В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Е. Егоров: К вопросу о задачах правового образования в туристском вузе Назад
В.Е. Егоров: К вопросу о задачах правового образования в туристском вузе
Со времени своего появления человеческое общество непрерывно развивается, социальные отношения усложняются. Требуется все более и более тщательное регулирование правил поведения людей и правильное их применение. Следовательно, возрастает значимость правового образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Правовое образование в современной России является одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования. Ее основу составляет система знаний и понимания права, а также действия, направленные на их практическую реализацию, что напрямую взаимосвязано с состоянием образования в обществе.
Современные этапы развития туризма и высшего профессионального образования в сфере туризма характеризуются увеличением квалификационных требований к будущим специалистам. Общепрофессиональный раздел образования ориентирован на формирование теоретических знаний и практических умений в процессе освоения гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Основные требования к уровню подготовленности специалиста в сфере туризма включают в свой состав знание права и российской правовой системы, правоприменительных и правоохранительных органов, правовых и нравственно-этических норм в сфере профессиональной деятельности.
Однако последующие изменения в законодательстве о туризме требуют соответствующего изменения в специальной правовой подготовке будущих специалистов.
Таким образом, все вышеизложенное актуализирует тему нашей статьи.
Анализ практики правовой подготовки в профессиональном образовании студентов туристского вуза позволил выявить следующее противоречие: с одной стороны, правовые знания, умения и навыки студентов и специалистов не соответствуют современным потребностям развивающегося туристского бизнеса, а с другой стороны, дидактический материал, предлагаемый в учебном процессе, отстает от жизненных реалий сегодняшнего дня и, в особенности в вопросах правовой подготовки студентов и правового регулирования туристской деятельности.
В данной статье предпринимается попытка изложить основные направления деятельности преподавателей правовых дисциплин в подготовке высококвалифицированных специалистов и задачах правового образования на современном этапе в туристском вузе.
Выделяя основные направления, мы исходим из гипотезы, что эффективность в правовой подготовке студентов туристского вуза зависит от своевременной подготовки преподавательским составом дидактического материала, отвечающего последним изменениям в законодательстве о туризме.
Информационный взрыв, современные темпы прироста научной информации и кардинальные изменения в законодательстве, которые нужно успеть передать студентам за время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счёт новых педагогических приёмов. Особенно в этой связи определённые трудности испытывают преподаватели правовых дисциплин.

"Ничто в нашей жизни не подвергнуто столь многочисленным изменениям как законы и право; а потому обучение кого-нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую задачу", - говорил в своё время один из основоположников гуманистической педагогики Мишель Монтень (1533 - 1592) [1, c. 25]. Эти слова в полной мере соответствуют нынешним реалиям, когда законодательные органы нашего государства почти революционным образом проводят правовую реформу страны.
Туризм как социально-экономическое явление требует надежного правового регулирования, то есть создания благоприятных условий для его развития. Поэтому, как полагает председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, "<...> туризм должен стать важной составной частью экономики, особенно на стадии ее развития, на стадии политической стабильности, которая сегодня позволяет говорить о каких-то приоритетах правительства" [2, c.8]. Очевидно, по мнению В. Драганова, в законодательных инициативах парламента туризм займет достойное место [3, c. 8].
Профессиональная деятельность специалиста в сфере туризма требует умения ориентироваться в многочисленных юридических источниках, относящихся к туристской индустрии, соотносить принимаемые решения с нормами права, понимать правовые связи в предпринимательских отношениях и тем самым обеспечивать эффективную деятельность туристской организации [4, c. 4].
Кроме того, специалисту необходимо обратить внимание на проводимую правовую реформу в нашей стране, в результате которой происходят изменения в туристском законодательстве.
27 декабря 2002 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон "О техническом регулировании [5], который принципиально изменил понятия стандартизации и сертификации (из него исключен нормативный характер деятельности и упоминание о ее направленности на обеспечение безопасности соответствующих объектов, а также качества продукции, работ и услуг). В соответствии с концепцией закона подтверждение соответствия туристских услуг может осуществляться только в форме добровольной сертификации.
    После вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании", с 1 июля 2003 года утратили силу Законы Российской Федерации о стандартизации и сертификации, соответствующие положения Закона о туризме, а также другие нормативные правовые акты и документы, предусматривающие обязательную сертификацию в отношении туруслуг. В соответствии с Законом должны быть приведены отдельные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" по вопросам нормирования требований к продукции, работам и услугам, а также правилам подтверждения соответствия. В частности, это относится к ст.ст. 474, 542 Гражданского кодекса, где упоминаются государственные стандарты, а также к ряду статей Закона "О защите прав потребителей" (понятие "стандарт" в преамбуле, п.5 ст. 4, п.4 ст. 7, п.2 и 3 ст. 10, ст. ст. 26, 38, 42, 45) [6].
    Из этого следует, что, специалистам в сфере туризма, при применении законодательства о туризме, а также других актов, регулирующих вопросы оказания услуг, необходимо руководствоваться нормами нового Закона, относящимися к этому объекту технического регулирования [7, с. 22].
3 июня 2006 года Президент России подписал Федеральный закон N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Закон ввел третий тип особых экономических зон "туристско-рекреационные особые зоны". Новый закон полностью опирается на принятый в 2005 году закон об особых экономических зонах с учетом особенностей функционирования туристских зон. Неизменными остались общий порядок создания, механизм функционирования особых экономических зон и управления ими. Вновь принятый закон определяет особенности создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон, ввел новое понятие туристско-рекреационной деятельности, а также условия осуществления предпринимательской деятельности на их территориях.
Однако с вводом особых экономических зон туристско-рекреационного типа появились и проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Среди них, вопрос подготовки и переподготовки кадров. Повышение качества услуг в сфере туризма невозможно без высококвалифицированного персонала. По нашему мнению, проблемы могут усугубиться еще и быстрым ростом количества рабочих мест. Возможно, потребуется пересмотр заказа на подготовку специалистов непосредственно для сферы туризма.
Думается, туристско-рекреационная деятельность в особых экономических зонах должна становиться обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального туристского образования, так как является составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна и требует также надежной правовой защиты.
Следовательно, напрашивается вывод, что каждый вид деятельности должен выполнять специалист, обладающий определенными правовыми знаниями, умениями и навыками их применения на практике [8].
    5 февраля 2007 года был принят долгожданный и обещанный законодателем Федеральный закон за N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который вступил в силу с 1-го июня 2007 года. Новый закон внес существенные изменения в ранее действующий. Однако, как показывает практика и широкая полемика в периодической печати, специалисты в сфере туризма просто не читали закон, особенно его 7-ую главу. По мнению руководителя юридической фирмы "Персона Грата" Г. Мохова, - они "часто путают поправки к закону и сам закон. Последний целиком, как выяснилось, никто и не видел. Отсюда полное отсутствие представления о том, как строится система фингарантий и на что направлен закон. Некоторые до сих пор искренне полагают, что это депозитная система и гарантийную сумму в пять миллионов нужно вносить "живьем" на расчетные счета. Отсюда возникает совершенно необоснованная паника.
<...> В законе достаточно подробно обозначены объекты и субъекты турбизнеса - что такое оператор, агент, турпродукт и так далее. Но именно эти простые дефиниции вызывают проблемы в приложении к реальной жизни. Вопрос идентификации, кто является туроператором и кто не является, до сих пор ключевой для многих компаний" [9, с. 18].
    Поэтому закономерен вопрос организации проведения разъяснительной работы среди лиц, профессионально занимающихся турбизнесом, чтобы они поняли смысл и содержание закона и осознали его социально-экономическую эффективность для отрасли и страны в целом.
     Таким образом, хорошая правовая подготовка тех, кто участвует в туроператорской, турагентской, туристско-рекреационной и иной деятельности по организации путешествий, оказанию туристских услуг, по нашему мнению является заслоном для ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности или стремления обойти закон.
    Туристская деятельность, по мнению специалистов, не может осуществляться вне и помимо правовых норм. Слабое правовое обеспечение сферы туризма, туристской экономики, в недавнем прошлом, порождало нецивилизованное развитие туристского рынка [10, c. 6].
Практикой отмечено, что именно в правоотношениях туристов и организаций, оказывающих туристские услуги, возникает немало сложностей, конфликтных ситуаций, разрешение которых должно осуществляться с учетом требований действующего законодательства.
    Например, в октябре 2001 года в Псковский городской суд Псковской области с иском к турфирме "Славянский тур" обратилась гражданка П., требуя компенсации морального вреда и взыскании материального ущерба за некачественное оказание услуг по предоставлению туристского отдыха в Турции. Этому иску способствовал ряд нарушений требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" со стороны сотрудников турфирмы. В ходе судебного разбирательства представитель турфирмы "Славянский тур" был вынужден признать свою вину и заплатить 6000 рублей гражданке П. и выразить согласие заключить мировое соглашение. Суд определил утвердить мировое соглашение, заключенное П. и представителем турфирмы "Славянский тур" [11, c. 72].
Аналогичная ситуация произошла и с турфирмой "Палома Турс". 5 марта 2002 года суд вынес решение о возмещении причиненного вреда в пользу гражданки Г., выставившей исковые требования к турфирме "Палома Турс" за грубые нарушения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" во время тура по Польше и Чехии. Этим нарушениям также способствовали незаконные и профессионально неграмотные действия сотрудников турфирмы, которые в ходе судебного процесса свою вину признали, а "Палома Турс" вынуждена была оплатить материальный ущерб, компенсировать моральный вред гражданке Г. и внести госпошлину в доход государства [12, c. 68].
    Иногда сам руководитель предприятия (фирмы) проявляет свою низкую правовую подготовку и терпит поражение.    Так, 26 сентября 2002 года, в суд обратилось руководство той же турфирмы "Палома Турс" с иском к своей сотруднице менеджеру по туризму М. о взыскании с нее материального ущерба и морального вреда.     В ходе гражданского процесса суд вынес решение: "Туристской фирме "Палома Турс" отказать в удовлетворении иска", так как не нашел оснований для привлечения к ответственности М. и признал, что ее действия были законны. А турфирма была вынуждена оплатить М. расходы по оказанию юридической помощи [13, c. 47].    
Проведенное нами исследование дает основание обратить непосредственное внимание на требования современного общества и экономики. Из этого следует, что право сопровождает человека с момента рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать сферу отношений, между людьми, которые вообще выпадали бы из правового поля. "Сегодня ни одно сколько-нибудь значимое решение, - пишет О.Е. Кутафин, - нельзя принять без программирования его на предмет соответствия праву. В противном случае гражданина или объединение людей ожидают самые разные неприятности материального или репрессивного порядка" [14, c. 7].
    Профессиональная деятельность специалистов в сфере туризма должна строго соответствовать нормам права и являться надежным гарантом от посягательств из вне (недобросовестные клиенты), что предполагает: знание основных нормативных актов в данной отрасли права, свидетельствующее об умении отстаивать права и интересы туристского предприятия со ссылкой на закон, выигрывать судебные процессы.
    19 октября 1999 года суд вынес решение об отказе гражданке Ф. в удовлетворении иска, которая обратилась в суд с иском к туристской фирме "Славянский тур" о взыскании 20 тысяч рублей морального вреда, якобы причиненного ей во время тура по Болгарии. В ходе судебных прений и изучении представленных доказательств, суд пришел к выводу, что турфирма "Славянский тур" не виновна и не может нести ответственность за действия других организаций [15, c. 58].
Думается, такому ходу событий предшествовала хорошая правовая подготовка представителей турфирмы, которые смогли предоставить соответствующие материалы и документы, доказывающие их невиновность, и умело отстаивали свои интересы в точном соответствии закона.
В этой связи перед преподавателями возникает потребность повышения уровня правового образования в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов и переподготовки, действующих в сфере туризма. Для решения этой потребности выдвигаются конкретные задачи перед образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
По нашему мнению главная задача перед образовательными учреждениями состоит в том, чтобы учесть изменения в сфере туризма и в законодательстве, которое эту деятельность отражает.
Поэтому как не велика необходимость ориентироваться в учебном процессе на некие непреходящие правовые ценности, важно в то же время следить за обновлением нормативно-правовых требований, за появлением совершенно новых законов, за конкретизацией последних в подзаконных актах.
На основе нового законодательства складываются и новые правоотношения в сфере туризма. Это обстоятельство особенно подчеркивается в связи с введением в действие Федерального закона от 5 февраля 2007 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 12-ФЗ.
Задача же преподавателей правовых дисциплин туристского вуза состоит в том, чтобы в максимально возможной степени удовлетворить возникшую потребность в современных правовых знаниях в сфере туризма. Учитывая при этом то, что будущие выпускники должны будут сочетать свою трудовую деятельность с непрерывным обучением, поскольку трансформация общества происходит столь быстро, что в значительной степени, обесценивает полученные ими знания в ближайшие после окончания вуза годы, чему свидетельствует реальная практика.
Поэтому следующая главная задача высшей школы - научить студента самостоятельно добывать, обрабатывать и применять на практике полученные знания с использованием всех имеющихся образовательных технологий и методик.
Реалии жизни таковы, что в современных условиях получение одного высшего образования недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию и быть востребованным на рынке работ на протяжении всей трудовой деятельности. Думается, в ближайшем будущем специалисты в сфере туризма будут неоднократно проходить обучение, переподготовку, получать новые знания, специальности, в том числе и в области правового регулирования, чтобы соответствовать потребностям рынка. И тогда на смену менеджерам, работающим сегодня в туристской отрасли, придет новое поколение менеджеров, обладающих новым мышлением, в том числе и правовым, новыми технологиями, которые должны быть заложены в процессе непрерывного профессионального туристского образования.
Следовательно, указанная потребность общества должна быть максимально удовлетворена нами, работающими в сфере туристского образования. Для чего необходимо: начать разъяснительную работу среди специалистов, преподавателей спецдисциплин, ведущих учебную деятельность в образовательных учреждениях в сфере туризма по исполнению требований закона, осмыслению его содержания, вводящего новый порядок оказания услуг по реализации туристского продукта; подготовить к новому учебному году рабочие учебные программы по правовым дисциплинам и другой дидактический материал необходимый для подготовки менеджеров в сфере туризма с учетом новых изменений в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской федерации".
    

Литература
1. Монтень М. Опыты: [Перевод]. В 3-х книгах / Изд. подгот. А.С. Бобович и др. - 2-е изд. 1 и 2 книги. - М.: Наука, 1980. - 703 с.
2. Богданова С. Депутаты новой Госдумы вплотную занялись туризмом // Туризм практика, проблемы, перспективы. - 2004. - N06. - С. 8 - 9.
3. Драганов В.Г. Туризм как неотъемлемая часть экономики // Туризм практика, проблемы, перспективы. - 2004. - N 06. - С. 8.
4. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Составитель Н.И. Волошин. - М.: Финансы и статистика. 1998. - 432 с.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. - 2002. - N52. - Ст. 5140.
6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N2300 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2- ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - N15. - Ст. 766.
7. Парций Я. О стандартизации и сертификации в туристской деятельности // Туризм практика, проблемы, перспективы. - 2004. - N 01. - С. 22 - 25.
8. Егоров В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. 2006. - N 6. - С. 32 - 36.
9. Мохов Г. Пора бы определится... // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. - N 04. - С. 18 - 19.
10. Волошин Н.И. Правовые основы туристской деятельности: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 424 с.
11.     Гражданское дело N 2-5384/2001 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N350/05.
12.     Гражданское дело N 2-1002/02 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N580/05.
13.     Гражданское дело N 2-5623/2002 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N 576/05.
14.     Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2002. - 396 с.
15.    Гражданское дело N2-55/99 Псковского городского суда Псковской области. Арх. N 215/05.

Статья опубликована в Федеральном научно-практическом журнале "Туризм: право и экономика". - 2007. - N 4.

Док. 546150
Перв. публик.: 13.02.07
Последн. ред.: 13.02.09
Число обращений: 1

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``