В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Ромашов: Кто запретит запреты? Назад
Игорь Ромашов: Кто запретит запреты?
Росжелдор намерен добиться права контролировать введение конвенционных запрещений на отправку грузов по всем направлениям, в том числе и в адрес припортовых станций. Консультационные переговоры с ОАО "РЖД" по данному вопросу уже начались.

Согласно данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" в нынешнем году было введено в действие 393 конвенционных запрещения (по состоянию на 22 ноября). Из них 151 - в адрес припортовых станций дорог РФ, стран СНГ и Балтии; 98 - в направлении сухопутных погранпереходов. В среднем на сети железных дорог России ежемесячно действует порядка 146 запретов. За 10 месяцев 2006 года суммарная продолжительность действия конвенционных запрещений (с учетом запретов, переходящих с предыдущих годов и не утративших силу) составляет 34,7 тыс. суток. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель возрос на 13%.

Несмотря на то, что окончательные итоги за календарный год по конвенционным запрещениям подводить еще рано, тем не менее, определенные выводы можно сделать уже сейчас. Так, например, известно, что в направлении припортовых станций в этом году было введено запретов в два раза больше, чем в 2005-м, в направлении сухопутных погранпереходов - больше лишь на 25%. По словам директора по работе с клиентами ЦФТО ОАО "РЖД" Уруджа Уруджева, негативная динамика обусловлена, прежде всего, сложными погодными условиями, наблюдавшимися в I квартале, несвоевременным подводом флота в портах, а также нехваткой складских площадей под выгрузку.

В то же время суммарная продолжительность запретов, действовавших в направлении припортовых станций, в этом году существенно сократилась, составив 2,5 тыс. суток (в 2005-м. - 2,9 тыс). Возможно, именно этим объясняется тот факт, что в самих портах действие конвенционных запрещений в течение года сильно не ощущалось. Так, например, несмотря на то, что в товарной номенклатуре наибольший недогруз пришелся на уголь - около 27 тыс. вагонов, или 1,8 млн тонн - на работе угольного терминала в порту Усть-Луга данное обстоятельство практически никак не сказалось. "Честно говоря, помню лишь одно запрещение, да и оно в результате оказалось технической ошибкой РЖД", - сообщил корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" специалист коммерческого отдела ОАО "Ростерминалуголь" Артур Седов.

Схожая ситуация наблюдалась и на юге страны - в Новороссийске. По словам заместителя директора ОАО "Новороссийский морской торговый порт" по железнодорожному транспорту Назара Барсегова, проблемы были лишь в начале года, когда стояли сильные морозы.

Тем не менее идеализировать ситуацию портовики не намерены и с нескрываемым напряжением ожидают финал года, ведь именно в декабре на производстве и дорогах идет активное наверстывание плановых показателей, а значит на железнодорожной сети и в портах проблемы с погрузкой-выгрузкой еще возможны.

Потери от конвенционных запрещений несут, как известно, прежде всего сами железнодорожники. Снижение объемов погрузки дорог России от действия конвенций в 2006 году составит около 80 тыс. вагонов, или 5 млн тонн грузов. Основной недогруз придется на нефть и нефтепродукты - около 21 тыс. вагонов (1 млн тонн); уголь - около 27 тыс. вагонов (1,8 млн тонн); черные металлы - около 11 тыс. вагонов (0,7 млн тонн); руду и железорудное сырье - около 6 тыс. вагонов (0,4 млн тонн).

При этом финансовые убытки ОАО "РЖД" по сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличатся более чем в 4 раза, а наибольшие потери придутся на грузы, следующие в направлении припортовых станций - около 53 тыс. вагонов, или 3,2 млн тонн. (На сухопутных пограничных переходах - около 17 тыс. вагонов, или 1 млн тонн.) Поэтому неудивительно, что приблизительно так же распределяются и потери провозных платежей: в направлении припортовых станций - около 75% от общесетевых, в направлении сухопутных погранпереходов - порядка 12%.

В руководстве ОАО "РЖД" озабочены создавшейся ситуацией, но радикальный выход пока не найден. В то же время неожиданно решительную позицию по отношению к проблеме возросшего числа конвенционных запретов, объявляемых национальным перевозчиком, заняло Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Его руководитель Игорь Ромашов настроен на кардинальные перемены. "Принятие решений о введении конвенционных запретов на отгрузку не может быть функцией коммерческой структуры, государство не должно этого позволять", - заявил он на одном из последних заседаний совета Агентства. По мнению главы Росжелдора, ведомству должны быть переданы соответствующие полномочия, и в дальнейшем введение конвенций на отправку грузов по железной дороге должно согласовываться непосредственно с представителями этой госструктуры.

К чему может привести наделение Росжелдора дополнительными полномочиями, и случится ли это вообще - пока не ясно. По словам И.Ромашова, "нет гарантий, что этот вопрос решится уже завтра, но мы намерены и будем его решать". Сейчас проблема повышения качества работы железной дороги, в частности ее взаимодействия с портами, находится в стадии активного обсуждения представителями Росжелдора и ОАО "РЖД".

Что же касается мнений иных заинтересованных участников транспортного рынка, то спектр оценок здесь достаточно широк. И если, например, кто-то боится усиления бюрократизации в процедуре объявления конвенций, то, скажем, портовики видят для себя основное неудобство в том, что вопрос по-прежнему будет решаться без их участия, на "игровом поле" железнодорожников.

Геннадий Бугров

www.rzd-partner.ru

06.12.2006

Док. 545802
Перв. публик.: 06.12.06
Последн. ред.: 12.02.09
Число обращений: 1

  • Ромашов Игорь Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``