В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью И.В.Трунина журналу `Главбух` (19.09.2007) Назад
Интервью И.В.Трунина журналу `Главбух` (19.09.2007)
"Минфин России готовит переворот в статьях НК о рыночных ценах"

Директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья ТРУНИН описал глобальные изменения, которые ожидают Налоговый кодекс.

Илья Вячеславович, Минфин России завершает работу над законопроектом о новых правилах контроля над сделками между взаимозависимыми лицами. Какие именно изменения предлагается внести в Налоговый кодекс РФ?

Законопроект предлагает признать утратившими силу статьи 20 и 40 Налогового кодекса РФ и одновременно дополнить кодекс новым разделом - "Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием". Там будет обозначен перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми, перечень контролируемых сделок, а также общие положения о применении цен для целей налогообложения.

Контролируемые сделки - это в первую очередь сделки между взаимозависимыми лицами?

Да. Причем законопроект сохраняет основной принцип и две группы оснований для признания лиц взаимозависимыми: по закону и по решению суда.

Перечень взаимозависимых лиц по закону расширяется. Это будут организации, в капитале которых прямо или косвенно участвует одно и то же лицо, и доля этого участия в каждом случае более 20 процентов. Также взаимозависимыми предлагается признать, например, основное общество и дочерние, организацию и членов ее совета директоров, работников и работодателей.

По каким основаниям взаимозависимость сможет признать суд?

Законопроектом не предусматривается исчерпывающий перечень. Это могут быть любые лица при условии, что одна сторона может оказывать влияние на условия и результаты сделок, которые совершает другая сторона, в силу своего участия в капитале, какого-либо соглашения или иной возможности влиять на решения.

Предлагается определить в кодексе некоторые ориентиры для судов. Например, взаимозависимыми могут быть признаны участники простого товарищества - при наличии соответствующих признаков.

Как будут контролироваться сделки между взаимозависимыми лицами?

Прежде всего, предлагается исключить действующее сейчас положение Налогового кодекса о проверке цен товаров, которые отклоняются более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного периода времени. Вместо этого инспекторы будут анализировать, соответствует ли цена контролируемой сделки интервалу рыночных цен вне зависимости от ее величины.

Откуда инспекторы узнают рыночные цены?

Методам определения рыночных цен посвящена большая часть законопроекта. Давайте рассмотрим один из них. Налоговые инспекторы анализируют цены в сделках с идентичными или однородными товарами других налогоплательщиков. Причем данные сделки должны быть совершены в сопоставимых экономических условиях и не взаимозависимыми лицами. Находятся минимально и максимально возможные цены при данных условиях, разница делится на четыре интервала. Для целей налогообложения в контролируемых сделках рыночной признается только цена в пределах второго и третьего интервала.

Наверное, компаниям, да и инспекторам первое время будет довольно сложно работать в новых условиях, находить информацию по ценам. Минфин России не планирует выпускать справочники с указанием средних цен или "рыночных" интервалов по каждому виду товара?

Не думаю, что это можно, а главное - нужно осуществлять. Минфин России не будет публиковать какие-либо справочные цены для целей налогообложения. Доначислению налога по основаниям, связанным с трансфертным ценообразованием, должна предшествовать долгая и кропотливая работа налоговых органов. Именно они должны будут обосновать, почему, по их мнению, цена в контролируемой сделке не соответствует рыночной. Если же налогоплательщик будет не согласен с решением инспекторов, он сможет его оспорить в суде.

Что будут делать инспекторы, если цена в контролируемой сделке не попала в "рыночный" интервал?

Если отклонение цены привело к занижению суммы налога, инспекторы будут вправе принять решение о взыскании недоимки. Если отклонение было в сторону понижения, они доначислят налог исходя из минимальной границы интервала, а если в сторону повышения - из максимальной.

Положительным для налогоплательщиков моментом в новом законопроекте будет то, что организация будет вправе обосновать цену сделки, показав инспекторам алгоритм ее расчета. Это будет делаться в ответ на запрос налогового органа.

В ответ на запрос организация предоставила все необходимые расчеты. Однако инспекторы с ними не согласны. В этом случае налоговые органы все равно примут решение о доначислении?

Да, инспекторы будут вправе доначислить налог. Однако представляется нецелесообразным применять по отношению к такому налогоплательщику положения статей 120 и 122 Налогового кодекса РФ. Другими словами, если организация заранее позаботилась и подготовила расчеты, обосновывающие соответствие цен в контролируемых сделках уровню рыночных цен, даже в случае доначислений она освобождается от уплаты штрафов - это будет прописано в Налоговом кодексе РФ.

Налогоплательщик продает товар своей "дочке". Он может, не дожидаясь запроса инспекторов, еще при сдаче отчетности объяснить налоговому органу, почему именно такая цена, по его мнению, является рыночной?

Если в одном налоговом периоде сумма доходов и расходов по всем контролируемым сделкам превысила 1 миллион рублей (сейчас именно эта сумма предусмотрена законопроектом, но она условна), компания обязана будет представить в налоговый орган сведения об этих сделках, в том числе расчеты. Предполагается, что такие сведения будут указываться в приложениях к налоговым декларациям по налогу на прибыль, НДФЛ, а также к налоговым декларациям, которые подают участники специальных налоговых режимов.

Если же сумма не превысила 1 миллиона рублей, то представлять в налоговый орган расчеты - это право, а не обязанность налогоплательщика. Следует отметить, что, например, для назначения выездной проверки у налогового органа должны быть серьезные основания подозревать, что компания уклоняется от уплаты налогов, занижая или завышая цены в контролируемых сделках. Как правило, это касается внешнеэкономических операций с использованием трансфертного ценообразования.

Какие еще принципиально новые моменты содержит законопроект?

Предлагается дополнить Налоговый кодекс РФ положением о предварительных соглашениях по трансфертным ценам, если одной из сторон сделки является крупнейший налогоплательщик. Взаимозависимые лица будут вправе еще до совершения сделки заключить с налоговым органом соглашение, где будут прописаны метод определения цены сделки и формула, по которой она рассчитывается. Отмечу, что подобные предварительные соглашения широко используются в мировой практике. Предлагается установить пошлину, которую налогоплательщик будет уплачивать за рассмотрение заявления о предварительном соглашении.

Для чего компаниям заключать такое соглашение, да еще и уплачивать пошлину?

При наличии предварительного соглашения налоговый орган уже не сможет признать цену сделки нерыночной и доначислить налог (если все условия этого соглашения выполняются налогоплательщиком). Правда, это новое положение кодекса вступит в силу не раньше 2010 года.

На какой стадии сейчас находится законопроект о трансфертном ценообразовании?

В настоящее время он согласовывается с МЭРТ России. Последняя редакция опубликована на официальном сайте Минфина России. Предполагается рассмотрение законопроекта на заседании Правительства РФ в ноябре текущего года.

Наталия Телегина

19.09.2007

www.minfin.ru

Док. 547909
Перв. публик.: 19.09.07
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 1

  • Трунин Илья Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``