В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью: Илья Белоновский, Исполнительный директор АКОРТ Назад
Интервью: Илья Белоновский, Исполнительный директор АКОРТ
Российские ритейлеры готовятся к принятию закона, регулирующего отношения на рынке розничной торговли, разработка которого с переменным успехом ведется с 2002 года. В решающий момент накануне рассмотрения законопроекта правительством заинтересованные министерства не могут найти компромисса по документу. О том, как участники розничного рынка оценивают законопроект, чего они ждут от законодательных инициатив и финансового кризиса в интервью "Интерфаксу" рассказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
- Расскажите, пожалуйста, на какой стадии сейчас находится разработка закона "О торговле"?
- Минпромторг подготовил проект закона "О торговле", и в настоящий момент идут межведомственные согласования. После согласований законопроект будет внесен в Правительство.
- Как воспринимают участники рынка этот проект?
- Законопроект, подготовленный Минпромторговли, представители рынка розничной торговли воспринимают как компромиссный. С этим документом можно работать и развиваться. В вот замечания Федеральной антимонопольной службы и Минстерства сельского хозяйства спорные.
- Что предлагает Минсельхоз и почему его предложение не находит поддержки у участников розничного рынка?
- Минсельхоз предлагает регулировать торговую наценку на социально значимые товары. На наш взгляд эта мера, которую предлагается применять только на последнем этапе - в рознице, ничего не изменит. На формирование конечной цены влияют наценки на всех стадиях цепочки поставок, начиная от производителя.
Предложение Минсельхоза никаким образом не регулирует размер закладываемого маржинального дохода производителем и поставщиком товара, у которых он в большинстве случаев выше, чем торговая наценка розничных сетей.
- А что предлагает ФАС? Верно ли, что позицию службы ритейлеры считают наиболее спорной?
- ФАС предлагает определять порог доминирования для сетей по достижению ими определенного товарооборота. Мы понимаем, что антимонопольной службе нужны инструменты для регулирования рынка, но в предложенной схеме абсолютно не понятен механизм вычисления максимального товарооборота. Нужно быть провидцем, чтобы предположить, какой оборот может быть у сети, чтобы она могла влиять на ценообразование на рынке.
При этом, на наш взгляд, достижение какого-либо оборота игроком не может быть определяющим фактором доминирования на рынке. На оборот, к примеру, влияют таможенные пошлины, инфляция, кредиты, изменение ситуации на рынке, изменение ассортимента. Мы считаем, что принятие такого решения может привести к непрогнозируемым результатам, так как механизм работы предложения антимонопольной службы не понятен.
Еще одна норма, которую предлагает ФАС - при достижении ритейлером 35-процентной доли товарного рынка в каком-нибудь регионе запрещать ему приобретать новые торговые площади. Для нас не совсем ясно, как связана покупка торговой площади с доминированием игрока и его влиянием на торговлю на определенном локальном рынке.
К тому же, эта норма может серьезно сдерживать развитие ритейлеров. К примеру, достигнув 35%, сеть уже не сможет купить себе торговые помещения для перепрофилирования в офисы, склады и распределительные центры. Кроме того, не понятно может ли сеть, торгующая продуктами питания и достигшая 35% порога, открывать магазины с непродовольственными товарами.
- Эти нормы распространяются только на розничную торговлю или на все торговые организации?
- Нормы распространяются только на розничную торговлю и не касаются оптовых поставщиков и производителей, что, на наш взгляд, не совсем справедливо.
Вызывает вопросы и само понятие товарного рынка. Проект Минпромторга подразумевает, что товарным рынком называется рынок субъекта РФ. ФАС предлагает измерять долю в рамках муниципального района или городского округа. В каком-нибудь небольшом округе или районе розничному оператору будет достаточно открыть один-два магазина, чтобы стать доминирующим игроком со всеми вытекающими последствиями. При этом в соседнем округе может быть один несетевой магазин, который, пользуясь положением, существенно завышает свои наценки и при этом не попадает в поле зрения ФАС.
- К чему может привести, на ваш взгляд, принятие поправок ФАС к законопроекту?
- Ограничение роста розничной сети на локальном товарном рынке до 35% может привести к тому, что сети, не имея возможности развиваться, будут вынуждены замещать дешевый товар на более дорогой, с более высокой рентабельностью.
- Нужен ли вообще этот закон, неужели существующих рыночных механизмов не достаточно для регулирования и развития торговли?

- Принятие закона "О торговле" - очень важная веха для развития розничного рынка. Уверен, что он окажет положительное влияние на рост, развитие рынка, на формирование цивилизованной торговли, развитие сетей в регионах. Будет введен определенный понятийный аппарат, будет меньше вопросов и неясностей. Законопроект четко прописывает нормы и требования ко всем участникам рынка. В целом рынок уже отстроен, и ему нужна только законодательная база для дальнейшего развития.
- Недавно АКОРТ вместе с Независимым союзом торговых сетей выступил с предложением ко всем участникам рынка отказаться от различных маркетинговых сборов с производителей сельхозпродукции. Чем была обоснована такая инициатива? Это ответ на попытки Минсельхоза ввести регулирование торговой наценки или ответ на упреки президента в том, что сельхозпроизводителям трудно попасть в розницу?
- Разработка проекта этого соглашения между сетями началась еще в июле-августе - задолго до выступления президента. В ноябре документ был согласован и разослан в профильные министерства - Минпромторг, Минсельхоз, Агропромышленный союз, Птицеводческий союз и в другие организации.
Это личная инициатива участников ассоциаций и реакция на рыночную ситуацию в стране. Торговые сети заинтересованы в работе с товаропроизводителем напрямую, они готовы терять в доходности, отменять бонусные программы для того, чтобы иметь товар на полках и увеличивать товарооборот.
В настоящий момент это положение находится на согласовании в ФАСе. Как только антимонопольная служба его согласует, документ будет принят компаниями членами ассоциаций.
Положение поощряет уход от посредников в работе розничных сетей с производителем, стремится исключить ненужные звенья в цепочке поставок и тем самым способствовать установлению справедливой цены на полке. Кроме того, документ предлагает отказаться от дополнительных сборов с производителей небрендированной сельхозпродукции - мяса, птицы, яиц, молока, овощей, что как нельзя вовремя для производителей, оказавшихся в сложной финансовой ситуации.
- Существует мнение, что для сокращения своих издержек и рисков розничные сети, напротив, начнут сокращать долю скоропортящихся товаров - свежего мяса и молока. Правда ли это?

- Все зависит от того, нужен сети покупатель или нет. Я с трудом представляю себе ритейлеров, которые сознательно сократят долю скоропортящейся продукции. Отказ от нее приведет к тому, что покупатель тут же уйдет в соседний магазин, не найдя нужного товара.
Другой вопрос в том, что вообще будет с ассортиментом в результате кризиса. Оптимизация ассортимента - нормальная реакция на происходящие процессы. Если до кризиса на полках было 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов. Это не означает, что могут возникнуть какие-то проблемы с поставками масла, просто сократится ассортиментная линейка. Вы не найдете больше 3-5 видов масла на полке дискаунтера в Европе, а у нас один магазин мог продавать до 30 видов. Считаю, что кризис оздоровит ситуацию с ассортиментом.
- Означает ли это, что поставщикам будет сложнее попасть на полку?
- Все зависит от ассортимента поставщика. Количество предложений о сотрудничестве, сегодня, значительно превышает возможности магазинов продавать продукцию, и нет смысла ставить на полку 31-й вид подсолнечного масла или 30-й вид минеральной воды. Другой вопрос, что есть товары, которые очень нужны сетям, но по ним практически нет предложений. (например речная рыба).
- Что будет в целом с "цивилизованными" форматами торговли? Как изменится их соотношение к архаичным - рынками и ларьками?
- В условиях финансового кризиса покупатель может начать чаще ходить на рынок, но мы предпримем все возможное, что потребитель оставался в рамках цивилизованной торговли. Все понимают, какие на рынках санитарные нормы, качество обслуживания и качество продуктов. Не упустить покупателя на рынки - это вопрос государственной важности, вопрос здоровья населения. Тем более, что цены в розничных сетях уже давно ниже, чем на рынках.
- В этом случае, как со своей стороны будут реагировать розничные сети на процессы, происходящие в стране?
- Покупатели постараются найти самую низкую цену на привычные продукты, будут экономить на покупках и выбирать более дешевые товары. В свою очередь, сети, скорее всего, будут концентрироваться на открытии дискаунтеров всех форматов. Однако это не значит, что закроются премиальные супермаркеты или не будут открываться новые гипермаркеты. Страна живет, количество машин на улицах не сократилось, и люди, которые привыкли ходить в премиальные супермаркеты, продолжат покупать продукты именно там, стараясь сэкономить на чем-нибудь другом. Другое дело, что сами супермаркеты будут следить за изменениями предпочтений своих покупателей, оптимизировать ассортимент и предлагать что-то более экономное.



12.12.2008
Финмаркет ИА ` Advis.ru `

Док. 545250
Перв. публик.: 12.12.08
Последн. ред.: 11.02.09
Число обращений: 84

  • Белоновский Илья Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``