В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Игорь Кузник: Проект Федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Назад
Игорь Кузник: Проект Федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели и задачи правового регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые основы государственного регулирования в области использования энергетических ресурсов Российской Федерации в части стимулирования эффективного использования энергетических ресурсов
2. Целями введения предусмотренных настоящим Федеральным законом мер являются; Повышение энергетической эффективности экономики РФ. Рациональное использование не возобновляемых природных ресурсов РФ. Снижение негативного влияния энергетики на окружающую среду.
3. Основными задачами для достижения целей являются; Организованные экономические интересы граждан, хозяйствующих субъектов и органов власти. Обязательный учет энергетических ресурсов. Статистические данные о параметрах энергетической эффективности объектов производящих, транспортирующих и потребляющих энергетические ресурсы. Система запретительных и карательных мер.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
энергоресурс - электрическая энергия, тепловая энергия, вода, газ и другие энергоносители или ресурсы, используемые в жилищно-коммунальном хозяйстве в качестве товара и подлежащие измерению для целей объективного учета и оплаты.
энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на экономически обоснованное эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
невозобновляемые энергетические ресурсы - энергетические ресурсы, сокращающиеся по мере использования (уголь, нефть, природный газ, газ из газоконденсатных месторождений, сланец, радиоактивные материалы и другие), которые используются в настоящее время или могут быть использованы в перспективе для производства топлива, электрической или тепловой энергии или др.;
вторичный энергетический ресурс - энергия, получаемая в виде побочного продукта при использовании оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергии;
возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур и др.;
альтернативные виды топлива - виды топлива (биогаз, продукты переработки биомассы, и другие), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.
здание - здания, строения, сооружения, а также их части, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельными объектами недвижимого имущества;

владелец здания - юридическое или физическое лицо, или группа лиц, обладающие правом собственности на помещение;
параметр эффективности - параметр имеющий физический смысл, описываемый математической формулой, показывающий некую зависимость и используемый для целей объективного сравнения разных зданий и систем (части систем) энергресурсоснабжения;
энергосберегающие технологии - материалы и технические решения, применение которых позволяет использовать меньшее количество энергии, расходуемой для реализации функционального назначения устройства;
энергоемкость устройства - количество единиц энергии, необходимое для реализации функционального назначения устройства определенное в соответствии с показаниями СИ. нормативная энергоемкость помещения - определяемое в соответствии с настоящим Федеральным законом среднее количество единиц энергии, необходимое для выполнения помещением своего функционального назначения.
энергетическая декларация оборудования - документ выпущенный производителем оборудования, содержащий сведения о параметрах потребления или производства энергоресурсов оборудованием для реализации функционального назначения.
энергетическая эффективность - деятельность, направленная на снижение энергоемкости технологических процессов;
уполномоченный орган - орган государственной власти Российской Федерации, на который в установленном порядке возложены функции, реализация которых предусмотрена настоящим Федеральным законом.
поставщик - лицо, поставляющее энергоресурс на коммерческой основе.
потребитель - лицо, покупающее ресурс у поставщика для потребления или дальнейшей реализации третьему лицу и производящее оплату этого ресурса.
учет энергетических ресурсов - процедура, обеспечивающая подготовку платежных требований на основе измеренного количества и качества потребленных ресурсов. В процедуре учета (для отдельных зданий) в целях получения баланса необходимо начислять дополнительное количество ресурса (небаланс), потребленного для нужд общего имущества и распределенного между потребителями, пропорционально общедолевой собственности, на основе утвержденной методике. В процедуру учета входит коррекция оплаты путем снижения или увеличения в зависимости от согласованного в договоре энергоснабжения качества ресурсов и/или в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. На время отсутствия измерений допускается производить учет на основе расчета с обязательным предоставлением баланса по кусту (зданию).
куст - часть системы энергоресурсоснабжения, условно выделенная с целью показания (подведения) баланса и имеющая несколько потребителей и один ввод от поставщика.
баланс - процедура, позволяющая показать равенство или неравенство количества ресурса, измеренного (учтенного) при производстве или на вводе куста, и суммы ресурсов, измеренных (учтенных) у потребителей за период. Баланс является инструментом, позволяющим подтвердить добротность измерений на узлах измерений при совпадении (в соответствии с нормами точности) показаний узлов измерений.
измерение - процедура определения количества потребленных ресурсов путем применения средства измерений (СИ) и (или) методики выполнения измерений (МВИ) в соответствии с ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
средства измерений, далее СИ (приборы) - "Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России" (сейчас Российское федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).
методики выполнения измерений, далее МВИ - Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений определяется Агентством по техническому регулированию и метрологии.
узел измерений - система, состоящая из СИ и другого дополнительного оборудования, смонтированных (инсталлированных) в соответствии с требованиями и рекомендациями производителя СИ.
граница балансовой принадлежности - условная линия раздела сетей энергоресурсоснабжения между поставщиком и потребителем по признаку технологической и эксплутационной зоны ответственности.
добротные (достоверные) показания узла измерений - показания СИ значений физических величин, которым на основе косвенных данных (в том числе баланса) стороны договора энергоресурсоснабжения и эксперты склонны доверять.
регистрация параметров измеренных физических величин энергоресурсоснабжения - процедура, проводимая СИ, позволяющая получать информацию о среднечасовых или с другим временным шагом значениях параметров энергоресурсоснабжения с глубиной архива не менее полутора расчетных периодов.
расчет потребленного ресурса - математическая процедура, по определению количества потребленного ресурса на основе предположений (норм сопротивления теплопередаче, температурных коэффициентов, таблиц энтальпий и др. и соответствия этих норм конкретному случаю).
управляющая компания - организация, управляющая зданием (жилым домом) в соответствии с жилищным кодексом РФ.
расчетно-измерительная компания, далее РИК - организация, предоставляющая услуги по измерениям (организации узлов измерений, подведению балансов и др.) и, возможно, по выполнению расчетов оплаты (ведению лицевых счетов).
договор энергоресурсоснабжения - договор между поставщиком ресурса (управляющей компанией) и потребителем (отдельной квартирой или зданием) или посредником.
источник ресурса - оборудование, позволяющее получать ресурс в результате его забора из природных источников, переработки до стандартных норм, установленных для этого ресурса, или производящее ресурс путем преобразования одного ресурса в другой.
поставщиком ресурса - физическое или юридическое лицо, владелец источника ресурса, реализующее полученный ресурс на коммерческой основе.
Другие термины и понятия, содержание которых не определено в настоящем Федеральном законе используются для целей настоящего Федерального закона с учетом их содержания, установленного в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство об энергосбережении.
Законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе указов президента РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего закона.
Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации. Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного контроля и надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
создание и использование энергоэффективных технологий, топливо- энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, СИ для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета всех отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
3.1. В случаях, когда отношения сторон не урегулированы настоящим законом или соглашением участников таких отношений и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется другое законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
3.2. При невозможности использования аналогии закона, права и обязанности участников отношений при деятельности попадающей под понятие энергоресурсосбережение определяются исходя из общих начал и смысла энергоресурсосбережения, и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Статья 4. Основы государственной энергосберегающей политики
Энергосберегающая политика государства основана на следующих принципах:
приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
осуществление государственного контроля за использованием энергетических ресурсов;
обязательность учета юридическими и физическими лицами всех производимых, транспортируемых и потребляемых энергетических ресурсов на основе показаний СИ;
включение в государственные стандарты и нормы на оборудование, материалы и конструкции, здания и транспортные средства показателей их энергоэффективности;
сертификация топливо и энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также самих энергетических ресурсов;
сочетание экономических интересов общества, потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

Глава 2. Основы государственного управления энергосбережением.
Статья 5. Энергосберегающая политика государства.
Государственная политика в области энергосбережения заключается в создании стройного законодательства направленного на повышение эффективности использования энергоресурсов.

Статья 6. Управление энергосбережением.
6.1. Государственное управление энергосбережением осуществляется через; установление предельных норм энергопотребления, создания инструментов формирования экономических интересов направленных на энергоресурсосбережение, утверждение строительных норм (СНиП) направленных на повышение энергоэффективности зданий и сооружений, утверждение соответствующих национальных стандартов, принятие соответствующих технических регламентов, внесение в Кодекс об административных правонарушениях статей предусматривающих адекватные наказания за невыполнение требований законодательства по энергосбережению.

Статья 7. Осуществление государственного надзора за эффективностью использования энергетических ресурсов.
7.1. Осуществление координации усилий для достижения целей поставленных настоящим законом выполняется министерством регионального развития.

Статья 8. Проведение государственной энергетической экспертизы.
8.1. Государство за собственный счет имеет право проводить энергетическую экспертизу на любых объектах связанных с потреблением транспортированием и производством энергетических ресурсов. Решение о проведении государственной энергетической экспертизы принимает уполномоченный орган.

Статья 9. Проведение энергетических обследований.
9.1. Основными целями энергетического аудита являются:
оценка эффективности использования организацией, техпроцессом или зданием энергетических ресурсов;
определение потенциала энергосбережения организации, техпроцесса или здания;
разработка экономически обоснованного плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организации, техпроцесса или здания.

Статья 10. Учет энергетических ресурсов.
10.1.1. Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов в РФ подлежит обязательному учету на основе показаний СИ. Все новые и реконструируемые объекты строительства, потребляющие энергоресурсы от централизованного источника, обязаны иметь узел измерений на вводе в здание. Все новые и реконструируемые жилые многоквартирные здания обязаны быть оборудованы поквартирными узлами измерений всех энергоресурсов подведенных к квартире.
10.1.2. Настоящая статья закона устанавливает принципы и правила взаимоотношений сторон, участвующих в организации учета тепла, ГВС, холодной воды и сточных вод, электрической энергии, газа и определяют порядок организации учета в РФ, который действует на территории Российской Федерации и обязателен для исполнения органами государственной власти, юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
10.1.3. С введением настоящего закона теряют силу:
"Правила учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя", зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 1995 г. (регистрационный N 954). "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" N307 от 23 мая 2006 г. в части, касающейся организации учета коммунальных ресурсов.
10.1.4. Данная статья разработана исходя из требований и положений: Гражданского кодекса Российской Федерации; Жилищного кодекса Российской Федерации; Закона Российской Федерации "Об энергосбережении"; Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений"; Закона Российской Федерации "О техническом регулировании".
10.1.5. Разъяснения по применению данной статьи закона дает Российское Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
10.1.6. Настоящая статья регулируют отношения между поставщиками ресурсов, посредниками, компаниями, управляющими зданиями, и потребителями в жилом и нежилом фонде по организации учета потребленных ресурсов. Никто не вправе при организации учета требовать выполнения дополнительных условий, не предусмотренных этой статьей. Требования и положения данной статьи распространяются на любые здания и сооружения, которые потребляют энергоресурсы, а также на части зданий и квартиры.
10.1.7. Финансирование организации учета у потребителей ресурсов осуществляется за счет:
·    средств застройщика при новом строительстве,
·    средств потребителей ресурсов,
·    средств поставщиков ресурсов,
·    средств РИК,
·    бюджетных средств.
10.1.8. Ответственность за организацию приборного учета ресурсов лежит на поставщике ресурса. Поставщик обязан организовать приборный учет со 100 % своих потребителей до 01.01.2011 г.
10.2. Порядок организации учета
10.2.1. Поставщик ресурса направляет Потребителю (управляющей компании или собственнику здания или сетевой компании) уведомление с предложением в течение 3 (6) месяцев организовать приборный учет.
10.2.2. Потребитель организует учет за собственный счет или путем привлечения РИК.
10.2.3. В случае если Потребителем не организовал учет в предложенные сроки, Поставщик обязан организовать учет за собственный счет, или за счет других источников (бюджет), или путем привлечения РИК; в случае невозможности профинансировать организацию учета (невозможности отнести затраты на себестоимость) Поставщик обязывает организовать учет Потребителя, направив ему об этом дополнительное уведомление. В этом случае ответственность за организацию учета переходит к Потребителю.
10.2.4. Ответственность за организацию поквартирного (внутридомового) учета лежит на собственнике помещений (Жилищный кодекс РФ). Собственник здания обязан организовать приборный учет со 100 % своих потребителей (владельцами квартир) до 01.01.2011г.
10.2.5. Собственник многоквартирного здания принимает и утверждает методику учета потребленных квартирами ресурсов на основе показаний общедомового и индивидуальных узлов (поквартирных) измерений ресурсов, в соответствии с которой будет выполняться учет потребленных ресурсов отдельными квартирами (помещениями) с учетом потребления ресурсов помещениями, находящимися в общедолевой собственности или общем пользовании.
10.2.6. Собственник здания определяет способы организации и источники финансирования учета самостоятельно, в том числе, возможно, путем привлечения РИК.
10.2.7. В случае если собственник здания не организовал поквартирный учет (не утвердил методику учета), собственник отдельной квартиры (помещения) имеет право оплачивать квартирное потребление ресурса на основе показаний индивидуального узла измерений, который установлен по инициативе собственника квартиры (ответственного квартиросъемщика, если жилье муниципальное или государственное). В этом случае управляющая компания обязана проводить учет количества потребленного ресурса для отдельного помещения в соответствии с методиками, изложенными в "Правилах предоставления коммунальных услуг" N307.
10.2.8. По решению собственника здания (управляющей компании) возможно выполнение учета потребленного ресурса расчетным центром или РИК.
10.2.9.. Санкции за саботирование учета: лицо, саботирующее организацию учета (поставщик или потребитель), подлежит наказанию в соответствии со статьей 26 настоящего закона.
10.2.10. Поставщик ресурсов (управляющая компания) обязан подводить баланс между полученным и отпущенным количеством ресурса каждый расчетный период, в исключительных случаях не реже одного раза в год и предоставлять баланс (опубликовывать) своим потребителям (отдельным квартирам) и другим заинтересованным лицам. Баланс для нескольких потребителей отдельного здания должен сводиться путем применения утвержденной и согласованной собственником здания методике. Небаланс для кустов не должен превышать норм точности СИ, применяемых для измерений, при этом баланс для кустов носит справочный характер и может служить (при превышении норм точности) основанием для внеплановой проверки (поверки) СИ. Эта работа может быть поручена РИК. Указанное требование - предоставление баланса - должно быть отражено в договоре энергоснабжения.
10.2.11. Арбитром (экспертом) в спорах, связанных с определением количества ресурсов, в том числе с правомочностью применения СИ и утвержденной методики, а также расчета потребленного ресурса, могут выступать только организации, уполномоченные (аккредитованные) на то Российским федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
10.2.12. При привлечении к организации учета РИК рекомендуется требовать от нее страхования ответственности за "ошибки" измерений и учета и отражать требование страхования в договорах. Другими словами следует определить в договоре с РИК ответственность этой компании за достоверность результатов измерений и учета.
10.3. Организация учета на источнике ресурсов
10.3.1. Учет произведенного ресурса на источнике носит аналитический характер, т.е. этим учетом необходимо пользоваться для создания баланса (обязанность поставщика) и анализа эффективности работы источника для собственника. Проводить коммерческие расчеты на основании учета, организованного на источнике, не рекомендуется. Собственник источника ресурсов обязан организовать учет ресурса произведенного на источнике, в срок до 01.01.2010 г. (рекомендуется независимый учет, возможно, с помощью РИК).
10.3.2. Выбор способов учета, средств измерений и проектирование узла измерений лежат на собственнике источника. Поставщик, имеющий потребителей, которым разрешается отбирать теплоноситель из систем теплоснабжения и (или) ГВС, обязан при любом способе организации учета обеспечить измерение и регистрацию среднечасовых значений температуры воды в подпитывающем трубопроводе и опубликовывать эти среднечасовые значения для использования заинтересованными лицами не реже одного раза в месяц. "Замечаниями..." к показаниям узла измерений на источнике, его проекту и пр. со стороны заинтересованных лиц могут быть только непредставление и (или) несхождение баланса.
10.3.3. При определении размерностей физических величин в соответствии с ГОСТ 8.417-81 рекомендуется использовать Международную систему единиц (СИ). Однако допускается использовать размерность, соответствующую системе единиц МКГСС.
10.4. Требования к СИ
10.4.1. СИ используемые для организации учета количества и качества ресурсов, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений РФ и изготовлены в соответствии с национальными (государственными) стандартами на подобные СИ. Решение Российского федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о правомочности применения конкретных типов СИ и (или) МВИ для узлов измерений должно быть оформлено в виде документа, утвержденного НТК агентства и введенное в действие приказом по агентству. При наличии нескольких национальных (государственных) стандартов на подобные СИ и в других случаях вопрос о правомочности применения конкретного типа СИ и (или) МВИ для конкретного узла измерений полномочно решать только Российское Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии или уполномоченные агентством организации.
10.4.2. Предельные погрешности СИ не могут превышать:
+ 2 % для измерений объема потребления горячей и холодной воды из систем ГВС и ХВС у конечного потребителя (квартира);
+ 1 % для измерений массы воды и теплоносителя на вводе к потребителю в системах отопления и ГВС (допускается 2 % для объектов с нагрузкой менее 0,5 Гкал/ч);
+ 6 % для измерений объема (массы) воды как разности между значениями величин подающего и обратного трубопроводов циркуляционной системы ГВС;
+ 4 % для измерений количества тепловой энергии (+ 8 % при учете с нагрузкой менее 0,1 Гкал/ч);
+ (0,6 + 0,004*t) для измерений абсолютного значения температуры теплоносителя;
+ 2 % для измерений избыточного давления теплоносителя;
+ 0,01 % для измерений времени.
Предельные погрешности СИ для измерения количества электроэнергии, газа и др, энергоресурсов утверждаются постановлением Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с 10.4.1.
10.4.3. На каждом узле измерений с помощью СИ должны измеряться и дополнительно регистрироваться среднечасовые значения следующих параметров энергоресурсоснабжения:
а) для узлов измерений тепловой энергии отопления и ГВС:
·    времени работы СИ узла измерений, привязанного к реальному времени;
·    количества тепловой энергии;
·    массы теплоносителя в трубопроводах теплоснабжения;
·    абсолютного значения температур теплоносителя в трубопроводах теплоснабжения;
·    избыточного давления в трубопроводах теплоснабжения для потребителей, тепловая нагрузка которых превышает 1,0 Гкал/ч,
б) для узлов измерений холодной воды: - объема воды.
10.4.4. Для узлов измерений потребления энергоресурсов отдельными квартирами и помещениями здания, имеющего общий узел измерений на здании, а также индивидуальными частными домами, допускается измерять только:
а) для узлов измерений горячей воды централизованного ГВС - объема воды;
б) для узлов измерений холодной воды - объема воды.
10.4.5. Диапазоны измерений СИ: СИ должны обеспечивать измерения с предельными погрешностями, не более чем определено настоящей статьей, в диапазонах, необходимых для конкретного узла измерений за отчетный период.
10.5. Организация учета в целях определения количества энергоресурсов при купле - продаже
10.5.1. Введение в эксплуатацию узла измерений носит заявительный характер. Сторона договора энергоресурсоснабжения ставит в известность противоположную сторону об организации узла измерений в форме письменного заявления. Противоположная сторона в течение 10 дней или дает мотивированный отказ принять узел измерений в эксплуатацию, или направляет своего представителя для проверки на месте правильности монтажа и работы узла измерений, или узел измерений считается принятым в эксплуатацию по истечении 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Заинтересованная сторона имеет право опломбировать оборудование узла измерений в целях контроля случая несанкционированного вмешательства в работу узла, противоположная сторона не должна препятствовать пломбированию. Нарушение пломб может являться основанием для требования заинтересованной стороной при наличии косвенных данных о недобротных измерениях узлом внеочередной поверки СИ и правильности их монтажа, а также штрафных санкций, предусмотренных договором энергоснабжения за нарушение пломб.
10.5.2. С момента ввода в эксплуатацию узла измерений расчет за потребленный ресурс выполняется на основе показаний этого узла. Место установки узла измерений должно выбираться инициатором установки исходя из технической возможности, и располагаться как можно ближе к границе балансовой принадлежности, на вводе к потребителю. Допускается производить коррекцию параметров энергоснабжения и энергопотребления расчетным методом, если рассчитанная систематическая ошибка, возникающая по причине несовпадения границы балансовой принадлежности и места расположения узла измерений, превышает одну четвертую пределов допускаемой погрешности узла измерений.
10.5.3. Основанием для непринятия показаний узла измерений к учету по причине выхода за пределы погрешностей СИ являются данные расчета погрешности измеренного количества ресурсов за расчетный период (месяц), подтверждающие такой выход. Такой расчет должен либо быть принят сторонами энергоресурсоснабжения или иметь подтверждение независимого эксперта имеющего соответствующую аккредитацию от Агентства по техническому регулированию РФ.
10.5.4. В заявлении об организации узла измерений (вводе в эксплуатацию) заявитель должен указать следующую информацию об узле измерений и СИ: наименование производителя СИ, заводской номер, регистрационный номер СИ в Государственном реестре средств измерений, дату последней государственной поверки и межповерочный интервал СИ (эта информация содержится в паспорте, прилагаемом к СИ). Проект узла измерений должен быть выполнен на основании технологических значений параметров измеряемого ресурса (эта информация берется из договора на энергоснабжение или из согласованного с поставщиком проекта здания для новых зданий и требований (рекомендаций) производителя СИ). Проект узла измерений должен быть предоставлен противоположной стороне договора энергоснабжения для ознакомления не менее чем за 10 рабочих дней до ввода узла измерений в эксплуатацию вместе с заявлением. Не предоставляется проект на поквартирные узлы измерений в тупиковых системах ХВС, ГВС и электроэнергию. Ответственность за ошибки, допущенные в проекте узла измерений и приведшие к его недобротным показаниям, несет проектная организация. Монтаж узла измерений должен быть произведен согласно требованиям проекта и (или) производителя СИ. К заявлению должен быть приложен акт (распечатка), отражающий показания (измерения) СИ как минимум за 5 дней и свидетельствующий о добротности показаний узла измерений. Сроки, формы и способы подачи результатов измерений количества и качества ресурса, полученных на узле измерений, определяются в договоре на энергоснабжение. Предприятиям, осуществляющим проектные и монтажные работы для организации узла измерений, помимо лицензий и сертификатов, требуемых от них законодательством РФ, рекомендуется иметь сертификат от производителя СИ, используемых на узле измерений, на соответствующие работы.
10.5.5. Если показания СИ узла измерений по косвенным признакам не соответствуют ожидаемым более 5 дней подряд, то такой узел считается неработающим. Ввод неработающего узла в эксплуатацию после устранения неисправности происходит в заявительной форме с приложением к заявлению акта (распечатки), подтверждающего добротную работу узла измерений как минимум за 2 дня. Датой повторного ввода в эксплуатацию узла измерений после ремонта, или замены СИ, или периода не работы СИ более 1 месяца из-за отсутствия ресурса (межотопительный сезон, авария и тд.) или других причин, приведших к не работе узла, считается дата подачи заявления. Стороны, участвующие в организации учета, должны понимать всю меру ответственности за достоверность учета и находить способы, позволяющие организовывать учет эффективно, с оптимальными затратами и достоверными результатами измерений, которым могут и должны доверять как стороны договора ресурсоснабжения, так и другие заинтересованные лица.
10.5.6. С момента, когда показания узла измерений не могут быть признаны добротными, и до момента, когда в результате принятых мер (ремонт, чистка, поверка и др.) показания узла измерений стали добротными, количество потребленного ресурса рассчитывается по среднему показателю потребления за период, предшествовавший рассчитываемому периоду.
При этом количество потребленной тепловой энергии на отопление рассчитывается следующим образом:
,
где    Q р.п.- количество тепловой энергии, потребленной в расчетный период;
Q п.п. - количество тепловой энергии потребленной в предыдущий период;
?t п.п. = 18 оC - t с.п.п.;
?t п.п. - средняя разность температур предыдущего периода;
t с.п.п. - средняя уличная температура за предыдущий период;
?t р.п. = 18 оC - t с.р.п.;
?t р.п. - средняя разность температур расчетного периода;
t с.р.п.; - средняя уличная температура за расчетный период;
18 оC - температура в помещении.
Количество потребленной тепловой энергии на подогрев в системе ГВС рассчитываемого периода вычисляется по такой же формуле:
,
где    Q п.п. - количество тепловой энергии, потребленной в системе ГВС в предыдущий период;
?t п.п. - средняя разность температур предыдущего периода;    
?t п.п. = t гвс с.п.п.п. - t хв с.п.п.п;
t гвс с.п.п.п. - средняя температура по подаче в системе ГВС за предыдущий период;
t хв с.п.п.п. - средняя температура по подпитке в системе ГВС за предыдущий период;
?t р.п. = t гвс с.п.п.п. - t хв с.п.р.п.;
?t р.п. - средняя разность температур рассчитываемого периода;
t хв с.п.р.п. - средняя температура по подпитке в системе ГВС за расчетный период.
10.5.7. Учет потребленного ресурса на основе показаний двух узлов измерений (один у поставщика, другой у потребителя) проводят следующим образом. Если сторона энергоресурсоснабжения по собственному желанию устанавливает последовательно свой узел измерений, то процедура введения подобного узла также должна соответствовать положениям Правил. В таком случае показания этих последовательных узлов считаются добротными при условии, что расхождения между значения показаний по измеряемым параметрам за расчетный период не превышают сумму предельных погрешностей узлов, в противном случае СИ обоих узлов учета подлежат внеочередной поверке и/или проверяется корректность монтажа с привлечением, если потребуется, экспертов. При использовании двух последовательных узлов измерений (при условии, что их показания признаются добротными) получившийся небаланс делится пропорционально предельной погрешности СИ, установленных на узлах измерений. Сторона - владелец помещения, в котором целесообразно устанавливать узел измерений, не должна ни под каким предлогом препятствовать желанию противоположной стороны установить последовательный узел измерений.
10.5.8. Расчет массы разобранного теплоносителя в системах водяного теплоснабжения за расчетный период (рекомендуется рассчитывать каждый час отдельно) проводят путем вычитания измеренной СИ массы теплоносителя, прошедшего по обратному трубопроводу, из измеренной СИ массы теплоносителя, прошедшего по подающему трубопроводу. В случае, когда полученное значение массы меньше суммы погрешностей используемых СИ, значение массы разобранного теплоносителя принимается равным нулю.
10.5.9. Расходы по организации внеочередной поверки несет сторона - инициатор внеочередной поверки, если иной порядок не предусмотрен договором энергоснабжения.
10.5.10. В случае, если показания СИ, смонтированных на узле измерений, не могут быть признаны добротными, а проект узла измерений и монтаж СИ были выполнены в соответствии с требованиями и рекомендациями их производителя, а также соблюдены эксплутационные параметры, требуемые производителем для СИ, вся полнота ответственности за недобротную работу узла измерений, за исключением физического (не метрологического) отказа (поломки) СИ, лежит на производителе СИ. Если доказано, что производитель СИ создал возможность манипуляций с метрологическими характеристиками СИ, приведших или могущих привести к ущербу у поставщика или потребителя ресурсов, вся полнота ответственности лежит на производителе СИ.
10.5.11. Для многотарифного, в зависимости от времени суток, учета потребленного ресурса, должны применяться СИ, предназначенные для подобного учета, или СИ, имеющие периодическую (часовую) регистрацию, благодаря которой возможно определение количества ресурса, потребленного в соответствующий период времени.
10.5.12. При измерениях тепловой энергии, выполняемых с помощью двух преобразователей расхода, установленных в подающем и обратном трубопроводах, в целях контроля случаев несанкционированного разбора массы (объема) теплоносителя в системах теплоснабжения (утечек) и при определении наличия таких утечек, учет разбора для оплаты осуществляется в соответствии с договором ресурсоснабжения. Свидетельством (фактом) несанкционированного разбора является расхождение между показаниями за период (не менее одного часа), оговоренный в договоре ресурсоснабжения, превышающее сумму погрешностей расходомеров. Количество несанкционированно разобранного теплоносителя, подлежащего оплате в соответствии с договором ресурсоснабжения, определяется как разность масс (объемов) между показаниями расходомеров за расчетный период.
10.5.13. Количество ресурса - канализационной услуги - рассчитывается как сумма объемов потребленных холодной и горячей воды (в квартире, в здании в целом и т.д.) или измеряется с помощью соответствующих СИ.

Статья 11. Государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и эффективностью их использования.
11.1 Для ведения наблюдения утверждается следующий перечень параметров эффективности использования энергетических ресурсов:
11.1.1 Параметры пользования централизованным теплоснабжением, предоставляемые потребителем:
·     на нужды отопления
- Вт/м2/?С, эффективность потребления Т.Э. на отопление
- Гдж/т, эффективность циркуляции теплоносителя в системе отопления
·     на нужды ГВС
- м3/чел, эффективность потребления горячей воды
- f=рм3/пм3, эффективность циркуляции системы ГВС, отношения разобранного количества воды к количеству воды прошедшему по подающему трубопроводу
11.1.2. Параметры эффективности транспортирования тепловой энергии, предоставляются тепловыми сетями:
·    т/Ду2 (параметр эффективности загрузки транспортного трубопровода)
·    т/Гдж (параметр эффективности переноса тепловой энергии теплоносителем)
·    параметр эффективности теплоизоляции трубопроводов теплоснабжения ,
11.1.3. Параметры потребления электрической энергии, предоставляются потребителями:
·    кВт/м2, параметр эффективности потребления электрической энергии для жилых, общее потребление электрической энергии на количество жилой площади за месяц и за год.
·    кВт/рубль, параметр эффективности потребления электрической энергии для производств, общее потребление электрической энергии на сумму прибавленной стоимости (маржинального дохода) за год.
11.1.4. Параметры транспортирования (передачи) электрической энергии, предоставляются сетевыми компаниями:
·    кВт/кВт/км, параметр эффективности транспортирования электрической энергии. Потери электрической энергии к количеству переданной электрической энергии на километр транспортирования за месяц и за год.
11.2. Правительство РФ (министерство регионального развития) должно в течение года создать программный продукт (П.О.), который должен иметь серверы в каждом субъекте федерации, на который каждый объект (собственник объекта или уполномоченное им лицо) потребляющий ресурс от сетевого поставщика, каждый отчетный период обязано "выложить" свои параметры эффективности по потребляемым им ресурсам. Данные должны быть доступны любым заинтересованным лицам и гражданам. Параметры эффективности должны "складываться" по управляющим компаниям, городам и субъектам федерации. Данные должны быть разнесены по сферам деятельности (критериям) объекта потребляющего ресурсы: многоквартирный жилой фонд, частный жилой фонд, производственные предприятия, другой бизнес, муниципальные и государственные предприятия, социальная сфера и остальные организации. Среднестатистические данные формируются по регионам, сферам деятельности, отчетным периодам. Организации которые обязанные предоставлять о параметрах эффективности на сайт, формируются энергоснабжающими предприятиями по критериям ... , предоставляются в региональный минрегионразвитие и последнее вывешивает список таких организаций. Не предоставленные своевременно данные штраф по административному кодексу. П.О. должно отражать получены данные о потреблении ресурса на основе показаний СИ или по расчету. П.О. должно рассчитывать процентное соотношение ресурсов потребленных по показаниям СИ и по расчету, по отношению к количеству объектов и к объему поставленных ресурсов. Данные о потреблении ресурсов частными индивидуальными домовладениями должны предоставляться поставщиками ресурсов. На этот же сервер поставщики ресурсов и предприятия транспортирующие ресурс обязаны "выкладывать" свои экономические параметры в соответствии с требованиями статьи 16.2.

Глава 3. Стандартизация, сертификация и метрология в области энергосбережения
Статья 12. Стандартизация
Бытовое и промышленное оборудование, потребляющее энергетические ресурсы должно быть соответствующим образом стандартизировано и промаркировано. Из маркировки должно следовать информация для всех заинтересованных лиц об энергосберегающем классе данного оборудования. Реализация данного пункта должна быть выполнена до 2011 года Агентством по техническому регулированию. При реализации данной статьи необходимо соблюсти гармонизацию с нормами принятыми в ЕС, желательно путем аутентичного перевода соответствующих стандартов. С 2012 года запрещается оборот не промаркированного оборудования.

Статья 13. Нормы и нормативы потерь энергетических ресурсов
13.1. Правительством РФ могут быть установлены предельные значения нормативных потерь для различных видов ресурсов и способов их использования.
13.2. Обязательные требования к нормам и нормативным потерям энергетических ресурсов утверждаются в технических регламентах.
13.3. Рекомендательные требования к нормам и нормативным потерям энергетических ресурсов утверждаются в СНиПах и других нормативных документах.

Статья 14. Сертификация
Бытовое и промышленное оборудование, потребляющее энергетические ресурсы должно быть сертифицировано на предмет соответствия требованиям статьи 12. Сертификация должна носить заявительный характер, предприятие введшее в оборот обязано выписать заявительный сертификат произвольной формы, заявляющий энергосберегающий класс оборудования. Ответственность предприятия введшего в оборот оборудования не соответствующего заявленным в сертификате характеристикам должна выражаться в виде штрафов присужденных соответствующими судами. Размер штрафа должен составлять не менее 5 % от суммы средств вырученных от реализации предприятием введенного в оборот оборудования. Лица, перепродающие товар, знающие о его несоответствии заявленному энергосберегающему классу, или не указавшие своего поставщика такого товара подлежат такому же штрафу.

Статья 15. Метрология
Вопросы метрологического обеспечения для достижения целей настоящего закона лежат в зоне ответственности Федерального Агентства по техническому регулированию.

Глава 4. Экономические механизмы энергосбережения
Статья 16. Экономические меры обеспечения энергосбережения
16.1. Ценообразование у естественных монополистов - поставщиков тепловой энергии и воды.
Уполномоченные органы устанавливают рекомендованную цену на энергоресурсы и услуги по транспортированию энергоресурсов (товар) для естественных монополий на следующий год, в срок до начала четвертого квартала текущего года. Если такая цена не установлена в законном порядке в указанные сроки, рекомендованной ценой на следующий год считается цена равная цене в текущем году. Минрегионразвитие устанавливает рекомендованную цену на следующий год, определяя ее на основе средней или средневзвешенной цены по стране за предыдущий год, допускаются отклонения не более 5%. Методику расчета рекомендованной цены утверждает правительство РФ.
Те поставщики энергоресурсов или предприятия осуществляющие транспортирование энергоресурсов, которые установят цену на свой ресурс меньше 95% от рекомендованной цены (эффективные монополисты), не должны предоставлять расчеты доказывающие обоснованность установления такой цены. Те кто пожелает установить цену от 95% до 100% (среднеэффективные монополисты) должны продекларировать свои затраты и прибыль, уполномоченные органы могут проверить обоснованность их затрат и утвердить цену исходя из результатов проверки. Те же кто захочет установить цену выше 100% (неэффективные монополисты) должны пройти процедуру утверждения цены действующую до вступление настоящего закона (доказать обоснованность своих затрат и уровень прибыльности).
16.2. Все монополисты поставщики обязаны "выкладывать" на сайт в соответствии со статьей 11 следующие экономические параметры своей деятельности за предыдущий год не позднее 15 апреля:
·    доля топлива в цене товара;
·    доля ФОТ в цене товара (услуги по транспортированию);
·    доля начисленных к уплате налогов в цене товара (услуги по транспортированию);
·    доля прибыли в цене товара (услуги по транспортированию);
·    количество товара (Гкал для тепловой энергии и м3 для воды) выработанного (транспортированного) на одного сотрудника за год;
·    средняя зарплата сотрудников;
16.3. Тарифообразование в централизованном теплоснабжении.
16.3.1. Для конечных потребителей тепловой энергии имеющих узлы измерений, с 2010 применяются трехступенчатые тарифы с дополнительным поощрением.
16.3.2. Первая ступень, абонементная плата, рассчитывается исходя из 30% от плановых сборов поставщика на расчетный год. Эта сумма делится на общее количество отапливаемых квадратных метров данным поставщиком и получается цена за отопление метра квадратного (рубль/м2). Эта ступень оплачивается потребителями за свои отапливаемые квадратные метры равными платежами ежемесячно в течение календарного года. Если средняя высота потолков здания у потребителя превышает 3,5 метра, то к такому объекту в этой ступени применяется повышающий коэффициент, утвержденный уполномоченным органом.
16.3.3. Вторая ступень, переменная оплата, рассчитывается исходя из 40% от плановых сборов поставщика на расчетный год. Эта сумма делится на общее количество планируемой выработки энергии и определяется цена за единицу энергии (рубль/Гкал). Потребитель оплачивает данную ступень на основании показаний узлов измерений.
16.3.4. Третья ступень, оплата за количество теплоносителя прошедшее через систему теплоснабжения здание потребителя. Она рассчитывается исходя из 30% от плановых сборов поставщика на расчетный год. Эта сумма делится на общее количество (объем или масса) теплоносителя планируемое для транспортирования тепловой энергии на расчетный год (рубль/м3). Потребитель оплачивает данную ступень на основании показаний узлов измерений.
16.3.5. Поощрительная ступень, дополнительная плата/вознаграждение за понижение/повышение эффективности системы теплоснабжения. Она рассчитывается поставщиком по формуле и может быть отрицательной:
?0,1ТxQx(dTср - dTп)
где: Т - тариф в рублях первой ступени, определенный по 16.3.2.
Q - тепловая энергия потребленная потребителем за расчетный период (месяц), по показаниям узла измерений.
dTср - средняя средневзвешенная разность температур в сети за расчетный период (месяц), рассчитывается поставщиком и оглашается публично для каждого месяца.
dTп - средневзвешенная разность температур у потребителя за расчетный период (месяц), по показаниям узла измерений.
16.3.6. Все платежи, начисленные по четырем ступеням, должны отражаться в счете на оплату выставляемом поставщиком
16.4. Принципы ценообразования (формирование справедливой цены) и способы формирования тарифов в электроэнергетике и газоснабжении устанавливает правительство РФ.

Статья 17. Финансирование мероприятий по энергосбережению
За счет средств бюджетов разных уровней могут стимулироваться мероприятия по энергосбережению проводимые на объектах, не принадлежащих соответствующему государственному образованию только в соответствии с требованиями настоящего закона. Для этого соответствующим законодательным органом должен быть утвержден "Перечень мероприятий и приобретаемого оборудования для целей энергосбережения". Перечень должен представлять собой список проводимых мероприятий и/или приобретаемого оборудования подлежащих стимулированию (установка счетчиков или замена старых окон на современные - пластиковые, использование альтернативных источников энергии и т.д.) и список категорий лиц, имеющих право на частичную компенсацию затрат, за счет бюджетных средств. В соответствующем бюджете предусматривается статья расходов на каждое мероприятие (оборудование), выделяется столько средств, сколько возможно выделить на следующий бюджетный период. Соответствующий законодательный орган определяет уровень участия бюджетными средствами для стимулирования по каждому мероприятию (оборудованию). В любом случае уровень (доля) стимулирования не может превышать 50% от стоимости мероприятия (оборудования). Лицо имеющее право на компенсацию выполнив мероприятие за собственные средства, предоставляет в уполномоченный орган определенный законодательным органом документы подтверждающие свои затраты, после чего лицу должны быть перечислены компенсационные деньги на лицевой счет в течение месяца. Если выделенные по статье на этот бюджетный период средства закончатся, лицо имеет право на получение денег в следующем бюджетном периоде, но уже в доле стимулирования определенной на следующий бюджетный период. В случае если в следующем отчетном периоде не предусматривается стимулирование такого мероприятия, лицо имеет право на компенсацию в размере 50% от суммы, на которую он претендовал в бюджетном периоде, в котором он понес затраты на выполнение мероприятия (покупку оборудования).

Статья 18. Формирование государственного и региональных фондов энергосбережения.
18.1. Законодательные органы разных уровней имеют право формировать фонды энергосбережения, в которые могут перечисляться средства или часть средств полученных от проведенных мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере, выделятся средства из текущего бюджета и пополнятся за счет других источников. Средства фондов энергосбережения могут расходоваться исключительно на мероприятия по энергосбережению, в соответствии со статьей 17, или другие программы утвержденные соответствующим законодательным органом.

Статья 19. Контроль за использованием государственного и региональных фондов энергосбережения
19.1. Контроль за использованием средств фондов энергосбережения, осуществляется в порядке определенном соответствующим законодательным органом.

Статья 20. Налогообложение предприятий и организаций, осуществляющих мероприятия по энергосбережению и производящих продукцию, предназначенную для использования в целях повышения энергетической эффективности.
20.1. Типы предприятий, вносимых существенный вклад в достижение целей данного закона, могут получать налоговые послабления в рамках действующего налогового кодекса РФ и соответствующих решений уполномоченных органов.

Статья 21. Стимулирование энергосбережения
21.1. Договорные санкции за недополученный энергоресурс в соответствии с договором энергоресурсоснабжения не могут составлять более 30% от цены недополученного ресурса. В случае нарушения данной статьи, денежная величина превышающая 30% подлежит возврату потребителю, а поставщик "продавивший" подобную санкцию наказывается штрафом в размере 100% от суммы возвращенной потребителю. Штраф подлежит перечислению в фонд энергосбережения, в случае отсутствия фонда, перечисляется в местный бюджет. Решение о штрафе может быть принято только в судебном порядке.

Статья 22. Экономические санкции за неэффективное потребление энергетических ресурсов.
22.1. Собственники зданий, потребляющих ресурс в количествах на 20% больше чем среднестатистические по субъекту федерации, определяемые в соответствии со статьей 11, обязаны уплачивать 2% от стоимости ресурса в региональный фонд энергосбережения, по предоставлению уполномоченных органов (местные органы минрегионразвития).

Глава 5. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Статья 23. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Органы государственной власти ответственные за реализацию данного закона (Минрегионразвития, Агентство по техническому регулированию и др.), обязаны отслеживать, переводить, вести реестр и опубликовывать все нормативные акты, принимаемые в ЕС связанные с вопросами энергосбережения, в пределах зоны своей ответственности.

Глава 6. Образование и подготовка кадров. Информационное обеспечение деятельности в сфере энергосбережения
Статья 24. Образование и подготовка кадров
Минобразования должно в течение 2009 и 2010 годов разработать методические материалы и учебный курс не менее 18 часов, для обязательного преподавания во всех ВУЗах страны для всех инженерных специальностей связанным с энергетикой и ЖКХ. И всем экономическим и управленческим специалистам в ВУЗах специализирующихся на подготовке специалистов для энергетики, ЖКХ и госуправления.

Статья 25. Информационное обеспечение деятельности в сфере энергосбережения.
Минрегионразвития должен в течение 2009 года учредить и начать издавать газету "Энергосбережение в РФ" за счет средств собственного бюджета, направленную на популяризацию энергосберегающих мероприятий, технологий и оборудования. Тираж издания должен быть не менее 100 000 экземпляров, частота выхода не менее трех раз в месяц. Членов редколлегии и экспертов, привлекаемых в работе над газетой, следует выбирать из реальных экспертов работающих в данной области. В газете должны быть запрещены публикации рекламного характера.

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении
Санкции за несоблюдение или саботирование требований данного закона: лицо, саботирующее требования данного закона или нарушающее отдельные положения этого закона, подлежит наказанию в соответствии с "Кодексом РФ об административных правонарушениях" (ст. 9.11 или 9.12). Если действия или бездействия лица, на котором лежит ответственность за соблюдение требований данного закона привели к несоблюдению требований данного закона сроком более 1 месяца, то любые заинтересованные лица могут обратиться в суд с иском о наказании нарушителя.
Сторона, пострадавшая от действия или бездействия лица нарушающего требования настоящего закона, имеет право на соответствующую компенсацию в судебном порядке.

Глава 8. Заключительные положения
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

02 марта 2009 года.
www.viperson.ru

Док. 548791
Перв. публик.: 02.03.09
Последн. ред.: 06.03.09
Число обращений: 0

  • Кузник Игорь Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``