В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы системы образования Назад
Проблемы системы образования
Рассматривая организацию всей структуры образования, мы изначально должны сделать акцент на истоках и развитии воспитательного процесса как основы основ в народном образовании на всех уровнях: от начального школьного до высшего.
Человеческие сообщества, отличаются особым качеством - духовностью, соответственно воспитание и обучение должно быть основано, прежде всего, на развитии духовности.
К сожалению, лишь совсем недавно, на государственном уровне осознали губительность исчезновения воспитательного начала.
Необходимо систематическое изучение духовно-нравственной культуры общества, в том числе религиозной, приобщение учащихся к ценностям и традициям своей семьи, народа в общедоступной государственно-общественной школе - как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса.
Очевидна истина: отвлеченных и общеполезных знаний попросту нет, всякое знание соответствует определенному мировоззрению и несет на себе отпечаток этого мировоззрения, его образ, и как раз этот заложенный в знании образ жизни способствует образованию человеческой личности, души. Знание является духовной пищей для человека, оно питает, воспитывает душу. В этом и заключается глубинная сущность воспитания как развивающего, образовывающего и образующего фактора становления личности и будущего гражданина.
Одним из самых спорных вопросов системы образования на данное время является введение сдачи ЕГЭ. Все мы знаем, с какими трудностями и проблемами нам пришлось столкнуться. Это и не готовность самих выпускников, и не соответствие материально-технической базы школ и безальтернативность.
Ситуация такова: в 2009 году единый государственный экзамен перестанет быть экспериментом и уже окончательно внедрится в российскую систему образования. А значит, сдавать ЕГЭ должны будут все без исключения, Кроме того, со следующего года всех выпускников обяжут заканчивать 11 классов, а пересдавать единые госэкзамены запретят. Альтернативы ЕГЭ тоже не предусмотрено.
Так же будет отменен "спасительный" балл, который добавляется двоечникам в случае получения ими "неуда" за обязательные экзамены. Отмена "спасительного" балла грозит появлением выпускников со справками о незаконченном среднем образовании.
Считаю, что такая ситуация может привести к серьезным стрессам у подростков и даже росту случаев суицида. Информация о нескольких подобных инцидентов уже появилась в СМИ. Здесь нужно уделить особое внимание всему этому процессу на уровне нашего региона.
Теперь касаясь вопросов профессионального образования, рассмотрим существующее положение.
Кризис экономики в начале 90-х годов привел к существенному оттоку квалифицированных кадров с промышленных предприятий и аграрного сектора. Сейчас экономическое состояние стабилизировалось, однако острота кадровой проблемы до сих пор не просто не снята, а еще больше обострилась.
Об этом весьма показательно говорят цифры - на одного рабочего приходится два человека с высшим образованием. К примеру, в Германии половина рабочих - это специалисты высшей квалификации. Такой ситуации на рынке труда нет ни в одном государстве. Нашим предприятиям катастрофически не хватает квалифицированных специалистов среднего звена, способных обслуживать современные наукоемкие производства, то есть выпускников проф.тех.училищ, техникумов и колледжей.
Чтобы выйти из создавшегося положения, необходимо качественно изменить систему начального и среднего профессионального образования. Должна заработать многоуровневая система подготовки специалистов рабочих профессий. Которая позволит учащимся сознательно выбирать будущую профессию и свою образовательную траекторию. Необходимо сложить договорную систему между работодателем и образовательным учреждением. Так же нужна именно система непрерывного образования, а не так: рынок образовательных услуг сам по себе, рынок труда сам по себе. Нужно идти по практическому пути. Заключать договоры между образовательными учреждениями и производствами, тогда выпускникам почти не потребуется адаптация на производстве. И когда они придут работать на это предприятие, их не нужно будет доводить до ума. Это практически готовые специалисты. Студент сразу должен видеть будущее место работы. При этом работодатель, желая получить хорошего работника, должен его заинтересовать. В первую очередь достойной оплатой труда. Все эти усилия не пройдут даром. В этом случае выпускник не увидит для себя другого пути. Обучился человек по специальности, поработал на предприятии, узнал, что дело это действительно увлекательное. Не пойдет такой специалист ни в банкиры, ни в менеджеры по продажам.
Такое сотрудничество будет способствовать улучшению качества подготовки выпускников и повышению престижа рабочих профессий. Работодатели и учебные заведения должны идти рука об руку.
Существующая проблема обеспечения квалифицированными рабочими, в первую очередь связанна с кризисом начального и среднего профобразования. Все выпускники школ хотят идти в вузы, а не в техникумы и училища, поэтому начальное и среднее проф-образование испытывают острый недостаток абитуриентов, а мы, соответственно, - рабочих для наших предприятий.
Наконец-то у нас задумались над тем, кто в ближайшие годы будет работать на производстве - то есть не только торговать чем-то, что-то рекламировать или пиарить, а делать сложные и простые приборы, растить хлеб, строить дома... Пришло осознание, что будущего квалифицированного рабочего нужно для начала хорошо выучить, причем на том оборудовании, на котором ему и придется, потом трудиться.
А ведь статистика неутешительна - средний возраст квалифицированного рабочего сегодня - 50 лет. По данным службы занятости 75-80% вакансий - рабочие. А средний возраст квалифицированного рабочего и вовсе приближается к 60 годам. В рабочих нуждаются все. Получается в итоге, мы находимся в начале развивающегося массового дефицита рабочих кадров и специалистов среднего звена, который может перерасти в главное и непреодолимое препятствие экономического развития и негативно отразиться на социальном климате.
Соответственна и сложившаяся ситуация, что бывшие ПТУ не обеспечивают рабочими и специалистами среднего звена ни по качеству, ни по количеству, ни по номенклатуре специальностей.
Причин множество. Во-первых, скоро будущих рабочих некому будет учить. На создание хорошего педагогического коллектива уходят годы и десятилетия, а на его разрушение достаточно нескольких месяцев дискриминационной политики в оплате труда. Вторая причина упадка - низкий уровень бюджетного обеспечения. Жертвой низкого финансирования стала и материальная база. Ее износ составляет 75-80%. После окончания таких профессиональных училищ выпускники просто не способны работать на современном оборудовании, они не знакомы с новыми технологиями.
Третья причина: стипендия студентов ПТУ. Она составляет порядка 400 рублей. Такая сумма, мягко говоря, не может решить ни проблему питания, ни проблему проживания, ни оплату транспорта. И никто не хочет задуматься, что именно в таких училищах - больше всего детей из социально незащищенных семей. Скажу еще одну вещь: детей богатых родителей в учреждениях начального профессионального образования просто нет.
Четвертая причина: с началом экономических реформ исчез такой источник финансирования системы НПО и СПО, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Хотя и сегодня многие работодатели готовы помочь училищам, но на их пути встало такое препятствие, как двойное налогообложение. Налоговое законодательство наказывает работодателей налогом за счет прибыли за каждый переданный образовательному учреждению станок, трактор...
Пятая причина: передача учреждений НПО и ряда СПО с федерального на региональный уровень. Это снизило объемы финансирования таких учебных заведений. В итоге мы расплачиваемся низким качеством образования.
Дополнительно к этому возникла ещё одна существенная проблема. Это то, что с этого года вступают в силу статьи закона "О воинской обязанности и военной службе", отменяющие отсрочки для студентов училищ и колледжей НПО и СПО.
О том, что в стране разрушена система ПТУ, говорим уже несколько лет. В прошлом году включили систему начального и среднего профессионального образования в нац.проект "Образование".
Но что может в масштабах страны решить такой проект, если победителей у него 148 (за два года), а всего профессиональных училищ в России - 6054! То есть нац.проект охватит 2,44% от всех учреждений НПО и СПО. Счастливчики-победители находятся в 48 субъектах Федерации, а всего таких субъектов - почти в два раза больше.
Исправив все эти ошибки, мы должно создать свою кадровую стратегию. Иначе слово "инновации" так и останется словом.
Касаясь обеспечения профессиональными кадрами АПК. Ведь все-таки у нас аграрная Республика хочу сказать следующее.
В сельхозпроизводстве сейчас работает меньше пяти процентов трудоспособного населения. Обострилась проблема закрепления на селе молодых специалистов. Совершенно очевидно, что без решения социальных и кадровых проблем невозможно эффективно решать все производственные задачи, развивать агропромышленное производство.
Необходимо подготовить для села зоотехников и ветврачей, инженеров и технологов, агрономов и просто механизаторов. Дать им достойную зарплату, а главное жилье - эти цели должны стоять перед нами.
Ведь именно развитие профессионального образования, научного потенциала, внедрения новых технологий в различные отрасли экономики, поддержка студентов и молодых ученых это самые выгодные инвестиции. Только так мы сможем уверенно шагнуть в будущее.
Теперь касаясь вопроса формирования рынка труда.
Основные проблемы существующего рынка труда - это несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, низкая конкурентоспособность выпускников учебных заведений, недостаточная адаптированность системы образования к требованиям работодателей, а также отсутствие регионального заказа потребности в кадрах. Причем, несмотря на усилия всех заинтересованных сторон - властных структур, образовательных учреждений, работодателей, - ситуация продолжает усугубляться в силу того, что все эти усилия разрозненны и бессистемны в рамках регионального подхода к решению проблемы. Государственно-частное партнерство пока на нашем рынке не развито в должной степени. Наблюдается заметный дисбаланс спроса и предложения. С одной стороны, острый дефицит квалифицированных рабочих. С другой переизбыток людей с дипломом о высшем образовании. Нынешние школьники все еще не могут отличить востребованную специальность от модной. Особенно велика в этом вопросе роль родителей, которые часто направляют своих детей при выборе ими будущей профессии.
Должно формироваться информационное поле еще со школьной скамьи с активным участием родителей, так как у данной проблемы есть еще и психологический аспект. Если ранее в СМИ-пространстве преобладали лидеры материального производства, то сегодня тон задают лидеры в сфере потребления и досуга, звезды шоу-бизнеса и профессионального спорта. Стандарт потребления и механизм достижения успеха, которые демонстрируют СМИ, формируют у молодежи новую систему ценностей. Зачастую не соответствующую реальной жизни. Разовые публикации проф.ориентационной направленности внесистемны и теряются в общем потоке гламура, развлекаловки и криминала. Хочется обратиться к СМИ: что хорошего мы говорим о рабочих?
Помните, как раньше показывали рабочих в фильмах "Высота" или "Я шагаю по Москве"? В почётных президиумах сидели герои соц.труда, почетные рабочие, а теперь бизнесмены либо артисты. Вот отношение к рабочему классу! Сегодня школа на 98% ориентирована на то, чтобы ее выпускники после 11 класса шли в вуз, а после 9 класса - в колледж или техникум. Да и родители хотят видеть своего ребенка не меньше, чем с высшим образованием. В корне неправильно! Здесь конечно должно вмешаться государство. Что бы в итоге мы не получили на одного раба три прораба. Надо менять подход и поднимать престиж рабочих специальностей. Если все вместе, начиная с газет-телевидения, мы каждый день будем говорить о рабочем человеке, это будет большой-большой плюс.
Для того чтобы объединить точечные усилия школы, образовательных учреждений, власти и работодателей в единую проф.ориентационную систему, Министерству образования и науки нужно в полной мере начать реализацию проекта "Открытый урок". Который как раз и позволит осуществить не только профессиональную, но и ценностную переориентацию школьников с модных профессий на востребованные, тем самым, замыкая цепочку создания непрерывной системы образования.
Остается еще один вопрос - система высшего образования "съедает" систему среднего профессионально-технического образования. Сегодня набрать студентов в ПТУ или даже в техникум становится большой проблемой, все хотят идти в вуз. А слабый вуз готов принять почти любого - были бы деньги. Происходит разбухание системы высшего образования при снижении качества обучения. Дефицит "синих воротничков" становится все острее, а перепроизводство "белых воротничков" низкого качества продолжается.
Статус современного диплома о высшем образовании девальвируется. Сегодня работодатель с большим удовольствием приглашает специалиста с опытом работы, нежели неопытного выпускника вуза. У нас расширяется разрыв между системой образования и рынком труда Причина в том, что рынок труда развивается очень динамично, появляются новые требования к специалистам, да и понятие "специалист" становится иным. Образование по своей природе консервативно. Университеты и школы стремятся сохранить свои традиции, привычки, стандарты. Есть другая проблема - проблема отношения общества к молодому человеку, который пытается выбрать профессию рабочего. И начинается это, к сожалению, со школьной скамьи, поскольку сегодня школа считается лучшей, если она как можно больше своих выпускников направляет учиться в вузы, а не на заводы. Оценка совершенно ясная, и она подтверждается, некими материальными стимулами. Сегодня не трудолюбивый ставится на пьедестал, а изворотливый, хитрый, удачливый и так далее.
А вообще, и это совершенно очевидно, нужно менять отношение общества к рабочей профессии. Это комплексная проблема, и нужен баланс; а не будет его - нам придется долго испытывать трудности. Потому что сегодня большинство промышленных предприятий начинает перевооружение, и нужна подготовка рабочих другого уровня. Считаю, что для снятия этих проблем нужны следующие меры:
Принятие федерального закона, обеспечивающего формирование благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования, в том числе предусматривающего отнесение указанных затрат к расходам для целей налогообложения прибыли.
Обеспечить целевую финансовую поддержку развития образовательных учреждений НПО и СПО, осуществляющих подготовку квалифицированных специалистов.
Обеспечить разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах (по объему и направлениям подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики.
Согласовать с представителями работодателей систему мер для обеспечения разработки и принятия профессиональных стандартов как основы формирования государственных образовательных стандартов нового поколения для всех уровней профессионального образования.
Приравнять работников системы образования к государственным служащим по зарплате и социальным гарантиям, одновременно вывести зарплату мастеров производственного обучения на уровень производственников соответствующей квалификации.
Стипендии нужно поднять хотя бы до половины прожиточного минимума (конечно, нужно бы до целого).

Хотелось бы узнать мнение и предложения общественности по существующим вопросам системы образования.

Зам.пред.комитета НС РД
По образованию, науке и культуре
Фракция "Единая Россия" Абрамкина М.В.

16.02.2009
Абрамкина М.В.

Док. 547312
Перв. публик.: 16.02.09
Последн. ред.: 18.02.09
Число обращений: 2

  • Абрамкина Марина Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``