В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма пресс-конференции Губернатора Саратовской области П.Л. Ипатова Назад
Стенограмма пресс-конференции Губернатора Саратовской области П.Л. Ипатова
Стенограмма пресс-конференции Губернатора Саратовской области П.Л. Ипатова, 23 апреля 2008 года

П.Л. Ипатов:

В первом квартале текущего года экономика Саратовской области развивалась успешно, динамика оставалась достаточно высокая: почти на 12% возросла промышленность, что значительно выше среднероссийского показателя, на 4% увеличилась продукция сельского хозяйства. Сегодня сельское хозяйство стабильно развивается, наша область входит в восьмёрку успешных в АПК субъектов Российской Федерации наряду с крупными сельскохозяйственными регионами. Темпы роста по жилью составили 127,3% к уровню 1-го квартала 2007 года. Если считать в квадратных метрах, то это 100 тыс. квадратных метров. Не будем сейчас перечислять все экономические показатели, но темпы роста говорят о том, что экономика развивается успешно.

При этом следует отметить, что денежные доходы населения области выросли почти на 19%, средняя заработная плата выросла на 31%, средний размер пенсий - на 25,5%. При этом безработица уменьшилась и составила от предыдущего периода 85,8%.

За счёт чего всё это делалось?

Это делалось, прежде всего, за счёт того, что мы предпринимаем конкретные шаги по развитию нашего промышленного потенциала. При этом инвестиционные проекты, которые сегодня реализуются на территории Саратовской области, как правило, идут в соответствии с графиком. Реализуются несколько десятков проектов в промышленности, в сельском хозяйстве, в социальной сфере.

Сегодня я могу с уверенностью сказать, что инвестиционный климат, которым мы занимались в предыдущие годы, сформировался. Теперь для того чтобы быть конкурентными на рынке, предприятия Саратовской области проводят реконструкцию и модернизацию, ведут замену оборудования. Соответственно снижаются издержки, есть возможность для роста заработной платы. На этот год задача - увеличить заработную плату почти на 40%.

В области есть ряд предприятий, которые находились в критической стадии. Например, Саратовский авиационный завод. Мы видим, что завод может быть загружен в авиационной отрасли. Хотя он и не вошёл в Объединённую авиастроительную корпорацию, но он по кооперации может размещать заказы и с Казанским авиационным заводом, и с Воронежским авиационным заводом. Проблемы, которые намечались на "Оргсинтезе", также разрешены, и мы этот завод не теряем.

Сегодня наш приоритет в промышленном секторе - машиностроение. Есть здесь лидеры, такие как Завод металлоконструкций (рост производства в 1 квартале составил 46%), Трансмаш (рост 213%), Роберт-Бош (рост 30%), СЭПО - (рост 28%). Мы пристально следим за нашими лидерами, чтобы те не теряли динамику, но и держим на контроле наших аутсайдеров, чтобы их подтянуть хотя бы до средних показателей.

Отдельно хотел бы остановиться на сельском хозяйстве. Мы сегодня имеем в АПК 48 инвестпроектов. По итогам 1-го квартале этого года на 40% выросла средняя заработная плата в сельском хозяйстве и сейчас составляет более 5,5 тыс. рублей. В хозяйствах всех категорий стабильно увеличивается поголовье крупного рогатого скота. Менее скромные показатели по росту поголовья свиней в связи с увеличением стоимости фуража, кормов. Здесь мы имеем некоторое снижение. Однако можно сказать, что комплексные меры, предпринимаемые нами в сельском хозяйстве, дают результат.

Скажу несколько слов о жилье. В этом году мы планируем ввести 1 млн. 125 тыс. кв. метров жилья. Темпы роста по итогам 1-го квартала составили 27%. Стоимость квадратного метра на первичном рынке является самой низкой в Приволжском федеральном округе и составляет 26,8 тыс. рублей за 1 кв. метр, на вторичном - почти 28 тысяч за 1 кв. метр. При этом мы в приоритетном порядке развиваем индустрию стройматериалов. Рост производства ячеистого железобетона в 1 квартале составил 23%, ячеистых блоков - 28%, песчано-гравийных материалов 36% и т.д.

Сегодня нет сомнения в том, что программа по строительству жилья в этом году будет выполнена и нацпроект "Доступное и комфортное жильё" будет реализован.

Несколько слов по индексу потребительских цен. На продовольственные товары рост цен к уровню декабря 2007 года составил 4,7%, на непродовольственные товары - 4,4%. Рост цен в России несколько опережает прогнозы Правительства РФ, и Саратовская область здесь не исключение. Наша задача сейчас сдерживать темпы инфляции на продовольственные товары, чтобы защитить наших потребителей, особенно тех, кто оказался в группе с наиболее низкими доходами.

Развитие экономики как таковой для нас не самоцель. Темпы роста доходов консолидированного бюджета области за 1-ый квартал составили 47%. Фактически бюджет вырос в 1,5 раза. Рост бюджетов муниципальных образований составил в среднем 44%, однако есть и отстающие районы. Например, Ершовский район, где рост составил всего 19%. Там, к сожалению, недостаточно работает и исполнительная власть, и депутатский корпус. Этот район требует пристального внимания.

За счёт дополнительных доходов мы имели возможность реализовывать ряд крупных социальных проектов. Это, прежде всего, проект в области образования. C этого года мы приняли решение увеличить фонд оплаты труда учителям. Всего из регионального бюджета будет выделено 3,5 млрд. рублей. Это те деньги, которые пришли из дополнительных доходов.

Сегодня мы продолжаем реализацию четырех национальных проектов. По проекту в сфере школьного образования проблемы начинают решаться системно. Сегодня главная цель, помимо того, чтобы выделять немалые средства на зарплату учителям, стимулировать улучшение качества образовательного процесса, - необходимо, чтобы у учителей был стимул к росту. Поскольку там, где стагнация, где не видно перспективы, куда не идёт молодёжь, не может быть прорыва.

Грант, который мы получили из федерального бюджета, я рассматриваю как финансовую поддержку, это всего 300 млн. рублей. При этом из регионального бюджета выделяется 3,5 млрд. рублей. Меньше 10% дает федеральный центр, но это тоже деньги.

В 2008 году все городские школы переходят на новую систему оплаты труда, а в 2009 году на эту систему перейдёт вся остальная региональная система образования. За два года мы сможем существенно изменить ситуацию в системе образования Саратовской области. Уверен, что мы присоединимся к передовикам в этом вопросе, как являемся передовиками по трём остальным направлениям. По сельскому хозяйству мы входим в восьмёрку лидеров-регионов, по строительству в Приволжском федеральном округе практически по всем показателям мы лидируем, темпы роста стоимости квадратного метра у нас самые низкие, темпы прироста объёмов - одни из наиболее высоких. По здравоохранению то, что было в регионе три года назад, и то, что сейчас - это две большие разницы.

Вчера я посетил областную детскую клиническую больницу. Я был там в 2005-ом, 2006-ом годах, без слёз смотреть было нельзя. За три года я посетил десятки больниц, и областных, и муниципальных, где наблюдалась такая же картина. Однако за три года мы сделали то, что не делалось последние 25 лет.

Результаты работы отражаются, в первую очередь, в демографии. В 1-ом квартале 2008 года рождаемость в Саратовской области выросла на 15,4% и составила 10,5 человек на 1000 жителей. Естественная убыль уменьшилась на 7,7% и составила 6 человек на 1000 жителей. Показатели по младенческой смертности уменьшились на 11% и составляют 8 промилле. В среднем по России - около 10 промилле. Этот показатель у нас стабильно снижается.

На территории Саратовской области в практику вводиться применение нового препарата для пациентов с инфарктом миокарда. Это делается в связи с тем, что основной причиной смертности по-прежнему являются сердечно-сосудистые заболевания. Особенно в крупных городах, таких как Саратов, Балаково, Балашов. В бюджет этого года необходимые средства заложены, и препараты будут доставляться в клиники. За счет средств областного бюджета планируются закупки оборудования для межрайонных кардиологических центров, сеть которых начинает вводиться в этом году в Саратовской области при сотрудничестве с СГМУ. В этом году вводится в работу кардиологический центр в г. Саратове, который начали строить в начале прошлого года. Сейчас он оснащается оборудованием, готовится медперсонал. В конце года этот объект будет введён в эксплуатацию.

Однако сегодня есть несколько вопросов, которые по-прежнему не решаются. Проблема города Саратова. В городе остаётся разбалансировка по коммунальным платежам. Эта проблема требует решения уже в этом году, и я надеюсь, что новый сити-менеджер и его команда сможет решить проблему областного центра, которые не решались последние 11 лет.

Проблемные вопросы всегда рассматриваются на постоянно действующих совещаниях при Губернаторе по понедельникам, на заседаниях Правительства.

Могу сказать, что существующие сегодня проблемы не тупиковые. На территории Саратовской области нет таких проблем, которые нельзя было бы решить. Нужны правильные подходы, нужны ресурсы, которые мы в связи с развитием экономики, вполне можем получать.

Для решения проблем нужна, прежде всего, политическая воля, в том числе и в г. Саратове. Во-вторых, нужна профессиональная команда, которая могла бы эту волю реализовывать. Сегодня существующие в городе проблемы решаются так медленно, что каких-либо существенных изменений жители Саратова не видят.

Я думаю, что вы пришли сюда, чтобы задавать проблемные вопросы, а не для разговора об успехах. Поэтому задавайте вопросы, я готов на них ответить.

1. Вопрос ИА "СаратовБизнесКонсалтинг":

Экономика, предприятий модернизируются, обновляется оборудование. Есть много предприятий, которые каким-то образом решают свои вопросы. "Саратовмука" - что с ней происходит? Владельцы говорят, что они ее закрывают и будут строить новые предприятия. Есть еще ряд предприятий по улице Чернышевской, судьба которых непонятна. Может это связано с новыми жилыми застройками?

П.Л. Ипатов:

Я не могу сказать о судьбе каждого конкретного предприятия, т.к. в области их тысячи. Сегодня Правительство области не распоряжается в полной мере землей в связи с тем, что предыдущим мэром земля была продана в частные руки. Инвесторы, приходящие в область решают свои вопросы с частными организациями, с бизнесом или индивидуальными предпринимателями, которые эти земли им продают.

Именно поэтому все инвестпроекты, которые предлагаются к реализации, мы рассматриваем на Совете по инвестициям. И первый вопрос, который я задаю: "Решен ли вопрос с землей?". Только если этот главный вопрос решен, то мы рассматриваем проект дальше.

Все что касается сноса отдельных построек и нового строительства. При рассмотрении таких проектов на инвестсовете, мы, прежде всего, учитываем общественную значимость проекта. Мы заинтересованы в том, чтобы предприятия, плохо влияющие на экологию, переносить из центра г. Саратова на периферию. При этом если есть желание построить объект спортивно-развлекательного плана, который вписывается в концепцию архитектуры города, мы это поддерживаем. Если это жилищный комплекс с современными технологиями и инфраструктурой, мы это тоже поддерживаем.

2. Вопрос "Российской газеты"

Высокие тарифы на землю в Саратове. Постановление Правительства области о повышении тарифов и потом внесение в него изменений. Руководитель Общественной палаты Григорьев охарактеризовал это, как провокацию против Вас. Объясните механизм возникновения этого решения, и почему это все произошло?

П.Л. Ипатов:

В свое время граждан испортил квартирный вопрос, а земельный вопрос испортил чиновников. Этот чиновник - экс-мэр Саратова Аксененко - Сегодня как раз отчитывается за землю. На сегодняшний день формально землей в городе распоряжается комитет по имуществу Саратовской области. Однако земли свободной в городе нет. Возможно, после всех этих разбирательств часть земли будет возвращена городу. Однако, это достаточно долгий процесс.

Сегодня в городе происходит вокруг земли несколько моментов:

- город хотел бы полностью распоряжаться землей сам,

- землей, которой можно полностью распоряжаться, в городе почти не осталось,

- центр города застроен ветхим аварийным жильем, и все основное строительство ведется на периферии - в п. Солнечный и Усть-Курдюмском направлении.

Постановление было подготовлено с целью увеличения поступлений средств в региональный и муниципальный бюджеты. Была также цель упорядочить арендную плату на землю в г. Саратове. Документ готовился на основании федерального законодательства. Кадастровая стоимость земли была определена федерацией и автоматически перенесена в соответствии с федеральным документом.

После того, как появились отдельные сигналы о необоснованном завышении арендной платы, я затребовал эти документы и, согласившись с жалобами, дал указания комитету арендную плату снизить в несколько раз, чтобы незащищенные слои населения не испытывали трудности.

Внимательно анализируя ситуацию с комитетом по управлению имуществом, я дал поручению отделу по антикоррупционной деятельности проверить деятельность имущественного комитета на коррупционную составляющую. Им проверено до десятка сделок, по которым есть отчет. Коррупционная составляющая не установлена.

Сегодня в городе поднят вопрос о перераспределении полномочий по управлению землей между Правительством области и муниципалитетом Саратова. Отдельные депутаты из областной Думы обратились с предложением отдать землю Саратову. Однако 90% земли за последние 12 лет было передано в частные руки. По остаткам - 10% - Правительство области провело аукционы. Сейчас на них ведутся в основном микрорайонные застройки. В прошлом году Правительство провело 4 аукциона, почти 20 га было предоставлено по ним - это 40 млн.руб. реализация. Все денежные средства поступили в бюджет г. Саратова.

Один депутат мне как-то сказал, что земля в г. Саратове - это нефть, это такая же доходная часть. Могу сказать, что на сегодняшний день управление землей может принести дополнительные доходы в бюджет. Землю продавать дорого инвесторам, и потом получить дорогой квадратный метр, что делается в большинстве городов других областей. Эту землю можно обложить дорогой арендной платой, что и сделал комитет. Я считаю, что это была ошибка. Мы пересмотрели расценки на арендную плату, уменьшили ее в 2 с лишним, тем самым вывели из-под удара малообеспеченные слои населения.

Сегодня у нас запущен конвейер строительства на периферии. При этом стоит задача строить жилье в центре, снося ветхий и аварийный фонд. Эта задача для города одна из основных. Правительство Саратовской области вплотную подошло к решению этой проблемы. Передача земли в город приведет к снижению темпов строительства, поскольку город системно этим не занимался несколько лет, нет в городе команды, которая смогла бы продолжить нашу работу в полном объеме без потери темпов. Передел земли приведет к значительному спаду строительства жилья в 2010 году.

3. Вопрос телекомпании "Телеком ТТВ":

Чего ждать от роста цен в мае?

П.Л. Ипатов:

Решение по сдерживанию цен было принято федеральным Правительством. Понятно, почему это было сделано. На территории области также принимаются меры по сдерживанию цен. Если говорить о продовольствие, мы контролируем 25 основных товаров. В области сохраняются самые низкие темпы роста цен в ПФО, однако по ценам на продукты питания мы находимся на 7-ом месте.

Это все достигнуто за счет ярмарок, которые мы проводили, подписанных соглашений с торговыми сетями, в соответствии с которыми ограничивалась торговая надбавка.

Назову несколько позиций. Сегодня 10 крупных предприятий АПК подписали соглашения о сдерживании цен на продукты первой необходимости, с 5-ю мукомольными предприятиями подписаны соглашения о стабилизации цен на хлебопекарную муку. Из областного бюджета мы на погашение кредитной ставки на закупку зерна выделили 10 млн. рублей. Я решил с министром сельского хозяйства РФ А.Гордеевым вопрос об интервенции для Саратовской области на закупку зерна по более низким ценам.

По всем 25 основным товарам мы ведем мониторинг в муниципалитетах, и если что-то не так мы ведем работу с поставщиками этих продуктов.

4. Вопрос газеты "Взгляд":

Кто все-таки виноват в принятии Постановления об аренде земли?

П.Л. Ипатов:

Поясню. Комитет по имуществу при подготовке документа взял кадастровую стоимость земли, насчитал на нее арендную плату, которая в соответствии с федеральным законодательством не должна быть ниже нижней границы. Это было сделано в соответствии с решением федерального Правительства. Ничего не нарушено! Это формальное действие.

С другой стороны я считаю, что экономический блок в Правительстве области должен был проанализировать последствие принятия такого решения. Чего не было сделано, и на что мною было указано. Сейчас мы анализируем, кто понесет за это ответственность.

5. Вопрос газеты "Взгляд":

Когда в области появится новый министр образования и кто это будет?

П.Л. Ипатов:

Кандидатура на сегодняшний день определена. В ближайшие дни министр будет назначен. Как только это произойдет, вы об этом узнаете первым.

6. Вопрос газеты "Коммерсант":

Была ли согласована кандидатура В. Сомова лично с Вами и как Вы относитесь к его профессиональным качествам? Насколько Вам будет удобно и комфортно работать с ним в качестве сити-менеджера, если его выберут?

П.Л. Ипатов:

Кадровая политика муниципального уровня - это прерогатива местного самоуправления в соответствии с ФЗ N131. Саратов - это кризисная точка на территории области, и это уже забота Губернатора. Поэтому выборы сити-менеджера, который за ближайшие несколько лет должен ситуацию переломить, это знаковое событие. Комиссия по выборам сити-менеджера работает, в нее входят представители и областного Правительства, и областной Думы, и городского Думы. Есть кандидаты. Комиссия определит лучших. На мой взгляд, есть приоритет у двух кандидатов - это С. Тульский и В. Сомов, остальные имеют меньше опыта.

Депутаты группы "Единая Россия" рекомендовали городской Думе В. Сомова и фактически оказали ему поддержку в выдвижении. Учитывая то, что партия "Единая Россия" имеет большинство в городской Думе и фактически она будет принимать решение в голосовании, шансы у В. Сомова наиболее высокие.

Я не берусь судить о профессиональных характеристиках В. Сомова, т.к. я его хорошо не знаю, мне известна его биография. У него есть определенный потенциал.

С другой стороны проблемы, которые есть сегодня в Саратове, требуют системной работы, хорошей команды, четкого понимания проблематики и решения этих проблем в степени очередности. Частично, что я перечислил, сегодня в городе отсутствует.

7. Вопрос "Саратовской областной газеты":

Какие первые шаги Вы ждете от этой команды?

П.Л. Ипатов:

Я жду, прежде всего, саму команду, т.к без команды там делать нечего. Команда должна обладать волей. Все предыдущие команды даже этим не обладали. Предыдущий сити-менеджер Николай Романов был с хорошим опытом работы на муниципальном уровне, коммунальной сферы, но и он не смог достигнуть существенных изменений. Хотя, конечно, некоторые улучшения были. Могу сказать, что и и.о. сити-менеджера С. Тульский определенных изменений достиг, но системных - нет. У них обоих не было политической воли.

Сейчас реализуется ФЗ N185. Наиболее болезненная тема для г. Саратова, это ветхий аварийный фонд, капитальный ремонт зданий. Ветхим и аварийным фондом занималось Правительство области, а капитальным ремонтом не занимался никто вообще. До сих пор г. Саратов не в состоянии передать документы на рассмотрение в министерство регионального развития. В администрации просто нет людей, способных профессионально их подготовить. Именно поэтому нужны специалисты, имеющие опыт управления коммунальным и городским хозяйством. Только имея лидера, команду профессионалов, политическую волю можно решить городские проблемы.

8. Вопрос газеты "Суть" (Балаково):

Существует рейтинг глав регионов, по одному из них наш регион относится к середнячкам. Имеет ли смысл ставить вопрос перед Президентом о доверии? Собираетесь ли Вы это делать? И еще. Существует ли рейтинг глав МО и глав администраций Саратовской области? И если он низкий, то какие меры к ним применять?

П.Л. Ипатов:

В 2005 году я получил поддержку у депутатов областной Думы и по рекомендации действующего Президента РФ В.В. Путина получил доверие. Сейчас я своей деятельности получаю доверие от жителей Саратовской области. Ставить вопрос о доверии вновь избранному Президенту я не планирую.

Все рейтинги, которые выставляются сегодня Губернаторам, делаются экспертным сообществом. Последний рейтинг выставлялся по таким критериям как: отсутствие проблем и конфликтов в регионе, на сколько успешно проведены последние выборы в Госдуму, выборы Президента России, показатели развития регионов. Это достаточно узкая рейтинговая полоса. На мой взгляд, в нем отсутствует самая важная оценка - насколько население позитивно оценивает работу властей.

Все составляемые рейтинги являются индикаторами. В них главы регионов, получившие и двойки, и единицы. Часть из этих глав уйдут, но не из-за рейтингов, как это сделал Тишанин, об отставке которого говорили 8 месяцев.

Вообще разговоры о скорой отставки губернатора бесперспективные и для региона ничего не дают.

9. Вопрос "ТВ-Экспресс" (Балаково):

В декабре прошлого года делегация из балаковских и саратовских журналистов ездила на Хакасский алюминиевый завод. Представители "Русала" категорически заявили, что завод в г. Балаково будет построен, но в тоже время Вы говорили, что завода на территории Балаковского района не будет. Заметно затишье, какова сейчас ситуация?

П.Л. Ипатов:

"Русал" - это достаточно прогрессивная компания, которая активно продвигает бизнес, а его руководитель Дерипаска возглавляет список российских миллиардеров. Для них территория Саратовской области является наиболее привлекательной, т.к у нас создано много необходимых для этого бизнеса условий.

Основное условие для реализации этого проекта - это большое количество электроэнергии, которой на сегодняшний день нет. Речь о строительстве завода может вестись, только в том случае если будет достраиваться атомная электростанция.

Балаковская атомная электростанция станция не попала в перечень стоящихся объектов, потому что А. Чубайс и С. Кириенко, рассматривая этот вопрос, руководствовались общероссийскими проблемами отсутствия электроэнергии в центральной зоне, Северо-западе и частично на Юге. В Поволжье они в избытке. Поэтому сегодня в программе нашей атомной станции нет.

Обсуждая вопрос с "Русалом", мы говорили, что если этот проект реализовывать, то задача "Русала" решить вопрос со строительством атомной электростанции. На сегодняшний день "Русал" ведет определенные работы по решению вопросов о строительстве АЭС. Поэтому сейчас и затишье.

Я прямо могу сказать: я заинтересован, в том, чтобы количество электроэнергии на территории области было увеличено. При этом мы решаем вопросы развития региона, продаем электроэнергию за его предел, вопросы развития Поволжья в целом. Я считаю это позитивом, и в дальнейшем буду работать для того, чтобы продолжать строить БАЭС.

Подчеркну, что любое предприятие, которое будет строиться на территории Саратовской области, будет строиться только в соответствии с российским законодательством, которое предусматривает определенную последовательность этапов. Это я гарантирую.

10. Вопрос телеканала "ТНТ Саратов":

Павел Леонидович, скажите, пожалуйста, как Вы отдохнули?

П.Л. Ипатов:

Надо сказать, что впервые за три года работы на посту Губернатора я взял столь продолжительный отпуск - больше двух недель. Работая на атомной станции, я никогда не отдыхал больше десяти дней. Неделю я провёл в Дубаи, и ещё десять дней в санатории в России. Отдохнул очень хорошо. Хочу сказать, что отдыхать, как я убедился, тоже неплохо.

11. Вопрос телеканала "ТНТ Саратов":

Не испортил ли Ваше впечатление от отпуска то, что в Саратове в Ваше отсутствие распространялись слухи о том, что из отпуска Вы уже не вернётесь?

П.Л. Ипатов:

Надо сказать, что подобные слухи начали распространяться ещё до ухода меня в отпуск. А вот то, что было сделано каналом "ТВЦ", могу сказать - не испортил. Больше того, хочу сказать тем, кто собирается отправить меня на другое место работы - как правило, в энергопром, который сейчас создаётся, прошу не трудиться. Я не собираюсь уходить со своей должности, не собираюсь переходить на другую работу. Меня президент Путин поставил на эту должность, я планирую работать до конца своего срока - это апрель 2010 года. Надеюсь, что за это время я ещё сделаю достаточно много.

12. Вопрос газеты "Время":

Во время отпуска вы отдыхали недолго, Вы принимали участие в IX съезде "Единой России", ходили по высоким кабинетам в Правительстве. С кем встречались и о чём вы говорили?

П.Л. Ипатов:

То, что я был на съезде партии, как член партии - это известно. Также я встречался с премьер-министром В.Зубковым. Тем для обсуждения было несколько - сельское хозяйство, обеспечение Заволжья питьевой водой - это основная тема. До ухода в отпуск я направил Зубкову письмо. Вторая тема - вопросы строительства физкультурно-оздоровительных комплексов.

У нас есть вопросы, которые необходимо решать. Я уже не говорю о том, что пока Губернатор в отпуске, он телефон не отключает.

13. Вопрос телекомпании "СТС-Балаково":

Расскажите об изменениях в областной Закон "О Губернаторе", и какие дополнительные полномочия появились?

П.Л. Ипатов:

Вносимые изменения в основном, касались приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Поэтому тут добавить нечего.

14. Вопрос "Российской газеты":

Павел Леонидович, вопрос по поводу сверхнормативки. Правительство области в прошлом году, и конкретно, один из ваших замов, заявил, по выплатам этих средств Волжской ТГК. Такое соглашение было заключено. Выплата должна быть произведена в феврале. Первый вопрос: передали ли эти деньги? Второй вопрос: посоветуйте, что делать саратовцам, которые продолжают получать сейчас расчётные квитанции, в которых старый долг всё равно присутствует.

П.Л. Ипатов:

Тема разбалансировки - тема не сегодняшнего дня. В чём проблема? Первое - должным образом не организован учёт потребления энергоресурсов. На сегодняшний день проблема есть, и её нужно решать. Как она может быть решена? Разбаланс - это потеря в сетях. Сегодня миллионы рублей, которые висят на разбалансе, не могут быть выплачены из областного бюджета. В рамках реализации Федерального Закона 185-ФЗ, мы не должны дотировать коммунальные проблемы.

Что нужно сделать? Во-первых, в Саратове необходимо навести порядок с учётом. Мы начали разбираться с этой темой ещё с Николаем Романовым несколько месяцев назад, когда начался отопительный сезон. В Саратове на электрических, тепловых сетях висят десятки и сотни коммерческих предприятий, которые потребляют всё это бесплатно, без учёта. Затраты ложатся на жителей, которые и платят за разбалансировку. В этом плане надо навести элементарный учёт.

Второе. Энергоснабжающие организации не занимаются своим сетевым хозяйством. При этом они находят возможности списать потери. Поэтому система учёта должна быть в ближайшее время восстановлена.

Сегодня проводится мониторинг ситуации, контрольные выборки, насколько цифры, которые представляют энергоснабжающие компании, достоверны. Мы убеждаемся, при определённых расчетах, что туда "засовывают" всё, что там быть не должно. Мониторинг проводится министерством строительства и ЖКХ области, а это должны делать муниципальные руководители, к чему мы их и подвигаем. Нужно наладить чёткий учёт того, что в нераспределёнку закладывают энергоснабжающие компании.

Четвёртое. Нужно оказать поддержку наиболее незащищённым жителям Саратова в части оплаты этой разбалансировки. Поэтому учёт и контроль наряду с поддержкой - вот что нужно сделать сегодня. Это нужно делать новой администрации, которая придёт в Саратов.

"Российская газета":

Павел Леонидович, уточните на счёт старого долга за прошлый год оплачены ли средства, как тогда предполагалось, в феврале?

П.Л. Ипатов:

Он оплачен частично. Есть график, он оплачивается по нему. Почему - частично, а не полностью выполнен - потому что политическая ситуация, предвыборная кампания, более щадящий режим, мы должникам не отключали - такая политическая ситуация была. Поэтому оплатили частично.

"Российская газета":

Щербаков сказал, что та сумма, которая пришла по платёжке - население может её не платить.

П.Л. Ипатов:

Давайте не путать. Законность за платежи и разбалансировка - это разные вещи. Законность платежей за прошлые периоды - это одно, а разбалансировка - это совершенно другое. Разбалансировка - это потеря в сетях, которая сегодня не может быть оплачена населением. ТЭРы, которые поставляются населению, оплачиваются населением. С учётом того, что часть этих ТЭРов была потеряна, население призывают платить за то, что оно не потребило. Чтобы этого не произошло, необходимо навести порядок. Наиболее незащищённые слои населения должны получить поддержку.

15. Вопрос журнала "Промышленность Поволжья":

У меня вопросы по экономике. Первый вопрос: предыдущие концепции социально-экономического развития области были откровенно слабыми. Прошёл очередной конкурс. Журналисты будут допущены на стадии обсуждения либо опять узнаем о чьей-либо халтуре, когда лично Губернатор раскритикует очередную московскую команду?

Второй вопрос: Саратовская область привлекательна с точки зрения миграции. Ведётся ли какая-то работа правительством области совместно с министерством иностранных дел России для привлечения в сельскую местность наших соотечественников, проживающих за рубежом?

Третий вопрос: Саратовская область объективно сделала системный прорыв в части сельского хозяйства. Область вошла, по моему определению, в число немногих регионов - условных доноров. Что региональная власть планирует, чтобы Саратовская область перешла из категории условных доноров в категорию доноров, к которым относятся всего три региона России.

Последний вопрос: Большинство экономистов в России говорят о необходимости принятия федеральными и региональными властями смягчающих мер по будущим последствиям кризиса. Уже стратегически говорилось о развитии машиностроения, но может продолжить развивать ТЭК?

П.Л. Ипатов:

Вопрос о стратегии. Не думаю, что нужно так оценивать деятельность этих структур, в том числе и московских, которые принимают участие в конкурсе. На первом этапе, на котором разрабатывались подходы к стратегии, я действительно критиковал их. Поэтому на сегодняшний день сделаны соответствующие правки, которые рассматриваются в правительстве.

По миграции. Наш новый министр по труду, занятости и миграции только что вернулась из Москвы. Тема сегодня системно ведётся, раньше правительство этим не занималось, этим занималась федеральная структура, расположенная на территории Саратовской области.

Третий вопрос. По сельскому хозяйству - да. Но при этом мы ещё по промышленности являемся зоной приоритетного развития на юго-западе Приволжского федерального округа. Состоялось заседание минрегионразвития Российской Федерации, где Саратовская область выделена как зона опережающего развития в машиностроении, химии, сельском хозяйстве и инфраструктура в части логистики. Мы попали в число 27 зон опережающего экономического развития. Поэтому не только сельское хозяйство, но и промышленность в нашем регионе развивается более интенсивно, чем в Российской Федерации и является зоной опережающего развития. Сегодня говорить о том, что условные доноры или безусловные доноры можно, но межбюджетные отношения между федерацией и субъектом федерации выстроены так, что мы отдаём около 50% всех налогов, которые собираем. Получаем, грубо говоря, треть от этого. Мы являемся формально донором, но в действующих межбюджетных отношениях этого не может быть. Сегодня кто является абсолютным донором? Это несколько субъектов. Это Ханты-Мансийский округ, где добывается большая часть энергоресурсов, и который является основным плательщиком в федеральный бюджет налогов на добычу. Поэтому сегодня есть структуры, которые априори являются донорами, потому что у них в земле много заложено. Такие агломерации как Москва, Московская область, в которых сегодня сосредоточено до 75% финансовых средств - это тоже данность, которая существовала и до переходного периода. Саратовская область такой не была и не будет сейчас. Наша задача - развивать экономику, что мы и делаем ускоренными темпами, большими, чем в среднем по России.

Есть мнение, что лобби Саратовской области должно работать более эффективно. Кого понимают под лобби? Депутатов Госдумы, выходцев из Саратовской области, земляков, которые работают в Москве. Конечно, этот потенциал должен использоваться. Только нужно иметь в виду следующее - в сегодняшней ситуации отношения между регионом и центром значительно изменились даже по сравнению с тем, что было два-три года назад. Сегодня введено трёхлетнее планирование. Все средства, которые будут передаваться субъектам из федерального центра, расписаны на три года вперёд. И Государственная Дума, которая принимает определённые поправки, может действительно какие-то вещи изменить для субъекта. Здесь речь идёт о депутатах Госдумы - они могут сделать корректировку, но не могут изменить ситуацию в разы, но они могут её подкорректировать. Это обязательно нужно делать.

Я приведу пример на реализации Федерального Закона185-ФЗ. Закон предусматривает выделение значительных средств на санацию нашего жилищного фонда. Получение денег зависит только от нас самих - не от депутатов. Зависит от профессионализма команды, которая работает на территории. То же самое касается ещё ряда позиций. Поэтому я считаю, что сегодня основная задача, как и записано в Проекте-2020 - это развитие регионов. Я считаю, что лоббистские устремления должны быть, но они могут подкорректировать ситуацию. Всё зависит сегодня от самого региона.

Четвёртый вопрос. На сегодняшний день, когда мы говорим о ТЭКе нужно иметь в виду, что топливно-энергетический комплекс - это вертикально интегрированные компании, это основа экономики России. На территории нашей области ТЭК представлен третьим эшелоном, за исключением атомной станции. Поэтому сегодня лидирующая роль ТЭКа на территории Саратовской области не может быть. Я имею в виду в развитии и инвестициях. Трубопроводчики реализуют несколько крупных проектов. На атомной станции планируется строить два блока. Ожидается довести добычу нефти - до 2 - 2,5 млн. тонн. Но мы никогда не будем добывать, как Оренбурге, 16 млн. тонн. Поэтому на сегодняшний день могу ответить - всё, что касается ТЭКа, у нас, в основном, это атомная станция и трубопроводный транспорт. И то, и другое сегодня имеет перспективы для развития, чем мы и занимаемся.

16. Вопрос газеты "Зеркало":

У меня вопрос о судьбе довольно большой когорты населения - о дачниках. Это люди, которые обсадили Саратов садами, тем самым, улучшив экологическую обстановку. Современная политика в сфере землепользования неизбежно ведёт к тому, что количество дачных кооперативов будет сокращаться. Люди будут бросать свои участки, потому что уже в прошлом году плата за дачу была для многих семей предельной. 2,5 - 3 тыс. рублей - для пенсионеров уже неподъёмно. И скидки, которые сделали для них в этом году, с учётом стоимости кадастровой земли под городом не решат проблемы. Как Вы относитесь к идее отменить плату за землю для садовых объединений?

П.Л. Ипатов:

Тема садовых участков дискутируется довольно давно. На федеральном уровне принят ряд решений. Что такое садово-огородный участок? Это социальное явление, с точки зрения экономики оно даёт сезонную продукцию. Да, её продают на рынках, и это тоже хорошо. Но конкурировать с бизнесом, с поставщиками подобной продукции, крупными холдингами, она не может. Если говорить о рыночном сегменте этой продукции, он незначителен. В большей степени, это социальные последствия, которые поколениями возделывали свои участки и могут их лишиться. То что мы сделали со значительным уменьшением арендной платы за землю, можно говорить и о подобных действиях здесь. Но иметь бесплатную землю я не считаю возможным.

17. Вопрос газеты "Наше слово" (Энгельс):

На территории Энгельсского муниципального района ведётся строительство школы. Этот вопрос на постоянном контроле у муниципальной власти. В этом году из муниципалитета запланировано 8,8 млн. рублей на строительство школы, освоено уже 16 млн.руб Между тем из федерального и областного бюджетов никаких денег не поступало, что ставит под угрозу сроки строительства и сдачи этого объекта. Не могли ли Вы взять под личный контроль строительство школы в с. Шумейка.

П.Л. Ипатов:

Школу в с. Шумейка планируется ввести в этом году. После пресс-конференции дам поручение разобраться в ситуации и проверить своевременное финансирование.

18. Вопрос газеты "Суть" (Балаково):

В дополнение о вопросе об оценки глав районов. Ведь показатель оценки работы главы Балаковкого района довольно низкий среди населения.

П.Л. Ипатов:

Такой оценки, по которой велась бы экспертная оценка работы глав районов, в области нет. Мы оцениваем по ряду показателей работу самих муниципалитетов каждый квартал. А оценку конкретных глав мы не делаем. Нет такой системы.

19. Вопрос газеты "Коммерсант":

За время Вашего отсутствия в Саратове случились неприятные ситуации. Арестован Макеенко - депутат гордумы, бизнесмен Ерусланов. По мнению экспертов, в области идет некий передел собственности, когда силовыми методами пытаются отнять землю и территории. Ваше отношение и мнение по этому поводу. Это просто уголовные дела или есть экономическая подоплека в этом?

П.Л. Ипатов:

Деятельность Макеенко знакома большинству жителей города Саратова. Пресса об этом предпринимателе писала годами, а попал он под дело Аксененко. И там есть конкретная статья. Я считаю, что в действиях по Макеенко, по рынкам - политики нет.

Что касается Ерусланова, ситуация еще проще. Человек 17 апреля приехал, пострелял, побил, теперь задержан. Есть конкретная статья - "Хулиганство". Передела собственности здесь я не вижу.

Я не думаю, что на территории области ведется системная работа по переделу собственности, которая может быть охарактеризована этими двумя случаями.

20. Вопрос ИА "СаратовБизнесКонсалтинг":

Прирастет ли Саратов Саратовским районом? И как Вы оцениваете ситуацию именно в Саратовском районе?

П.Л. Ипатов:

Присоединение Саратовского района к Саратову не будет. О ситуации в Саратовском районе, конкретно о самороспуске депутатов районного собрания. Я считаю, что объективных причин для самороспуска не было. Те действия, на которые пошли депутаты, должны послужить уроком для их избирателей. Это группа людей, объединенных депутатскими мандатами и общей безответственностью перед своими избирателями. Надеюсь, что избиратели больше не будут избирать таких "горе-депутатов".

Ситуация в районе не простая. Это приграничный с городом район, где есть свои проблемы, которые не сегодня появились, но которые начали решаться. Я уверен, что с новым депутатским корпусом они будут решаться более успешно. Этот район очень привлекателен для инвестиций, а это уже позитив.

21. Вопрос Энгельсского телевидения:

В области есть областная программа об экологическом оздоровлении Саратова и Балаково. Почему в нее не включен Энгельс? На территории нашего района находятся несколько крупных химических предприятий и крупнейший аэродром.

П.Л. Ипатов:

В этих двух городах экологическая обстановка самая сложная. Но ими мы не ограничимся, в каждом муниципальном образовании должна быть программа по оздоровлению экологии. Город Саратов - крупный центр, где много вредных предприятий, в Балаково - то же самое. Мы начали отрабатывать эти методики именно на них, как наиболее проблемных и крупных городах. Затем мы распространим методики на все остальные города области.

22. Вопрос ИА "СарИнформ":

Павел Леонидович, Вы говорите, что за два года Вы ещё удивите нас каким-то достижениями...

П.Л. Ипатов:

Я не говорил, что удивлю достижениями, я говорил, что буду работать

ИА "СарИнформ":

Ну порадовать...

П.Л. Ипатов:

Порадовать я тоже не обещал

ИА "СарИнформ":

Ну что же так плохо тогда...

П.Л. Ипатов:

- Что будет плохо, я тоже не обещал...

ИА "СарИнформ":

Так что Вы обещаете нам на ближайшие два года?

П.Л. Ипатов:

За прошедшие три года, что я работал в должности Губернатора, произошло удвоение инвестиций, удвоение заработной платы, удвоение бюджета, в два с лишним раза вырос объем вводимого жилья. Я ещё много могу назвать, того, что мы сделали за три года, где рост на 30, 40, 50%.

На два оставшихся года мы поставили планку ещё выше. Я уверен, что средняя заработная плата к 2010 году по области будет около 20 тыс. рублей. В области здравоохранения будут улучшаться показатели по демографии. Уже в этом году мы введем в строй кардиологический центр, в 2009 году - диализный центр. К 2010 году будет расширена детская областная клиническая больница. Начинается строительство перинатального центра, к 2010 году он будет введён.

Поэтому я не зря сразу сказал, что я не человек, который пришёл сюда кого-то удивлять, я пришёл для того, чтобы конкретно работать. За пять лет ситуацию в Саратовской области изменить до позитива. При этом за три прошедших года что-то удалось сделать. В своей иннаугурационной речи в 2005 году я говорил о приоритетах, в соответствии с которыми необходимо работать. В основном, всё, что было сказано тогда - выполнено. Сегодня эти цели более конкретизированы, среди них - проблемы города Саратова. Перед собой и Правительством области я ставлю задачу, чтобы к 2010 году в городе произошли существенные изменения к лучшему, чтобы люди их реально почувствовали.

23. Вопрос балаковского СМИ:

Павел Леонидович, Вы упомянули 185 ФЗ. Известна ли Вам ситуация в районе, который подал документы по программе капитального ремонта жилых домов. У нас ходят слухи, что документы не приняли.

П.Л. Ипатов:

У города Балаково документы приняты и отправлены в Москву. 215 млн. рублей выделили городу на санацию и капремонт жилого фонда. Не вижу сегодня оснований для подобных слухов. Город Балаково один из первых подготовил эти материалы и сдал.

24. Вопрос "Российской газеты":

Павел Леонидович, появилась информация о том, что саратовский аэропорт будет перенесён. Правительство предполагает приобрести в свою собственность пакет акций аэропорта? Недавно появилась информация, что якобы на этот же пакет претендует федеральное агентство, и что оно войдет в уставной капитал. Есть ли там конфликт?

П.Л. Ипатов:

Никаких конфликтов там нет. Сегодня строительство нового аэропорта действительно необходимо. Мы эту работу ведём, подготовлена площадка в Сабуровке. С точки зрения пакета, мы не планируем его приобретать. Он сегодня находится в федеральном имуществе.

25. "Российская газета":

То есть пакет останется в федеральной собственности?

П.Л. Ипатов:

На сегодняшний день федеральное Правительство готово передавать свои пакеты территориям, а мы готовы их принять.

Есть еще вопросы? Если нет, то спасибо за внимание и за то, что пришли.

http://www.saratov.gov.ru/governor/interviews/detail.php?ID=25826

Док. 545640
Перв. публик.: 23.04.08
Последн. ред.: 11.02.09
Число обращений: 102

  • Ипатов Павел Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``