В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Людмила Пучкова: `Это только первый этап реформы` Назад
Людмила Пучкова: `Это только первый этап реформы`
Без введения финансовых гарантий деятельности туроператоров новый механизм лицензирования турфирм недостаточен. Такую мысль высказала президент компании "Ланта-тур вояж" ЛЮДМИЛА ПУЧКОВА в беседе с корреспондентом Ъ ТИМУРОМ Ъ-БОРДЮГОМ.
- Раздельное лицензирование туроператоров и турагентств действительно приведет к положительным изменениям на отечественном туристическом рынке?
- Введение раздельного лицензирования давно назрело. Тенденция к расслоению туррынка наметилась уже в 1998-м, но кризис приостановил этот процесс. Начиная с 1999 года он опять возобновился. Последние два года очень отчетливо проявилось стремление крупных туроператорских компаний увеличить свое присутствие на рынке за счет вытеснения более слабых агентств. Процесс, происходящий де-факто, государстов закрепляет де-юро. В ситлу того6 что принятый закон о раздельном лицензировании на сегодняшний день носит половинчатый характер, я думаю, не следует ждать больших изменений на рынке в ближайший год. Без введения механизма финансовых гарантий туроператорской работы проводимое сейчас раздельное лицензирование - перепись субъектов туррынка. Оно лишь позволит получить современные статистические данные о количестве операторских и агентских компаний, реально работающих на рынке, но не более того.
- Другими словами, у введенной ныне системы раздельного лицензирования есть недостатки?
- Вряд ли это можно назвать недостатками. Раздельное лицензирование в его сегодняшнем виде - это просто первый этап реформы российского законодательства в области туризма. Реформы, которая позволит туризму действительно стать цивилизованной отраслью, сделает турбизнес более "прозрачным", позволит справиться с демпингом на рынке. В то же время новый закон не ставит больших ограничений на пути возникновения новых турагентств - требования к получению турагентской лицензии очень демократичны. В то же время механизм лицензирования будет сдерживать возникновение новых туроператорских компаний, несущих большие финансовые риски. Следующий шаг, который должен последовать в самое ближайшее время,- обязать туроператорские компании подтверждать свою финансовую состоятельность либо путем внесения гарантийного депозита: либо с помощью банковского поручительства, либо с помощью банковского поручительства или страхования ответственности.
- О какой сумме, по-вашему, должна идти речь?
- Чем больше, тем лучше. Как практик, считаю, что во внесенном в Госдуму законопроекте должны фигурировать минимум в $100 тыс. Депутаты, скорее всего, утвердят размер гарантии на сумму $40-50 тыс. Но по большому счету размер гарантий в данном случае не столь уж важен. Главное - принять хоть что-то, создав тем самым прецедент. Я считаю, что когда нужно будет платить за право заниматься своим бизнесом, целый ряд фирм, которые сегодня называют себя туроператорами и ежесезонно ввязываются в убыточные для них чартерные аферы и игры с гостиницами, вынуждены будут признаться себе, что на самом деле этот бизнес не для них. Агентская деятельность подходит им гораздо больше.
- Вас не смущают требования, которым теперь должен соответствовать персонал турфирмы?
- Получить туроператорскую лицензию теперь немного сложнее, чем раньше. Так, очевидно, что генеральный директор турфирмы и ее руководство должны иметь не только высшее образование, но и специальное образование по туризму. С введением финансовой ответственности операторов это станет еще более актуальным: если туроператор обанкротится, ущерб от несостоятельности руководителя может измеряться десятками тысяч долларов, дискредитацией всей отрасли - пострадает не один десяток турагентств, гостиниц, авиакомпании. Поэтому, на мой взгляд, новые лицензионные требования, предъявляемые к персоналу, весьма существенны. По-моему, они заставят тех, для кого туризм побочный бизнес, все-таки задуматься, прежде чем открыть собственную турфирму. А то ведь до сих пор считается, что туризмом заниматься легко: арендуй небольшой офис, поставь два-три телефона, найми двух сотрудников и можешь называть себя туроператором. Яркий пример - многие фирмы, торгующие мобильными телефонами, очень активно продают и туристические путевки.

    
Газета "Коммерсантъ" N 30(2399) от 20.02.2002

Док. 545758
Перв. публик.: 20.02.02
Последн. ред.: 12.02.09
Число обращений: 272

  • Пучкова Людмила Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``