В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Директора Второго департамента Азии МИД России А.Г.Марьясова иранскому агентству `ИРНА`, 9 февраля 2009 года Назад
Интервью Директора Второго департамента Азии МИД России А.Г.Марьясова иранскому агентству `ИРНА`, 9 февраля 2009 года
Вопрос: Ваша оценка отношений между Ираном и Россией в последние годы.

Ответ: Мы удовлетворены нынешним высоким уровнем отношений с нашим добрым соседом и важным региональным партнером - Исламской Республикой Иран. Связи между нашими странами уходят своими корнями в далекую историю, первые контакты между Россией и Персией были установлены в конце ХVI века. В последнее время они вышли на высший уровень - в октябре 2007 года В.В.Путин посетил с рабочим визитом Тегеран - это был первый после 1943 года визит лидера нашей страны в Иран. В августе 2008 года диалог на высшем уровне продолжился между Президентами России и Ирана Д.А.Медведевым и М.Ахмадинежадом в Душанбе "на полях" саммита ШОС, в ходе которого обе стороны продемонстрировали готовность совместно работать по всем самым сложным региональным и международным проблемам, максимально использовать имеющийся потенциал сотрудничества в экономической сфере. Активно развиваются контакты и на других уровнях, регулярно проводятся консультации по линиям внешнеполитических ведомств, советов безопасности и парламентов наших стран.

Итоги прошедшего года показали, что наши страны достигли хороших результатов в торгово-экономическом сотрудничестве: за 10 месяцев 2008 года объем товарооборота составил 2,965 млрд. долл. (экспорт - 2616, 6 млн. долл., импорт - 349,2 млн. долл.). Очевидно, однако, что его потенциал еще далеко не исчерпан и есть широкие возможности для его активизации. Рассчитываем на то, что этому будет способствовать очередное, восьмое заседание российско-иранской МПК по торгово-экономическому взаимодействию, проведение которого запланировано на первое полугодие 2009 года в Тегеране.

Главными направлениями нашего экономического сотрудничества с Ираном являются нефтегазовая сфера, энергетика, транспорт. К числу основных объектов относятся газовое месторождение Южный Парс и нефтяное месторождение Азар, в освоении которых принимают участие ОАО "Газпром" и ОАО "ЛУКОЙЛ". ОАО "Татнефть" в соответствии с подписанным с иранской стороной контрактом занимается очисткой нефти от серы на базе одного из нефтеперегонных заводов на о. Харк. В стадии проработки находится проект поставки в Иран 100 гражданских самолетов ТУ-204 и ТУ-214 с последующей организацией сборки части из них на территории ИРИ, а также проект строительства железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара.

С учетом того, что наши страны занимают первое и второе места в мире по запасам природного газа, придаем важное значение не только двустороннему сотрудничеству в газовой сфере, но и активизации совместной работы в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ).

Хочу вновь подчеркнуть готовность российской стороны довести до конца строительство АЭС в Бушере в установленные сроки. Думаю, после состоявшейся в прошлом году отгрузки ядерного топлива для электростанции у иранской стороны не должно оставаться каких-либо сомнений на этот счет. Что касается конкретных вопросов, связанных с завершением строительства АЭС и ввода ее в эксплуатацию, как технических, так и финансово-коммерческих, то их обсуждение ведется в рамках соответствующих контактов между Госкорпорацией "Росатом" и Организацией по атомной энергии Ирана.

Вопрос: Россия и Иран стремятся к миру и стабильности на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе в Центральной Азии, в мире в целом. Какова роль двух дружественных стран в регионе и их позиция на международной арене?

Ответ: Взаимодействие России и Ирана является важным условием сохранения стабильности в регионе Центральной Азии и Закавказья и фактором сдерживания напряженности на Ближнем и Среднем Востоке.

Россия и Иран выступают с единой позиции относительно необходимости поиска путей разрешения кризисов в горячих точках исключительно политическими средствами, с вовлечением в переговорные процессы всех заинтересованных сторон на общепризнанной международно-правовой основе. Кроме того, наши страны объединяет приверженность концепции многополярного мироустройства, Россия и Иран выступают за главенствующую роль ООН в международных делах.

Несомненно, Иран - влиятельный игрок на Ближнем Востоке, поэтому, в условиях новой фазы обострения ситуации в Секторе Газа, рассчитываем, что Иран использует свой авторитет для работы с ХАМАС в целях достижения долгосрочных мирных договоренностей между конфликтующими сторонами.

В русле продолжения процесса стабилизации обстановки в Секторе Газа в Москве запланировано проведение встречи по Ближнему Востоку. Она призвана дать новый импульс для возобновления мирного процесса, придания ему всеобъемлющего характера. Только всеобъемлющее урегулирование может дать надежные гарантии мира и безопасности для народов региона.

Обстановку в Центральной Азии оцениваем в целом как стабильную. Вместе с тем, решение проблем обеспечения и укрепления региональной безопасности по-прежнему во многом зависит от того, как будет складываться процесс афганского урегулирования.

Пока ситуация в Афганистане не только не улучшается, но и имеет явную тенденцию к деградации. Опасное соседство с Афганистаном и трудности собственного внутреннего развития, обусловленные медленными темпами и малой эффективностью реформ, создают почву для распространения в Центральной Азии экстремистских настроений. Учитывая стратегическое значение Центральной Азии для России, мы заинтересованы в том, чтобы государства региона развивались в условиях стабильности и безопасности. Будем и впредь оказывать им в этом все необходимое содействие как в рамках наших двусторонних отношений, так и через механизмы многосторонних интеграционных объединений (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС).

Готовы вместе с нашими иранскими коллегами подумать о том, в каких конкретных областях Россия и Иран могли бы вести совместную работу в целях укрепления стабильности и безопасности в Центральной Азии, оказания содействия государствам региона в решении стоящих перед ними политических, экономических и социальных задач.

В качестве примера успешного взаимодействия России и Ирана можно привести многосторонний формат сотрудничества в области борьбы с афганской наркоугрозой. Иранские компетентные органы регулярно принимают активное участие в международной антинаркотической операции "Канал". По итогам очередных этапов этой операции (октябрь-ноябрь 2008 года) из незаконного оборота было изъято более 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих ядовитых веществ, в том числе 11,7 т гашиша, 3,4 т героина, более 1,6 т кокаина, около 100 кг синтетических наркотиков и более 25 тонн прекурсоров. Выявлено почти 12800 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Дополнительные возможности для конструктивного сотрудничества с Ираном по региональной проблематике открыло участие этой страны в ШОС в качестве наблюдателя. Импонирует то, что Иран занимает активную позицию в пользу развития партнерства со странами ШОС на торгово-экономическом и антинаркотическом треках. Уверены, что деятельность ИРИ в этом набирающем обороты форуме может стать весьма полезной в плане наращивания усилий мирового сообщества в борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ и международным терроризмом.

Отдельно хотел бы остановиться на положении в Закавказье. Министры иностранных дел России и Ирана провели несколько встреч и телефонных разговоров по этой тематике, в ходе которых была достигнута договоренность, что Тегеран представит свой пакет предложений по налаживанию взаимодействия в Закавказье с участием наших стран. Мы готовы его рассмотреть.

Наша позиция по Закавказью, разумеется, остается неизменной. Агрессия Грузии против Южной Осетии стала серьезным вызовом национальной безопасности России и безопасности всего Кавказа. Она не достигла своих целей только благодаря нашим решительным действиям, соразмерным масштабам трагедии. Россия действовала в строгом соответствии с международным правом, включая право на самооборону по статье 51 Устава ООН, и нашими миротворческими обязательствами, защитила право на жизнь народов Южной Осетии и Абхазии.

Главным мотивом признания независимости Абхазии и Южной Осетии является обеспечение надежной безопасности этих республик. Еще раз подчеркну, что вмешавшись в эту ситуацию, Россия преследовала единственную цель - спасти мирных граждан, предотвратить уничтожение целого народа. Своими действиями в регионе Российская Федерация сорвала срежиссированную, в том числе и за пределами Грузии провокацию, нацеленную на долгосрочную дестабилизацию региона, закрепление в нем внерегиональных сил. Нет сомнений в том, что у этих планов был и четко выраженный антииранский вектор.

Вопрос: Что Вы могли бы сказать о сотрудничестве Ирана и России в Каспийском регионе?

Ответ: Отмечаем высокую степень взаимопонимания между Россией и Ираном по вопросам сотрудничества на Каспии. Мы вместе выступаем за недопущение вооруженных сил третьих стран на Каспии, за эффективную борьбу с новыми вызовами и угрозами силами самих прикаспийских государств.

Традиционно близки и наши позиции по налаживанию сотрудничества на Каспии в сфере безопасности. Иранская сторона поддержала российскую инициативу по созданию военно-морской группы оперативного взаимодействия "Касфор".

В октябре 2007 года Тегеран принял Второй каспийский саммит, на котором, по предложению президента Казахстана, было решено не включать в группировку военно-морские силы стран-участниц. Всю работу предполагается построить по линии пограничных и таможенных служб, а также ведомств внутренних дел.

Знаем, что вы последовательно выступаете за наполнение будущего соглашения по "Касфору" реальным содержанием. Подтверждаем свою заинтересованность в продолжении координации с Ираном с целью создания механизма "Касфор", теперь - в новом формате.


9 февраля 2009 года

www.mid.ru

Док. 544701
Перв. публик.: 09.02.09
Последн. ред.: 09.02.10
Число обращений: 16

  • Марьясов Александр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``