В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Колмогоров: `Социальная ответственность бизнеса - это, прежде всего, справедливая тарифная политика` Назад
Владимир Колмогоров: `Социальная ответственность бизнеса - это, прежде всего, справедливая тарифная политика`
- Владимир Васильевич, в юбилейный для энергетической компании год принято перечислять достижения, но давайте отступим от этой традиции. Как люди становятся энергетиками?

- Как правило, вполне обыденно: школа, институт, трудовой коллектив.

- Я имею в виду вот что. Как известно, энергетическая отрасль системообразующая, на ней держится и экономика, и человеческий быт. А это подразумевает профессионализм и ответственность высочайшего уровня. Однако же с давних пор мальчишки мечтают стать летчиками, геологами, военными.... С "энергетическими" мечтаниями мне как-то не доводилось

встречаться. Как Вы думаете, почему у энергетики отсутствует такой романтический ореол?

- Причин может быть несколько. Во-первых, пропаганда. Помните призыв в довоенные годы: молодежь - на самолеты! И многочисленные фильмы. Требовались новые месторождения - воспевалась геология. То есть, выполнялся государственный заказ на определенные профессии. С другой стороны, наша работа не столь зрелищна: электрический ток увидеть не возможно, а машинный зал станции или диспетчерский пункт выглядят довольно статично. Но про мальчишек я не совсем согласен. Я рос в селе Старопестерово в Кузбассе. Рядом строилась Беловская ГРЭС, и я находился под сильнейшим впечатлением от размаха строительства и грандиозности сооружений. Родители работали на шахте, которая обеспечивала ГРЭС углем. Так что в выборе я не колебался - как и многие мальчишки из нашего класса. Поступил в Новосибирский электротехнический институт. Распределился мастером электротехнической лаборатории на Красноярскую ГЭС. Потом был старшим мастером на Саяно-Шушенской ГЭС. Всесоюзная комсомольская стройка - молодость, романтика, энтузиазм. Пожилых там практически не было, кругом ровесники, выпускники ленинградских и московских вузов... Позже, с благословления известного энергетика, управляющего "Красноярскэнерго" Валентина Ивановича Брызгалова, началась романтика заполярная, я стал главным инженером каскада Таймырских ГЭС. Строили в тундре подстанции, тянули линии электропередач. Полярное сияние, незаходящее солнце - по впечатлениям интереснейшие годы были. А дальше я все больше становился менеджером, решая управленческие, кадровые, экономические, социальные задачи... Вот таким был мой путь в энергетику.

- И на этом пути потребовалось еще два высших образования-Вы закончили Академию народного хозяйства при правительстве РСФСР и Высшую школу международного бизнеса.

- Да, новые задачи и новые экономические условия требовали новых знаний. Восемь лет я проработал генеральным директором Красноярской ГЭС, два года генеральным директором ОАО "Красноярскэнерго", три - главным инженером "Сибирьэнерго", и в июле 2001 года Советом директоров был избран генеральным директором ОАО "Иркутскэнерго".

- И как Вам новая Компания?

- Для меня она уже не новая, а родная. И большой неожиданностью такое назначение не стало. Я был знаком со многими руководителями, специалистами "Иркутскэнерго", когда работал в Красноярском крае. Иркутская энергетика была хорошо известна в стране своей историей, традициями, именами.

- Владимир Васильевич, в интервью Вы часто упоминаете традиции "Иркутскэнерго". А в чем они заключаются?

- Прежде всего, я бы сказал о высокой квалификации персонала, высочайшей ответственности людей. Вот это можно назвать визитной карточкой "Иркутскэнерго". Я работал с иркутянами на Таймырских ГЭС и они везде отличались высоким профессионализмом. В свою очередь, такой уровень формировал энергетический факультет Иркутского Технического Университета, Сибирский Энергетический институт, коллективы, в которых начинала трудиться молодежь. Преемственность поколений определяет качество работы коллектива. Карьерный рост работников должен быть последовательным и полноценным, без провалов (когда "старики" слишком тормозят молодых), но и без скоропалительных взлетов. Еще я всегда отмечал в иркутских коллегах высокую гражданскую активность. Они очень напористо участвовали в демократических процессах, не боялись экономических реформ.

- Последние годы много говорят о социальной ответственности бизнеса. В чем она, эта ответственность, для энергетической компании?

- На слуху больше всевозможная благотворительная деятельность, но я считаю, что это не главное, хотя и благотворительностью мы, конечно же, занимаемся. Прежде всего для нас - справедливая тарифная политика. Мы обязаны использовать дешевую электроэнергию с максимальной эффективностью для нужд производства и населения. Тарифы должны быть приемлемы для всех, в том числе и для самой энергетической отрасли, обеспечивая ее стабильную и надежную работу. И еще я бы подчеркнул, что социальны не только оптимальные тарифы для населения. Не надо забывать, что стабильная работа предприятий - это и рабочие места, и зарплата, и достаток в семьях.

- С чем энергосистема подходит к юбилею?

- Я считаю, что депрессивный период закончился и экономика России выбирается из ямы. Улучшается положение дел и в отечественной энергетике. Лучшим подтверждением этого являются цифры. В нашей области, среди наших потребителей, рост потребления электроэнергии в 2003 году составил 2,6% - достаточно веское подтверждение того, что промышленность наращивает темпы. Хотелось бы, что- бы и впредь эта динамика сохранилась.

Тем не менее, в энергетической отрасли Приангарья существуют определённые проблемы объективного характера. Прошлый 2003 год был не самым удачным с точки зрения природных явлений. Как известно, баланс электрической энергии планируется на год. И естественно, что выработка гидростанций планировалась на уровне многолетних показателей. Как вы помните, приток воды во второй половине года в Байкал и водохранилища оказался незначительным, ниже нормы. В результате мы были вынуждены сократить производство электроэнергии на всех ГЭС. При этом на ТЭЦ легла повышенная нагрузка - в среднем на 40% большая, чем в 2002 году. Но цена энергии, полученной на ТЭЦ, отличается от цены энергии, которую вырабатывают гидростанции. В результате все наши экономические показатели изменились в худшую сторону.

C другой стороны, мы убедились в том, что энергетическая система обладает достаточной гибкостью, чтобы быстро адаптироваться к сложным условиям и способна мобилизовать свои резервы. К примеру, на кондиционной станции ТЭЦ-10 персонал профессионально и оперативно расконсервировал дополнительные мощности, и станция резко улучшила свои показатели. Разрушительный ураган в июле 2004 года нанес объектам энергетики ощутимый удар. Было повреждено 1178 линий электропередач, вышли из строя магистральные ЛЭП-

500 между Братском и Иркутском. Однако энергосистема устояла и на этот раз, все линии были восстановлены и стихийное бедствие не переросло в энергетическую катастрофу. Это еще раз подтверждает высокую надежность системы, ее способность адаптироваться к самым непредвиденным обстоятельствам. И, кстати, был продемонстрирован высочайший профессионализм и самоотверженность специалистов, устранявших последствия аварии. На природу и погоду частенько списывают многое, но мы такой практики не придерживаемся. Несмотря на маловодную зиму и летний ураган, показатели нынешнего года ожидаются весьма неплохие, мы даже восстановили поставки электроэнергии на внешний рынок, на ФОРЭМ.

- А как обстоит дело с взысканием долгов? Эта проблема в последние годы была очень болезненной для всей российской энергетики.

- Она и сейчас остаётся актуальной. Принимаем определённые меры. Создаём структуры, которые занимаются непосредственно с потребителями, с ЖКХ, с населением. Определённый прогресс в этом направлении есть. В целом по энергосбытовой деятельности произошло снижение дебиторской задолженности в среднем за год на 11,8%. А то, что товарная продукция компании оплачивалась в прошедшем году на 102,4%, говорит о том, что потребители начинают понемногу возвращать и старые долги. Ещё один положительный

фактор: произошло снижение коммерческих потерь как по электроэнергии, так и по теплу на 14%. За этими цифрами стоит большая работа - в энергосистеме разработана специальная программа по сокращению коммерческих потерь, проведена масса организационных мероприятий. Руководство "Иркутскэнерго" убеждено в том, что нужно устранить промежуточные звенья между энергосистемой и потребителем - так называемых перепродавцов. Мы добиваемся того, чтобы тепловые сети были в одних руках. Функции перепродавцов надо передать в "Иркутскэнерго". Это позволит улучшить финансово-экономические показатели, ввести систему периодичности платежей. Есть опыт такой работы в Братске, где мы сумели договориться с администрацией и избавились от посредника в лице оптового потребителя и перепродавца - Братского теплоэнергетического предприятия ЖКХ. Идёт работа в Железногорске, Усолье-Сибирском, Черемхово, Иркутске. Наведение порядка с платежами позволит улучшить и общую обстановку. Ведь средства, которые мы получаем от потребителей, направляются на проведение ремонтной кампании и на подготовку к зиме систем теплоснабжения.

- Жить в эпоху реформ непросто. А реформирование энергетики - отдельная песня. Даже советник Президента выступал против реформирования "по Чубайсу", а что же происходит в иркутской энергосистеме?

- Работа ведётся в нескольких направлениях. Прежде всего - инвестиционная политика. Этим программам в энергосистеме всегда уделялось повышенное внимание. В 2003 году было израсходовано 1,759 млрд. руб. Около 95% средств пошло на развитие наших производственных фондов - на гидростанции и тепловые станции, на тепловые сети.

Следующее очень важное направление связано со структурными преобразованиями. Мы много сделали, чтобы вывести подразделения, которые не связаны непосредственно с производством энергии, в стопроцентные "дочки", превратив их, таким образом, в юридические лица. Сегодня дочерние предприятия получают примерно 80% заказов от "Иркутскэнерго", но, кроме того, имеют возможность на конкурсной основе получать заказы на стороне. 2003 год все дочерние предприятия закончили без убытков, у всех предприятий положительная динамика. На следующем этапе мы намерены создать объединённые узлы генерации - с тем, чтобы сократить так называемые постоянные затраты. К примеру, мы объединили ТЭЦ-3 с НовоЗиминской ТЭЦ, ликвидировав административный персонал на ТЭЦ-3. Затем мы хотим объединить ТЭЦ-5, Ново-Иркутскую ТЭЦ и Иркутские тепловые сети и создать, таким образом, большой тепловой узел. Еще один серьёзный момент - кадровая политика. Кадровые изменения прямо связаны с перестройкой структуры. Часть персонала из "Иркутскэнерго" осталась работать в подразделениях - "дочках", часть людей мы сокращаем. Сокращения касаются, в основном, работников пенсионного возраста. В целом динамика очень серьёзная: на начало 2002 года в энергосистеме работало 18 тысяч человек, сейчас - 13 тысяч, до конца года останется 12 тысяч работников. Хочу подчеркнуть, что люди на улицу не выбрасываются. Люди продолжают работать в наших дочерних обществах, не теряя при этом ни в заработной плате, ни в социальных благах. Конечная цель кадровой политики - повышение производительности труда. Должен отметить, что благодаря системной работе кадровых служб, её удалось существенно поднять. Продумывая стратегию развития компании, мы пришли к выводу, что необходимо серьёзно подойти к сокращению наших издержек. Разработана специальная программа. Одно из её направлений

- оптимизация загрузки оборудования. С этой целью производственные службы рассчитали рейтинги по оборудованию, продумали оптимальные режимы его загрузки. В результате уже в первом квартале 2004 года получен существенный эффект - 196 млн. руб. экономии. Если нам эти темпы удастся сохранить, то это реальный путь уменьшения нагрузки на тарифы.

- Кстати говоря, о тарифах. Сегодня в мировой энергетике существует практика долговременных договоров, что позволяет удерживать тарифы неизменными длительное время. Что в этом направлении делается в "Иркутскэнерго"?

- Вы коснулись очень важной темы. Изучая российский и зарубежный опыт, мы пришли к выводу, что главная проблема (она проявилась в 2003 году во время кризиса в Норвегии и Калифорнии) заключается в отсутствии стратегического инвестирования в энергетическое оборудование на конкурентном рынке. Именно отсутствие плана ввода новых мощностей приводит к кризисным явлениям в энергетике. Они могут быть учтены только в случае заключения долгосрочных договоров. Поэтому сегодня мы ведём переговоры с нашими крупными потребителями о заключении договоров не менее чем на 5 лет. Что касается тарифов, то в 2005 году мы не намерены их увеличивать.

- Владимир Васильевич, в настоящее время РАО "ЕЭС России" ведет очень большую работу по созданию конкурентного рынка электроэнергии. Какие изменения в связи с этим произойдут в ОАО "Иркутскэнерго"?

- Как известно, одной из ключевых позиций реформы является создание гарантирующего поставщика на базе энергосбытовой деятельности. Сегодня создана рабочая группа, которая занимается реструктуризацией Энергосбыта. В ближайшие месяцы документы по созданию гарантирующего поставщика будут готовы. Но при этом мы считаем, что выводить в рыночную стихию распределительные сети преждевременно.

Следующий момент. По закону об электроэнергетике мы должны разделить генерацию и транспорт энергии. Рабочая группа работает с магистральными сетями и практически, на сегодня, все расчёты закончила. Но и акционеры, и менеджмент считают, что прежде чем вести переговоры с федеральной сетевой компанией, представляющей из себя 100% "дочку" РАО "ЕЭС", т.е. коммерческую организацию, необходимо создать государственную компанию - национальную энергетическую сеть. Так что, как только ФСК станет государственной, мы будем готовы обсуждать вопрос условий передачи сетевых активов.

Есть ещё одна проблема. Дело в том, что когда в 1992 году "Иркутскэнерго" приватизировалось, то не все плотины вошли в план приватизации. Бывшее Минэнерго обратилось к нам с предложением прекратить договор безвозмездного пользования плотинами и заключить договор аренды. Срок аренды на 49 лет вполне нас устраивает. Если нам удастся разработать гарантии, что этот договор не будет в какой-то момент расторгнут, и не будет взвинчена цена, то на эти условия, я думаю, акционеры, Совет директоров будут готовы пойти. Без решения проблемы плотин реформирование "Иркутскэнерго" остаётся под большим вопросом.

- В юбилейный год природа была благосклонна к "Иркутскэнерго" - дожди прошли вовремя, Байкал и водохранилища наполняются, так что гидростанции будут работать по полной программе и давать дешевое электричество. Судя по всему, год будет благополучным. Я имею в виду не только производственные показатели, но и людей, многотысячный коллектив Компании. Что бы Вы пожелали им в этом году?

- Счастья. Чтобы мир и понимание торжествовали в семьях и на работе. Чтобы дети радовали и родители жили долго.



Беседовал И. Широбоков

kto.irkutsk.ru

Док. 545840
Перв. публик.: 12.02.04
Последн. ред.: 12.02.09
Число обращений: 208

  • Колмогоров Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``