В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
В.Е. Егоров: Правовое образование в неюридических вузах: некоторые проблемы в педагогике права Назад
В.Е. Егоров: Правовое образование в неюридических вузах: некоторые проблемы в педагогике права
Понятие "педагогика права" давно и достаточно используется в научных кругах. Начиная с 70-ых годов прошлого столетия, ряд ученых (В. А. Язев, Н.С. Алексеев, Н. В. Дыбовская, В. Н. Бурлаков, Т. В. Кашанина, А. Г. Циприс и др.) подняли широкое обсуждение в научной периодической печати проблему правового образования в неюридических вузах и правового воспитания населения страны. Ими были освещены проблемные вопросы педагогики права, предложены пути их преодоления, однако в начале 90-ых годов в связи с социально-политическими изменениями в России, обусловившими необходимость кардинального обновления законодательства в государстве они были незаслуженно забыты.
В начале XXI века общество поняло, успешное функционирование государства в современных условиях во многом зависит от состояния правовой культуры и правового сознания молодежи, призванной определять будущее России. Возобновилось обсуждение проблем связанных с педагогикой права в научной периодической печати. С интересными сообщениями выступили Е. Болотова, Н.А. Багрова, Е.А. Певцова, Д.А. Ягофаров и другие ученые, обеспокоенные нерешенными проблемами в правовом образовании в вузах неюридического профиля. Однако, для публикаций современного периода характерно соотношение изучения правовых дисциплин в неюридических вузах не с теорией и методикой их преподавания, а с определением значимости изучения правовых дисциплин и выявлением проблем в правовом образовании в целом.
Таким образом, как самостоятельное направление научного исследования в настоящий период педагогика права все еще находится в начале своего развития. Поэтому вопросы, связанные с ней актуальны, но слабо обсуждаемы в научном и научно-популярном обиходе, особенно вопросы теории и методики преподавания правовых дисциплин.
Под педагогикой права принято понимать новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов правового образования, пропагандой правовых знаний в гражданском обществе построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.
Предметом педагогики права являются:
- во-первых, эффективность правового воспитания, образования и обучения. Главная цель такого направления исследований состоит в обосновании научных основ комп?лексного процесса формирования правовой культуры различных групп населения, в том числе молодежи в процессе получения среднего, среднего специального и высшего образования, специалистов и руководителей, повышающих квалификацию, а также иных групп в целях повышения их социальной и правовой активности;
- во-вторых, педагогика права призвана разрабатывать методы исправления и перевоспитания лиц, совершающих различные правонарушения (психолого-педагогические методы профилактики);
- в-третьих, педагогика права должна изучать проблемы, возникающие в процессе деятельности различных государственных органов и общественных организаций, когда воспитательный эффект достигается посредством применения различных мер воздействия (уголовного наказания, административных взысканий, мер дисциплинарного воздействия).
Следовательно, можно говорить о предмете педагогики права в широком и узком смысле слова. Если речь идет о людях с позитивным поведением, то педагогика права решает задачу формирования высокой правовой культуры (широкий аспект). Когда же имеется в виду контингент е антиобщественным поведением, то педагогика права должна содействовать достижению целей перевоспитания средствами педагогического характера (узкий аспект) [1].
Вопрос о методике педагогики права до сих пор остается актуальным. Ряд ученых правоведов (Н.С. Алексеев, Н.В. Дыбовская, В.Н. Бурлаков и другие) еще в 80-х годах прошлого века отмечали, что методика преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах и методика правового воспитания находятся в стадии разработки. Тем самым они как бы "отпочковались" от цикла общих и частных методических дисциплин, преподающихся в неюридических вузах, но, обретя специфическое правовое содержание, не в полной мере включают необходимый арсенал, накопленный правовыми науками (теорией права, криминологией и т. д.). Правовая педагогика, отмечали названные ученые, сможет стать самостоятельной областью знания и обрести собственный методический потенциал лишь при условии, если будет опираться на прочный фундамент знаний об объекте воздействия правового воспитания. По их мнению, таким объектом являются правосознание в целом и правосознание отдельных групп населения в частности.
Действительно, без учета общих закономерностей формирования правосознания и особенностей, присущих правосознанию лиц с различной социальной направленностью, неодинаковым уровнем правовой культуры, вряд ли можно создавать серьезные методические построения. Но именно таково положение дел: компоновка программ по курсу ряда правовых дисциплин для неюридических вузов, сводится, в сущности, к формированию уменьшенной копии программ для юридических вузов. Практика показывает, что восприятие права неюристами существенно отличается от его восприятия студентами юридических вузов. Программа правового обучения студентов неюридических вузов не включает проблем криминологии и правонарушений. Острым остается и вопрос о количестве и качестве юридической литературы: законодательной, справочной, учебной, научно-популярной.
Думается методика педагогики права должна состоять из двух основных частей - общей методики и цикла частных методик. Общая методика должна давать представление об особенностях формирования правосознания, правовой культуры и правовой активности, способах и путях воздействия на формирование этих феноменов, принципах правовой пропаганды и иных общих вопросах. Частные методики должны исходить из особенностей правового обучения и воспитания различных групп населения по возрасту, роду деятельности, социальной направленности и т. п. На этой основе можно было бы создать "пакет программ и методических рекомендаций" для различных групп общей системы правового образования, на основании которых можно было бы "знакомить географов с международным правом, геологов - с законодательством о недрах земли, биологов - с законодательством об охране природы, физиков - с космическим и атомным правом и т. д." [2].
По мнению К.М. Левитана дидактика высшей школы, которая по определению должна быть теорией обучения в вузе, как наука находится в состоянии становления уже более столетия. Такое положение объясняется тем, что научные исследования по дидактике средней школы давно и широкомасштабно проводятся в педагогических и общеобразовательных учебных заведениях, а в "непедагогических" вузах очень часто ведущими считаются научные и практические проблемы специальности, а не проблемы обучения этой специальности, например, юриспруденции. Этому способствует сама система научной аттестации вузовских преподавателей. Как правило, преподаватель юридического вуза стремится защитить диссертацию и получить ученую степень по своей юридической специальности, а не по теории и методике профессионального образования (специальность 13.00.08 согласно номенклатуре ВАК). Однако очевидно, подчеркивает К.М. Левитан, что даже крупные ученые не всегда становятся хорошими преподавателями [3, с.165].
Исследователи отмечают, что большинство студентов неюридических вузов рассматривают право только как средство принуждения, орудие наказания, а главной задачей правоохранительных органов считают погоню за преступником, его изобличение и назначение сурового наказания. В известной мере такое представление формируется под влиянием средств массовой ин?формации, подчас односторонне показывающих назначение права. В произведениях, затрагивающих те или иные аспекты права, преобладают детективные истории, посвященные главным образом уголовно-правовой проблематике. Действительно, по мнению Т.В. Кашаниной, право помогает обществу ограждать себя от людей, посягающих на основы его жизни, нарушающих права граждан, мешающих своим противоправным поведением поддерживать в обществе порядок. Но не только в этом назначение права, считает исследовательница. Главной, в гражданском обществе является его регулятивная функция. Установление широкого круга субъективных прав, четкая регламентация юридических обязанностей, порядка их реализации и исполнения, указание на средства защиты прав от возможных нарушений, а также на меры поощрения, применяемые в случае добросовестного исполнения своих обязанностей, - вот далеко не полный перечень правовых средств, с помощью которых достигаются организованность и порядок в общественной жизни, и именно это составляет основу правового регули?рования в нашем обществе. Если бы все добросовестно выполняли установленные юридическими нормами требования, применение мер государственного принуждения было бы излишним. Действие права подобно действию воздуха: когда он есть (или когда люди сообразуют свое поведение с требованиями права) - его не замечают, когда он отсутствует или его недостает (аналогично, когда нормы права нарушаются), то вспоминают о его существовании [4].
Такая постановка вопроса, в теории преподавания права, вызывает возражение у некоторых преподавателей-правоведов (А.Г. Быков, А.Я. Горман, Р.К. Гусев) [5]. Они для повышения общего уровня правовой подготовки студентов считают необходимым преодолеть абстрактный характер преподавания курса "Правоведения", увязать его содержание с основами правовых знаний, полученных в школе, улучшить методику преподавания. Абстрактный характер, по их мнению, выражается в том, что изучение правовых вопросов по существу недостаточно связывается с будущей профессией выпускника вуза. Студенту даются основы знаний по всем отраслям права в традиционном стиле. В известной мере это оправдано, так как студент должен усвоить понятие системы права, его важнейшие отрасли и институты, уметь пользоваться основными правовыми документами, применять их на практике. Вместе с тем, предлагают они, следует найти оптимальное сочетание необходимого минимума знаний, который должен быть у студента в области права, с учетом особенностей будущей специальности или предпринимательской деятельности, в которой ему предстоит работать.
Следовательно, содержанием педагогики права должны быть не только конкретные нормы закона, а, прежде всего основные юридические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования в различных правовых системах. Право должно преподаваться как наука (система научных знаний), а не как комментарий к действующему законодательству. Этот путь гораздо сложнее, чем привычный для многих пересказ содержания закона или других нормативных актов. Но именно он, является научным и единственно возможным в современных условиях быстрого изменения отечественного законодательства. В результате студент должен усвоить общепризнанные цивилистические постулаты и уметь самостоятельно анализировать их различное законодательное оформление, а также овладеть основными навыками практического использования гражданско-правовых средств в будущей профессии и повседневной жизни.
В дидактике важную роль играют формы обучения и методы обучения. Как известно, формы обучения - это способы организации учебного процесса, а методы - способы педагогического взаимодействия преподавателя с обучающимися. В дидактике педагогики права формы организации учебного процесса раскрываются через способы взаимодействия преподавателя-правоведа с обучающимися при решении образовательных правовых задач. Они решаются посредством различных путей управления познавательной деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуются содержание правового образования, методы и средства обучения, образовательные технологии.
К числу основных организационных форм обучения в педагогике права до недавних пор относились: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов, зачеты, экзамены. Остановимся на лекции, так как это одна из основных форм учебного процесса и главный метод обучения в вузе. Лекция (от лат. lectio - чтение) - логически последовательное изложение определенных научных знаний перед студентами. Она долгое время служила как классический метод и сохранила свою ведущую роль в высшей школе до настоящего времени. Считалось, в ней лектор выступает в своеобразной роли посредника между наукой и студентами. Однако следует заметить, что в современной дидактике существуют противоположные точки зрения относительно эффективности лекционной формы обучения. Противники считают, что лекция приучает к пассивному восприятию излагаемого материала, мешает развитию самостоятельного мышления студентов, отбивает охоту к самостоятельной работе, приучает к механической записи слов лектора без их должного осмысления, препятствует реализации индивидуального подхода и имеет весьма слабые возможности оперативного контроля усвоения учебного материала. Такие критические замечания не лишены смысла, поэтому на практике, особенно в неюридических вузах, применяются некоторые инновационные, интерактивные методы чтения лекций. Они заметно оживляют аудиторию и предоставляют возможность непосредственного общения студентов и преподавателя. Позволяют через живое слово возбудить и поддерживать интерес к изучаемой дисциплине, излагать в соответствии с дидактическими принципами тот или иной вопрос темы с учетом новейших достижений в правоведении, в определенной мере диалогизировать учебный процесс и таким образом повысить его эффективность. Например, при проведении лекций, по трудовому праву, чтение теоретического материала целесообразно завершить решением казусов, либо проигрыванием ситуаций по тому или иному вопросу методом ролевых игр. Студенты выступают заявителями, ответчиками, членами комиссий по трудовым спорам, представителями работодателя, местного комитета профсоюза и другими.
Большой интерес вызывают у студентов лекции-конференции, которые проводятся как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. Ведущая роль преподавателя проявляется в основном в конце занятия, когда преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.
Аналогично по живости и интересу проходят лекции-консультации, предполагающие изложение материала по типу "вопросы - ответы" или "вопросы - ответы - дискуссия". Однако здесь всплывает проблема, связанная с профессиональной компетенцией преподавателей правовых дисциплин, которые, безусловно, должны иметь базовое юридическое образование. К примеру, лектор, читающий курс "Правоведение", должен быть "универсалом". Он обязан знать не какую-то конкретную отрасль права, а все отрасли, включенные в программу курса (гражданское, трудовое, уголовное, административное и др.), компетентно отвечать на любые вопросы студентов. Трудности заключаются еще и в том, что лекции читаются большому потоку студентов (четыре-пять групп), что отрицательно влияет на качество усвоения материала. Нельзя не учитывать и аудиторию студентов неюридического вуза, которая не подготовлена к восприятию специфики правовой терминологии и правовых знаний. Поэтому, не снижая научного уровня лекции, преподаватель должен излагать ее в доступной, популярной форме, подкреплять множеством примеров из практики, лишь тогда это вызывает живой интерес, и, следовательно, лекция будет усвоена.
Положение преподавателя права в неюридическом вузе действительно своеобразно, так как чаще всего чтение курса обеспечивают один или два специалиста-правоведа. В этих условиях их научные и педагогические интересы не удовлетворяются, они нуждаются в получении си?стематической информации по новым вопросам законодательства и практике его применения, а также в разнообразной методической помощи.
Необходимыми элементами учебного процесса в неюридических вузах являются практические занятия. Как известно цель практических занятий заключается в углублении, расширении детализации полученных на лекциях знаний, выработке профессионально значимых умений и навыков. Они проводятся через две-три лекции и логически продолжают учебную работу, начатую на лекции. По своему значению практические занятия способствуют развитию профессионального мышления и культуры речи студентов, включая владение правовой терминологией, позволяют проверить усвоенные знания, выступают как средство оперативной обратной связи. Основную часть практического занятия, как показывает практика, необходимо отводить оптимальному сочетанию решения задач (казусов) с обсуждением теоретических вопросов, причем большую часть времени занимает решение задач. Решение задач должно быть письменным, содержать поставленные вопросы и развернутые ответы на них.
Немаловажное значение имеет применение метода тестирования на практических занятиях по праву. По свидетельству С.А. Бондаренко [6] в экономических вузах большой эффект имеет метод тестирования "с обоснованием". Процесс тестирования "с обоснованием" включает в себя следующие стадии: теоретическую, теоретико-практическую, аналитическую. На последней стадии активизируется мыслительная деятельность и логическое мышление у студентов при выполнении аналитико-синтетической деятельности, как: анализ правового текста с выделением и определением правовых понятий и мотивировкой ответа студента на тест; анализ и синтез правовых дефиниций, помогающих заметить и проанализировать ошибки, неточности в предложенных ответах на тест и выбрать наиболее правильный ответ; анализ определений, позволяющий студентам убедиться в правильности понимания содержания и структуры изучаемого правового понятия; правовое конструирование - поиск нескольких правовых норм для обоснования ответа на тест. По мнению исследователя после проверки ответов на тест необходимо проводить анализ результатов тестирования каждого студента и всей группы в целом, вносить, по необходимости, коррективы в работу по повторению пройденного материала и по устранению пробелов в знаниях, умениях, навыках и в саму методику.
Таким образом, тестирование "с обоснованием" - это и проверка знаний, и формирование умений и навыков применения правовых норм, и обогащение понятийного запаса правовых категорий у студентов неюридических вузов. Кроме того, тесты являются средством обучения и служат развитию и закреплению системного подхода к изучению правовых понятий, категорий, явлений.
Как видим, многие основные методические инновации в педагогике права связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. По мнению Н.А. Багровой [7] следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все студенты учебной группы оказались вовлеченными в процесс познания, имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе познания каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходить это должно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Практика показывает, в ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа конкретных ситуаций и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом. Для этого необходимо организовать индивидуальную, парную и групповую работу, применять исследовательские проекты, ролевые игры, работать с правовыми документами и различными источниками информации, используя творческие работы.
Предполагается для более качественного правового образования необходимо оснастить учебный процесс современной техникой и правовой документацией (нормативно-правовыми актами, образцами правовых документов, их распечатками) и раздачей их на руки студентам.
Думается, целесообразно, в заданиях студентов на производственную практику, включить раздел по правовой практике (изучение учредительных и уставных документов юридических лиц, договоров, локальных нормативных актов, приказов, претензий, исковых материалов и т.д.), чтобы студент за время обучения ознакомился с реальной юридической жизнью предприятия.
На современном этапе нужны анализ, обобщение и распространение лучшего опыта правового образования в неюридических вузах.
Целесообразно: разработать концепцию преподавания правовых дисциплин в вузе; подготовить и издать не только соответствующие учебники и учебно-методические пособия, но и краткие рекомендации-указания для преподавателей; создать систему подготовки и переподготовки специалистов, читающих курсы правовых дисциплин в неюридических вузах.
По нашему мнению, специалист не вправе вариться в соку своей узкой науки, он должен быть значительно более образованным. Как юрист, работающий в сфере производства и предпринимательской деятельности, не может обойтись без необходимых ему знаний экономики, управления, финансов, бухгалтерии и т.д., так и специалист, представитель другой области науки обязан получить необходимые правовые знания и уметь ими пользоваться в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Думается, что эти меры придадут вузовской правовой подготовке более целеустремленный профессиональный характер и вместе с тем обеспечат единство теории и методики преподавания в рамках педагогики права.

Литература

1.    Дыбовская Н.В., В.Н. Бурлаков. Правовая педагогика: Актуальные проблемы / Н.В. Дыбовская, В.Н. Бурлаков // Правоведение. - 1989. - N 2. - С. 64 - 67.
2.    Алексеев Н.С. Совершенствовать подготовку юридических кадров / Н.С. Алексеев // Правоведение. - 1987. - N 1. - С. 107.
3.    Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - М.: Норма, 2008. - 432 с.
4. Кашанина, Т. В. Особенности преподавания советского права в неюридических вузах / Т.В. Кашанина // Правоведение. - 1983. - N 4. - С. 65 - 67.
5. Быков А.Г., Горман А.Я., Гусев Р.К. Совершенствовать правовую подготовку молодых специалистов // http: // law.edu.ru/article. asp.
6. Бондаренко С.А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-23 октября 2004 г. Часть 2. Издательство Алтайской академии экономики и права. Барнаул, 2004. - С. 24 - 34.
7. Багрова Н.А. Современные методы преподавания правоведения в вузе // http://www.t.21.rgups.ru/doc/6/01.doc


В.Е. Егоров

13.02.2009
www.viperson.ru

Док. 546133
Опублик.: 13.02.09
Число обращений: 13

  • Егоров Вячеслав Елизарович
  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``