В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Гусев: Региональный рейтинг доступности жилья - 2007 Назад
Александр Гусев: Региональный рейтинг доступности жилья - 2007
Какова доступность жилья в российских регионах? Какова разница в региональных уровнях доступности жилья? Как связаны индикаторы доступности жилья с миграционными потоками? Где имеет смысл присмотреть себе место для жизни?

Одним из целевых параметров приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является обеспечение возможности 30% домашних хозяйств приобретать жилье за счет собственных и заемных средств. Методически оценка доступности жилья с кредитом осуществляется посредством индекса HAI (Housing Affordability Index), который был рассмотрен на страницах "Капитала страны" (Доступность жилья в России и за рубежом). Напомним, что его смысл состоит в проверке достаточности определенной доли доходов семьи на покрытие платежей по ипотечному кредиту. Значения индекса HAI лежат в интервале от 0 до 100%, где значение 100% показывает полное соответствие финансовых возможностей населения ценам на жилье.

В табл.1 представлен рейтинг регионов России по расчетному показателю доступности жилья за 2007 год. Субъектом доступности жилья является семья из 3-х человек, приобретающая квартиру площадью 54 кв.м и получающая ипотечный кредит в банке-партнере ОАО "АИЖК" на следующих условиях: размер кредита - 80% от стоимости квартиры (предмета залога), срок кредита - 20 лет, процентная ставка 13,75%. Ежемесячный доход домашнего хозяйства оценивался как двукратный размер среднегодовой начисленной заработной платы. Предельная доля дохода семьи, расходуемая на обслуживание кредита, была принята на уровне 50%. Цены на квартиры были взяты за IV квартал 2007 года.


Таблица 1. Рейтинг регионов России по доступности жилья, приобретаемого за счет собственных и заемных средств в 2007 году.*

Субъект Российской ФедерацииHAI, %
Ямало-Ненецкий автономный округ139,8
Ненецкий автономный округ137,8
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра120,6
Еврейская автономная область111,0
Тюменская область108,6
Республика Саха (Якутия)103,4
Камчатский край89,0
Республика Северная Осетия – Алания79,2
Республика Хакасия71,8
Забайкальский край71,2
Ленинградская область70,4
Республика Карелия69,2
Республика Калмыкия69,0
Кемеровская область69,0
Амурская область68,4
Республика Тыва66,4
Республика Коми65,4
Томская область64,6
Республика Бурятия64,2
Красноярский край63,0
Новгородская область62,4
Хабаровский край62,2
Ставропольский край61,4
Саратовская область61,0
Астраханская область59,8
Архангельская область59,4
Смоленская область58,4
Челябинская область58,4
Республика Татарстан57,4
Оренбургская область56,4
Республика Мордовия55,6
Самарская область55,2
Омская область55,2
Орловская область55,0
Курская область54,8
Республика Адыгея54,6
Вологодская область54,2
Калининградская область53,6
Приморский край53,2
Белгородская область52,4
Республика Алтай52,4
Брянская область52,2
Ростовская область52,0
Тульская область51,8
Московская область51,6
Воронежская область49,2
Липецкая область46,6
Тамбовская область46,4
Иркутская область45,6
Новосибирская область45,6
Псковская область45,4
Республика Башкортостан45,4
Волгоградская область45,2
Калужская область44,8
Рязанская область44,8
Владимирская область44,4
Ивановская область44,4
Пензенская область44,0
Ульяновская область44,0
Республика Марий Эл43,6
Чувашская Республика43,2
Республика Дагестан42,8
Тверская область42,4
Свердловская область42,4
Ярославская область42,2
Краснодарский край41,8
Удмуртская Республика41,6
Кировская область40,4
Костромская область39,8
Пермский край39,0
Алтайский край36,6
г.Санкт-Петербург36,0
г.Москва34,2
Нижегородская область30,0

* Из-за отсутствия данных в рейтинг не попали такие субъекты РФ, как Мурманская область, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Курганская область, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ.

Представленные оценки позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, высокая доступность жилья характерна для богатых нефтедобывающих регионов (Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Якутия), а также "социально умирающих" регионов (например, Еврейская автономная область), в которых жилая недвижимость не представляет ценности, поскольку население в них стремится переехать в более благоприятные районы проживания.

Во-вторых, низкая доступность жилья имеет двоякое значение. С одной стороны, она идентифицирует кризисные территории (например, Костромская область), а с другой - она характерна для регионов-лидеров (Москва, Санкт-Петербург), где острый дефицит жилья раздувает "ценовые пузыри" на рынке недвижимости. Таким образом, в зоне низких значений HAI может иметь место аномальная закономерность: чем ниже доступность жилья, тем выше желание граждан проживать в соответствующих регионах.

Если рассматривать показатель HAI по федеральным округам страны (табл.2), то можно обнаружить следующую закономерность: чем меньше население округа, тем больше значение доступности жилья (коэффициент корреляции 55% и он значим на доверительном уровне 95%).

Таблица 2. Доступность жилья по федеральным округам в 2007 году.

  Федеральный округЧисленность населения на начало 2007 года, тыс. чел.  HAI, %
Центральный федеральный округ3721842,0
Северо-Западный федеральный округ1355043,0
Приволжский федеральный округ3034646,6
Южный федеральный округ2277747,0
Сибирский федеральный округ1959055,4
Уральский федеральный округ1223167,0
Дальневосточный федеральный округ650975,2
Российская Федерация14222147,0

Принимая во внимание миграционные потоки населения из азиатской части России в европейскую часть, можно сказать, что доступность жилья по федеральным округам отражает желание граждан оставаться на данной территории. Следуя этой логике, проживающие в Дальневосточном федеральном округе 6,5 млн. чел. имеют желание оставаться там в 2 раза меньшее, чем 37,2 млн. жителей Центрального федерального округа.



***

Работа выполнена в соответствии с грантом Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (проект МК-440.2008.6).


06.11.2008

kapital-rus.ru



Док. 546162
Перв. публик.: 06.11.08
Последн. ред.: 13.02.09
Число обращений: 3

  • Гусев Александр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``