В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Е. Егоров: Учет правового аспекта в профессиональной подготовке специалистов за рубежом Назад
В.Е. Егоров: Учет правового аспекта в профессиональной подготовке специалистов за рубежом
В ведущих странах мира к началу 21 века резко расширились сети высшего образования. Этот процесс отразил, возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Заметно переменился социальный состав студенчества: он стал более демократическим. Меняется содержание университетского и неуниверситетского высшего образования.
    В современном мире, по мысли Д.В. Ермиловой [1. с. 5 - 6], отмечается изменение цели (добиться успеха) и задачи (научить преуспевать) образования, что повлекло за собой изменение содержания образования (жизненные умения: коммуникативные навыки, развитие личностных качеств и личный рост), профессиональные навыки (обретение дополнительных квалификаций, владение Интернетом и электронной почтой, общение с клиентом в сети и т. д.).
    Однако, как отмечает А.Н. Джуринский [2, c. 29], рост высшей школы сопровождается и снижением качества образования. Поэтому, поддержание качества образования является ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшей школы. В Англии с 1993 года действует система оценки качества высших школ, осуществляемой Советом по высшему образованию. Размеры государственных субсидий на отдельные учебные заведения зависят от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в США. В отдельных штатах подобную оценку осуществляют особые агентства проверки качества образования.
    Общие для современного мира проблемы высшего образования решаются на Западе, в Японии и России с учетом исторических традиций, социальных и экономических условий развития высшего образования.     Во многих государствах развивается новый тип общества, где лишь у весьма ограниченного числа людей может получиться проработать в одной и той же должности в течение всей жизни. Экономические и социальные перемены и нововведения требуют постоянной адаптации к новым проблемам. Поэтому на первый план выходит компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов за рубежом.
    Компетентным лицом, по мнению Д. Вейллант, профессора Гарвардского университета США, можно назвать того, кто знает, как эффективно сделать то, что хочет и должен сделать как член семьи, общества или носитель определенной профессии [3, c.42].
В рамках нашего исследования особый интерес представляет анализ учета правового аспекта в профессиональной подготовке специалистов за рубежом. Как отмечает бельгийский ученый Р. Бланпен, рассматривая изучение трудового права в зарубежных странах, "<...>анализ иностранных систем правового регулирования труда дает огромное преимущество - позволяет рассматривать собственный национальный опыт в аспекте международного опыта; изучая иностранные правовые системы, часто приходится испытывать культурный шок, когда выясняешь, что определенная проблема решена в другой стране совершенно иначе. И это заставляет еще раз проанализировать и оценить данную проблему своего национального трудового права теперь под иным углом, в новом аспекте, с обогащенным пониманием сути проблемы" [19, c. 4].
    По утверждению Е.А. Певцовой "В странах Западной Европы и в США правовые курсы носят практико-ориентированный характер и основаны в целом на изучении национального законодательства. Один из американских учебников так и называется "Street Law" (посредством изучения именно уличного права, то есть тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается на улице, и происходит осмысление права). Заметим, что американский правовой курс имеет уже немалую историю, ведь создавался он на протяжении 25 лет и 17 раз менялось его содержание. Все это показывает сложность становления правового образования. Коллеги из восточноевропейских стран изначально при создании курсов стали уделять большое внимание естественным правам человека, (популярность приобрели сборники типа "Воспитание в духе прав человека")" [4, c. 47].
    По наблюдению Джуринского, учреждения высшего образования в США делятся на две большие группы: университеты, а также младшие и коммунальные колледжи. В категорию университетов входят интегративные университеты (здесь ведутся научные исследования и преподавание); колледжи свободных искусств (здесь по преимуществу дается академическое высшее образование); профессиональные высшие школы (прежде всего медицинские и права) [2, c. 29].
    В отличие от западноевропейской высшей школы в США правовые дисциплины изучаются после окончания университетов. Как утверждает академик РАН Б.Н. Топорнин, "<...> в США, юридический факультет, а в точном переводе - школа права - это второй более высокий этаж университетского образования. Тот, кто учится в школах права, имеет уже, пользуясь нашим лексиконом, одно высшее образование. В школы права поступают экономисты, менеджеры, филологи, учителя и т. д." [5, c. 42].    
Данное утверждение можно рассмотреть на примере двух университетов США: Пристонского и Техасского в Остине.
    В Пристонском университете срок обучения 4 года (8 семестров). В течение периода обучения студент должен изучить 30 дисциплин. Каждая дисциплина изучается один семестр. Все факультеты университета носят открытый характер, то есть студенты могут выбрать практически любую дисциплину факультета для изучения, несмотря на направление будущей специализации. Однако чисто правовых дисциплин в программе факультетов не предусмотрено. Выпускникам Пристонского университета присваивается академическая степень бакалавра.
    На послеуниверситетском уровне обучение в Пристонсом университете осуществляется на отделениях соответствующих факультетов. Срок обучения 4-5 лет. Выпускникам присваивается степень доктора философии. Программа обучения разрабатывается каждым студентом совместно с советниками факультета. И вот на этом уровне предусмотрены правовые дисциплины.
Школа права Техасского университета в Остине - член Американской ассоциации школ права, программа Школы одобрена Американской ассоциацией адвокатов. Степени в области права рассматриваются в США как профессиональные, поэтому подготовка специалистов в этой области осуществляется в школах права, которые представляют собой учебные подразделения университетов последипломного уровня. При поступлении в эти учебные заведения специальной подготовки в области права не требуется, хотя она и рекомендуется в ряде случаев студентам факультетов дипломного уровня (степень бакалавра искусств), желающим в дальнейшем специализироваться в области права, получить некоторую предпрофессиональную подготовку. Сюда поступают лица, имеющие степень бакалавра искусств в области социологии, политологии, экономики. Срок обучения 3 года (6 семестров). Выпускникам присваивается степень доктора юриспруденции. Предпрофессиональная подготовка в области права проводится в Юго-Западном университете штата Техас. При поступлении в школы права рекомендуется изучить программу, охватывающую дисциплины различной ориентации, что создает базу для осмысленного выбора специализации уже на первом году обучения профессии. В перечне дисциплин предпрофессиональной подготовки в области права мы можем обнаружить такие дисциплины как: Уголовное право, Юридические аспекты принудительных мер, Правовые основы бизнеса, Коммерческое право и предпринимательские ассоциации, Философия права, Конституционное право, Международное право, Административное право и Криминологию [6, с. 52-75].
Таким образом, мы можем констатировать, что в профессиональной подготовке студентов вуза в США правовой аспект учитывается только на уровне изучения уличного права. По утверждению Д. Вейллант, учащиеся в целом должны понимать, что такое суды, что делают адвокаты, какова роль полиции. Они должны понимать, закон - ничто, если он не исполняется. Также им необходимо знать разницу между правом и моралью, что в правовом государстве право стоит превыше чьих-то сиюминутных личных или политических интересов. Цель состоит не в том, как научить всех учащихся стать юристами. Они должны понимать, как закон действует в обществе [3, c. 44]. Более подробное изучение правовых дисциплин происходит в Школах права, где студенты изучают только право.
Такой подход к правовой подготовке будущих специалистов на уровне бакалавриата не всегда имеет положительные результаты. Специалисты, изучившие эти проблемы, констатируют, что многие американцы не готовы к реальной работе. Работодатели в США все чаще сталкиваются с серьезной проблемой при приеме новых сотрудников, которые показывают слабые знания в области трудового права и национального трудового законодательства. Бизнесмены с удивлением узнают, что работники, являясь хорошими профессионалами, просто не обучены жить в коллективе: забывают звонить, когда больны, непунктуальны или игнорируют указания. Обеспокоенные подобной тенденцией, штаты США (во главе с Нью-Йорком) собираются разработать требования и соответствующее свидетельство о готовности к работе, а именно: работодатель принимает во внимание непрофессиональные качества специалистов при приеме на работу.
Майкл Кауфман, директор небольшой сталеплавильной фабрики, где трудятся 175 человек, подтверждает серьезность проблемы: "Вы, конечно, думаете, что заболевший сотрудник обязательно позвонит и предупредит о своем отсутствии, но так происходит не всегда" [7, с. 7].
Государственный образовательный центр в Бруклине уже начинает принимать экзамены на готовность к работе. Эти тесты предложены исследовательской компанией SRI International. В ближайшее время они будут внедрены во Флориде, Нью-Джерси и Вашингтоне. В Бруклине будущих работников учат общаться с коллегами и клиентами, а также исполнять указания начальства. На экзамене проверяют способность читать, считать, говорить и слушать, а также выносить верные суждения в ряде ролевых ситуаций. Организаторы экзамена надеются, что вскоре он будет признан Деловой палатой США и начнет использоваться повсеместно. Сторонники этой меры уверяют, что это намного повысит производительность труда в американских компаниях [7, с. 7].
Несколько иначе обстоят дела во Франции. Как известно, высшие школы во Франции начали создаваться в 19 веке. Их концепция должна была отражать планы Наполеона, которому требовались самые блестящие офицеры и инженеры для комплектования армии. Позднее Франции, уставшей от революционных потрясений и войн конца 18 - начала 19 века, понадобились не только солдаты и инженеры, но и люди, способные управлять предприятиями и двигать торговлю. Поэтому в стране стал складываться новый тип учебного заведения, основное значение которого - подготовка практиков. Разделение сохранено до сих пор: университеты в основном выпускают научные и преподавательские кадры, а задача высших школ - обучать специалистов, готовых к практической деятельности в области инженерии, сельского хозяйства, дизайна или управления.
По утверждению А. Шуйского французскому школьнику, прежде чем начать занятия в местной кузнице управленческой элиты, необходимо не только успешно завершить трехлетний курс обучения в лицее, сдать экзамены с хорошими оценками и получить национальный аттестат зрелости - Baccalaureate, но и пройти специальную двухгодичную подготовительную программу. По окончанию обучения студенты сдают экзамены, и от результата зависит, в какую высшую коммерческую школу их могут принять.
Раскрывая работу высших коммерческих школ Франции по подготовке управленческих кадров, Шуйский приводит их программу. Так, в программе Высшей коммерческой школы Парижа, мы можем обнаружить среди обязательных основных мастерских программ и программу международного коммерческого права и управления, куда входят ряд правовых дисциплин. Изучение этой программы рассчитано на один год. Будущие профессионалы в области производства предметов роскоши, гостиничного менеджмента, страхованию, логистике, управлению предприятиями пищевой промышленности, управлению городским хозяйством и обслуживанию потребителей изучают право, которое необходимо им в дальнейшем [8, c. 18-20].
Высшие учебные заведения Германии отличает сочетание современных исследований и преподавания, - отмечает доктор Н. Лемменс, - причем не только в традиционных и прославленных областях вроде естественных наук, математики и машиностроения, экономики и организации производства, но и в юриспруденции, в социальных и гуманитарных науках [9, c. 63].
Как поясняет федеральный министр образования и научных исследований Германии Э. Бульман, они имеют дело с коренными структурными преобразованиями, которые определяются в первую очередь двумя тенденциями: глобализацией и информационно-технической революцией. Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок работ представляют собой логическое последствие этих тенденций. Это также означает, что однажды приобретенная специальность более не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Для отдельного человека это означает, что он должен быть готов к приобретению более высокой квалификации и новых специальностей, а также постоянно продолжить свое образование. Он должен развить в себе способности, которые позволяют ему быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. Наряду со знанием иностранных языков речь идет о так называемых "soft skills", то есть о гибкости, способности работать в коллективе, самостоятельности, умению решать проблемы, выносливости, мобильности, а также о культурной и интеркультурной компетентности. Мы пришли к единому мнению, утверждает Э. Бульман, что выпускникам нашей системы образования необходимы различные знания: так называемые интеллигентные знания как результат самостоятельного и критического обращения с фактами и информацией, которые могут быть расширены, а также прикладные знания, чтобы иметь возможность решать проблемы в мире труда и в обществе. Для этого, молодые люди должны, прежде всего, научиться учиться [10, c. 53-55].
Вот почему, среди обязательных дисциплин, по которым предусмотрены экзамены, в университетских программах значатся правовые дисциплины. Так, например, в программе университета Касселя, готовящего дипломированных экономистов, как в базовом этапе подготовки, так и в этапе специальной подготовки мы можем найти блоки правовых дисциплин, по которым студенты обязаны сдать экзамены [6, c. 49].
В Японии к учреждениям высшего образования относятся университеты, а также младшие и технические колледжи. Университеты дают, прежде всего, академическое образование. Младшие и технические колледжи большое внимание уделяют профессиональной и практической деятельности. Университеты традиционно делятся на несколько категорий: престижные "всеохватные университеты" с множеством факультетов, системой постуниверситетского образования; "смешанные" университеты с небольшим числом факультетов, часто без постуниверситетского образования; "моно-университеты" с одним факультетом или направлением образования; женские университеты [2, c. 31].
Рассмотрим интересующий нас вопрос на примере Нагойского университета, готовящего студентов на восьми факультетах. Студентов, принятых в университет на дипломный уровень, зачисляют в общеобразовательный колледж (College of General Education), после окончании которого (два года обучения) их переводят на последующее двухгодичное обучение на факультет, выбранный ими при поступлении. Число и профиль отделений общеобразовательного факультета строго соответствует учебным факультетам университета, и студенты получают общеобразовательную подготовку, отвечающую профилю специальности, выбранной ими при поступлении в университет в первые два года обучения. Подготовка осуществляется по пяти циклам: гуманитарные, социальные, естественные науки, иностранные языки, здоровье и физическое образование. В блоке социальных наук студенты изучают правовые дисциплины, которые составляют 14 зачетных единиц (лекции 12 з.е., семинары 2 з.е.). Перевод зачетных единиц в учебные часы может быть осуществлен согласно следующему соотношению: одна зачетная единица соответствует 15 лекционным часам в течение семестра или 30 часам семинарских занятий. Об успешном завершении учебы в колледже свидетельствует определенное число зачетных единиц (з.е.) по каждому циклу учебных дисциплин [6, c. 76-77].
Таким образом, правовой аспект в профессиональной подготовке студентов в вузах Японии довольно ясно просматривается и правовые дисциплины занимают достойное место среди других дисциплин, входящих в блок социальных наук.
До 80-х годов в Англии существовала традиционная "бинарная система" высших учебных заведений: с одной стороны, университеты и политехнические институты, с другой - колледжи высшего образования. До начала 80-х годов масштабы высшего образования в Англии были значительно меньше, чем в других странах Запада. На рубеже 80 - 90-х годов было решено расширить сеть высшего образования. Важной реформой явилось присвоение многим политехническим институтам и колледжам высшего образования статуса университетов. Решение о такой реформе было принято в 1992 году. В результате к 1995 году число университетов удвоилось. В настоящее время в Англии их около 100 [2, c. 30].
Считается целесообразным рассмотрение исследуемого нами вопроса на примере Страдклайдского университета. В настоящее время на факультете гуманитарных и социальных наук университета осуществляется подготовка докторов, магистров (срок обучения 5 лет) и бакалавров (обычных бакалавров - срок обучения 3 года и почетных бакалавров - срок обучения 4 года) в следующих областях: философии, политологии, психологии, социологии, экономики, управления, современной истории, экономической и социальной истории, английского языка, иностранных языков (французского, немецкого, итальянского, русского, испанского), права в сфере бизнеса.
    Успешность обучения на факультете, переход студентов с курса на курс и присуждение академической степени бакалавра определяются по общему числу зачетных единиц (з.е.), набранных студентом в процессе учебы. Учебный план и программа на получение академической степени обычного бакалавра предполагает обязательное изучение в общей сложности 13 дисциплин за три года (как правило, пяти дисциплин за первый год обучения, четырех дисциплин за второй год и четырех дисциплин за третий год обучения), каждая из которых соответствует нагрузке 50 часов формального обучения (3 з.е.). Для продолжения учебы на следующем курсе студент должен набрать к концу первого года обучения не менее 9 з.е., к концу второго года обучения - не менее 20 з.е. К окончанию третьего курса для получения степени обычного бакалавра студент должен иметь не менее 35 з.е.; для получения степени почетного бакалавра к концу четвертого курса - 47 з.е., 12 из которых должны быть набраны в последний год обучения, а по ряду специализаций выпускник должен представить научный доклад (или диссертацию).    На факультете гуманитарных и социальных наук в перечень базовых дисциплин входит дисциплина "Право", изучение которой оценивается в 2,4 з.е., а в сочетании с другой дисциплиной - 4,8 з.е. По этой дисциплине изучение завершается экзаменом. Кроме этого студенты изучают как отдельную дисциплину специализации "Право и современная история", которая также завершается сдачей экзамена [6, c. 20-21].
    Подобная ситуация в образовательных учреждениях стран Балтии. Например, Балтийский русский институт в Риге, который является аккредитованным вузом Латвийской республики. Институт является крупнейшим негосударственным вузом в странах Балтии и Северной Европы, в котором обучается 10000 студентов, в том числе свыше 850 иностранных студентов из 15 стран мира. Латышский поток - 5000 студентов. Студенты обучаются на русском, латышском и английском потоках [11, c. 3]. В институте несколько отделений: юридическое отделение, отделение экономики и управления, отделение Publjc Relatjons, отделение культурологи и другие обучение на которых проводятся по аккредитованным и лицензированным программам. Балтийский русский институт в 2000 году получил полную бессрочную государственную аккредитацию вуза, что дает право выдавать дипломы государственного образца [12, c. 1].
При получении высшего профессионального образования студенты не юридических факультетов изучают также ряд правовых дисциплин. Студенты факультетов экономики и управления, по специальности управление предпринимательской деятельностью изучают дисциплины: Предпринимательское право, Информационное право, Правоведение, Основы права интеллектуальной собственности, Международное торговое право, Трудовое право Европейского Союза и некоторые другие.
Профессор О. Лукашина [13], в учебной программе по дисциплине "Предпринимательское право" отмечает, что изучается система законов, регулирующих предпринимательскую (коммерческую, хозяйственную) деятельность, сравниваются и анализируются разрешенные в Латвии формы деловых предприятий, а также процедура их создания, реорганизации, ликвидации и банкротства; правовые аспекты регулирования конкуренции; правовое регулирование международной деятельности фирмы. Программа состоит из двух разделов объединяющих восемь тем; рассчитана на 120 часов, из них 64 часа предусмотрены на аудиторные формы занятия (56 - лекций и 8 - семинаров).
Учебная дисциплина "Информационное право" изучается студентами на четвертом курсе (7 семестр), всего 32 часа аудиторных занятий, из них: 28 часов лекций и 4 часа практических занятий, завершается сдачей зачета [14].    С учебной дисциплиной "Правоведение" студенты встречаются уже на первом семестре. Программа дисциплины рассчитана на 32 часа аудиторных занятий, из них: лекций - 24 часа и семинаров - 8 часов. Завершается обучение экзаменом. Содержание дисциплины состоит из 19 тем и охватывает область правового регулирования в сфере действия норм права в коммерческих, гражданских и других правоотношениях. Цель преподавания: овладение студентами основ права [15].
Учебную программу "Основы права интеллектуальной собственности" студенты изучают с целью получения знаний в области современной охраны интеллектуальной собственности, а именно авторского права, смежных прав, патентного права, товарных знаков и промышленных образцов. Содержание дисциплины составляют 15 тем. Программа рассчитана на 32 часа аудиторных занятий, из них: 30 часов лекций и 2 часа практических. Завершается дисциплина сдачей зачета [16].
"Мы живем в век мировых интеграционных процессов, - замечает В. Галкина, - в которых центральным элементом, безусловно, выступает международная торговля. Это объясняется тем, что современный международный торговый оборот включает в себя не просто обмен товарами и услугами между субъектами различных государств. Это сложный многообразный процесс, в котором пересекаются и взаимодействуют системы различных отраслей права: обмен научно-техническими достижениями, международная перевозка грузов, международная инвестиционная деятельность, международные расчеты и многое другое - все регулируется нормами международного торгового права. Вот почему студенты института на третьем курсе (6 семестр) изучают дисциплину "Международное торговое право". Объем дисциплины составляют 32 часа аудиторных занятий, из них все лекции. Содержание дисциплины состоит из 16 тем. Завершается обучение сдачей зачета" [17].
"С вступлением Латвии в ЕС, - сообщает Н. Решетилова, - для физических и юридических лиц, правоспособных персональных обществ появляются новые права и обязанности, новые возможности использования и защиты своих прав. Поэтому и с целью ознакомления студентов с формирующимся трудовым правом ЕС, нормы и положения которого имеют приоритет по отношению к национальному трудовому праву, вводится новая учебная дисциплина "Трудовое право Европейского Союза". Содержание дисциплины состоит из четырех тем. Завершается ознакомительное обучение сдачей зачета" [18].
Резюмируя выше сказанное необходимо отметить, что в современных условиях право становится важным рычагом поступательного развития экономики, содействуя созданию ее нормативной базы, активизации обменных отношений, способствуя проявлению инициативы и предприимчивости. Право оформляет экономические отношения, придавая им юридическую форму, определяет перспективу развития экономических процессов в желаемом направлении, вытесняя устаревшие и изжившие себя формы. Вот почему в высокоразвитых странах мира в профессиональной подготовке будущих специалистов уделяется соответствующее внимание правовым дисциплинам.
Завершая наше исследование, необходимо отметить, что растущая взаимозависимость стран и народов, расширение контактов между людьми разных национальностей, рас и конфессий создают благоприятные условия для формирования общих ценностей, для плодотворного использования лучшего международного опыта, в том числе и правовой подготовке специалистов в неюридических вузах.

Литература
1. Ермилова Д.В. Профессиональная подготовка в туризме за рубежом и в России: Монография. - М.: Советский спорт, 2005. - 148 с.
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 200 с.
3. Вейллант Д. "Компетентностный подход" в правовом обучении // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования /Материалы Всероссийской научно-практической конференции - М.: Изд. Дом "Новый учебник", 2002. - С. 42 - 46.
4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
5. Топорнин Б.Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России // Государство и право. - 1996. - N 7. - С. 34 - 52.
6. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М.: Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995. - 88 с.
7. Многие американцы не готовы к реальной работе // Обучение & карьера. - 2005. - N 16 (59). - (25.04 - 15.05). - С. 7.
8. Шуйский А. Высшие коммерческие школы Франции. Кто был лучшим в прошлом году // Обучение & карьера. - 2005. - N 16 (59). - (25. 04 - 15. 05). - С. 19 - 21.
9. Лемменс Н. 10 причин, чтобы учиться в Германии // Deutschland RU. - 2005.- N 1. - С. 63.
10. Бульман Э. Задача будущего - образование // Deutschland RU. - 2001. - N1. - С. 53 - 55.
11. Балтийский русский институт // Образование и карьера. - Рига, 2005. - N11(177). - (25 мая-7 июня 2005 года). - С. 3.
12. Вестник БРИ и ВШП (приложение к газете) // Образование и карьера. - Рига, 2005.- N13 (179). - (29 июня-9 августа 2005 года) - С.1-4.
13. Лукашина О. Предпринимательское право. Учебная программа по дисциплине. - Рига: Балтийский русский институт, 2005. - 25 с.
14. Багиров В.А. Информационное право. Рабочая программа по дисциплине. - Рига: Балтийский русский институт, 2005. -24с.
15. Матвеева Р. Правоведение. Учебная программа по дисциплине. - Рига: Балтийский русский институт, 2005. - 28с.
16. Багиров В.А. Основы права интеллектуальной собственности. Учебная программа по дисциплине. - Рига: Балтийский русский институт, 2001. - 26 с.
17. Галкина В.В. Международное торговое право. Рабочая программа дисциплины, научный руководитель проф. И. Бергхольцас. - Рига, Балтийский русский институт, 2001. - 22с.
18. Решетилова Н. Трудовое право Европейского Союза. Учебная программа по дисциплине. - Рига: Балтийский русский институт, 2005. - 20 с.
19. Blanpen R. Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies. Deventer, 1993. P. 4.



Статья опубликована в Материалах международной научно-практической конференции "Индустрия гостеприимства: от теории к практике". 11 - 12 апреля 2007 г. в 2 ч. / отв. ред. Кускова С.В. - Псков, АНО "Логос", 2007.

Док. 547875
Перв. публик.: 24.02.07
Последн. ред.: 24.02.09
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``