В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ющенко будет служить униатам`, - митрополит Харьковский и Богодуховский НИКОДИМ Назад
`Ющенко будет служить униатам`, - митрополит Харьковский и Богодуховский НИКОДИМ
Владыко, Вы один из немногих иерархов Украинской Православной Церкви Московского патриархата, который не напрямую, но косвенно подержал на прошедших президентских выборах В. Ющенко...

Митрополит Никодим: Это не так. Я ни за кого не высказывался. Когда мне задавали вопрос: за кого я, то отвечал: "Тайна голосования такая же, как тайна исповеди. Знает Бог и я". Я не выказывался ин за одного, ни за другого.

- Как Вы считаете, победа Ющенко пойдет на пользу Украине, и, в частности, Вашей епархии? Считается, что новый президент - прихожанин храма, находящегося в юрисдикции Московской патриархии.

- Ну, последнее очень трудно утверждать. Что касается оценки результатов выборов, то совершившееся - свершилось. И как православный христианин, и как верующий еврей или мусульманин, мы должны принять, что ничего в мире не совершается без воли Божией. То, что совершилось, мы воспринимаем как Божию волю, а в чём она выразится, Господь знает. А мы в этой сложившейся ситуации должны делать всё, чтобы не допустить разъединения наших братских славянских народов, не допустить вражды, не допустить, чтобы зло восторжествовало в отношениях между нашими народами.

- Это относительно взаимоотношений между Украиной и Россией. А внутри Украины? Выборы разделили Украину на две почти равнее части: восточную, которая в основном голосовала за Януковича, и западную, которая поддержала Ющенко. Победа последнего усугубит раскол, или у него хватит государственной мудрости в процессе своего президентства снивелировать это противостояние?

- Это очень трудно предсказать, и всё будет зависеть от его будущей политики. Не стоит гадать на кофейной гуще. Поживем - увидим!

- В электронной прессе появилось обращение группы верующих, состоящих в юрисдикции МП, к Вселенскому Патриарху Варфоломею, с просьбой принять УПЦ Киевского патриархата под свой омофор. Они объясняют это желанием находиться в канонической Церкви, а пока УПЦ КП официально не признана Константинополем, она таковой не является, и только этот факт удерживает их в юрисдикции МП.

- А какая разница между Патриархом Московским и Константинопольским?

- Многие, в том числе и верующие, в Украине считают Московский патриархат символом многовекового российского имперского духа.

- Я неоднократно встречался с Патриархом Варфоломеем, бывал в Константинополе. Он принимает под свой омофор кого угодно, чтобы расширить свой патриархат. Он посягал даже на права греческого Архиепископа Христодула. Я считаю крайне отрицательным переход от Московского патриарха к Константинопольскому. Показательно, что Патриарх Варфоломей первым поздравил Ющенко с победой на выборах.

- Насколько вероятен такой поворот событий, при котором Варфоломей возьмёт под свой омофор Киевский патриархат?

- Он возьмет под свой омофор любого, кто захочет перейти к нему!

- Не может ли произойти так, что когда УПЦ КП станет каноничной, значительная часть прихожан УПЦ МП перейдет туда?

- Они никогда не сможет стать канонической, потому Патриарх Филарет отлучен от Церкви и считается мирянином. Он никогда не сможет быть под омофором Константинопольского Патриарха, поскольку не признан ни одной канонической Церковью. Отлученный от Церкви не может быть принят "в сущем сане".

- Вы считаете это маловероятным?

- Бывает и невероятное. Это может произойти, если светские власти возьмут верх над умами церковников и будут форсировать этот процесс, но это не будет законно.

- Вы, несомненно, смотрели по телевидению трансляцию из Софийского собора в Киеве, где руководители большинства христианских деноминаций поздравляли Ющенко с инаугурацией. Какое впечатление на Вас произвела эта церемония?

- Это было шоу. Ющенко показал, что он будет уважать все религии. Он хотел показать, что он будет служить и нашим, и вашим. Но я очень внимательно смотрел эту трансляцию. Он целовался со всеми, но руку поцеловал только одному иерарху - униатскому, приехавшему из Америки. Этим он показал, кому он будет служить, и кем он будет управляться. Это не предположение, а наблюдение. Меня жизнь научила думать не о том, что было вчера, а о том, что будет завтра.

Я 14 раз бывал в Аргентине. Там президенты меняются очень часто. Там очень умный кардинал. Наблюдая за происходящим, я уже заранее знал, когда падет тот или иной президент. 5 мая и 9 июля там отмечаются национальные праздники, на которых на трибуну выходит вся правящая верхушка. Если кардинал, выйдя на трибуну, становится рядом с президентом, то тот еще поруководит государством. А если кардинал в это время с кем-то разговорился и стал поодаль от президента - считайте, что его уже нет!

- Каковы Ваши взаимоотношения с протестантскими деноминациям?

- Я побывал в очень многих странах, легче перечислить, где я не был. В этих поездках я научился уважать верующих всех религий, и то, что у них хорошо, перенимать. Дело не в том, что я сомневаюсь в своей вере. Я хочу быть как пчела, которая собирает нектар, пыльцу и воск со всех цветов, но несет в свой улей.

- Но Вы поддерживаете отношения с другими деноминациями?

- Когда я был помоложе (владыке идет 84-й год - В.О.) я контактировал с ними. Сейчас принимаю тех, кто сам приезжает ко мне. Конфронтации у нас нет, за исключением иеговистов и других новоявленных радикальных сект. У нас живые и добрые отношения с традиционными Церквями: православными, католической, лютеранской и другими протестантскими направлениями, иудаистами, мусульманами.

- Но ведь когда-то и христианство было, как сейчас обозначают, "новым религиозным движением"?

- Христианство было не человеческим, а Божиим явлением. Я вспоминаю, как в Аргентине у нас был круглый стол. Там были и католики, и православные, и сирийский митрополит, и светские адвокаты. Один из адвокатов, неверующий, спросил католического священника, чем Вы докажете бытие Божие? По этому вопросу философия рассуждала, рассуждает и будет рассуждать множество лет. А тот ответил: "Если Церковь живет вот уже 2000 лет при таких бездарных священниках, как мы - это лучше доказательство бытия Божия".

- Ну, он не совсем справедлив. Были же, и есть не только бездарные, но очень талантливые священники. Вот на днях был день рождения отца Александра Меня. Были ли Вы с ним знакомы? Как Вы оцениваете его деятельность?

- Конечно, был знаком! Я его глубоко почитаю и как человека, и как священнослужителя. Но, по моему мнению, он всей душой желал сделать невозможное - объединить евреев с христианами. Он это очень удачно делал, пока не переступил некую границу.

- Какую границу?

- Кто-то смотрел на него и допускал, чтобы он реализовывал свои убеждения в жизнь. Но когда он стал ректором православного университета, тогда его убили.

- Вы полагаете, что его убийство связанно именно с этим?

- Безусловно. Он, будучи евреем, отдавал абсолютный приоритет христианству. Он сам отказался сказать, кто его убил, так я скажу. Это уже не вера, а политика.

- Почему многие, считая себя православными христианами, являются таковыми чисто номинально? Они приходят в храм не чаще трех раз в год: на Пасху, Рождество и Крещение, запастись Святой водой, а то и того реже.

- Это закономерный результат 70-летнего правления атеизма. Люди чужие в церкви, не знают церковных правил, не привыкли к их соблюдению. Я думаю, что Господь будет мерить не той мерою, что меряем мы. Это как фарисей и мытарь. На этот вопрос может ответить только Бог. Что невозможно у людей - возможно у Бога.
http://www.risu.org.ua/rus/religion.and.society/other.articles/article;4518/

Док. 544842
Перв. публик.: 02.02.05
Последн. ред.: 10.02.09
Число обращений: 171

  • Никодим (Руснак Николай Степанович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``