В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марина Абрамкина: `Необходимость создания единой законодательной базы регулирующей деятельность комиссий по делам не совершеннолетних` Назад
Марина Абрамкина: `Необходимость создания единой законодательной базы регулирующей деятельность комиссий по делам не совершеннолетних`
Мы много рассуждаем и говорим о необходимости уделять особое внимание проблемным детям, подросткам. Но пора уже конкретно обозначить круг вопросов и мер для решения актуальных назревших проблем в отношении как принято говорить несовершеннолетних. Пора избавляться от стандартных штампов и подходов в работе с подростками, тем более имеющих склонности по ряду объективных и субъективных причин к правонарушениям. Отходить от протокольных мероприятий с призывами усилить, направить, обеспечить, обратить внимание, заслушать, вовлечь, и т.д.

Ведь даже ставшие сегодня модными координационные совместные мероприятия с участием комиссий по делам не совершеннолетних, судов, прокуратуры, органов народного образования, культуры, здравоохранения, жилотделов в большинстве своём по факту являются чисто формальными, и пишутся только для отчётности.

А ведь рост преступности среди подростков вызывает тревогу. Статистика пугает: в совершении преступлений и правонарушений принимают участие уже не десятки, а сотни подростков. Сложилась наиболее опасная тенденция групповой преступности - это распространение организованных групп, которые устойчивы, скрыты, характеризуются дерзостью, частотой совершения преступлений, иерархией, неформальными нормами поведения. Распространением пьянства, наркомании. Происходит омоложение преступности. В этом участвуют дети, ученики младших классов, девочки.

Получается существенный разрыв между уровнем статистической информации и уровнем её оценки. Зная о таком положении - мы должны действовать незамедлительно.

Ведь когда касаешься конкретики, кто непосредственно занимается этой работой, получается, что на одного трудного подростка приходится порядка десяти, а то и более человек, но в частности никого не найдёшь. Десяток учреждений задействованы в этой системе, но все они разобщены. Ввиду серьезности и надобности единой координирующей функции деятельности комиссий, необходимо сосредоточение между органами и ведомствами различной правовой природы. Должна быть выработана одна общая законодательная платформа, регулирующая все эти взаимоотношения. В самой структуре Закона нужно предусмотреть последовательность и логичность изложения всех норм. Чтобы реально на деле была возможность координировать всю работу с подростками. И не надо формировать мнение и отношение к трудным подросткам, как к чему-то внеземному, инопланетному, чужеродному. Это наши с вами дети. То, что мы сеем, то и пожинаем. В предосудительном поведении ребёнка в большинстве случаев причиной являются явные или скрытые ненормальности в семье. Зачастую её материальное положение. Душевный надлом ребёнка, часто вызываемый в неполных семьях. Там где неродные отец или мать. Грубость и полное не понимание со стороны взрослых, в том числе и педагогов. Невозможность в иных случаях адаптации подростка к новым условиям, среди нового коллектива. Здесь должны приходить на помощь люди профессионально подготовленные. Мы должны создать такие условия, чтобы контингент, работающий с подростками, не только выносил решения о жестких наказаниях, а в первую очередь, разбирая проблемы ребенка, заставлял размышлять его о своей жизни. Вызывать на внутренний диалог, на суд над собой, в котором он сам обвинитель, защитник, судья.

И не нужно создавать эти массовые показательные бичевания над подростком, который и так попал в трудную жизненную ситуацию. Из которой ему порой самому не выбраться. Всё это наносит только вред. К ребёнку, подростку нужно относиться бережно. Уважать как личность. Только тогда из него вырастит настоящий гражданин нашего общества.

Поэтому, при создании новой системы, нужно в первую очередь определить, как и конкретно кто будет непосредственно задействован в ней. На каком уровне это будет происходить.

Фактически вопросы о комиссиях как регионального, так и муниципального уровня решаются по разному. И не только по органам и по форме, но и по содержанию. Это обусловлено отсутствием адекватного настоящему времени и ситуации федерального закона. Так эта сфера на сегодняшний день регламентируется Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, который фактически изжил себя и морально устарел.

Хотя в соответствии с Кодексом об Административных правонарушениях Российской Федерации предусматривается не что иное, а именно - Федеральный Закон. Ведь само отсутствие такого Закона как следствие исключает формирование единого правового пространства в этой сфере.

Сложившиеся, на данном периоде, социально-экономические и организационно-правовые реалии обозначают несовершенство и не согласованность Федерального законодательства регламентирующего работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. А также несоответствие правовых норм, в рамках которых действует вся система профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и правовых международных обязательств, принятых в Российской Федерации в последние годы необходимо пересмотреть полностью законодательную базу в отношении несовершеннолетних и защиты их прав. А также системы профилактики безнадзорности и

правонарушений среди несовершеннолетних. Должна быть выработана одна общая концепция, охватывающая и детально регламентирующая все вопросы касающиеся этой сферы. Нужно чтобы заработала единая нормативно-правовая основа организации и функционирования комиссий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Федеральном Законе должны содержаться нормы устанавливающие статус соответствующей федеральной и региональной структуры. Основы их взаимодействия и делегирования субъектам РФ полномочий по нормативно-правовому и организационно-техническому обеспечению образования и функционирования комиссий муниципальных образований и городов. Необходимо конкретизировать и закрепить трехуровневую систему комиссий. Это - межведомственная комиссия при Правительстве РФ

- комиссия при органах исполнительной власти Субъектов Федерации

     - комиссии при органах местного самоуправления.

Порядок образования комиссий и осуществление ими отдельных государственных полномочий должно быть в совместной компетенцией Федерации и её субъектов. При этом комиссии всех трёх уровне должны составлять единую систему. Соответственно и решения, принимаемые муниципальными комиссиями, в том числе и по административным правонарушениям могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию. С этой точки зрения Закон будет обеспечивать не только защиту, но и охрану прав несовершеннолетних в процессе рассмотрения каждого дела.

Должно быть, независимое и высокопрофессиональное разрешение этих дел. Причём определяющая роль должна принадлежать юристу, педагогу и психологу.

В Федеральном Законе необходимо предусмотреть вопросы о финансировании и материальном обеспечении деятельности комиссий всех уровней. Мы забыли о том, что любая деятельность, что бы дала определенные результаты, должна иметь соответствующее финансирование. Время голого энтузиазма давно прошло.

Государственные полномочия должны передаваться муниципальным органам власти с соответствующей передачей субвенций, обеспечивающих выполнение этих функций. Так же должно быть предусмотрено информационное обеспечение, включающее в себя не только методические, методологические материалы. Но и непосредственно профессиональную подготовку, и специальное обучение работников занятых в этой сфере.

Ведь кадровая проблема обусловлена отсутствием системы подготовки и повышения уровня квалификации кадров. У нас элементарно отсутствуют специалисты, профессионально подготовленные и умеющие работать с таким сложным и неоднозначным контингентом как трудные дети и подростки. Очень важно определить статус, количественный и качественный состав членов комиссии. Чётко обозначить персональные требования к каждому члену, тем более к Председателю и ответственному секретарю. Согласовать эти вопросы с трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе. Ведь в основном состав комиссий сегодня представлен высокопоставленными чиновниками всех уровней, для которых это дополнительная общественная нагрузка. Которым в принципе по долгу своей основной службы, просто нет времени заниматься проблемами подростков в каждом единичном случае. А порой и людьми, практически не подготовленными и некомпетентными в силу различных обстоятельств и не способных осуществлять эффективную деятельность в составе комиссии. К формированию комиссий нужно подходить реально. Создавать их из людей, которые конкретно будут заниматься этими вопросами. А чиновники в силу своих обязанностей и так должны принимать в этом самое активное участие.

Должна быть создана объективная государственно-общественная экспертиза деятельности всей этой системы. Обеспечено осуществление аналитической деятельности. И конечно же как можно шире должны привлекаться общественные организации. Которых у нас превеликое множество. Но в большинстве своём, несмотря на заложенные благие уставные цели, в которых оговаривается участие в мероприятиях такого рода, почему-то сторонятся их. И ещё один не мало важный аспект. Мы должны обратить особое внимание на уровне осуществления государственной политики на становление и развитие роли идеологического и патриотического воспитания в жизни подрастающего поколения. Прежде всего, личность формируется на основе внутреннего содержания человека его отношении к окружающему миру. Тут мы должны вложить в душу и разум маленького человечка основы основ общечеловеческих моральных ценностей.



Зам.пред.комитета
по образованию, науке и культуре
Народного Собрания РД Абрамкина М.В.

18.02.2009

Док. 547248
Опублик.: 18.02.09
Число обращений: 3

  • Абрамкина Марина Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``