В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Архиепископ Митрофан: анафему можно снять, если человек покается Назад
Архиепископ Митрофан: анафему можно снять, если человек покается
Управляющий делами Украинской православной церкви, глава синодной комиссии по диалогу с УАПЦ, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан заявил, что анафему с человека можно снять, если тот придет к покаянию. При этом архиепископ отметил, что этот вопрос требует тщательно изучения. Об этом он заявил в комментарии корреспонденту АМИ "Новости-Украина".

На вопрос, можно ли снять анафему с человека, архиепископ Митрофан ответил: "Анафему с человека можно снять, если он приносит покаяние. Анафема накладывается на человека за какие-то определенные нарушения церковных правил, церковных канонов христианской морали. Анафема означает, что человек находится вне церкви. Это констатация того факта, что человек не принимает никаких церковных установлений, не живет по церковным правилам, не ведет христианского образа жизни. В таком случае накладывается анафема".

Как отметил архиепископ, "наказание" - не совсем подходящее слово для определения анафемы, также анафема не является проклятием: "Это не совсем наказание. И это не проклятие, как некоторые говорят, неправильное понимание, что анафема - это проклятие. Нет, это свидетельство - официальное, на высоком уровне, - что человек находиться вне церкви. Но возможность снятия анафемы существует для всякого, если человек приносит покаяние, если он изменяет сущность своей жизни".

Что касается гетмана Ивана Мазепы, то архиепископ Митрофан отметил, что "здесь много разных нюансов, которые переплетаются - и политические, и исторические, и духовные моменты. Поэтому снятие анафемы с Мазепы не такой простой вопрос, который требует очень тщательного изучения и исследования, - хотя, в принципе, такая возможность существует".

На вопрос, можно ли снять анафему с умершего человека, ведь речь идет о возможности снятия анафемы в случае покаяния, а в данном случае человек умер несколько столетий тому назад, архиепископ ответил, что, согласно церковным правилам, анафему можно снять и с мертвого, но для этого необходимо провести серьезные исследования: "Да, это не исключено, но этот вопрос требует тщательной, углубленной подготовки".

"Анафему может наложить только собор епископов или синод епископов, или помесный собор той или иной церкви, она является результатом коллективного, соборного деяния. Один человек не может предать анафеме другого, и если применяется к человеку такое деяние, то это может принято только соборным разумом, соборно. И также один человек не может ее снять", - отметил он.

На вопрос, часто ли предавала православная церковь людей анафеме, архиепископ Митрофан ответил: "Насколько свидетельствует церковная история, нечасто, скорее, это единичные случаи. В первые годы христианства это были еретики, которые распространяли неправильные учения об Иисусе Христе, о других сторонах церковного вероучения, и они были преданы анафеме на церковных соборах - Ирарий, Нисторий и другие еретики. В более позднее время анафеме был предан и Лев Толстой, за его, можно сказать, антихристианское выступление, учения. Примеры такие очень ограничены, их немного".

На вопрос, могут ли предавать анафеме за предательство, архиепископ ответил: "Предательство никогда, ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах не оправдывается, и его нельзя как-то оправдать, потому что предательство и в общечеловеческом, и в церковном понимании низкое деяние. Но в случае Мазепы надо, еще раз повторю, тщательно изучить вопрос, почему его предали анафеме, предательство было лишь одной из причин. Как свидетельствуют исторические исследования, у Мазепы и в личной жизни, в сексуальных контактах с женщинами, не все было гладко, несмотря на то, что он и много пожертвований делал, и храмы строил, и это тоже стало причиной анафемы. Так что этот вопрос надо очень тщательно изучать".

Как сообщалось, президент Украины Виктор Ющенко попросил патриарха Московского и всея Руси Алексия II официально снять анафему с гетмана Ивана Мазепы. Об этом сообщил заместитель главы Секретариата президента Юрий Богуцкий журналистам после начала встречи Ющенко с Алексием II.

Богуцкий рассказал, что де-факто анафема из Мазепы снята, поскольку начиная с 1918 года во время служений имя Мазепы не вспоминается среди фамилий, которые подданные анафеме.

В то же время официальных свидетельств об этом факте нет, потому Ющенко попросит предоставить соответствующие документы украинской стороне.

Как известно, во время последнего визита Ющенко в Москву была достигнута договоренность с президентом РФ Владимиром Путиным относительно общего отмечания 300-летия Полтавской битвы.

Ежегодно в воскресенье Торжества Православия в церквях торжественно провозглашают вечную память поборникам чистоты веры и проклинают еретиков, отлученных от Церкви. Среди последних (хотя его имя и не называется) все еще остается Иван Мазепа.

Наложенная в ноябре 1708 года по приказу Петра I, анафема продолжает формально тяготеть над гетманом, хоть в течение трех веков так и не было приведено более-менее серьезных аргументов в интересах того, что Мазепа должен считаться вероотступником.

Как отметил 26 октября в 2007 году в прямом эфире программы "Свобода из Савиком Шустером" на телеканале "Интер" ректор Киевской православной богословской академии архиепископ Переяслав-Хмельницкий Димитрий, анафема из Мазепы давно снята. В доказательство своих слов он показал книгу воспоминаний митрополита Антония (Храповицкого).

В книге, в частности, содержится рассказ о том, что к владыке Антонию, тогда - митрополиту Киевскому, в 1918 году обратился глава Украинского государства гетман Павел Скоропадский с просьбой хлопотать перед Патриархом Московским и всей России Тихоном (Белавиним) об отмене анафемы гетману Мазепе. Он получил от Предстоятеля РПЦ ответ, что на основании решений Поместного Собора, который осудил практику наложения церковных наказаний за политических вины, анафема на гетмана Мазепу отменяется.

Гетман был меценатом церкви, в частности, на средства Мазепы была возобновлена Киево-Печерская Лавра, ее обнесли каменной стеной, поставлены двое врат с церквами над ними. За средства Мазепы был обновлен Софиевский собор и построена Софийская колокольня.
Оксана Нагаевская, Киев

АМИ "Новости-Украина"

Док. 545282
Перв. публик.: 22.02.08
Последн. ред.: 11.02.09
Число обращений: 88

  • Митрофан (Юрчук Михаил Иванович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``