В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Число бездомных детей растет по новому закону Назад
Число бездомных детей растет по новому закону
За год, минувший со вступления в действие Жилищного кодекса России, нарушения жилищных прав детей приобрели массовый характер. Сегодня дети фактически несут имущественную и моральную ответственность за неудавшиеся браки их родителей.



Об этом заявил уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Алексей Головань.

19 апреля депутаты Мосгордумы заслушали ежегодный доклад уполномоченного "О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году".



Как рассказал Алексей Головань, за минувший год к нему поступило 852 обращения, большая часть которых связана с нарушениями жилищных прав детей.


При этом если в предыдущие годы граждане, как правило, жаловались не на плохие законы, а на предвзятое их толкование, волокиту и невозможность реализовать свои конституционные права, то в 2005 году они уже требовали от уполномоченного "принять меры" для изменения ныне действующего жилищного законодательства.

"Сегодня жилище превратилось в обычный предмет купли-продажи, имущественных претензий и исков, - заявил Алексей Головань. - В итоге пострадали дети, которым в 2005 году предложили испытать на себе последствия непродуманной жилищной политики: их интересы оказались поставленными в зависимость от обеспечения интересов взрослых собственников жилья". Так,



пункт 4 статьи 31 Жилищного кодекса позволяет выселять "в никуда" бывших членов семьи собственника жилья. При этом признать бывшим членом семьи можно и несовершеннолетнего ребенка, если он остается с тем из родителей, который не указан в свидетельстве о собственности на квартиру.


Уже складывается судебная практика, когда детей в таких ситуациях просто выкидывают на улицу. А предусмотренные законодательством гарантии оказались далеко не безупречными.



Норма закона о том, что суд может обязать собственника обеспечить иным жильем бывшего супруга и детей, на содержание которых он платит алименты, не применима в случаях, когда жилье принадлежит не родителям ребенка, а другим членам семьи.


Алексей Головань рассказал о ситуации, в которой бабушка двух детей с момента развода ее сына в 2003 году пытается выселить внуков и бывшую невестку из принадлежащей ей квартиры. И теперь у нее появился реальный шанс разрешить эту проблему. У бабушки отсутствуют "алиментные обязательства" по отношению к внукам, а это значит, что суд не вправе заставить ее обеспечить их другим жильем. Он может только на какой-то срок сохранить детям "право пользования" квартирой. Закон защищает интересы бабушки, как собственника жилья, и рано или поздно она добьется в суде освобождения от "нежелательных соседей" - своих внуков и бывшей невестки.

В другом случае, о котором рассказал г-н Головань,



шанс оказаться на улице появился у маленькой девочки, проживавшей с родителями в кооперативной квартире.


После смерти отца в наследство вступил его брат, не имеющий никаких обязательств перед членами семьи умершего. Новый собственник квартиры сразу же предъявил иск о выселении из унаследованного им жилья прописанных там людей и взыскании с них убытков "за незаконное проживание без договора найма". По мнению уполномоченного, юридические возможности для их выселения существуют и применяются на практике в подобных случаях.



Но и те дети, которым государство на период получения алиментов предоставило право не быть выселенными "на улицу", также не защищены действующими жилищными нормами.


Закон говорит только о том, что у суда есть право возложить на собственника обязанность по обеспечению их жильем. Но никаких требований к такому жилью закон не содержит. При этом владельцы квадратных метров, нередко с помощью риэлтерских фирм, специально предлагают "выселяемым" детям неприемлемые условия. Это делается для того, чтобы протянуть время, а после достижения ребенком совершеннолетия поставить вопрос о прекращении его права пользоваться жильем родителя.

И даже в случае, если суд примет решение "о вселении и устранении препятствий в пользовании жильем", добиться его, как считает уполномоченный, практически невозможно. Как только судебный пристав покидает квартиру, собственник вновь выставляет бывших членов семьи за дверь. А с учетом темпов работы наших судов бывший супруг с детьми имеет реальную перспективу провести на улице несколько лет.



В практике применения судами нового Жилищного кодекса остается много и других "белых пятен".


Остаются открытыми вопросы и о том, как определять срок, на который за бывшим членом семьи сохраняется право пользования жильем, и о том, вправе ли собственник по своему усмотрению отправить бывших членов семьи жить по другому адресу.

Верховный суд России не торопится с разъяснениями, и у принимающих решения районных судов фактически есть право субъективно устанавливать, кто и сколько может пользоваться жильем собственника.

В качестве примера уполномоченный привел решение Тушинского районного суда, защитившего права собственника и лишившего жилья и регистрации женщину с маленьким сыном. Как рассказал Алексей Головань, после развода отец ребенка выгнал их из квартиры и сменил замки. А свои требования в суде сформулировал так: "На основании части 4 статьи 31 ЖК РФ прошу снять бывшего ребенка и его мать с регистрационного учета; обязать ответчика вернуть ключи от моей квартиры и впредь не претендовать на жилую площадь, собственником которой я являюсь и где проживаю со своей новой семьей, а также не искать возможности проникнуть на территорию моей квартиры с целью нарушения прав на личную жизнь у меня и членов моей семьи". Районный суд удовлетворил этот иск, однако его решение позже было отменено Мосгорсудом. Но, как считает Алексей Головань, из-за отсутствия четких критериев применения закона предсказать дальнейший результат этой тяжбы невозможно.



Избавляться от нежелательных членов семьи можно и без расторжения брака и отсрочки выселения. Для этого достаточно просто продать квартиру.


Часть 5 статьи 31 ЖК РФ предоставляет собственнику право продать, подарить, обменять свое жилье или распорядиться им иначе без учета интересов других проживающих. Эта норма ставит крест даже на самом гуманном судебном решении, в том числе в интересах детей. Даже если сегодня суд вынес решение об отказе в иске о прекращении права пользования и дал "кандидатам на выселение" срок для обеспечения себя иным жильем, им не стоит обольщаться. Назавтра у недвижимости может появиться новый хозяин, который вправе сразу после сделки выселить всех на улицу.



Сам "продавец" тут же заключает с "покупателем" фиктивный договор найма или безвозмездного пользования своей же квартирой и остается в прежних стенах, но уже на законном основании.


Свои слова Алексей Головань проиллюстрировал рассказом о несовершеннолетнем мальчике, отец которого перепродавал свою квартиру трижды, несмотря на наложенный судом арест. Нынешний собственник квартиры предоставил по договору "временное пользование и владение" всем предыдущим собственникам, которые продолжают жить в якобы проданной квартире и не собираются пускать ребенка и его мать. В прокуратуре Москвы не усмотрели в этом никаких нарушений. В возбуждении уголовного дела по факту мошенничества также было отказано. Как объяснили бездомной женщине с ребенком, при наличии у мнимых продавцов и покупателей соответствующих договоров доказать факт мошенничества практически невозможно.

Самую большую проблему Алексей Головань видит в том, что



вопрос, с кем жить несовершеннолетним детям, решается в рамках жилищного спора и по жилищным нормам. А требования Семейного кодекса РФ при этом вообще не учитываются


Потеря регистрации, которая следует за выселением "в никуда", и отсутствие реальной возможности обеспечить себя другим жильем приводят к тому, что люди становятся бомжами.

По словам господина Голованя, к нему ежедневно обращаются ставшие бездомными граждане, дети которых не могут учиться, не получают социальных пособий, лишены бесплатной медицинской помощи. И ситуация эта будет только усугубляться. По данным Уполномоченного, в суды уже начали поступать иски с требованиями выселить бывших супругов и их родственников от граждан, разведенных еще в 90-х годах, а в 2005 году выросло количество разводов с целью упрочить право собственности одного из супругов и ущемить права тех, кто пользуется жильем как член семьи. Сегодня под угрозой лишения крова находятся большинство "бывших членов семей" независимо от того, вселились они к собственнику до появления нового Жилищного кодекса (1 марта 2005 года) или после и когда был расторгнут брак.

http://www.gazeta.ru/realty/2006/04/19_a_591258.shtml

Док. 546109
Перв. публик.: 19.04.06
Последн. ред.: 13.02.09
Число обращений: 1

  • Головань Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``