В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ось компромиссов. Несмотря на вековую традицию, в отношениях между нашими странами много подводных камней Назад
Ось компромиссов. Несмотря на вековую традицию, в отношениях между нашими странами много подводных камней
- Политические и экономические события в Иране стали неотъемлемой частью мировых новостей. Как вы расцениваете недавнее заявление президента этой страны Махмуда Ахмадинежада о том, что Иран стал не только региональной, но и мировой державой?
- Иран - государство, очень влиятельное и авторитетное в исламском мире. А сегодня отношения с исламом стали одним из наиболее важных приоритетов мировой политики. Это признают США, что видно из выступлений нового президента Америки Барака Обамы, это признают другие западные страны. Очевидно это и для России, Китая, Индии. То есть многие страны уделяют сегодня Ирану повышенное внимание, вот как следует расценивать заявление иранского президента.
- Как можно было бы охарактеризовать сегодняшние отношения между Россией и Ираном?
- Это один из наших ближайших соседей, государство, с которым у нас налажены давние добрососедские связи, прежде всего в экономической и энергетической сферах: Россия строит атомную электростанцию в Бушере, поставляет некоторые виды промышленной продукции. У нас налажено сотрудничество в военно-технической сфере, и мы, безусловно, заинтересованы в сохранении стабильности в регионе, прилегающем к внешним границам нашей страны и наших партнёров по СНГ, в том числе Азербайджана, Туркмении. И все же я не стал бы говорить, например, о том, что политический альянс Россия - Иран состоялся. Вряд ли это возможно и в ближайшем будущем.
Тегеран проводит свою политическую линию, защищая собственные интересы, которые во многом не совпадают с позицией и интересами России. И так было на протяжении десятилетий: вспомните, что Иран был одним из самых надёжных союзников США на Ближнем Востоке. Замечу, что почти все военные конфликты последних лет, что возникали на Востоке, так или иначе были связаны с нефтяными интересами США и ряда их союзников. Сейчас Запад обвиняет Иран в поддержке таких движений, как ХАМАС (Палестинская национальная автономия), "Хезболла" (Ливанская Республика), Вашингтон назвал их террористическими. Но эти организации пользуются авторитетом у значительной части населения своих стран, и с этим надо считаться.
Поэтому сейчас основой наших отношений с Ираном должны стать добрососедство, налаженные экономические связи, взаимное уважение национальных интересов, терпеливый поиск компромиссов по всем спорным позициям.


Наличие нефти и газа роднит Иран и Россию, но делает их конкурентами
- Как новая администрация США во главе с президентом, по-вашему, будет выстраивать отношения с Ираном, на что будет делать ставку?
- Вашингтон уже неоднократно предпринимал попытки наладить диалог с Тегераном, например, ещё в бытность администрации Билла Клинтона. Но камнем преткновения для Америки остаётся иранская ядерная программа. И вряд ли в ближайшем будущем что-то кардинально изменится и Тегеран откажется от узлового пункта этой программы - обогащения урана. Не думаю, что Барак Обама и его команда готовы к каким-то существенным подвижкам в своей иранской политике: слишком много проблем, найти компромисс по которым двум странам будет очень сложно. Хотя сам факт готовности президента Барака Обамы к прямым переговорам с Ираном уже обнадёживает: он свидетельствует о том, что новый американский президент пытается переосмыслить и скорректировать политику своего предшественника, практически поставившую США на грань третьей войны на Ближнем Востоке.
Кроме того, политики Вашингтона сейчас возлагают немалые надежды на итоги президентских выборов в Иране, которые пройдут летом этого года. Расчёт их в том, что на смену действующему президенту Ахмадинежаду придёт более лояльный политик.
- Иран сейчас выступает наблюдателем Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), но ему этого явно недостаточно...
- Зачем Иран стремится получить полноправное членство в ШОС - понятно: этот альянс объединяет крупные мировые державы. Но вряд ли в ближайшее время что-то изменится, хотя бы потому, что статус Ирана в качестве наблюдателя сейчас устраивает всех: и Россию, и Китай, и Запад. В перспективе же всё возможно.

Беседовала Наталия Пулина


http://www.gudok.ru/index.php/68291
13.02.2009

Док. 546489
Перв. публик.: 13.02.09
Последн. ред.: 16.02.09
Число обращений: 3

  • Гусейнов Вагиф Алиовсатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``