В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Гусев: Биотопливо как инновационная перспектива российской энергетики Назад
Александр Гусев: Биотопливо как инновационная перспектива российской энергетики
Биотопливо во всем развитом мире медленно, но верно замещает традиционные энергоносители, тогда как российская экономика "не видит" новых возможностей нарождающейся индустрии. Между тем при сохранении нынешних темпов роста производства биотоплива в Европе она может полностью отказаться от импорта нефти из России уже к 2017 году. Однако в целом для мировой экономики развитие биотоплива - это не шаг вперед, а шаг в сторону, временное решение проблемы дороговизны бензина.

1. Ботопливо как экономический феномен. Появление в конце 19-го века двигателя внутреннего сгорания дало старт серийному производству автомобилей в начале 20-го века. Прошло немногим более 100 лет, а двигатель внутреннего сгорания по-прежнему стоит на вооружении мировых автопроизводителей. В течение века в нем были сделаны определенные усовершенствования, относящиеся к разряду малых инноваций. Например, появление в 50-х годах прошлого века инжекторных двигателей на заводах "Ferrari", увеличение количества цилиндров, клапанов, борьба за сокращение расхода топлива и т.д.

Не изменился только сам принцип работы двигателя: вот уже более 100 лет в качестве топлива активно используются продукты переработки нефти: бензин, дизельное топливо, газ. В последнее время стали разрабатывать водородный двигатель, использующий в качестве топлива воду. Однако в любом случае ничего лучше двигателя внутреннего сгорания человечество пока не придумало.

Сегодня, когда число автомобилей на дорогах и объемы потребления топлива и цены на топливо резко возросли, актуализировался вопрос о том, на каком топливе дальше ездить. Нефть и бензин соответственно дорожают. Газ, используемый в качестве топлива, является побочным продуктом переработки нефти и тоже растет в цене.

Развитый мир принял решение обратиться к прошлому опыту. Первые автомобили, в том числе и в России во время революции, ездили на спирте. Сегодня спирт (С2Н5ОН - этанол) получил модное название - биотопливо, биоэтанол; также появился биодизель.

Что касается развития индустрии биотоплива, то на рассмотрение нами выносятся следующие три вопроса:

1. Как скоро биотопливо вытеснит традиционное моторное топливо (бензин, дизель)?

2. Как внедрение биотоплива отразится на российском экспорте нефти?

3. Каковы перспективы развития производства биотоплива в России?

Несколько слов о самом биотопливе. Различается жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например, этанол, метанол, биодизель), твёрдое биотопливо (дрова, солома) и газообразное (биогаз, водород) Самый древний вид биотоплива - это дрова.

Биотопливо

1. Жидкое (для двигателей внутреннего сгорания)

1.1. Этанол

1.2. Метанол

1.3. Биодизель

2. Твердое

1.1. Дрова

1.2. Солома

3. Газообразное

1.1. Биогаз

1.2. Водород

В центре нашего внимания будет биоэтанол и биодизель. Смесь этанола с бензином обозначается буквой Е. Цифрой у буквы Е обозначается процентное содержание этанола. Например, Е85 означает смесь из 85% этанола и 15% бензина. Смеси до 20% содержания этанола могут применяться на любом автомобиле. Однако некоторые производители автомобилей ограничивают гарантию при использовании смеси с содержанием более 10% этанола. Смеси, содержащие более 20% этанола, во многих случаях требуют внесения изменения в систему зажигания автомобиля. Автопроизводители выпускают автомобили, способные работать и на бензине, и на Е85. Такие автомобили называются "Flex-Fuel" (гибридные). Смесь биодизеля с дизельным топливом обозначается буквой B. Как и биоэтанол, в чистом виде биодизель может использоваться в автомобилях без доработки двигателей.

2. Экологические аспекты применения биотоплива. Опыт показывает, что применение биотоплива экологически безвредно. Биоэтанол как топливо нейтрален в качестве источника парниковых газов, обладает нулевым балансом диоксида углерода, поскольку при его производстве путём брожения и последующем сгорании выделяется столько же CO2, сколько до этого было связано из атмосферы использованными для его производства растениями.

В 2006 году применение этанола в США позволило сократить выбросы примерно на 8 млн. тонн парниковых газов (в эквиваленте СО2), что приблизительно равно годовым выхлопам 1,21 млн. автомобилей. Однако для производства этанола в развивающихся странах активно вырубаются леса, в том числе и ливневые, под плантации соответствующих культур. Это уже наносит вред окружающей среде. Приоритет технических культур актуализирует также проблему голода в развивающихся странах.

3. Государственные программы применения этанола на транспорте. Активная работа по разработке биотоплива в мире началась еще в 1992 году. В настоящее время большинство развитых стран мира приняли соответствующие энергетические программы по использованию биотоплива (табл. 1).

Таблица 1. Государственные программы применения биоэтанола по странам мира

СтранаТребования
Бразилия24%-я смесь этанол/бензин, 2%-е содержание этанола в дизельном топливе
СШАпроизводить ежегодно 28 млрд. литров этанола к 2012 году, 85%-я смесь этанол/бензин (E85)
Венесуэла10%-я смесь с бензином
Евросоюз2% в 2005, 5,75 % биотоплив к 2010 году (этанол + биодизель)
Китайпроизводить ежегодно 3 млн. тонн к 2010 году
Аргентина5%-я смесь к 2010 году
ТаиландВ Бангкоке 10%-я смесь, 5%-я смесь по всей стране с 2007 года
Колумбия10%-я смесь в больших городах к сентябрю 2005 года
Канада10%-я смесь до конца 2005 года
Канада5%-я смесь к 2010 году
Японияразрешено 3%-е содержание этанола в бензине
Индия5% с ноября 2006 г., 10 % — планируется с июня 2007 г.
Австралияразрешено 10%-е содержание этанола в бензине
Новая Зеландия5% биотоплив к 2008 году (этанол + биодизель)
Индонезия10% биотоплив к 2010 году (этанол + биодизель)
Филиппины5%-я смесь с бензином к 2008 году, 10 % смесь к 2010 году
Ирландия5,75% биотоплив к 2009 году (этанол + биодизель). 10 % биотоплив к 2020 году
Дания10% биотоплив к 2020 году

Источник: www.wikipedia.org.

        Стоит обратить внимание на то, что биотопливом не гнушаются такие нефтедобывающие страны, как Венесуэла и Канада. Наиболее активными поборниками биотоплива являются такие страны, как Бразилия, США, а также страны ЕС.

         Экономическую эффективность использования биотоплива иллюстрируют данные табл.2.

Таблица 2. Себестоимость биоэтанола и цена бензина, 2006-2007 гг.

СтранаСебестоимость производства биоэтанола, долл./литрРозничная цена бензина, долл./литр
Бразилия0,19Нет данных
США0,330,80
ЕС0,552,20

Источник: www.eia.doe.gov.

С коммерческой точки зрения производство биотоплива выглядит довольно рентабельным бизнесом. По сравнению с розничной ценой бензина себестоимость производства биоэтанола в США в 2,4 раза ниже. В ЕС разрыв между себестоимостью биотэтанола и бензина, которым он разбавляется, составляет 4 раза. Экономическая выгода очевидна.

4. Биотопливная индустрия США. Приведем некоторые данные о развитии биотопливной индустрии в США как наиболее развитой в мире:

· В 2005 году 30% бензина в США продавалось в смеси с этанолом.

· В 2006 г. в США этанол производили 110 заводов в 19 штатах. Суммарная мощность новых заводов 3,99 трлн. литров. За 2006 год было построено 15 новых заводов. В январе 2007 г. на различных стадиях строительства находилось 73 завода, 8 заводов расширяли свои мощности.

· Приоритетность развития биотопливной индустрии в США подчеркивает и адекватная амортизационная политика в отношении заводов отрасли. После 20 декабря 2006 года в амортизационной системе США для заводов, производящих биотопливо, предусмотрен специальный амортизационный вычет в размере 50% от первоначальной стоимости оборудования [www.irs.gov]. Для российского Налогового кодекса амортизационные вычеты, особенно отраслевые, являются абсолютной новинкой.

· По сравнению с 2005 годом в 2006 году в США производство этанола возросло на 25%, по сравнению с 2000 годом - на 300%.

· В США 2,5% автомобилей имеют двигатели Flex-Fuel (2006 год). Годовой прирост автомобилей с гибридными двигателями - 1 млн. ед.

· 1200 из 170000 заправочных станций США продают E85 (2007 год).

В январе 2007 года в своём ежегодном послании Конгрессу Дж.Буш предложил план "20 за 10". План предлагает сократить потребление бензина на 20% за 10 лет; 15% бензина предполагается заменить биотопливом. Таким образом, можно сделать следующий прогноз: в США через 60 лет биотопливо полностью вытеснит традиционное моторное топливо.

Таким образом, в США отмечается значительный рост объемов производства биоэтанола, увеличение числа заводов по его производству, а также позиционирование государственной программы по развитию биотопливной индустрии.

Тем не менее, приведенные выше цифры пока не дают представления о том, какова же доля потребления биотоплива. Чтобы прояснить ситуацию мы провели расчеты объемов биотоплива, в среднем приходящихся на один автомобиль США и Германии.

Таблица 3. Производство биотоплива из расчета на 1 машину: США и Германия

СтранаЧисло машин, млн.ед.Объем производства биоэтанола, тыс.тонн/год, 2006Объем производства биодизеля, тыс.тонн/год, 2006Биоэтанол на 1 машину, литров/годБиодизель на 1 машину, литров/год
Германия4034326818,667,0
США23014816220064,49,6

Источник: рассчитано по данным www.energy.ca.gov,  www.wikipedia.org.

Данные табл.3 свидетельствуют о том, в настоящее время годовые объемы производства биоэтанола и биодизеля в США и Германии, таковы, что их хватает на одну заправку легкового автомобиля. Учитывая, что в среднем 1 машина в год потребляет 3000 литров топлива, доля биотоплива пока остается крайне малой (2-3%). Также стоит обратить внимание на асимметричную структуру производства "биодизель/биоэтанол" в США и Германии.

5. Эффект замещения традиционного топлива биотопливом. Теперь перейдем к вопросу о том, как скоро биотопливо вытеснит традиционное моторное топливо (бензин, дизель) и как его внедрение отразится на российском экспорте нефти.

Львиная доля российского экспорта нефти приходится на страны ЕС. На сегодняшний день годовой темп прироста объемов потребления биотоплива в Европе составляет 50% (табл.4). Скорее всего, в перспективе эти темпы не будут такими высокими.

 Таблица 4. Потребление этанола в ЕС и динамика российского экспорта нефти

Параметр2000200420052006
Российский экспорт нефти в страны дальнего зарубежья, млн. тонн128218215211
Потребление биоэтанола в ЕС, млн. тоннНет данныхНет данных0,871,37
* заменяет экспорт нефти, млн. тоннНет данныхНет данных1,742,74

* При допущении, что при перегонке 1 литра нефти получается 0,5 литра бензина.

Источники: www.gks.ru, www.wikipedia.org

Учитывая темп роста объемов потребления биотоплива и замещения им бензина, производимого на нефтеперерабатывающих заводах Европы (табл.4), нами были проведены вариантные расчеты сроков, когда биотопливо сможет полностью вытеснить традиционное моторное топливо. Полученные оценки приведены в табл.5.
 

Таблица 5. Прогноз темпов роста потребления биотоплива в странах ЕС и периода прекращения российского экспорта нефти в Европейский союз

Годовой темп роста объемов потребления биотоплива и вытеснения нефти в ЕС (с уровня 2006 года), %5040302010
Год полного прекращения экспорта нефти из РФ в ЕС (снижение с уровня 2006 года)2017(9 лет)2019(11 лет)2023(15 лет)2030(22 года)2050(42 года)

Исходя из полученных результатов табл.5, можно сказать, что эра традиционного бензина и дизельного топлива начинает завершаться. Вопрос "Через сколько лет будут исчерпаны мировые запасы нефти?" уже в прошлом. Вопрос формулируется уже по-другому: "Через сколько лет биотопливо полностью заменит традиционные энергоносители?".

По нашему мнению, мир находится в момент начала заката нефтяных государств. Опираясь на результаты расчетов, можно констатировать, что в распоряжении России остается не более 15 лет для того, чтобы найти источники получения доходов, отличные от экспорта нефти. Отсюда вытекает высокая актуальность построения в России инновационной экономики.

Конечно, могут звучать возражения, что российская нефть будет перенаправлена в Китай, Индию и другие страны, она будет использоваться не на НПЗ, а в промышленности, и, таким образом, status quo России сохранится. Однако не стоит серьезно обольщаться на этот счет.

6. Перспективы индустрии биотоплива в России. Потенциально эти перспективы высоки в том смысле, что в настоящее время эта отрасль находится практически на нулевом уровне. На конец 2007 года в России отсутствует федеральная программа развития биотоплива, не существует заводов по производству биодизеля, не существует станций, заправляющих автотранспорт биотопливом.

В реальности отечественная промышленность и национальная инновационная система пока игнорируют потенциал биотоплива и демонстрируют безразличие к неблагоприятной внутренней ценовой конъюнктуре на бензин. Нечувствительность национальной экономики к росту энергоемкости выражена в том, что переход на альтернативные источники энергии даже при высоких ценах на традиционные энергоносители не происходит. Рост цен на топливо автоматически включается производителем товаров в отпускные цены. Этот деструктивный для национальной экономики режим может существовать до тех пор, пока не иссякнет источник легких доходов в виде экспортной выручки от продажи на внешнем рынке углеводородов.

Увеличение ресурсоемкости экономики автоматически означает снижение ее эффективности. В России, нефтедобывающей стране, розничная цена бензина оказывается почти в 2 раза выше, чем в США, которые закупают нефть (табл.6). Не исключено, что США воздерживаются от разработки собственных нефтяных месторождений не в связи с желанием сохранить ее запасы, а по причине намеренного отказа от решений, не стимулирующих энергосбережение и открывающих доступ к дешевому сырью, экспорт которого может быть чреват для американской экономики "незаработанными" конъюнктурными деньгами.

Таблица 6. Сравнительные данные розничных цен на бензин в России и США на начало 2008 года

СтранаЦена 1 литра бензина в национальной валютеЦена 1 литра бензина по ППС, долларов США*Отношение цены 1 литра бензина по ППС к уровню США (США=100%), %
Россия23 рубля1,50190
США0,79 долларов**0,79100

* оценка соотношения валют РФ и США по ППС проводилась с помощью the Big Mac Index (www.economist.com, 5 июля 2007 года), в соответствии с которым 1 доллар США эквивалентен 15,25 руб.

** из расчета 3 доллара США за 1 галлон (3,785 литра).

Главная причина игнорирования Россией биотоплива заключается в монополизированности топливной индустрии и отсутствии конкуренции. На рынке нет крупных экономических агентов, готовых своими активными действиями "расшевелить" ситуацию, обострить отношения на рынке. Что касается государственной политики, то она не только не поддерживает это направление, но и мешает ему. Главным препятствием является запрет на реализацию в качестве топлива смеси этанола с бензином, а также биодизеля. Кроме того, достаточно жестким выглядит Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

В инновационной сфере от государства требуется выполнение хотя бы одного условия - не мешать, а государственная помощь необязательна. Яркий пример тому - бурно развивающийся рынок пластиковых окон. Этот рынок инновационного продукта для российских собственников жилья сформировался за несколько лет на основе зарубежных технологий производства без какого-либо участия государства и ее инновационной системы, на поддержание которой расходуются деньги налогоплательщиков.

Проводя мониторинг региональных инициатив в развитии производства биотоплива, можно отметить, что 2008 год является точкой отсчета в формировании этой отрасли в России. Например, можно отметить такие проекты, как строительство завода по производству биоэтанола в Адыгее (начало в марте 2008 г.) и строительство завода по производству биодизеля в Волгоградской области (российско-германский проект, начало в сентябре 2008 г.). Однако продукция этих предприятий не предназначена для внутреннего потребления и будет идти на экспорт.

К развитию биотоплива в России можно относиться по-разному, однако мировой вектор энергетики говорит о том, что эпоха нефти и легких денег ее экспортеров близится к завершению. Может ли Россия в перспективе поменять свой экспортный портфель: вместо нефти экспортировать биоэтанол? Теоретически да, но этот путь также бесперспективен, как и экспорт нефти.

Увеличивающийся российский экспорт нефти создает искусственный дефицит сырья для нефтеперерабатывающих заводов внутри страны. Вследствие этого растут внутренние цены на бензин. Аналогичная ситуация имеет место с зерном, являющимся сырьем для производства биотоплива. Например, в 2007 году объемы российского экспорта зерна в государства, производящие биотопливо, вызвали его искусственный дефицит внутри страны и спровоцировали рост цен на хлебобулочные изделия. Необходимо отметить, что пока потребительский негатив от роста цен амортизируется насыщенностью экономики экспортными деньгами, приток которых может в ближайшем будущем существенно уменьшиться.

Тем не менее, это не означает, что Россия должна пройти мимо биотоплива - страна должна научиться его производить, использовать, продавать и зарабатывать на нем. Это означает, что акценты энергетической и инновационной политики должны быть гибкими, а не фундаментально закрепившимися на отживающих себя направлениях. Это означает, что с развитием биотоплива необходимо на его потребление переориентировать национальную экономику.

На наш взгляд, для мировой экономики развитие биотоплива - это не шаг вперед, а шаг в сторону, временное решение проблемы дороговизны бензина. Мир нуждается не столько в альтернативном и дешевом топливе, сколько в принципиально новых технологиях перемещения в пространстве, более совершенных, чем двигатель внутреннего сгорания.


01.07.2008

www.kapital-rus.ru


Док. 546017
Перв. публик.: 01.07.08
Последн. ред.: 12.02.09
Число обращений: 103

  • Гусев Александр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``