В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Ромашов: Мы открылись для рынка Назад
Игорь Ромашов: Мы открылись для рынка
В середине октября исполнилось "сто дней" с момента назначения Игоря Ромашова руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации.

О первых итогах и оценках - наша беседа.

Корр.: Игорь Валерьевич, каковы были Ваши первые шаги в должности руководителя Росжелдора? Какие изменения были внесены в планы и стиль работы ведомства? Вносились ли коррективы в деятельность Общественного совета при Росжелдоре?

Игорь Ромашов: Основной своей целью со дня прихода на должность руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта я видел оживление работы Агентства и усиление его роли в структуре государственного управления как органа, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере железнодорожного транспорта. В соответствии с этим, ставились и задачи - как перед собой, так и перед коллективом. Безусловно, эти изменения не могли не коснуться реструктуризации внутренней работы Федерального агентства.
Еще одним, не менее важным, изменением в работе ведомства стала попытка Росжелдора стать ближе к пользователям услуг железнодорожного транспорта. Ранее закрытость работы не позволяла участникам рынка быть в курсе проблем, которые мы решаем, четко понимать нашу позицию по актуальным вопросам развития железнодорожного транспорта и рынка транспортных услуг.
Одним из элементов открытости стало возобновление работы Экспертно-консультационного совета при Федеральном агентстве. В его состав входят представители законодательной и исполнительной органов власти, крупных предприятий и компаний, в том числе и ОАО "РЖД", а также общественных организаций транспортников. Таким образом, совет является площадкой для всех участников процесса железнодорожных перевозок и позволяет в рабочем режиме обсуждать вопросы, которые возникают в процессе работы на железной дороге.
По моему мнению, до настоящего времени возможности Совета недостаточно хорошо использовались. С помощью этого органа мы сможем инициировать разработку проектов нормативно-правовых документов, а потом продвигать их дальше в установленном порядке. Опираясь на мнение Совета, нам будет легче вырабатывать согласованную государственную политику, которая должна быть одинаковой для всех.

Корр.: Как Вы сами оцениваете первые итоги Вашей работы в новом качестве?

Игорь Ромашов: Такой оценки прежде всего мы ждем от рынка и пользователей услуг железнодорожного транспорта. Думаю, что деятельность Экспертно-консультационного совета и действия, предпринимаемые нами в интересах пользователей услуг, свидетельствуют о том, что Росжелдор стал более заметным, а главное - востребованным на рынке. К нам поступает намного больше обращений, поднимаемые вопросы стали гораздо конкретнее, а их решение - эффективнее, что позволяет надеяться как нам, так и пользователям услуг на дальнейшее укрепление взаимо-действия.

Корр.: Считаете ли Вы, что на сегодняшний момент административную реформу в сфере транспорта можно считать завершенной, то есть функции и полномочия вновь образованных органов исполнительной власти (в частности, Росжелдора) вполне определены и разграничены? Какие меры по совершенствованию сложившейся структуры вертикали власти еще необходимо реализовать в ближайшее время?

Игорь Ромашов: Изменение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, произошедшее в ходе реформы, должно поднять на более высокий уровень процесс государственного управления в отрасли. Разделение функций государственного регулирования и хозяйственного ведения подразумевает, с одной стороны, обеспечение недискриминационных условий для развития конкуренции, с другой - должен быть налажен четкий механизм регулирования исполнительной властью общественных отношений на железнодорожном транспорте.

Функции и полномочия Федерального агентства железнодорожного транспорта определены Постановлением Правитель-ства РФ. Среди них большой перечень вопросов технологического характера - это пономерной учет, регистрация вагонного парка, открытие/закрытие станций, согласование примыканий к путям общего пользования, организация перевозок опасных грузов, согласование графиков пассажирских поездов, спецперевозки и многое другое. Помимо этого Росжелдор является и государственным заказчиком в области строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры. В структуру ведомства входят все транспортные выс-шие и средние учебные заведения страны - 10 университетов, 47 техникумов. Мы много внимания уделяем и повышению их материально-технической базы, подготовке специа-листов для отрасли.

В компетенцию Росжелдора передано финансирование программы метростроения. Если раньше все метрополитены финансировались местными органами власти, в основном из региональных бюджетов, то сегодня развитие метрополитена осуществляется, в том числе, за счет федерального бюджета.

Что же касается мер по совершенствованию организационной структуры Росжел-дора, то сегодня нами уже подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Положение о нашем ведомст-ве. Нам необходимо создать нормативную правовую базу, которая бы позволила более эффективно исполнять возложенные на Агентство функции. Мы совместно с Мин-трансом России этим серьезно занимаемся.

Корр.: Считаете ли Вы, что принцип разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте уже вполне проведен в жизнь? Почему операторы подвижного состава постоянно указывают на незавершенность этого процесса? Что Вы намерены предпринять в этом направлении?

Игорь Ромашов: Одна из задач реформы заключается в том, чтобы отделить административные функ-ции, которыми в свое время было наделено МПС России, от хозяйственных. Фактически это произошло с момента создания ОАО "РЖД". Функции хозяйст-вующего субъекта были переданы ОАО "РЖД". А вот государственные функции, в связи с наложением двух реформ в стране - административной и реформы на железнодорожном транспорте - частично "утерялись".

В связи с этим некоторые административные функции взяло на себя ОАО "РЖД" и выполняло их так, как считало необходимым.

Однако государство может и должно управлять процессами, происходящими в отрасли, используя технологические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения власти и хозяйствующего субъекта. Здесь есть проблемы, этот процесс еще не закончен, необходима доработка нормативно-правовой базы. Пробелы в ней пока значительны. Поэтому наша задача - как можно быстрее привести ее в соответствие с потребностями рынка, что позволило бы государству максимально эффективно управлять процессами в сфере железных дорог.

Корр.: Как бы Вы охарактеризовали сегодня отношения Росжелдора с ОАО "РЖД"?

Игорь Ромашов: Прежде всего, как отношения органа государственного управления и хозяйствующего субъекта. Кроме того, Агентство и компания имеют общие цели: повышение конкурентоспособности и эффективности работы железнодорожного транспорта, увеличение объемов перевозок пассажиров и грузов во внутригосударственном и международном сообщении.
При этом я считаю, что наша совместная работа вполне конструктивна.

Корр.: Какова Ваша позиция в вопросе создания Грузовой компании?

Игорь Ромашов: Создание Грузовой компании - крайне серьезный шаг как для ОАО "РЖД", так и для рынка и государства в целом. К данному вопросу надо подходить крайне осторожно, потому что основные цели реформы - не навредить, а улучшить состояние железно-дорожного транспорта России.

Мы работаем над предложенной ОАО "РЖД" концепцией и бизнес-планом по созданию Грузовой компании. На сегодняшний момент требуется определить, как эти предложения вписываются в Программу реформы на железнодорожном транспорте, утвержденную Правительством РФ. Для этого нам необходимо определиться с целевой моделью рынка, которая сложится после завершения реформирования. И в рамках этой модели уже совершать определенные шаги, в том числе и по возможному разделению перевозочной деятельности и деятельности по предоставлению услуг инфраструктуры.
Обсуждение идет и с Федеральным Собранием РФ, и с ОАО "РЖД", и в рамках Межведомственной комиссии. Надеемся, что в начале ноября проект модели будет доложен на заседании Правительства.

Корр.: Считаете ли Вы, что холдинг - оптимальное состояние выделяемых из ОАО "РЖД" компаний по видам деятельно-сти, или их следовало бы сделать пол-ностью независимыми?

Игорь Ромашов: Я бы сказал, что не совсем правильно противопоставлять холдинг и совокупность независимых компаний. Более правильно соотносить холдинг и единый хозяйствующий субъект. Ситуацию следует оценивать применительно к каждому виду деятель-ности.

Корр.: Сегодня идет процесс создания ДЗО по перевозкам отдельных видов грузов: леса, автомобилей, нефти. Операторы бьют тревогу, что новые компании вытеснят их с рынка. На Ваш взгляд, оправданны ли их опасения?

Игорь Ромашов: Безусловно, эти опасения обоснованны. Об этом свидетельствует начало деятельности в качестве независимых операторов дочерних обществ ОАО "РЖД" - ОАО "Трансконтейнер" и ОАО "Рефсервис".

Монополизм, поддержанный администра-тивным ресурсом и усугубленный непубличностью услуг, неблагоприятно влияет на рынок. В настоящее время тарифы ОАО "Трансконтейнер" на 25-30% выше тарифов ОАО "РЖД" до выделения "Трансконтейнера" в дочернюю компанию. При том что искусственно ущемляются возможности независимых операторов, рынок от этого не выигрывает. Все транспортные издерж-ки перекладываются на стоимость товара, в конечном итоге оказывая влияние на инф-ляционные процессы в экономике государства. Кроме того, это служит причиной оттока грузов с железной дороги.

Корр.: Каковы, по Вашему мнению, перспективы полного разделения инфраструктурного и перевозочного видов дея-тельности ОАО "РЖД"?

Игорь Ромашов: В настоящий момент я считаю полное разделение преждевременным. По крайней мере, в соответствии с той моделью рынка транспортных услуг, которую готовит Росжелдор, данный вопрос будет рассматриваться в 2010 году, когда для этого будут созданы соответствующие механизмы.

Если же говорить о структурном функционале компании ОАО "РЖД", то в этом отношении, разумеется, должны быть приняты определенные шаги уже сейчас. Я имею в виду создание в структуре Российских железных дорог подразделений, отвечающих за инфра-структуру, грузовые перевозки и т.д. Но еще раз повторю, - в структуре компании.

Корр.: Каково Ваше отношение к деятельности операторов как субъекта рынка?

Игорь Ромашов: На рынке транспортных услуг в настоящее время работает достаточно большое количество операторов подвижного состава. В руках частных компаний - большая сила. Их интересы должны обязательно учитываться. Но в то же время, по моему мнению, сейчас уже необходимо думать о том, как организовать независимые перевозочные компании, чтобы они могли свободно конкурировать.

Сегодня операторы имеют право самостоятельно устанавливать цены на свои услуги. В случае, когда это происходит в конкурентных сегментах рынка, это не проблема. Проблемой это становится, когда оператор (как правило, искусственным путем) занимает монопольное положение. При этом, проблема не в том, что оператор самостоятельно устанавливает тариф. Изменять уровень тарифа может и ОАО "РЖД" в конкурентных сегментах рынка, подготовив соответствующее обоснование и обратившись за решением в Федеральную службу по тарифам. Проблема - в "непубличности" оператора. Оператор может безосновательно отказать грузовла-дельцу в предоставлении услуги. На что не имеет право перевозчик, даже если он свободно устанавливает тарифы. Перевозчик при наличии технической возможности обязан обеспечить перевозку всем желающим и при этом - по одной цене.
Наряду с этим сегодня совершенно очевидно, что в конкурентных секторах нужно приходить к дерегулированию тарифов.

Корр.: Каким Вам видится процесс создания института независимых перевозчиков?

Игорь Ромашов: Структурная реформа железнодорожного транспорта в конечном итоге должна привести к формированию рынка независимых перевозчиков. Что сегодня нужно для этого? Во-первых, необходимо установить тариф на оказание услуг по использованию инфраструктуры; во-вторых, нормативно установить публичность локомотивной тяги и необходимость тарификации этой услуги Федеральной службы по тарифам.

Это две проблемы, которые нужно разрешить в первоочередном порядке. Мы совместно с Минтрансом и с Федеральной службой по тарифам усиленно работаем над этим.
Уже сегодня некоторые компании готовы принять на себя обязательства по обеспечению перевозочного процесса в полном объеме. Как только будет установлен тариф на оказание услуг по использованию инфраструктуры, - появятся независимые перевозчики на определенных полигонах; как только будет установлена публичность услуги локомотивной тяги, и данная услуга будет тарифицирована, - независимые перевозчики смогут работать на всей сети железных дорог России.

Корр.: Какие у Вас есть пожелания к ОАО "РЖД" и частным компаниям в рамках формирования в России цивилизованного развитого рынка железнодорожных перевозок?

Игорь Ромашов: Я пожелал бы всем субъектам рынка занимать активную гражданскую позицию, смелее участвовать в тех процессах, которые сегодня происходят в сфере реформирования. Только совместными усилиями возможно с должной эффективностью решать наиболее актуальные проблемы рынка железнодорожных перевозок.

Беседовала ЕКАТЕРИНА ГЛАЗУНОВА

Журнал "РЖД-Партнер"

N 11, 2006 год

Док. 545818
Перв. публик.: 12.11.06
Последн. ред.: 12.02.09
Число обращений: 157

  • Ромашов Игорь Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``