В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Синергия` будет участвовать в консолидации алкогольного рынка - Александр Мечетин Интервью с председателем правления ООО `Синергия` Назад
`Синергия` будет участвовать в консолидации алкогольного рынка - Александр Мечетин Интервью с председателем правления ООО `Синергия`
В декабре 2005 г. группа компаний "Синергия" запустила проект по созданию сети специализированных круглосуточных магазинов небольшого формата, торгующих алкоголем, под названием "Винная лавка Саввы Водочникова". Они позиционируются как удобные "магазины у дома", где совершеннолетним покупателям предлагаются алкогольные и слабоалкогольные напитки, снеки, сигареты. Алкогольный ассортимент магазинов будет представлен продукцией как ликероводочных заводов группы "Синергия", выпускаемой в частности под маркой "Трест Саввы Водочникова", так и других ведущих торговых марок. Кроме водочного ритейла в 2006 г. в планах "Синергии" стоит продвижение своего федерального бренда - водки "Русский лед".

ОАО "Синергия" представляет собой холдинг, владеющий активами предприятий в сфере пищевой промышленности, производства ликероводочной продукции, розничной торговли. Совокупный товарооборот предприятий холдинга по итогам 2004 г. составил 4,15 млрд руб. Холдинг был создан в декабре 1998 г. В 1999-2004 гг. компания приобрела пакеты акций ряда предприятий в Приморском крае, Поволжье, на Урале и Северо-Западе РФ. В настоящее время основными направлениями бизнеса группы компаний "Синергия" являются производство и дистрибуция алкогольной продукции, а также производство продуктов питания. В беседе с журналистом RBC daily Олегом Трутневым председатель правления "Синергии" Александр Мечетин рассказал о стратегии компании на рынке алкоголя, а также поделился своими соображениями по насущным вопросам российской алкогольной отрасли в целом.

- Не могли бы Вы раскрыть последние финансовые показатели компании "Синергия"?

- На сегодняшний день мы наняли компанию "Бейкер Тилли Русаудит" для осуществления международного аудита 2004-2005 гг., поэтому будет правильней делать какие-то заявления после получения данных от аудиторов. Предварительно выручка компании за первое полугодие превышает 60 млн долл. В целом по итогам года мы планируем получить не менее 150 млн долл., EBITDA - 16 млн долл. Как только мы получим аудированную отчетность, безусловно, это будет открытая информация.

- В последнее время компания "Синергия" стала известна главным образом благодаря своим планам по запуску федерального водочного бренда. Что подтолкнуло Вас к этому?

- Сегодня на региональных рынках (Архангельск, Пермь, Хабаровск, Приморье) предприятия "Синергии" производят более 3 млн дал. Мы рассматриваем региональный рынок как стабильный и легко стагнирующий с точки зрения алкоголя. У местного населения есть привязанность к региональным маркам. И в этом смысле это хороший источник для определенных финансовых ресурсов. Это достаточно стабильный бизнес, потому что расходы на маркетинг и рекламу в регионах ниже. Но очевидно, что есть тенденция по вытеснению региональных марок федеральными, эта тенденция присутствует последние 5-7 лет, и, возможно, в следующем году она усилится - сейчас сложно прогнозировать, что произойдет после вступления в силу нового федерального закона. Соответственно мы захотели помимо этих региональных рынков усилиться федеральной маркой.

- Вы не исключали возможности приобретения уже существующих брендов у других участников рынка. Принесли ли какие-то результаты переговоры с производителями алкоголя?

- На сегодняшний день результатов в этом направлении нет, и, честно говоря, в ближайшее время они не планируются. Но переговоры были.

- Не хотят продавать?

- Можно и так сформулировать.

- Помимо вывода федерального водочного бренда, каковы планы на ближайшее время?

- В ближайший год, что касается алкоголя, направление у "Синергии" такое: с одной стороны, мы хотим удержать те довольно значительные объемы, которые продаем в регионах (более 3 млн дал планируем продать в этом году), и второе - вывод федеральной марки. По алкогольной тематике в следующем году мы сфокусируемся именно на этом.

- Какова Ваша доля на российском рынке алкоголя на сегодняшний день, и какую долю Вы хотели бы иметь в перспективе?

- Если мы говорим, что официальное производство в стране составляет около 135 млн дал, а "Синергия" производит более 3 млн дал, то тогда можно говорить о доле в 2% с лишним. Если говорить о потреблении, то, зная, что замеры розничного оборота показывают потребление в 200 млн дал, можно говорить о том, что у нас около 1,5%. Вообще рынок алкоголя достаточно сильно раздроблен, даже доли таких лидирующих компаний, как "Веда" и "Кристалл", не превышают 5% у каждого. Безусловно, процессы консолидации на рынке будут, и мы хотим в них участвовать - и с точки зрения приобретения региональных заводов, и с точки зрения вывода федеральной марки.

- Верна ли информация, что с покупкой завода в Хабаровске компания "Синергия" вошла в десятку ведущих производителей алкоголя в России?

- Совокупные объемы производства ликероводочных заводов группы по итогам 2005 г. превысили 3,1 млн дал. По этому показателю "Синергия" входит в десятку крупнейших производителей страны. Но для нас это не является самоцелью.

- С начала года российские алкогольные компании вынуждены были остановить производство из-за отсутствия новых акцизных марок. Можно уже подсчитать, сколько составили убытки ликероводочных заводов "Синергии"?

- По самым скромным подсчетам, мы не выпустили 200-250 тыс. дал продукции. Но мы предвидели, что с марками будут проблемы, поэтому обеспечили необходимый запас продукции, а вынужденный простой использовали для плановой модернизации производств.

- Планируете ли Вы в дальнейшем новые приобретения, или Вам будет достаточно уже имеющихся на сегодняшний день мощностей?

- Да, нас интересуют региональные рынки и региональные заводы со стабильной лояльной аудиторией, формировавшейся десятилетиями. В этом смысле мы планируем и надеемся осуществить такие приобретения в ближайший год. Здесь вопрос не в расширении производственных мощностей - само по себе технологическое оборудование стоит небольших денег. Мы ориентируемся именно на рынок - с покупкой завода мы покупаем определенную долю рынка и лояльность потребителя. Пример - Архангельский ликероводочный завод "Алвиз". Он существует более 100 лет, его хорошо знают потребители, и в ближайшие десятилетия в любом случае на рынке региона будет потребитель, лояльный "Алвизу". Это нормально и естественно - не будет ситуации, когда федеральные бренды вытеснят на 100% бренды региональные.

- Вот, например, на пивном рынке сейчас как раз такая ситуация, когда федеральные бренды практически задавили бренды местные. Почему Вы считаете, что такого не может произойти и на рынке крепкого алкоголя?

- Этот рынок имеет свою специфику. Пока тяжело предсказать, куда он будет двигаться в ближайшие 5-7 лет даже с точки зрения макропроцессов. Время покажет, как говорится.

- Планируете ли Вы приобретать предприятия, например, по производству тары?

- В целом мы рассматривали возможности по производству стеклобутылки. Но в 2006 г. бизнес-план компании не предусматривает организации либо покупки такого производства. Мы являемся достаточно крупными клиентами нескольких стекольных заводов.

- Некоторая Ваша алкогольная продукция, например "Уссурийский бальзам", продается в таких крупных розничных сетях Москвы и Санкт-Петрбурга, как "Ашан" и "Рамстор". Планируете ли Вы выходить в более мелкую розницу?

- Для нас весьма интересен сегмент настоек и бальзамов. Очевидно, что его емкость на порядок меньше водочного сегмента, однако доходность в нем достаточно хорошая - выше средней водочной доходности. Кроме того, существует узнаваемость "Уссурийского бальзама". Это достаточно сильный бренд с хорошими историческими корнями, и мы продаем свои настойки под зонтичным брендом "Уссурийского бальзама" и сам "Уссурийский бальзам" в крупнейших городах. Начали мы с розницы, поскольку это наиболее простой способ охватить максимальное количество потребителей с учетом того, что продукция на полках у нас недешевая. Сам "Уссурийский бальзам" стоит 250-290 руб. Что касается настоек, то они продаются по цене порядка 180-200 руб. Цена тут, конечно, зависит от типа магазина, логистики и региона. На сегодняшний день мы движемся в различную розницу, в том числе и в несетевую.

- Почему "Синергия" решила заниматься ликероводочным ритейлом?

- Подразделение розничной торговли давно существует как отдельное направление в группе - в него входят сеть магазинов "Уссурийский Бальзам", расположенных во Владивостоке, Уссурийске и других населенных пунктах; магазины торгового дома "Мир продуктов", также работающего на Дальнем Востоке; магазины других предприятий группы. В общей сложности это более полусотни торговых точек, представленных небольшими магазинами универсального ассортимента. Розница - это канал непосредственного взаимодействия с потребителем, наличие которого позволяет добиться дополнительного синергетического эффекта в нашей деятельности. Наш новый проект - "Винные лавки Саввы Водочникова" - ориентирован на продажу алкогольной продукции. Он создается с нуля, без перепрофилирования уже имеющихся магазинов. К концу 2006 г. мы планируем открыть 30-50 "лавок".

- Не связано ли это с тем, что Вы таким образом хотите обезопасить себя от экспансии в регионы московских торговых сетей, которые в основном продвигают продукцию федеральных производителей алкоголя?

- Такой задачи перед собой мы не ставили. "Винные лавки" будут способствовать продвижению продукции наших ликероводочных заводов под маркой "Трест Саввы Водочникова", но в их ассортимент входит и популярная продукция других ведущих производителей.

- Можно ли говорить о том, что на рынке появилась тенденция, когда производители алкоголя избавляются от непрофильных активов и концентрируют свое внимание только на производстве?

- Сейчас доминируют два подхода. Первый - предприятие занимается исключительно маркетингом и не занимается производством (компания имеет сильную торговую марку, разливает ее на какой-то производственной мощности и занимается даже не дистрибуцией, а только маркетингом этой марки и ее продвижением). Вот одна крайняя точка специализации. В этой же плоскости лежат компании, занимающиеся только производственными процессами - никакого маркетинга, заказы берутся на стороне. Второй подход - некое построение вертикальных структур с целью укрупнения бизнеса, получения эффектов масштаба и синергии, диверсификации для прохождения определенных падений в разных сегментах бизнеса. Обе концепции имеют право на жизнь и могут сосуществовать. Во многом использование той или иной концепции зависит от задач, которые ставятся на ближайшее время, и стратегического видения.

- Алкоголь - не единственное направление деятельности Вашей компании. В будущем планируете ли Вы развивать другие сегменты своего бизнеса?

- Мы планируем развивать такое направление, как производство мясо птицы. Для нас на сегодняшний день есть две приоритетных точки в развитии - это алкоголь и производство бройлеров. Базовой на сегодняшний день у нас является находящаяся в Саратовской области Михайловская птицефабрика - порядка 12 тыс. т. В прошедшем году мяса птицы мы произвели около 1% от общего объема в России. Для нас этот бизнес достаточно интересен, несмотря на то что в стране сейчас циркулирует, скажем так, информация о скорейшем вступлении в ВТО. После этого, безусловно, этот бизнес каким-то образом может ухудшиться с точки зрения финансовых результатов и ужесточения конкуренции. Но, несмотря на такую перспективу, он для нас интересен. Мы планируем увеличение мощности Михайловской птицефабрики, которое мы и осуществляем последние 3 года (прирост мощности порядка 15% ежегодно). Мы собираемся также приобретать и строить новые объекты в птицеводческом направлении. Так, за последний квартал в состав группы вошли два племрепродуктора - Царевщинский и Зоринский.

- Не могли бы Вы поподробнее рассказать об этих планах?

- Мы ориентируемся на создание вертикального сельскохозяйственного холдинга, включающего все этапы производства мяса птицы: выращивание зерновых на корма, племенное производство, производство мяса птицы и яиц. Увеличиваем земельные наделы под зерновые - сейчас это порядка 30 тыс. га. На сегодняшний день рассматривается несколько вариантов, в том числе и строительство в Саратовской области птицефабрики с годовым объемом производства не менее 10 тыс. т. Также ведем переговоры с несколькими площадками в других регионах, где можно развернуть производство мяса птицы.

- Продукция Ваших птицефабрик продается только на региональных рынках?

- Эта продукция продается на рынке Поволжья - в Саратовской области и близлежащих регионах. Некоторое количество товара продается в Москве, но в силу специфики этого рынка цены здесь несколько ниже, чем в Поволжье - это можно объяснить тем, что Москва является точкой, где производители сбрасывают остатки продукции из-за больших возможностей потребления. Поэтому для нас целесообразней и интересней продавать непосредственно на месте производства -ту же "охлажденку", у которой срок хранения ограничен, но цена выше.

- Вы планируете проводить IPO?

- В перспективе "Синергия" видится мне как эффективная компания, построенная по современным международным стандартам, акции которой обращаются на бирже. Постепенное движение к этому уже началось. Консультантом по корпоративной структуре у нас выступает "Делойт и Туш". Мы уже проводили переговоры с несколькими номадами, работающими на рынке АIM (альтернативный инвестиционный рынок при Лондонской фондовой бирже). Весной мы планируем пригласить консультантов, которые помогут готовить холдинг к IPO. Размещение на лондонской площадке представляется мне на данный момент более привлекательным - там шире круг инвесторов, а рынок имеет большую ликвидность.

www.rbcdaily.ru

Док. 547414
Перв. публик.: 08.02.06
Последн. ред.: 19.02.09
Число обращений: 2

  • Мечетин Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``