В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Липина: Сохранить средний класс - значит сохранить гордость нации Назад
Светлана Липина: Сохранить средний класс - значит сохранить гордость нации
При разработке программ социально-экономического развития любого региона в нашей стране до сих пор учитываются как главные факторы "ЗЕМЛЯ" И "КАПИТАЛ", но на современном этапе, когда кризис приобретает общенациональные социально-политические черты, чрезвычайно необходимо в проводимой экономической и социальной политике учитывать количественный и качественный человеческий потенциал, то есть человеческий фактор.


Особую тревогу вызывают Северокавказские республики, где клубок проблем, характерных в принципе сейчас для всей России, обострен до крайности. В этом регионе действуют две противоположные парадигмы, с одной стороны сохраняется благоприятная демографическая ситуация, а, следовательно, и рост численности трудовых ресурсов, с другой это традиционно трудоизбыточный регион, где проблема занятости на протяжении многих десятков лет всегда стояла остро. Многие ученые неоднократно подчеркивали, что Северный Кавказ - это Россия в миниатюре, барометр проблем, существующих в стране.

При этом мы не должны забывать, что Республики Северного Кавказа - главный форпост страны, где политическая нестабильность на южных рубежах России создается силами международного подстрекательства и экстремизма.

До сих пор в информационном пространстве не только России, но и мира, Северный Кавказ существует как бы в двух измерениях. Первое - это успешные действия по установлению мира и стабильности на Кавказе. Второе- это регион, где сохраняется сложная и противоречивая социальная ситуация, которая с каждым днем ведет в пучину дестабилизации.

Сложившаяся в настоящее время негативная ситуация, набирающий обороты кризис, являются не только серьезной угрозой стабильному развитию республик, а также тому сдерживающему фактору устойчивого, прогнозируемого общественно-политического развития региона, в котором сохраняется выраженная внутренняя напряженность.
По сегодняшнему подходу к определению среднего класса по уровню потребления и финансовому состоянию, в республиках фактически отсутствует "средний класс", который считается не только внутриполитической основой стабильного общества, но и единственной реальной силой послекризисного развития. Здесь в настоящее время имеет место социальная напряженность, вызванная плохими условиями жизни, высокой степенью бедности подавляющей части населения, страхом за безопасность близких людей, перед необеспеченной старостью, острой необходимостью в жилье и его недоступностью, недостатком объектов социальной сферы и медицинского обслуживания.

Особую тревогу вызывает недостаточный учет условий формирования этноэлиты: местной национальной творческой и научной интеллигенции, главным образом, среднего и старшего поколения, которая в течение 1990-х гг. в значительной степени имела свои сильные позиции авторитета в обществе и "законодателей" общественной морали, и которая до сих пор по разным причинам сегментирована по степени политического влияния местной власти, общественно-политических процессов между различными партиями и группами, что и определило многие негативные процессы в республиках. Трудно добиться в этих неспокойных регионах стабильности, если средний, промежуточный класс (интеллигенция), который в республиках ещё сохранился, и с точки зрения мотивов трудовой деятельности состоит из людей, для кого труд - это цель существования, находится в состоянии ухудшения показателей уровня не только качества жизни, но и потери перспектив её нормализации. Эти люди - гордость республик, потенциальные представители людей "созидающих", - интеллигенция (врачи, учителя, ученые, средний промышленный кадровый состав, работники культуры и др.). Данные социально-профессиональные группы уважаемых в республиках людей, "золотой фонд" нации, наиболее уязвимы и находятся в большинстве своем у черты бедности, а значит, могут по-разному влиять на формирование общественного мнения в республиках.

Следует подчеркнуть, что весь период реформирования экономики России, социально-экономическое положение республик определялось не факторами развития, а возможностями государственного урегулирования острейших политических, межнациональных, межэтнических, территориальных, социально-политических и социально-экономических проблем.

Становление рыночной экономики в республиках Северного Кавказа происходило в крайней зависимости от степени урбанизации, местных традиций и обычаев, уровня экономического развития, геополитического положения, а уж потом от природно-климатических факторов и ресурсного потенциала.

На сегодняшний день особенностью республик является высокая доля в валовом региональном продукте отраслей, оказывающих нерыночные услуги, финансируемых из федерального и регионального бюджетов, то есть, прирост ВРП обеспечивается за счет увеличения финансирования текущих расходов бюджетных отраслей.

При качественной характеристике населения республик приходится отмечать, что жизнь за счет дотаций из федерального бюджета, при неэффективности и абсолютной непрозрачности социальных расходов бюджета, межсемейных трансфертов диаспор народов республик, проживающих в других регионах России, отсутствие устойчивых источников собственных доходов; постоянное сокращение легальной занятости, ускоренное разрастание органов госуправления и занятости в них, полная тотальная безработица среди молодежи, создают постоянную угрозу социальных взрывов, усиление криминализации экономики.

В республиках очень высок уровень общей и регистрируемой безработицы, нагрузка зарегистрированных в службах занятости на одну вакансию измеряется десятками человек. Особенностью безработицы этой территории является ее структурный дисбаланс, когда структура спроса на рабочую силу - специалистов сферы услуг и рабочих высокой квалификации не совпадает со структурой предложения - инженерно-технические работники, высвобождаемые руководители среднего звена, выпускники ВУЗов. Следствием данного структурного дисбаланса стали разнообразные способы адаптации населения к поиску средств к существованию: вторичная занятость, занятость в неформальном секторе, теневая оплата труда, натуральная оплата труда, производство товаров и услуг в домашних хозяйствах населения. Низкий уровень доходов населения республик, фиксируемый региональными и федеральными органами статистики, говорит о том, что в экономиках республик низка доля высокодоходных экспортно-ориентированных отраслей промышленности, высока доля аграрного сектора с низким уровнем оплаты труда, недостаточная производительность труда, слабая фондовооруженность, значителен удельный вес доходов, получаемых населением за счет личных подсобных хозяйств, большая доля населения, живущего на пособия. Однако, необходимо сказать, что значительную часть доходов населения здесь составляют денежные поступления от деятельности вне наблюдаемой экономики.


В результате на сегодняшний день республики Северного Кавказа отличает высокий уровень бедности и безработицы, низкий образовательный уровень, большое языковое и этническое разнообразие, а самое главное постоянная угроза безопасности на границах Юга России.

В связи с миграцией из республик профессиональных, в основном, русскоговорящих, кадров в последние 20 лет в связи с этническими конфликтами, национальными столкновениями не происходит накопление человеческого капитала. Сегодня возвращение бывших жителей республик можно поставить под сомнение, им все также мешают этнокультурные барьеры. Старые модели выравнивания социальной сферы уже не работают, рыночные же механизмы являются малоэффективными из-за низкого платежеспособного спроса населения, а бедность значительной части населения порождает социальные конфликты.
    
Анализируя динамику изменения политической и профессиональной направленности, вновь вступающей в жизнь молодежи, нетрудно заметить, что новое поколение абсолютно потеряло ориентиры, легко поддается влиянию групповых интересов и настроений, частично уходя в радикальные религиозные течения. Наибольшие опасения вызывает коммерциализация высшего и среднего образования, из-за изменения критериев морали и потери ответственности, да и что скрывать, из-за бедственного положения, часть работников сферы образования подвержена деградации, в том числе и квалификационной. А это в свою очередь не может не влиять на развитие тенденции снижения качества образования и обучения.

В настоящее время в республиках региона проживают около 6 млн. чел., из более чем 20 крупных национальных групп; здесь самая высокая плотность населения в стране - более 100 чел на 1 кв. км; остро стоит проблема малоземелья и земельных вопросов; наиболее высокий уровень демографического прироста населения в России. В Чеченской республике, республиках Дагестан, Ингушетия прирост населения составляет около 20 чел. на 1000 в год, здесь самая высокая в стране безработица, составляющая соответственно, около 27%, 40% и 54% трудоспособного населения.
Следовательно, они либо работают в теневом секторе, либо опускаются на социальное дно и создают тем самым неблагоприятную комплексную обстановку в регионе. Отсюда следует сделать вывод: увеличение числа рабочих мест является приоритетным направлением деятельности всех органов власти на местах, содействующих занятости населения республик.

Из общего числа безработных, более 60% составляет сельская молодежь от 16 до 29 лет. Без достаточной социальной и экономической мотивации молодежь игнорирует рабочие места в сельском хозяйстве, особенно в горных районах, в силу непрестижности и низкой оплаты труда. Разрыв в 2,5 раза в заработной плате между городом и сельской местностью, явно видимая неэффективность, убыточность агропроизводства, тяжелый, нерентабельный труд, необеспеченность объектами социальной инфраструктуры ведут к неравенству сельского и городского быта, разрушению сельского уклада жизни, потере КОНТРОЛЯ НАД ТЕРРИТОРИЕЙ и утечке КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ трудовых ресурсов.

Республики Северного Кавказа покидаеттрудоспособная часть населения, поэтому серьезной проблемой становится возможность дальнейшего экономического развития этого региона.  Как отмечает статистика, уехала и продолжает уезжать наиболее квалифицированная часть, особенно русского и русскоязычного населения, имеющая больше реальных шансов - интеллектуальных и материальных - для более или менее благополучного обустройства. В период национальной напряженности в республиках, стихийные миграции привели к изменению баланса этнического состава во всех республиках, образованию монокультурности, внесли негативные и глубокие изменения. В результате возникают особые противоречия, формирующие негативный потенциал развития экономики в республиках. Несмотря на специально принятые в ряде регионов (Республика Ингушетия, Республика Дагестан) государственные программы по возвращению русского населения в республики, продолжается экономическое и политическое его вытеснение, что приводит К обособлению регионов.
Русский народ всегда являлся государствообразующим народом Российской Федерации, скрепляющим звеном российской государственности.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
-     Для увеличения уровня занятости целесообразно создать систему социальной защиты незанятых граждан, которая должна выражаться в стимулировании их к поиску подходящей работы, развитию предпринимательской деятельности, надомному труду.
-    Для продуктивной работы системы трудоустройства, в том числе выпускников высших учебных заведений, целесообразно сформировать на начальном этапе хотя бы в пределах Северного Кавказа систему профессиональной ориентации, которая могла бы координировать действия всех заинтересованных структур, создать условия для повышения территориальной мобильности молодых специалистов. Необходимо решить проблему трудоустройства выпускников ВУЗов путем введения госзаказа на специалистов и восстановить систему профессиональной ориентации, в рамках которой молодые люди смогли бы определиться в выборе будущей профессии. В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда, представляется возможным законодательно обеспечить квотирование первого рабочего места для выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Необходимо получить от предприятий СТРАНЫ планы по привлечению специалистов, востребованных в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, в соответствии с этим внести коррективы в образовательные процессы учебных заведений, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

Социальная защита в сегодняшних условиях призвана создать предпосылки для формирования качественно новой социально-экономической и общественной системы:
-    Обеспечения необходимого уровня потребления для большей части населения, т.е. преодоления бедности, которая приобретает огромные масштабы и грозит деградацией, деморализацией.

Для сокращения разрыва в уровне доходов населения и борьбы с бедностью, возможно, сделать основой всех экономических расчетов социальный стандарт потребления, куда были бы включены расходы на приобретения жилья, оплату услуг ЖКХ, лечение, питание и т.д. Кроме того, необходимо Правительствам республик законодательно выступать с декларацией о намерении использовать дополнительные бюджетные средства на поддержку малоимущих, медицину, демографию, образование и науку, на экологию и общественную безопасность и обязать органы социальной опеки оказывать этим слоям населения всяческую поддержку.

Учитывая вышеизложенное, в качестве первоочередных антикризисных мер должны решаться именно СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Светлана Линина,

10.02.2009,
www.viperson.ru




Липина

Док. 544792
Перв. публик.: 10.02.09
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 7

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``