодействие с исполнительными и законодательными органами города и края. Получая постоянно обновляющуюся информацию о тех или иных потребностях города и края, бизнес-инкубатор не только предлагает к внедрению уже имеющиеся у него проекты, но и в состоянии формировать свои предложения и видение по решению той или иной проблемы, стоящей перед городом или краем.

Адрес: 660074 г. Красноярск ул Ак. Киренского 26 "Б" корп. 1 каб. 3-16
e-mail: bisness_krsn@mail.ru
тел. (8-391) 2-912-954
Директор: Колпаков Николай Геннадьевич
Зам. Директора: Ильичёв Максим Игоревич
Референт: Ковалева Юлия Викторовна

www.krasrab.com

26.02.2009

Док. 548883
Перв. публик.: 26.02.09
Последн. ред.: 03.03.09
Число обращений: 0

  • Пантелеев Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``