В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Александр Гусев: Если помогать, то на взаимовыгодных условиях... Назад
Александр Гусев: Если помогать, то на взаимовыгодных условиях...
В октябре 2008 года Китай, Япония и Южная Корея, создали антикризисный фонд для противостояния с мировым финансовым кризисом. Общий объем фонда составит более 80 миллиардов долларов. Аналогичный фонд создают и страны ЕврАзЭС, правда, объемом поменьше - в 10 миллиардов долларов, эти средства предназначены, главным образом, для поддержки многосторонних проектов в рамках евро-азиатского экономического сотрудничества. Решение о создании антикризисного фонда было принято и подписано в ходе саммита ЕвроАзЭС в Москве в конце января 2009 года. Напомню, что членами ЕврАзЭС являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, а наблюдателями - Армения, Молдавия и Украина. Взнос России в антикризисный фонд ЕврАзЭС составит 7,5 миллиарда долларов, плюс взнос Казахстана - один миллиард долларов. По замыслу создателей фонда, он будет предоставлять государственные займы для преодоления последствий глобального экономического кризиса, кредитовать внешнеторговые операции стран-участниц, а также финансировать межгосударственные инвестиционные проекты. Контрольный пакет в данном фонде будет принадлежать России. Ранее сама Россия активно начала помогать своим соседям-союзникам.

Так, Россия уже предоставила Белоруссии кредит на два миллиарда долларов, половина которого поступила в распоряжение белорусской стороны. Рассматривается просьба Белоруссии о предоставлении еще одного кредита в 100 миллиардов российских рублей. Кроме того, Россия обязалась в течение четырех лет выделить Киргизии заем размером в 1,7 миллиарда долларов. Также Россия предоставит Армении стабилизационный кредит в размере 500 миллионов долларов, которые страна сможет потратить на преодоление последствий глобального финансового кризиса. Таким образом, всего за несколько дней Россия предоставит взаймы своим союзникам более 10 миллиардов долларов. Несмотря на экономический кризис, Россия изыскивает средства на помощь союзным государствам. Но будет ли отдача, во-первых, будут ли возвращены взятые взаймы деньги и, во-вторых, что получит взамен Россия? Вероятность того, что долги в конечном итоге будут возвращены ничтожно мала, впрочем мы это уже проходили и не только в добрые советские времена, но уже и в российские, как это случилось, например, со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В тоже время, кредиты не дают никаких гарантий даже внешней лояльности по отношении к России и ускорения решения, например, торговых вопросов между нами. В частности, на очередном саммите ЕврАзЭС фактически даже не обсуждался Таможенный союз, договор который стал бы серьезным шагом к реальной экономической интеграции между нами. Поэтому, смею предположить, что представляемые союзникам займы имеет явно политическую подоплеку. Еще в сентябре 2008 года, когда международные резервы России составляли один триллион двести миллиардов долларов, Россия получила первую просьбу от зарубежного государства о предоставлении кредита. Этой страной была Исландия, оказавшаяся в критической ситуации, вызванной. Российское правительство пообещало подумать над просьбой островитян о предоставлении 4 миллиардов евро, но решение о кредите не принято и по сей день. А собственно и зачем нам Исландия? Однако иным был ответ в ноябре, когда финансовая поддержка понадобилась Белоруссии. Можно понять А.Лукашенко, который хотел пополнить свои золотовалютные резервы и тем самым обеспечить себе некую финансовую стабильность на случай обострения кризиса. И что же Россия? Россия согласилась выделить два миллиарда долларов, причем один транш на половину этой суммы был направлен в том же месяце, а второй ожидается сейчас. В начале февраля 2009 года правительство России перешло от единичных и точечных кредитов иностранным государствам к их массированной поддержке. Таким образом, не осталось уже ни одного соседа, который не получил бы или получит финансовую поддержку из России. А что же Украина? Не просит ли у России по-соседски? Уже просит, правда пока скромно. Юлия Тимошенко направила представителей своего правительства в Москву, чтобы выяснить, можно ли договориться с правительством России о предоставлении Украине кредита на финансирование огромного дефицита государственного бюджета. Речь идет о выделении Украине российского кредита в 5 миллиардов долларов на срок от пяти до семи лет под ставку LIBOR плюс 8-9 процентов. Однако условия возможного выделения кредита пока не обсуждались, т.к. просьба украинской стороны была неофициальной. Правда, Минфин РФ уже запросил у Украины дополнительную информацию о состоянии украинской экономики. Ко всему этому следует добавить решение о предоставлении Россией кредита Кубе, по предварительной договоренности в ходе визита Рауля Кастро в Москву "острову свободы" будет предоставлен кредит в 350 миллионов долларов. Думаю, что это только первый шаг к углублению экономических связей между нашими странами. Еще раз повторюсь, что причины столь масштабной кредитной политики России по отношению к своим союзникам в основном политические. Россия хочет подтвердить свой статус лидера на постсоветском пространстве, показывая, что не собирается бросать своих друзей в беде. Постепенно соседям и союзникам становится понятным, что дружить с Россией выгоднее, чем воевать. Правда, в каждом отдельном варианте могут быть свои нюансы. К примеру, Киргизия приняла оперативное решение о закрытии военной базы США в Манасе. Правда Бишкек категорически отрицает связь между деньгами "русского брата" и этим политическим решением, но совпадение что называется налицо. Что касается Белоруссии, то, скорее всего, Россия все-таки додавит Белоруссию в своем требовании признать Южную Осетию и Абхазию. Помимо сохранения ведущей роли в АврАзЭС и СНГ, у России есть и еще один, на мой взгляд, серьезный мотив. Сейчас все равно, что гадать на кофейной гуще, никто не скажет как долго продлится нынешний мировой кризис и каковы будут последствия экономике стран СНГ? В случае негативного сценария событий некоторые и без того падающие режимы могут и зашататься окончательно, а то и упасть. Поэтому становится вполне понятным, что России новая серия цветных революций на наших границах ну уж никак не нужна. Даже учитывая, что если они и не будут проходить под антироссийскими лозунгами, дестабилизация ситуации в любой из стран СНГ грозит внешнеполитическими осложнениями для многонациональной России, поэтому как гласит русская поговорка, лучше "постелить соломку, чтобы не больно было падать!". Что касается Украины, то у России накопилось достаточно много вопросов к Украине и проблем, которые Россия хотела бы решить. Это, прежде всего, ратификация соглашения о так называемом "нулевом варианте". Так называется договор "О разделе имущества бывшего СССР", по которому Россия берет на себя все долги Союза, но другие бывшие республики отказываются от своих претензий на любое имущество СССР, решения Украиной вопросов собственности бывшего СССР за границей, решения спорных вопросов с российской собственностью на Украине, признание Украиной в качестве госдолга долгов украинских предприятий перед Внешэкономбанком СССР. Естественно, для Украины выполнить подобные условия России непросто и в один все эти проблемы не решить. У помощи России бывшим братским республикам существует еще и явный экономический смысл. Из-за экономической ситуации в России огромное количество гастарбайтеров уезжает и ближайшее время возвратиться домой. По предварительным подсчетам их уже уехало из России более 500 тысяч человек, поэтому в этих условиях возвращение "рабочей силы" в родные пенаты странам, которые они в свое время покинули крайне невыгодно, а то и просто опасно.


Александр Гусев,
Юлия Тимошенко. Фото ©AFP

16.02.2009,
www.viperson.ru



Док. 546421
Перв. публик.: 16.02.09
Последн. ред.: 19.02.09
Число обращений: 8

  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``