В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Головань: Дети должны знать свои права Назад
Алексей Головань: Дети должны знать свои права
В феврале 2002 года Алексей ГОЛОВАНЬ был назначен уполномоченным по правам ребенка в Москве. Сегодня его деятельность нередко сравнивают с зеркалом, отражающим отношение власти к соблюдению и защите прав детей. В эксклюзивном интервью "Кругу жизни" Алексей Головань рассказывает, как и кто защищает права юных москвичей.



- Алексей Иванович, столичный мэр объявил для Москвы следующий, 2007 год Годом ребенка. Это означает, что власть вспоминает о детях только по заранее объявленным датам, например 1 июня или в Год ребенка?

- Конечно, нет. Москва славится своей социально ориентированной политикой. Например, в этом году на реализацию комплексных мер социальной защиты москвичей направили на 13,2 процента больше средств по сравнению с 2005 годом. Это позволит еще активнее помогать многодетным семьям, матерям, воспитывающим детей-инвалидов, беременным женщинам. Однако еще немало болевых точек, которые по-прежнему требуют решения. Объявив 2007 год Годом ребенка, мэр пообещал выделить дополнительно 10 миллиардов рублей на поддержку семьи и детства. Эти деньги станут локомотивом для решения хотя бы части проблем. Только не подумайте, что все плохо, а мы прикрываем громкими цифрами наши недоработки. У города есть реальная база, чтобы выйти на качественно новый уровень в "детском вопросе". Ведь когда сделанного ноль, хоть трижды объявляй год Годом ребенка, прорыва не будет.

- Вы занимаетесь защитой прав детей. Большинство из нас понятия не имеют, каким правами наделены их дочь или сын.

- В 1990 году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. В ней установлены особые права детей, отличные от прав взрослых. Например, законом установлено, что ребенок имеет право на заботу родителей, бабушек и дедушек, право жить в семье, выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию. Замечу, что, если мы хотя бы на 80 процентов будем выполнять нормы, заложенные в конвенции, у наших детей будет по-настоящему счастливое детство.

- Возникает ощущение, что это лишь высокопарные слова, оторванные от реальности...

- Отнюдь нет. Это нормы, к которым мы должны стремиться.

- Если подробно остановиться на отдельных положениях конвенции, какие нормы реализуются в столице, а какие пока остаются недостижимым идеалом?

- Реализуются почти все, но нельзя сказать, что на 100 процентов. Вы правильно заметили, что конвенция как бы приподнята над жизнью. Но если мы не будем стремиться к идеалу, разве мы чего-нибудь сможем достигнуть? Возьмем, например, норму "отсутствие всякой дискриминации по отношению к детям". Это означает, что все дети, независимо от их развития, места проживания, национальности, имеют равные права. Думаю, вы не раз встречали на улицах Москвы мамаш с малолетними детьми из бывших наших республик, просящих милостыню. Разве можно сказать, что они находятся в равных правах с коренными жителями столицы? Нельзя. Тем не менее городские власти пытаются сгладить неравенство. Было время, когда приезжим детям отказывали в приеме в школу. Нет прописки - нет школы. Потом чиновники поняли, что лучше таких детей все-таки учить. Брошенные обществом, приезжие дети представляют для него определенную угрозу. Образование в этом случае является необходимым условием скорейшего ассимилирования представителей других стран. Сюда же можно отнести право детей на здравоохранение. Приходит мама-беженка со своим ребенком в поликлинику, а ей от ворот поворот: мол, вы не наш пациент, у вас нет ни регистрации, ни страхового полиса. Между тем закон обязывает медицинское учреждение оказывать базовый набор врачебных услуг всякому, без исключения, нуждающемуся человеку. Отказ можно обжаловать через управление здравоохранения округа, департамент здравоохранения Москвы, в прокуратуре, суде. Хотя обычно, стоит мне начать действовать от лица такого ребенка - просто позвонить в поликлинику, проблема решается сама собой. К сожалению, граждане очень плохо знают свои права, а чиновники этим пользуются.

- Когда к вам приходят люди, когда поступают какие-то письменные обращения, что реально вы можете сделать?

- Ко мне приходит очень много людей просто за советом: как защитить свои права, что делать в той или иной ситуации и так далее. Следующий этап работы - когда мы пишем разные ходатайства в разные государственные структуры с тем, чтобы защитить или восстановить права этого ребенка. Например, право на жилье, право на какую-то выплату, допустим, от государства и прочее. Также мы можем подготовить для заявителя грамотные юридические документы, например для того, чтобы обратиться в суд: иск, либо надзорную жалобу, или кассационную жалобу, - ведь если человек является малоимущим, у него нет возможности нанять адвоката. Мы можем проводить независимые проверки как самостоятельно, так и с прокуратурой города, мы даем разные рекомендации по изменению законодательства. Например, к нам обращается один человек, второй, третий по одной и той же проблеме, и тогда мы видим, что это системная проблема, то есть она беспокоит не одного гражданина, не одного ребенка, и мы выходим в правительство Москвы, мы выходим в Мосгордуму с предложениями по изменению законодательства.

- Вернемся к правам детей...

- Давайте рассмотрим право детей-инвалидов на обучение среди своих сверстников в общеобразовательных школах. Это в первую очередь дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата или иными физическими недостатками. У нас еще с советских времен сложился стереотип, что такие дети должны обучаться в интернатах, подальше от здоровых мальчиков и девочек. Но ведь это неправильно. Сегодня уже в нескольких школах Центрального округа пошли на эксперимент - совместили обучение детей-инвалидов и обычных учеников. В это трудно поверить, но, чтобы попасть в эти школы, здоровые дети должны пройти конкурс - так много желающих в них обучаться. Учителя смогли создать атмосферу терпимости и взаимопомощи, которая положительно влияет на всех ребят.

Самая фундаментальная норма конвенции ООН - это право детей на семью. У любого ребенка должны быть мама и папа. К сожалению, сегодня в московских детских домах и интернатах воспитываются около 3,5 тысячи детей, в домах ребенка еще 1140. Это те дети, которые могли бы жить в семьях.

- Но ведь не секрет, что те, кто хотел бы взять ребенка, часто отказываются от своих намерений, потому что не могут преодолеть бюрократические барьеры.

- Конечно, можно любую ситуацию довести до абсурда. У нас в стране ведь как: если захотите купить какую-то вещь, продавцы преподнесут вам ее на блюдечке с голубой каемочкой. А если захотите взять ребенка на воспитание, измучаетесь, прежде чем найдете необходимую информацию - куда пойти и что нужно для этого сделать. Недавно вместе с факультетом социологии МГУ и столичным Гуманитарным университетом мы провели большое социологическое исследование, в котором были задействованы 1200 москвичей. По его результатам, взять на воспитание ребенка готовы 2,5 процента москвичей. Может показаться, что это очень маленькая цифра, но если учесть, что в Москве число детей, оставшихся без попечения родителей, составляет всего 0,01 процента, то мы увидим, что число потенциальных родителей превышает число реальных сирот в сотни раз. Нужно просто их совместить.

- Насколько я знаю, в конвенции есть положение о том, что ребенок не может подвергаться жестокому, унижающему его достоинство обращению. Допустим, мама в целях воспитания, если ребенок плохо себя ведет, шлепнет его. Является ли это насилием?

- Это очень тонкая грань. Мы проводили исследование в отношении насилия над детьми в школе и дома. Около 70 процентов учащихся школ заявили, что подвергались такому насилию. Как психическому, так и физическому. Я не хочу сгущать краски и говорить о том, что взрослые - такие варвары. На самом деле проблема домашнего насилия актуальна не только для России, но и для большинства развитых стран. В советское время у государства было множество возможностей вмешательства в семью - через профком, партком и комсомол. Когда мы пошли по пути демократии, мы признали принцип невмешательства в семью. Сегодня даже участковый не всегда может войти в квартиру, если для этого нет каких-то серьезных оснований. Единственно, за кем такое право сохранилось, это за органами опеки.



Досье "Круга жизни"

Алексей Иванович Головань родился 2 февраля 1966 г. в подмосковном городе Дубне. В 1989 г. окончил Московский инженерно-физический институт, после чего пошел работать в Советский детский фонд им. В.И.Ленина. В 1991 г. возглавил региональную общественную организацию "Благотворительный центр "Соучастие в судьбе", которая осуществляла правовую поддержку выпускников детских домов. В 1993 г. окончил Институт молодежи, в 2000 г. - Московскую государственную юридическую академию. С 2002 г. член городского координационного совета по государственной поддержке развития детского движения Москвы. 6 февраля 2002 г. Московской городской думой назначен на должность уполномоченного по правам ребенка в городе Москве. В 2002 г. Министерством труда и социального развития РФ награжден знаком "Почетный работник Минтруда России".

Однако им порой тоже нелегко узнать о жизни того или иного ребенка. К сожалению, у нас нет координации между различными структурами, призванными защищать интересы детей. Допустим, о какой-то неблагополучной семье известно в школе, известно в поликлинике (дети приходят с родителями в поликлинику, и врач видит, что ребенок избит или находится в тяжелом душевном состоянии), знает об этом участковый, а органы опеки - в полном неведении. То есть никто не удосуживается снять трубку и сказать специалистам, что нас, дескать, беспокоит Ваня Петров, что родители его ведут себя как-то не так и не считаете ли вы нужным проверить, что происходит в этой семье. Большой вред причиняет эта несогласованность в ситуациях, связанных с продажей жилья: семья стоит на учете как неблагополучная и в школе, и в милиции, и в поликлинике, однако она спокойно продает жилье, а органам опеки ничего об этом не известно.

Например, к нам пришла двенадцатилетняя девочка. Оба ее родителя глухонемые. Отец-алкоголик терроризировал мать и дочь: бил, ходил в туалет прямо в комнате и заставлял убирать за собой, не давал выключать ночью свет в комнате. А жили они в коммуналке. И школа, и милиция об этом знали, но все отмахивались. Когда девочка пришла к нам и мы начали обзванивать все инстанции, везде подтверждали, что, действительно, они в курсе ее проблемы. А милиция вообще написала, что они пригласили папу и провели с ним беседу. Можно представить, как они беседовали с глухонемым. А как при этом дальше жить девочке с таким родителем, непонятно. Мы сами предъявили иск о лишении отца родительских прав. Это дало возможность требовать для девочки и ее матери отдельную квартиру.

- Здесь ситуация, когда в семье один из родителей - алкоголик. А есть ли случаи, когда дети страдают от насилия во внешне благополучных семьях?

- Бывают ситуации, когда родители, например, пытаются сделать из своего чада вундеркинда. Заставляют учиться до потери сознания, чтобы он поступил только в МГУ или Юридическую академию. Замечу, что при этом реализуются не амбиции ребенка, а именно его родителей.

- Как вы оцениваете новый Жилищный кодекс, который разрешает совершать сделки с жильем, не спрашивая на это разрешения у органов опеки и попечительства?

- И раньше, даже если семья была неблагополучная, но не состояла на учете, органы опеки, бывало, выдавали разрешение на сделки с жильем. Потому что за ним приходил прилично одетый риелтор с генеральной доверенностью, а не приползали родители-алкоголики. Но все же в большинстве случаев, прежде чем дать свое заключение, представители муниципалитета выходили на место, смотрели, что собой представляет семья, и могли решить, производится сделка в интересах ребенка или совсем наоборот. Теперь же, если ребенок не является собственником, о готовящейся сделке органы опеки могут вообще ничего не знать. Я считаю, что уже принятые законы, а также предстоящие реформы здравоохранения, образования, ЖКХ приведут к тому, что многие нормальные семьи вообще потеряют надежду на улучшение жилищных условий, получение достойного образования и медицинской помощи для своих детей, что противоречит не только международным документам, касающимся охраны прав детей, но и Конституции России.

- Что же делать?

- Бороться. Требовать от депутатов внесения поправок в уже принятые законы, широкого общественного обсуждения новых реформ. И хорошо, что мы живем в Москве, поскольку здесь делается все возможное, чтобы смягчить для горожан последствия антисоциальных правовых реформ.

- Были ли случаи в Москве, когда дети подавали в суд на своих родителей?

- Нет. Но вообще, я хорошо отношусь к тому, что в соответствии с Семейным кодексом ребенок, достигший 14 лет, имеет право отстаивать свои интересы в суде.

СПРАВКА "Круга жизни"

В шести центрах занятости населения административных округов Москвы работают ресурсные центры, в которых каждый москвич, ищущий работу, может бесплатно получить следующие услуги:

o самостоятельно искать вакансии с помощью Интернета, справочной литературы, СМИ; разместить свое резюме на ведущих работных сайтах, а также разослать его в кадровые агентства Москвы и кадровые отделы предприятий; создать адрес своей электронной почты;

o пройти индивидуальное профориентационное и психологическое консультирование у специалиста;

o принять участие в групповых консультациях по технологии поиска работы, тренингах по отработке навыков самопрезентации, в сеансах релаксации для улучшения психоэмоционального состояния.

Адреса ресурсных центров

Центральный административный округ: ул. Новослободская, д.46, стр. 1 (ст. метро "Новослободская", "Менделеевская"), тел. 972-48-70.

Восточный административный округ: ул. Щербаковская, д. 20/24 (ст. метро "Семеновская"), тел.: 369-46-23, 369-24-67.

Юго-Восточный административный округ: ул. Верхние Поля, д.3, стр. 2 (ст. метро "Братиславская"), тел. 349-19-98.

Южный административный округ: ул. Липецкая, д. 9 (ст. метро "Царицыно"), тел. 328-85-27.

Северо-Западный административный округ: ул. Свободы, д. 61, корп. 2 (ст. метро "Сходненская"), тел. 497-68-44.

Зеленоград: Зеленоград, корпус 1818, тел.: 533-08-55, 533-06-20.

- Почему уголовное наказание за издевательство над ребенком или убийство ребенка мягче, чем за те же действия, совершенные в отношении взрослого человека?

- Убийство взрослого и ребенка приводит к одинаковым срокам заключения. А еще у нас есть статья 166 УК, которая объединяет в себе ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по отношению к несовершеннолетнему и жестокое с ним обращение. То есть если родители просто не дают ребенку еды, оставляют одного в холодном помещении и так далее, но при этом жестоко и, подчеркиваю, систематически не избивают, то их просто лишат родительских прав. А для них это не наказание, а праздник: детей забрали, никто не мешает напиваться, да и новых детей можно родить.

- Расскажите про свою семью. Какое у вас было детство?

- Нормальное. Как у всех, у кого оно выпало на 70-е годы. Не могу сказать, что жили в роскоши - зарплата родителей была довольно скромной. Мама работала воспитательницей в детском саду, а папа и сейчас еще трудится инженером в научно-исследовательском институте. Может, поэтому одно из самых ярких впечатлений детства - это когда родители подарили автомат с мигающей лампочкой. Я до сих пор помню ощущение безграничного счастья.

- А как вы воспитываете своих детей?

- У моей жены есть дочь от первого брака. Когда я пришел в семью, ей было девять лет. Сейчас она взрослая девушка, в этом году исполнилось 22 года. В детстве она не была проблемным ребенком. Трудности возникли, когда Аня пошла в институт. У нынешней молодежи совсем иные ценности, нежели у людей моего поколения. Моя жена, как и я, посвятила свою жизнь заботе о детях. Она помогает не потеряться в большой жизни выпускникам детских домов. Дочь же считает, что то, чем мы занимаемся, непрестижно. По ее мнению, успешным в жизни можно быть, только если имеешь несколько иномарок и несколько раз в год ездишь отдыхать за границу. Я же, напротив, считаю, что моя работа интересна - хотя бы потому, что она приносит видимую пользу людям.

http://www.krug-zhizni.ru/statia4print.asp?st=41&issue=21

Док. 546219
Перв. публик.: 13.05.06
Последн. ред.: 13.02.09
Число обращений: 1

  • Головань Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``