В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Специфика конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротом Назад
Специфика конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротом
Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства кредитной организации. В результате конкурсного производства прекращается существование кредитной организации, как юридического лица. Данная процедура применяется к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества должника и распределения полученных средств (конкурсной массы) между кредиторами в определенной Законом о банкротстве очередности. Таким образом, принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает окончательную невозможность восстановления ее платежеспособности.
В целом указанная процедура регламентируется в Законе о банкротстве, однако Закон о банкротстве кредитных организаций в гл. 6.2 устанавливает особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом.
Закон о банкротстве относит кредитные организации наряду со страховыми организациями, а также с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, к числу финансовых организаций.
При этом ст. 180 определяет, что к отношениям, связанным с банкротством указанных субъектов, Закон о банкротстве применяется в части, не урегулированной законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.
Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают специальной (целевой) правоспособностью, в рамках которой они могут выполнять банковские операции и совершать определенные сделки.
Кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению ее банкротства.
Напомним, что кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения или если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами или обязанности по уплате обязательных платежей. Кроме того, требования к кредитной организации в совокупности должны составлять не менее тысячекратного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
Наличие признаков несостоятельности кредитной организации является основанием для признания ее банкротом и открытия конкурсного производства.
Как уже отмечалось в настоящей работе, особенностью возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности кредитной организации является тот факт, что заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято лишь после отзыва Банком России лицензии на осуществление банковских операций (п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве).
Итак, важной новеллой действующего законодательства в рассматриваемой нами сфере является введение новой системы конкурсного управления. Ранее существовавшая система показала ограниченность возможностей арбитражных управляющих - индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций. В настоящее время конкурсным управляющим может быть либо специализированный орган - Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), либо аккредитованное Банком России физическое лицо. Законодатель признает необходимость государственного участия в контроле за процессом осуществления процедуры конкурсного производства в отношении кредитной организации. Агентство обеспечивает такое государственное участие путем решения задач двоякого рода: во-первых, задач конкурсного производства (специальных задач), во-вторых, задач общего характера, направленных на выявление причин и условий, вызвавших банкротство кредитной организации, разработку предложений по предупреждению банкротства в банковской системе.
Интересен тот факт, что в зарубежном законодательстве важную роль в организации процесса воздействия на банки играют системы депозитарного страхования. Так, к числу основных задач Фонда страхования вкладов частных банков в Германии относится оказание необходимой помощи в интересах вкладчиков и недопущение снижения доверия к частным кредитным учреждениям.
Согласно действующему российскому законодательству в случае виновного причинения убытков кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего оно возмещает убытки за счет собственных средств.
Наряду с Агентством в роли конкурсного управляющего может выступать аккредитованное Банком России физическое лицо. Оно осуществляет свои функции в отношении кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Порядок и основания аккредитации таких лиц, продление срока действия или аннулирование аккредитации, переоформление и др. регулируются Положением ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. N 265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве кредитных организаций" .
Убытки, причиненные таким конкурсным управляющим в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, возмещаются за счет его имущества и обязательного страхования его ответственности на случай причинения таких убытков.
Особенностями в рамках конкурсного производства обладает порядок установления требований конкурсных кредиторов: кредиторы вправе предъявлять требования к кредитной организации в любой момент в период действия временной администрации, а также в ходе конкурсного производства. Порядок подготовки и проведения первого собрания кредиторов также отличается определенной спецификой: в отличие от общего порядка, в рамках которого проведение первого собрания кредиторов осуществляется на стадии наблюдения, в отношении кредитной организации оно осуществляется при проведении конкурсного производства. В соответствии с этим цели и задачи первого собрания кредиторов становятся практически иными.
Кроме того, имеется определенная специфика и в порядке удовлетворения требований кредиторов. Так, требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" , относятся к первой очереди. Следует заметить, что удовлетворение требований кредиторов первой очереди осуществляется в два этапа: в порядке предварительных выплат и в порядке окончательных выплат. При этом на осуществление предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах кредитной организации.
После начала расчетов с кредиторами первой очереди в порядке предварительных выплат конкурсный управляющий не реже одного раза в три месяца публикует информацию о ходе конкурсного производства.
После составления и закрытия реестра конкурсный управляющий не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства должен составить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества кредитной организации, отражающий все изменения активов и пассивов, перечень предъявленных кредиторами требований и т.д. В настоящее время действует Положение Банка России от 04 октября 2000 г. N 125-П) "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России" .
Говоря о конкурсном производстве, ряд авторов абсолютно справедливо, по мнению диссертанта, акцентирует внимание на том, что оно является системой мероприятий, отмечают системный характер процедуры конкурсного производства . К числу элементов (или этапов) данной системы можно отнести: формирование конкурсной массы и реализацию имущества должника в целях обращения его в денежные средства; выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований . Также к числу этих мероприятий относят и ликвидацию юридического лица - банкрота .
Каждый из указанных этапов конкурсного производства характеризуется наличием специфических правил, закрепленных законодательством о несостоятельности. Данные правила в силу весьма незначительного по объему круга норм о конкурсном производстве зачастую порождают серьезные проблемы на практике, в связи с чем в данном параграфе представляется необходимым остановиться на основных этапах процедуры конкурсного производства с учетом особенностей ее применения, установленных для кредитных организаций, а также проблем ее применения.
Согласно ст. 50.16 Закона о банкротстве кредитных организаций принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.
На этом основании Банк России обязан внести запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
Срок конкурсного производства не должен превышать один год. Однако продолжительность периода проведения конкурсного производства зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, которые необходимы для реализации мероприятий, например, от принятия конкурсным управляющим мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Поэтому пункт 2 ст. 50.16 Закона о банкротстве кредитных организаций устанавливает, что арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев,
Одновременно с вынесением решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего.
По ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов, могут быть назначены несколько конкурсных управляющих с четким распределением между ними прав и обязанностей в процессе банкротства. Однако все они должны действовать в рамках следующих функций арбитражного управления в этот период:
- принятие в ведение имущества должника, осуществление инвентаризации, оценки имущества и обеспечение его сохранности;
- принятие в ведение имущества должника, осуществление инвентаризации, оценки имущества и обеспечение его сохранности;
- предъявление третьим лицам требований о взыскании дебиторской задолженности и заявление возражений по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
- предъявление исков о признании недействительными сделок;
- уведомление о предстоящем увольнении работников должника;
- принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность;
- уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами;
- передача объектов социальной и коммунальной инфраструктуры соответствующему муниципальному образованию;
- продажа имущества должника и расчеты с кредиторами;
- передача на хранение в государственный архив документов должника. Порядок передачи и перечень таких документов установлены в письме Банка России от 05 августа 1998 г. N 169-Т "О размещении архивов и порядке уничтожения документов при ликвидации кредитных организаций" ;
- ликвидация кредитной организации-должника.
При этом арбитражный суд распределяет обязанности между конкурсными управляющими в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, определяет пределы ответственности каждого из них.
Ряд авторов отмечают, что Закон о банкротстве наделил конкурсного управляющего определенными полномочиями, но не дал ответа на вопрос о том, вправе ли конкурсный управляющий продолжать ведение той основной коммерческой деятельности, которую осуществляло признанное несостоятельным юридическое лицо до официального объявления о банкротстве . Существует несколько точек зрения на этот счет. В пользу отрицания такой возможности приводятся доводы, суть которых заключается в том, что продолжение предпринимательской деятельности, будучи свойственным внешнему управлению, не отвечает задаче конкурсного производства, направленного на удовлетворение требований кредиторов.
Для осуществления торговли и производства необходима закупка товаров и сырья, а суть конкурсного производства заключается в стремлении превратить ценности вещей в деньги, а не наоборот .
Однако, с другой стороны, в определенных случаях продолжение предпринимательской деятельности, с точки зрения действующего законодательства о несостоятельности, необходимо. Так, Закон о банкротстве обязывает конкурсного управляющего выставить на продажу предприятие как единый имущественный комплекс, принадлежащий юридическому лицу - банкроту. В таких случаях прекращение производственной деятельности предприятия даже на непродолжительное время способно отрицательно повлиять на величину выручки от его продажи и уменьшить объем удовлетворяемых требований кредиторов.
Следует отметить, что с момента открытия конкурсного производства, по решению арбитражного суда, правовое положение должника - кредитной организации значительно изменяется:
Так, органы управления должника отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника, если ранее этого не было произведено. Все эти функции переходят к конкурсному управляющему. Но при этом основной его обязанностью является формирование конкурсной массы - имущества должника, которое пойдет на удовлетворение предъявленных к нему требований.
Для этого конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника , принимает меры к обеспечению его сохранности и выполняет другие функции, определенные в Законе о банкротстве. Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации - основной счет должника. Другие счета должника, известные на момент открытия конкурсного производства, подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки денежных средств с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
Необходимо также сказать, что при осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий не ограничен правилами, которые установлены Уставом должника для его руководителей. Так, например, арбитражный суд признал правомочными действия конкурсного управляющего, которые выходили за пределы полномочий, установленных Уставом АО для его руководителя при отчуждении имущества АО, так как признал, что полномочия арбитражного управляющего определяются Законом и включают в себя право распоряжения имуществом без учета ограничений, установленных для руководителей организации-должника. В подобных случаях не применяются и ограничения на распоряжение недвижимым имуществом, установленные п. 2 ст. 295 ГК РФ.
Также правовыми последствиями открытия конкурсного производства являются следующие:
- сроки исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей кредитной организации считаются наступившими независимо от действительных сроков их исполнения. При этом необходимо различать подход законодателя к денежным обязательствам и обязательным платежам. Если в первом случае считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств, то во втором случае - только отсроченных обязательных платежей;
- все требования к кредитной организации могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. При этом введение новых арестов имущества и ограничений по распоряжению имуществом не допускается. Эти правила установлены с целью не допускать увеличения требований одних кредиторов в ущерб интересам других;
- кроме того, сведения о финансовом состоянии кредитной организации прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной . Более того в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций конкурсный управляющий обязан опубликовать соответствующие объявления о состоявшемся решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства .
При этом необходимо отметить, что, как следует из требований ст. 50 Закона о банкротстве, первое опубликование такого сообщения осуществляется непосредственно арбитражным судом, принявшим решение о признании кредитной организации банкротом. Информация о признании должника банкротом публикуется в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Следовательно, публикацию осуществляют: арбитражный суд по неудовлетворительным результатам процедуры банкротства; конкурсный управляющий, если подобное решение вынесено арбитражным судом при завершении процедуры внешнего управления.
Таким образом, публикации, осуществляемые конкурсным управляющим, представляют собой второе опубликование с более полным содержанием. Отличие же состоит в том, что если арбитражный суд публикует указанную информацию в форме сообщения, то конкурсный управляющий - в форме объявления со сроком, установленным на предъявление требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев со дня публикации. Публикация официального объявления о банкротстве должника служит средством уведомления всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых различных регионах России и за рубежом. Содержащаяся в объявлении информация дает им возможность в установленные законом сроки предъявить свои претензии.
Последовательная и полная реализация конкурсным управляющим своих полномочий имеет огромное значение. Однако особое внимание надо обратить на те полномочия, которые касаются формирования конкурсным управляющим конкурсной массы. Они выражают главную суть конкурсного производства, в наибольшей мере способствуют стабилизации и развитию рыночных отношений, преодолению негативных материальных, нравственных и правовых последствий от состоявшегося и зафиксированного арбитражным судом факта банкротства . Именно из конкурсной массы покрываются долги, восстанавливается подчас пошатнувшееся экономическое положение кредиторов, создаются дополнительные благоприятные условия для продолжения ими нормальной предпринимательской деятельности.
Конкурсный управляющий принимает меры к сохранению наличного имущества должника, к недопущению его необоснованного уменьшения. Так, в установленном законом порядке он заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов и отказы от исполнения невыгодных договоров, заключенных должником и убыточных для последнего.
Стоит обратить особое внимание на тот факт, что в Закон о банкротстве кредитных организаций были внесены дополнительные особенности конкурсного производства кредитной организации. Прогрессивные новеллы содержит ст. 50.21 закона о банкротстве кредитных организаций, обязывающая конкурсного управляющего выполнять возложенные на него функции добросовестно, учитывая права и законные интересы всех кредиторов. Конкурсный управляющий теперь обязан обращаться в суд о привлечении учредителей (участников), руководителей этой организации к субсидиарной ответственности по обязательствам кредитной организации. На фоне нарушений конкурсными управляющими законодательства и законных интересов кредиторов, недобросовестного исполнения своих обязанностей, рассмотренная норма представляется весьма положительной.
В Законе о банкротстве кредитных организаций максимальный срок конкурсного производства ограничен восемнадцатью месяцами. Проблема ограничения срока конкурсного производства в правовой литературе вызывает немало споров. На практике он намного превышает установленный Законом о банкротстве. Для обеспечения интересов кредиторов в ходе данной процедуры представляется важным решение вопроса о том, насколько ограничение срока конкурсного производства в кредитных организациях допустимо для этой категории должников. По мнению многих специалистов Банка России и правоведов, отсутствие подобных ограничений приводит к "затягиванию сроков ликвидации кредитной организации и обесценивает требования кредиторов" .
Проанализируем основные причины чрезмерной длительности конкурсного производства в кредитных организациях.
В соответствии со статьей 50.42 Закона о банкротстве кредитных организаций, составление и согласование промежуточного ликвидационного и окончательного ликвидационного балансов является обязательной стадией и особенностью конкурсного производства кредитных организаций. Предельных сроков составления промежуточного и ликвидационного балансов Закона о банкротстве кредитных организаций не содержит. Согласно п. 1 ст. 50.42 Закона о банкротстве кредитных организаций, срок для составления промежуточного ликвидационного баланса кредитной организации, признанной банкротом, включающий срок составления реестра требований кредиторов, не должен превышать 6 месяцев после открытия конкурсного производства, но указанные сроки могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Право продления срока составления промежуточного ликвидационного баланса активно используется конкурсными управляющими. Так, конкурсный управляющий банка "Империал" был обязан арбитражным судом составить реестр требований кредиторов по истечении 10 месяцев после открытия конкурсного производства, а предоставить промежуточный ликвидационный баланс по истечении 11 месяцев соответственно.
Несмотря на требования п. 1 ст. 124 Закона о банкротстве, принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации - должника банкротом не всегда влечет утверждение конкурсного управляющего. Это нередко обусловлено продолжительностью получения кандидатом аттестата Банка России . При этом арбитражный суд исчисляет срок конкурсного производства с момента назначения конкурсного управляющего, которое иногда происходит спустя несколько месяцев после признания банка банкротом . Другая причина - отложение судебного заседания до рассмотрения кассационной жалобы на решение о признании банка банкротом.
Конкурсный управляющий не имеет возможности инициировать взыскание всей дебиторской задолженности или возврат имущества банкрота иными способами в короткие сроки после своего назначения в связи со следующими обстоятельствами:
1. Срок исполнения многих обязательств перед кредитной организацией еще не наступил, поэтому требовать их исполнения невозможно, а уступать права требования крайне невыгодно.
2. Длительное время занимает поиск имущества и документов, устанавливающих права требования или основания для оспаривания сделок банкрота, поскольку во многих случаях не проводится сдача дел конкурсному управляющему, до его утверждения учет не ведется, и отчетность не сдается должником несколько месяцев, многие документы отсутствуют, неправомерность сделок завуалирована. Работников, которые могли бы ввести аппарат конкурсного управляющего в курс дел должника, как правило, не остается. Случается, что срок исполнения обязательств наступил, но банк - банкрот вовремя не обратился в суд. Арбитражные суды, применяя исковую давность, нередко исходят из того, что право оспаривания сделок должника конкурсный управляющий мог реализовать с момента его утверждения. Однако кассационная инстанция указала, что суд при решении вопроса о применении срока исковой давности должен был исходить не из даты вступления конкурсного управляющего в должность, а установить, когда конкурсному управляющему стало известно о тех обстоятельствах, которые послужили основанием для признания недействительными сделки и действий должника. Такая позиция была аргументирована тем, что обязанность конкурсного управляющего располагать полной информацией о состоянии дел должника уже в день своего назначения на должность Законом о банкротстве 1998 г. не была предусмотрена . Новый Закон о банкротстве этот вопрос не разрешил, поэтому представленное толкование может быть распространено и на современное законодательство.
Большое количество кредиторов заявляют свои требования после закрытия реестра, сдачи промежуточного ликвидационного баланса . С учетом положений п. 5 ст. 142 Закона о банкротстве, п. 5 ст. 50.40 закона о банкротстве кредитных организаций, это обстоятельство также обусловливает продолжительность конкурсного производства.
Особенности конкурсного производства кредитных организаций обусловлены, в том числе наличием в составе конкурсной массы значительного числа дебиторской задолженности, в связи, с чем важной гражданско-правовой формой реализации имущества кредитной организации-банкрота является уступка требования. Длительность судебного разбирательства отягощается неисполнением судебного решения, обращением взыскания на имущество дебитора, банкротством дебитора. В последнем случае удовлетворение требования кредитной организации-банкрота и соответственное увеличение конкурсной массы может отложиться на несколько лет. По данным аналитиков размер дисконта при уступке требования часто превышает 50% а из анализа дел о банкротстве кредитных организаций следует, что в большинстве случаев он превышает 90%, в том числе при наличии обеспечения исполнения уступаемого обязательства, и при продаже на открытых торгах .
Практика свидетельствует о нередком отсутствии активной работы конкурсных управляющих по взысканию дебиторской задолженности, действия которых зачастую "направлены лишь на открытие счета, зачисление средств со счетов обязательных резервов и расходование их на оплату труда ликвидатора, а дальше этого их деятельность не распространяется" . Согласно арбитражной практике, непринятие конкурсным управляющим мер по формированию конкурсной массы за счет уступки прав требования банка к дебиторам, нельзя признать основанием для отстранения конкурсного управляющего, поскольку в Законе о банкротстве 1998 г. не содержалось положений, обязывающих конкурсного управляющего в обязательном порядке заключать договоры уступки права требования . Не предусматривает такой обязанности и новый Закон о банкротстве.
Недобросовестность конкурсных управляющих нередко становится возможной ввиду недостаточного контроля со стороны государства. Банк России и ФСФО РФ, как правило, не реагируют на ненадлежащее исполнение обязанностей управляющими. ФСФО РФ в лице Московского Комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) зачастую не присутствует в судебных заседаниях по делам о банкротстве кредитных организаций . ЦБ РФ отреагировал на нарушение конкурсным управляющим отсутствующего банка - должника только через 22 месяца после введения конкурсного производства . За 2 года исполнения обязанностей первым конкурсным управляющим банка "Люблино", работа которого признана судом неудовлетворительной, и за 9 месяцев исполнения обязанностей второго, отстраненного по состоянию здоровья, обязанности ими практически не исполнялись, в судебное заседание они, как правило, не являлись, определения суда не исполняли, необходимые документы, и ликвидационный баланс не предоставляли суду, документация банка следующему управляющему не была передана . Вместе с тем, первым конкурсным управляющим банка "Люблино" через 6 месяцев после его отстранения судом от исполнения своих обязанностей и назначения нового управляющего было произведено списание 150 тыс. руб. с корреспондентского счета конкурсного производства, несмотря на то, что Банк России был надлежащим образом уведомлен о его отстранении. В результате, остатков денежных средств на основном счете должника на момент утверждения третьего по счету конкурсного управляющего обнаружено не было .
Схожая ситуация складывалась и в АКБ "Мегаполисбанк", где конкурсный управляющий был отстранен арбитражным судом от исполнения своих обязанностей по истечении 3,5 лет с момента утверждения, конкурсная масса им была сформирована только за счет поступления денежных средств банка, депонированных на счетах ЦБ РФ, при этом 49 % этих средств (более 1 млн. руб.) были израсходованы на конкурсное производство. Новому управляющему отстраненным управляющим документация конкурсного производства и банка не была передана, требования кредиторов первой очереди кредиторов отнесены ко второй очереди и, наоборот, в документах отсутствуют сведения об основаниях признанных требований, подтверждения выплат кредиторам первой и второй очередей. Суд в своем определении обратил внимание на то, что бывший конкурсный управляющий нанес реальный ущерб кредиторам, однако каких-либо неблагоприятных последствий для виновного лица это не повлекло . В связи с ненадлежащим надзором Банка России за деятельностью конкурсного управляющего, длительным непредставлением кандидатур первого управляющего (5 месяцев) и второго (10 месяцев) , срок конкурсного производства АКБ "Мегаполисбанк" составил 5,5 лет. Арбитражный суд неоднократно в своих определениях обращал внимание на необоснованную длительность проведения конкурсного производства конкурсным управляющим .
Одной из важнейших причин чрезмерной длительности конкурсного производства является отсутствие запрета назначать одно лицо на должность арбитражного управляющего при банкротстве более чем одного должника. Банк России сообщает о задержке предоставления отчетности арбитражными управляющими ряда банков на срок до 63-х рабочих дней. Нередко даже в банках, являющихся отсутствующими должниками, не имеющих ни имущества, ни документации, ни ведущих работы по пополнению конкурсной массы из конкурсной массы оплачиваются и вознаграждение управляющего, и заработная плата работников, и юридические услуги, включающие исполнение непосредственных обязанностей самого управляющего .
Вина Банка России в затягивании сроков конкурсного производства выражается также в следующем. ЦБ РФ неоднократно нарушал Положение ЦБ РФ от 4 октября 2000 г. N 125-П "О порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями Банка России", ввиду длительного несогласования с конкурсным управляющим КБ "Люблино" промежуточного и ликвидационного балансов в отношении должника необоснованно затягивал процедуру конкурсного производства, увеличивая тем самым расходы на ведение конкурсного производства, нарушая интересы кредиторов, что не соответствует целям и задачам конкурсного производства, предусмотренным законом о банкротстве кредитных организаций . Так, одним из поводов несогласования явилось то, что, по мнению ЦБ РФ, конкурсный управляющий не представил доказательства обоснованности списания с баланса автотранспортных средств, в то время как имеются сведения из ГИБДД об отсутствии автотранспортных средств, числящихся за должником .
В связи с действиями ЦБ РФ рассмотрение судом отчета конкурсного управляющего четырежды откладывалось на протяжении 10 месяцев. При этом трижды представитель Московского ГТУ ЦБ РФ пояснял, что замечаний по работе конкурсного управляющего не имеется, однако промежуточный ликвидационный баланс не согласован, поскольку имеются незначительные замечания, а в четвертом судебном заседании не смог пояснить, почему на момент судебного заседания не согласован промежуточный баланс КБ "Люблино".
Нередко надлежащему проведению конкурсного производства препятствуют действия работников правоохранительных органов при производстве выемок подлинных документов. Представители правоохранительных органов зачастую не составляют опись изымаемых документов, попутно изымают множество лишних документов, парализуют работу компьютерной системы, привлекают для поиска доказательств работников конкурсного производства, проявляют отсутствие познаний в банковской сфере, что влечет утрату документации, тормозит работу конкурсного производства. Такие действия имели место как в отношении Инвестиционного банка "Восток-Запад", так и других кредитных организаций .
Ненадлежащее исполнение своих обязанностей государственными органами также затягивают передачу на хранение архивных документов банкрота: "Территориальные налоговые службы повторно запрашивают пакеты документов, которые ранее высылались им всеми закрывающимися филиалами, нередко в объемах, значительно превышающих количество и виды, определенными налоговым законодательством. Необоснованно с ноября 1999 г. по февраль 2002 г. задерживается снятие филиала с налогового учета. Имели место многократные отказы региональных архивных служб в приеме документов, в том числе обязательных к приему по действующему законодательству; недопустимые колебания цен за прием на обработку и хранение дел (от 50 до 1000 руб. за одно дело) в нарушение Распоряжения Правительства и Приказа Федеральной Архивной службы РФ от 22 ноября 2000 г. N 67 об обязательном приеме на бесплатной основе" .
Работники конкурсного производства, помимо исполнения прямых обязанностей, вынуждены разыскивать и передавать выписки и архивные документы клиентам банка, а также в качестве доказательных средств налоговым и правоохранительным органам, судебным приставам и др. Объем предоставленных ответов на подобные запросы составляет десятки томов.
Поэтому совершенно правильно мнение В.А. Химичева: "Реальное сокращение сроков конкурсного производства не может быть достигнуто только запретом их проведения" .
Согласно Закону о банкротстве кредитных организаций, удовлетворение требований первой очереди отнесены физические лица, являющиеся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и банковского счета, а не только требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью . В то же время п.1 ст. 64 ГК РФ более широко определяет круг кредиторов, чьи требования удовлетворяются в первую очередь "при ликвидации банков и других кредитных учреждений", включая в него всех граждан, являющихся кредиторами таких организаций. Несогласованность формулировок указанных норм Федеральных законов не раз отмечалась правоведами .
Анализ содержания и соотношение норм п. 3 ст. 65, абз. 2 п. 1 ст. 64 ГК РФ, п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 4 Закона о банкротстве, п. п. 1,3 ст. 1 закона о банкротстве кредитных организаций, позволяет сделать вывод о применении при разрешении разногласий по поводу размера и очередности включения требований физических лиц в реестр, правил, установленных Законом о банкротстве кредитных организаций. Из совокупности норм ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 65 ГК РФ, ст.ст. 134, 135, 137 Закона о банкротстве, и банкротстве кредитных организаций следует, что законодатель не разделил требования кредиторов - физических лиц на требования о возврате суммы вклада, процентов за пользование вкладом и на требования о взыскании неустоек и убытков в связи с неисполнением банком своих обязательств. Законодательство не содержит указания на то, что какие-либо из требований, вытекающих из договора банковского вклада, удовлетворяются в иной, чем по требованиям суммы вклада, очередности. Поэтому требования кредитора об уплате суммы вклада и установленных договором процентов, процентов за незаконное пользование чужими денежными в порядке ст. 395 ГК РФ, о возмещении причиненных убытков в соответствии с п. 4 ст. 840 ГК РФ, требования об уплате неустойки подлежат, согласно действующему законодательству помещению в первую очередь.
Арбитражная практика по этому вопросу не однообразна. В одних случаях суд учитывает цель законодателя обеспечить реализацию прав наиболее слабо защищенного социального круга кредиторов, полагая, что вне зависимости от оснований возникновения обязательств должника в гражданско-правовой сфере перед кредиторами с определенными признаками их требования подлежат удовлетворению в первоочередном порядке .
В первую же очередь включаются также и суммы в возмещение убытков , курсовая разница от недополученной суммы долга по договору банковского вклада . В других случаях конкурсные управляющие и арбитражные суды требования граждан об уплате финансовых санкций вносят в пятую очередь , что согласно новому Закону о банкротстве соответствует третьей очереди. По нашему мнению, защита прав вкладчиков как социально и экономически более слабой стороны уже осуществлена включением их основных требований в первую очередь удовлетворения, а также положениями гл. 2 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Иные кредиторы также нуждаются в возмещении реального ущерба, причиненного неисполнением банком своих обязательств. Поэтому более правильными с точки зрения справедливого удовлетворения требований всех кредиторов банков является вторая точка зрения судебных органов.
Права и интересы кредиторов первой очереди нередко ущемляются вследствие того, что привлечение свободных денежных средств физических лиц банками на практике нередко оформляется согласно ст. 836 ГК РФ путем передачи клиенту векселей, акций, облигаций. В случае признания банка банкротом такие кредиторы фактически остаются без удовлетворения. Неопределенным остается вопрос отнесения к первой очереди требований индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических, а не физических лиц. Держателем депозитного сертификата согласно ст. 844 ГК РФ может быть только юридическое лицо. Поэтому арбитражная практика пошла по пути исключения из состава первой очереди реестра требований кредиторов требования физического лица по простым векселям банка, по депозитному сертификату, если указанное лицо является предпринимателем без образования юридического лица . Требования гражданина по договору брокерского обслуживания, в рамках которого был открыт счет для учета денежных средств инвестора также не относят к первой очереди удовлетворения. При этом арбитражные суды исходили из того, что указанный договор по своей правовой природе являлся разновидностью договора комиссии .
Подводя к заключению проведенного в настоящем параграфе анализа, следует отметить, что наиболее полное удовлетворение требований кредиторов в ходе конкурсного производства предполагает активные и добросовестные действия конкурсного управляющего по максимизации конкурсной массы, в том числе поиску и возврату имущества, выгодной его реализации. Кроме того, удовлетворение требований одной категории кредиторов в ущерб другой умаляет имущественную сферу последней.
В связи с этим считаем, что удовлетворение требований кредиторов первой очереди в части штрафных санкций препятствует выполнению цели конкурсного производства - соразмерному удовлетворению требований всех кредиторов, что противоречит общим началам и смыслу гражданского законодательства, требованиям добросовестности, разумности и справедливости. Это положение можно исправить, закрепив включение в состав требований кредиторов первой очереди только требований о возврате суммы основного долга и процентов по договорам банковского вклада и счета.
Учредители кредитных организаций заблаговременно знают о рисках и возможной ответственности при организации и ведении дел в выбранном секторе своей деятельности. Однако средства, имущество учредителей, чьи решения, а порой и целиком политика неоправданно рисковые не являются мерой ответственности в антикризисном процессе. По мнению автора, имущество банка, должно подкрепляться какой-то частью имущества учредителей на специальных счетах для создания резерва на случай непредвиденной ситуации.
Поэтому нами предлагается в целях удовлетворения требований кредиторов в полном объеме при недостаточности денежных средств кредитной организации необходимо формирование резервного фонда в кредитной организации, созданной в организационно-правовой форме любого хозяйственного общества. Размер резервного фонда должен быть установлен в момент оплаты уставного капитала, средства резервного фонда должны быть доступны для взыскания исключительно по решению суда.

Док. 544515
Опублик.: 09.02.09
Число обращений: 9

  • Логачев Олег Евгеньевич
  • Логачев Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``