В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кочетов Э.Г. Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей). Назад
Кочетов Э.Г. Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей).
Введение. Мотивации и общий замысел (авторский въезд в тему) [1]

Если подняться в космос и оттуда взглянуть на нашу планету, то мы не увидим всего того, что нас разделяет ни рас, ни различных религий, ни границ.
Владимир Якунин (Родосский форум - 2005)
Глобалистика проломила окно в сферу незнания - открылся потрясающе загадочный мир. Имя ему - гуманитарный космос.
Эрнест Кочетов ("Гуманитарная космология")
Самое важное в жизни - жизнь!
Светлана Радченко, врач александрийской выучки
У Вас в руках 160 страниц текста, в котором дается общий контур гуманитарной космологии как посыл читателю, раскрывающий смысл и содержание этой новейшей сферы научного знания. Этот текст отражает в максимально сжатом формате общую идею, содержание и замысел нового научного направления, к разработке которого приступил автор, в результате чего заинтересованный читатель найдет широкое и развернутое представление о гуманитарной космологии.
* * *
Гуманитарную космологию следует воспринимать не только как новое направление научного поиска высокого интеллекта, но и как некий эскиз (набросок) того мира, который уже выглядывает из каждой щели нашей современности, мира, схватить который мы еще (пока!) не в состоянии в силу: 1) самоослепления (и прежде всего гносеологического); 2) состояния нашего сознания (оно свернуто, заткано в гигантскую паутину логики, априорности, догадок и других умозаключений, ставших реальностью); 3) и, наконец, в силу несусветного гедонизма мысли и действия.

И в самом деле, стоит ли занимать себя всем этим в тот бесконечно малый миг, имя которого - жизнь, миг, отпускаемый природой каждому человеку, как стремительный прыжок из материнского лона на небо? Ведь во время этого краткого прыжка еще нужно успеть что-либо сделать: завести наследника, построить дом, посадить дерево, написать книгу или что-то еще в этом роде (так, во всяком случае, трактуют жизнь расхожие философские установки).

Но в том-то и дело, что наш мир уже не способствует совершению этой умильной картинки: он отлавливает этих прыгунов уже на взлете прыжка и преждевременно сводит их в могилы. Вот здесь-то и возникает вопрос самого высокого (тысячелетнего) ранга: а могут ли существовать другие мироустройства, другие основания для прихода в этот мир и другие жизненные траектории и кто опишет этот другой мир, его спроектирует, возведет другое мироздание и его обустроит? И на каких основаниях (опорах) оно будет возведено? И не рождаются ли уже люди, которые несут в себе эскизы этого мира - с новыми представлениями, задачами, целями, смыслами и мотивациями?

Для меня это уже почти не вопрос, и моя книга как раз рассчитана на открытие таких людей, их сплочение для построения нового мироздания - мироздания нового Ренессанса.

Почему я написал эту книгу
В 2002 г. вышла в свет моя книжка по глобалистике. Завершая книгу, я имел неосторожность сболтнуть лишнее - пообещал читателям новую книгу. Причем это обещание даже оформлено отдельным разделом под названием "Навстречу новой книге". Приведу это обещание полностью, дабы уже тогда я пытался сделать зарубку для памяти своей и читателя.

Вот эта зарубка дословно.
"Навстречу новой книге. Второе тысячелетие. Конец ХХ века. Тяжело. Но, кажется, "приехали"! Поворотный пункт в судьбе гуманитарной парадигмы. Горизонты нового мироощущения. Свежий ветер перемен. И вот на горизонте мироздание нового Ренессанса - мой "хрустально-мраморный дворец". Оно построено на иных принципах, покоится на мощных научных фундаментальных опорах. Его держит стройный теоретический и методологический каркас. В нем обитает новый человек - геоэкономический (homo geoeconomicus). Атмосфера здоровой конкуренции, безопасности и доверия, гармония нового миропорядка.

Но об этом - в другой раз, в новой книге. Предстоит нелегкая борьба: собрать растерзанного человека в единый узел, поведать ему о совершенно новых ценностях и мотивациях, ввести его в новые, до сих пор неведомые координаты бытия, в новый способ и масштаб измерения себя, времени, пространства, мира, иначе - В НОВЫЙ МИР, МИРОЗДАНИЕ НОВОГО РЕНЕССАНСА - это грандиозная задача ближайших столетий, но мы уже на пороге ее разрешения, нас уже обуяло беспокойство, мы уже улавливаем приближение этого человека, слышим его шаги, его дыхание. Но мы должны хорошо подготовиться к этой встрече, и эта моя книга [2] - только попытка передать тревожно-радостное ощущение незримого приближения, первый, еле улавливаемый гул шагов. Битва за нового человека уже началась! И об этом моя следующая книга: речь пойдет о новом Ренессансе, новом человеке - глобальном, геоэкономическом, о новых мотивациях и ценностях.

Новый мир - это глобализирующийся мир. Новая Россия - это обновляющаяся Россия. На стыке этих исторических моментов российской интеллектуальной мысли еще предстоит серьезнейший анализ многих тем, проблемных поворотов. Она постепенно освобождается от "летаргического сна", ей еще предстоит осознать абсолютно нетрадиционные вопросы для понимания современной мировой панорамы - необходимые и очень актуальные.

Да и масштаб вопросов пока не тот! Редчайший случай: человек перешел через исторический тысячелетний перелом. Он пытается заглянуть за этот рубеж мироздания, с опаской и огромным любопытством предугадать смысловые знаки своего существования. Однако - парадокс! Он не "воспользовался" редчайшим моментом: не поставлен ни один вопрос тысячелетнего ранга (вопрос высшего ранга). Все сегодняшние вопросы сводятся к столетней "стратегической" конъюнктуре.

Ранг и цена вопроса подскажут и собеседников. Придется побродить по истории: Конфуций, Гераклит, Софокл, Перикл, Сократ, Вергилий, Рудаки, Нарекаци, Данте, Эразм Роттердамский, Рабле, Шекспир, Гете, Пушкин, Толстой. С какой гигантской высоты взглянули они на мир! Сколько неразгаданных тайн они оставили нам в своих письменах! А лучше всего обратиться к сфинксу. Уж он-то многое знает и многое видел. Он могуч и спокоен. У него загадочный лик и... в отметинах. Есть легенда: это один малый из великих (с Корсики) "поговорил" с ним: сфинкс не удостоил его даже взглядом: что ему за дело до вселенских страстей честолюбцев. И что за вопросы, и что за масштаб! Сфинкс знает другие масштабы и другие вопросы - его водил на поводке сам Гераклит! В ответ ярость неописуемая - на утро гренадеры ядра-ми оставили отметки об этом разговоре.
Есть сведения, что под могучей пятой сфинкса покоятся мировые скрижали. На них начертаны ответы на вопросы высшего ран-га. Хватит ли сил задать эти вопросы? Снизойдет ли сфинкс до ответов на них?! Ставки слишком высоки - больше чем жизнь!" [3].
Незаметно пробежали пять лет. Пять лет праздности мысли, бестолковщины, увлеченности суетой бесконечного ныряния в ранее написанное, опубликованное, просветительское. Так, мне показалось заманчивым из свежего, эвристического повествования о глобалистике скомпоновать учебник по данной научной дисциплине, что естественно подсушило текст и придало ему (увы!) системный характер, тем самым отдав дань логике в ущерб эвристике.
Та же суета случилась с геоэкономикой, где мои любимые издатели сподвигли меня на переиздание учебника "Геоэкономика" [4].

Этот пассаж нужно воспринимать в определенной степени и как раскаяние, и как попытку найти лазейку для оправдания интеллектуальной лености.

Напомнил о моем давнишнем долге перед читателями и подвигнул меня на написание этой книги замечательный философ и издатель от бога Геннадий Михайлович Сергеев. Он вычислил мое акме (творческое окно 1999-2007 годы) и сыграл на этом: год 2007-й приближается, после него он видит мое творческое угасание, а посему нужно спешить (третье по счету переиздание - 2006 года - моего учебника "Геоэкономика" и второе издание в этом же году "Геоэкономического (глобального) толкового словаря" не в счет!). Читатели и особенно читательницы могут подумать, что я умер, и естественно, спокойно примут это к сведению. Так вот, чтобы их разубедить в этом, надо подать о себе знак. Эта книга и выполняет (в основном!) эту миссию: настало время оплачивать векселя, дабы не потерять лицо.

Кроме того, эта книга - повод высказать мою самую искреннюю благодарность и сердечную признательность моим читателям и друзьям: Барковскому А.Н., Богатурову А.Д., Бокову В.В., Большаковой И.И., Гутнику В.П., Данкину Д., Долгову С.И., Думной Н.Н., Ефимову Н.Н., Кормнову Ю.Ф., Кортунову С.В., Кузнецову В.Н., Кутьину В.М., Кухаренко В.Б., Лукашуку И.И., Малинецкому Г.Г., Мироненко Н.С., Мовсесяну А.Г., Никоноровой Е.Н., Новокшеновой Л.В., Осьмовой М.Н., Пантину В.И., Петровой Г.В., Пивоваровой М.А., Родионовой И.А., Сапир Е.В., Сельцовскому В.Л., Сергееву Г.М., Сергеевой Л.И., Смитиенко Б.М., Стровскому Л.Е., Сумарокову В.Н., Сморчковой В.И., Соколову В.В., Стриженко А.А., Сухареву В.И., Фаминскому И.П., Филькевичу И.А., Фроловой Е.Д., Чешкову М.А., Шевелеву Э.Г., Шевченко В.Г., Шишкову Ю.В., Эскиндарову М.А., Белькову О.А. и многим другим.

Своими работами они оказали на меня огромное влияние и дали бесценные советы и замечания, которыми я с благодарностью не преминул воспользоваться.
Мое теплое чувство благодарности классному оператору Сергею Пименову - только он мог проявить незаурядное мужество и терпение, набирая мои немыслимые тексты!
Особая благодарность моей супруге Светлане Радченко - она в миллион раз лучше, чем я, и это она знает! Откуда берется терпение видеть 40 лет около себя пишущего мужа - загадка! Это непостижимо!

Общий замысел книги
Прежде чем объявить общий замысел моей книги, вбросим несколько антропофилософских мыслей, категорий и понятий.

Мир ожидает прихода новых людей. Само их существование, их мысли и внутренний строй для нас есть сфера неизведанного (пока! - до прочтения этой книги!). В эту сферу неизведанного я и хочу погрузиться. Хотя читатель прекрасно осведомлен о том, что существует изведанная отрасль научного знания - философская антропология, которая вдоль и поперек прошлась по человеку, выведя его различные типы и архетипы. Я мог бы тоже, вооружившись традиционным подходом и известными наработками, побродить по этой изведанной сфере. Но что же меня смущает?

Для начала - общий абрис самочувствия автора, входящего в сферу изведанного. Здесь чувство другое, нежели перед прыжком в неизвестную бездну, но сближает одно - здесь одна и та же опасность, но по-разному истолкованная. В первом случае приходится с опаской протискиваться сквозь гигантскую толпу антропологических типов, типов хорошо отрепетированных, а стало быть, прекрасно играющих на сцене жизни. Здесь же поджидает и другая тревожащая автора ситуация, а именно: не избежать косых взглядов - с какой это стати вдруг кто-то берется за раскрытие проблемы, не посветив ей хотя бы полжизни? Нужно быть готовым и вооруженным для ответов на эти щекотливые вопросы.

Когда бросаешься в пропасть проблематики неизвестного, то здесь значительно проще: ты заранее готов сломать себе шею на этом пути, ибо это зависит только от тебя, а не от других, как в нашем первом случае.

Оставим эти вступительные инсинуации и приступим все-таки к делу. А дело, на мой взгляд, в следующем.
Нас окружает мир, в который мы пришли не по нашей воле, а зачастую по удивительной игре случая. Этот мир функционировал до нас и будет так же функционировать после нас, мы - временные его кочегары и механики, но и сторожа, конечно, тщательно готовимся для этой миссии и с чувством долга завершаем наш мимолетный жизненный путь. Здесь, казалось бы, все ясно, ан нет. Есть люди и ситуации, отличные от этой, только что описанной. Это другие люди, иные и проповедуют они иное. Здесь природа распоряжается хитрее, чем нам кажется, она регулярно засылает нам их как вестников чего-то необычного, нестройного. Они - вестники гуманитарных космологических глубин, они изначально заряжены редчайшей энергией первозданных жизнеутверждающих начал, как слепки (подобие) неведомых или почти забытых цивилизаций, миров и т. д.

Самое удивительное, что таких людей множество, но не в каждом из них просыпается желание проявить себя - свою природу и свои истоки. Здесь дело случая и повода, который вдруг, неожиданно для многих, в определенный момент будит этих людей, освобождая их от летаргического сна и от роли тонких созерцателей; природа им предъявляет: "Вставайте, нас ждут великие дела!"

Такой повод и момент подвернулся на наших глазах. Только что человечество пережило тысячелетний перелом в своей истории, и именно на этом переломе начали разыгрываться события, которые неискушенный читатель может воспринимать как некую устоявшуюся логику событий, развивающихся по определенным циклам, ритмам и другим возвратно-повторяющимся трендам. Эта логика хорошее прописана, и ей отдали дань многие блестящие умы как в нашей стране, так и за рубежом [5]. Но мне представляется, что здесь сработала иная общественная гуманитарная механика: наше бытие затронул крылом гений жизни, побывавший у опор нашего мироздания и поведавший о его непрочности и недолговечности в силу деформированных и осевших фундаментальных опор мироздания с грозными последствиями его опрокидывания. Мы стали четко различать начало масштабной, гигантской, чудовищной работы не по восстановлению этого ветхого здания, а по созерцанию и осмыслению того эскиза - панорамы нового мироздания, которые развернули нам новые люди.

Такой въезд в проблему дает нам основание и смысловой материал для формулировки некоторых космологических понятий и категорий, которые в дальнейшем помогут нам продвигаться дальше по пути прояснения глубинного менталитета новых людей, их побудительных мотивов, желаний и возможностей.
Новые люди - люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их "ощупыванию", а значит, близкие к их сущностям; люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему - редкие даже среди свободных; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания нашего мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы соорганизовать и обустроить наш мир - мироздание нового Ренессанса, тем самым обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта.
Космологический гуманитарный тысячелетний перелом - выход на новое, парадигмальное осознание нашего мира, осознание, способное поставить вопросы высшего (тысячелетнего) ранга и находить ответы на них, способное к выходу на новые горизонты мирообустройства; преддверие нового Ренессанса.
Эскиз - панорама мироздания нового Ренессанса - представление об общих контурах (абрисе) мироздания нового Ренессанса и высоких гуманитарных технологиях его компоновки на базе основополагающих гуманитарных блоков и новейших фундаментальных начал (оснований).
Космологический пьедестал жизненных начал мирообустройства - современное мироустройство - наша действительность, проясненная глобалистикой; космологическая стартовая площадка для путешествия гения жизни к опорам мироздания.

После такого въезда в тему осветим общий замысел моей книги. Он сводится к попытке раскрыть суть гуманитарной космологии как новейшей отрасли гуманитарного знания, науки о ценности человека и жизни, новых формах ее общественного и организационного мироустройства; о нераздельном парадигмальном миропонимании внутреннего и внешнего мира человека и способах его представления и выражения; о выходе в пространство гуманитарного космоса на такие уровни (горизонты) миросозерцания, на которых стирается грань между естественным и гуманитарным знанием, где приходит осознание вопросов тысячелетнего ранга и лежат ответы на них; о фундаментальных основах доктрины человека и отображении ее в гуманитарных манифестах, о новом общественном глобальном договоре. Гуманитарная космология есть наука о парадигмальных трансформациях, теоретические и методологические основания мироздания нового Ренессанса, философия новой реальности и мышления.

Реализация общего замысла требует определенной логики вы-страивания задуманного, и здесь я вижу несколько сцепленных между собой смысловых блоков.

Первый смысловой блок выступает как формула (кредо) новых людей XXI века, людей, призванных дать ответы на вопросы тысячелетнего ранга [6], вопросы, которые невольно встают во весь рост при созерцании новейшего акта человеческой драмы, имя которой - жизнь, а именно: что из себя представляет сконструированная человеком гигантская машина цивилизационного развития, скрывающаяся под термином техногенный мир; каков глубинный подтекст, смысл и движущие пружины разрастания техногенного мира до границ всеобщностии в чем смысл глобальных перемен и парадигмальных сдвигов, уже реально вырвавшихся на поверхность бытия как вестников новых смыслов, новых представлений о мироустройстве, прихода новых ренессансных людей.

Обосновывается приход новых людей в наш мир с одной, но скромной целью - развернуть перед глазами человечества широчайшую панораму-эскиз, на котором прочерчены контуры нового мироздания - мироздания нового Ренессанса. Что это за люди? Откуда они пришли? Что есть жизнь, которую они проповедуют, и откуда они черпают свои жизнеутверждающие лозунги и замыслы? И что это за пьедестал, с которого они начинают пристально вглядываться в неведомое будущее? И смогут ли они (перефразируя Шопенгауэра) попасть не только в цели, в которые другие люди попасть не могут, но и в цели, которые люди пока не видят? Гуманитарная космология отвечает на все эти вопросы.

Второй смысловой блок вбирает методологические аспекты гуманитарной космологии, формирование образной модели фундаментальных начал мироздания нового Ренессанса, их осознание, постижение и отображение; предпринята попытка дать теоретический и методологический контур новой философской платформы (пьедестала), отправившись с которого в путешествие к началам глобальной гуманитарной трансформации (опорам мироздания), становится ясным, какие процессы предопределяет глобальный сдвиг и как научно обосновать эффективное реагирование на этот сдвиг, который уже воспринимается как "основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами" [7], перед мировым сообществом.

Третий смысловой блок посвящен космологическому пониманию практической деятельности человека. Рассматриваются три ее разновидности: а) философские космологические практики; б) науковедческие космологические практики и в) исправление реальности (действительности) как космологическая практика. Особое внимание уделено раскрытию смысла гуманитарного проектного творчества и логики ренессансных преобразований, которые представлены в адекватных категориях и понятиях. Обозначен выход на дорогу, ведущую к мирозданию нового Ренессанса; приводится общая панорамная схема (космологические блоки) ренессансных трансформаций (этапы, периоды, масштаб, глубина), а также контур высоких гуманитарных технологий возведения и обустройства нового мироздания. Показывается роль и место России в мировых цивилизационных процессах, двухфазовый стратегический маневр по выходу России на дорогу к мирозданию ренессансных начал.

Суть четвертого смыслового блока в том, чтобы в концентрированной форме дать контур мироздания нового Ренессанса, отображающий философию новой реальности и объемно-сетевого мышления. Общая конструкция (геологистическая модель) мироздания есть воплощение космологических принципов осознания, постижения и отображения новых форм жизни и жизнедеятельности человека, как воплощение ответов на вопросы тысячелетнего ранга, ответов, которые принес на своих крыльях гений жизни, совершив путешествие к глубинам сознания человека. Ренессанс как возрождение жизни, начало которой знаменует оборот в глубинах бытия вокруг космологической оси, как исправление ошибки сознания.

Под стать смысловым блокам выстраивается содержание этой книги.

Эвристическое оформление текста (контекст)

С тем чтобы увязать вышеприведенные смысловые блоки в единую сюжетную линию, нам следует не пренебрегать образным эвристическим оформлением всего текста. В этом случае смысловые блоки уходят в контекст, т. е. становятся постоянно просматриваемыми (читаемыми) по мере продвижения читателя от страницы к странице. Такая сюжетная линия сводится к следующему, и содержательная логика нашей книги последовательно отображает десять основополагающих моментов.

Первое. Гуманитарная космология своим центральным акцентом ставит категорию "жизнь" - смысл и ценность самого человека как проблему тысячелетнего ранга, человека, который из-за ошибки сознания мертвой хваткой сковал себя, создав техногенный мир, его постоянно поддерживая в отмобилизованном состоянии, эту своеобразную гигантскую цивилизационную колесницу, которая в бешеном темпе и ритме тащит за собой прикованного человека. Гуманитарная космология ставит проблему и вопрос первого (тысячелетнего) ранга - разорвать эти цепи, тем самым разбить своеобразный стальной философский панцирь.

Второе. Для прояснения вопросов тысячелетнего ранга и поиска ответов на них гений жизни совершает экспедицию к основам мироздания; в это путешествие он отправляется со стартовой платформы, которую подготовила и прояснила глобалистика. Имя этой платформы - наш современный мир в глобальном измерении.

Третье. Глобалистика как учение о мировой общности единым взглядом охватила наш мир, были обнажены фундаментальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на переломе тысячелетий. Иначе говоря, глобалистика выступила своеобразным тараном, проделав гигантское окно в сфере незнания - открылась удивительная панорама гуманитарного космоса. Глубины этого космоса человек рассматривает через новейшую своеобразную призму - гуманитарную космологию как новую отрасль научного знания. С тем чтобы понять (осознать) эту призму и логику путешествия к фундаментальным опорам бытия, необходимо подняться над процессами, необходимы новая точка обзора и новая оптика мироощущения, т. е. выход в гуманитарный космос, и человек сделал это! Первый шаг в этом направлении - человек осознал глобальный мир!

Четвертое. Глобалистика помогает нам понять внутреннюю необходимость такого путешествия; она дает четкое представление о проблемном мире, нас окружающем, очерчивает круг вопросов тысячелетнего ранга. Именно такой мир и такие вопросы выступили в качестве платформы и отправной фундаментальной базы для путешествия в гуманитарном космосе.

Пятое. Если глобалистика выявляет (ставит, поднимает) вопросы тысячелетнего ранга, то гуманитарная космология ищет ответы на эти вопросы и намечает стратегические направления и научные горизонты, в которых лежат ответы на эти вопросы.

Шестое. Эти вопросы и ответы на них с потрясающей ясностью обнажаются у основания (опор) современного мироздания, к которому устремляется гений жизни и где происходит рассмотрение этих вопросов - своеобразное совещание (диалог) у опор мироздания.

Седьмое. В повестке дня этого совещания читатель обнаружит тщательно отобранные вопросы высокого ранга.

Восьмое. При возвращении от опор мироздания гений жизни совершает осмотр социального, экономического, политического, военно-стратегического, экологического и других земных ландшафтов уже с точки зрения гуманитарной космологии.

Девятое. В этой оптике отчетливо просматривается роль и место новейших ареалов роста (развития) - своеобразных сакральных вертикалей, стягивающих в единый узел мировые локальные системы. В этой связи с особой значимостью выделяется евразийская платформа и центральная ее составляющая - Россия.

Десятое. Путешествие к опорам мироздания приносит с собой новое осознание (постижение), восприятие и отображение нашего мира; у нас в руках гигантский эскиз нового мироздания - мироздания нового Ренессанса. Дорога к этому мирозданию прокладывается новыми людьми - людьми, побывавшими у опор (основания) нашего бытия.
Вот общая эвристическая (контекстная), содержательная часть этой книги. Читатель это должен постоянно иметь в виду, если найдет нужным ознакомиться с обозначенными проблемами, продвигаясь от раздела к разделу, а они в книге следующие.

Структура книги

Во введении и разделе "Начала гуманитарной космологии: глобалистика как окно в гуманитарный космос" раскрывается смысл гуманитарной космологии как новой отрасли знания, дается абрис ее предмета и суть новых методологических приемов в осознании (постижении), восприятии и отображении нашего мира. Здесь читатель получает ответ на вопрос о том, как устроен наш мир, погружает читателя в понимание его общей модели и ее каркаса, мира, сконструированного человеческим сознанием. Даются фундаментальные оценки современным векторам и приоритетам мирового развития. Читатель невольно почувствует подозрение и сомнение в непреложности принятых схем существования и бытия, в его сознании поднимутся вопросы самого высокого - тысячелетнего - ранга: а есть ли другие основания и начала для выстраивания мироздания, другие ценности, мотивации, цели и смыслы? Здесь смело вступает в свои права научная критичность и роющий научный скепсис, но не как наветы и клевета (поклеп) на наш мир [8], а как желание расстаться со старым, одряхлевшим миром, как расстаются с пережитым, пройденным, уходящим.

В разделе "Гений жизни: путешествие в пространстве гуманитарной космологии" читатель становится соучастником путешествия к космологическим началам, к опорам современного мироздания и проведения их тщательной инвентаризации. Здесь, у опор мироздания, идет грандиозное совещание о судьбе мироздания, принимаются решения первостепенного ранга, участники совещания заряжаются чудотворной энергией для тысячелетней работы по-новому мирообустройству.

Эту работу следующий раздел обозначает как "Космологические практики: дорога к мирозданию нового Ренессанса". Здесь новые люди выходят на дорогу мироздания нового Ренессанса и на пути к нему намечают вехи (прогоны) гуманитарных трансформаций. Они уже видят гигантский проект этого здания, вполне отчетливо различают его контуры, они философским скальпелем обозначают его элементы и блоки. Здесь же читатель пройдется по одному из этажей мироздания нового Ренессанса, имя которому - Россия.

По мере продвижения вдоль этой логической цепи, отображенной в Содержании, будут вводиться новые термины, понятия и категории: все новое требует нового языка, а гуманитарная космология, безусловно, относится к области нового знания, новой научной дисциплине. Свод основных понятий приводится в конце книги.


[1] © Кочетов Э.Г. текст, 2006

[2] Имеется в виду моя книга "Глобалистика". - М.: Прогресс, 2001.

[3] Кочетов Э.Г. Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый Ренессанс - истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас. - М.: Прогресс, 2001. С. 593-594.

[4] Последнее (третье) издание вышло в 2006 г. (см.: Кочетов Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства). - М.: Норма, 2006).

[5] Достаточно вспомнить выдающиеся работы в области цикличности Н.Д. Кондратьева и его последователей Ю.В. Яковца, И.А. Пантина и других.

[6] Эти вопросы были подняты автором в монографии "Глобалистика как геоэкономика, как реальность, как мироздание: Новый Ренессанс - истоки и принципы его построения, фундаментальные опоры, теоретический и методологический каркас". С. 701.

[7] Аннан К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Безопасность Евразии. 2000. N 1. С. 210-211.

[8] Любителей опорочить наш мир - мир реальный, кажущийся, среди философов (да и не только философов) хватает. Они трубят о прелести миров за чертой жизни, за физикой нашего мира. Они уже в течение двух тысячелетий работают под вывеской "метафизика".

Научная монография. - М.: Деловая литература, 2006.

viperson.ru

Док. 546688
Перв. публик.: 16.02.06
Последн. ред.: 20.12.10
Число обращений: 2

  • Кочетов Эрнест Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``