В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Финансовое оздоровление как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций Назад
Финансовое оздоровление как мера по предупреждению банкротства кредитных организаций
Попытки введения финансового оздоровления как процедуры банкротства уже предпринимались в Законе о банкротстве 1992 г. Тогда оно именовалось "санация" , и, конечно, сильно отличалось от аналогичной процедуры, установленной Законом о банкротстве 2002 г.
Целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Это позволяет отнести данную процедуру к числу реабилитационных процедур, способствующих сохранению должника.
В Законе же о банкротстве кредитных организаций, меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций выделены в отдельную группу и структурно отнесены к мерам, применяемым в первоочередном порядке.
Стоит отметить, что характеристика "первоочередные" по смыслу Закона о банкротстве кредитных организаций относится именно к очередности применения данных мер, так как они применяются во внесудебном порядке.
Институт финансового оздоровления кредитных организаций носит санационный характер и, отражая специфику банковской деятельности, вводит в практику предупреждения банкротства кредитных организаций инструмент досудебной санации, предусмотренный Законом о банкротстве, при этом существенно расширяя его правовое содержание. Следует так же сказать, что в Законе о банкротстве кредитных организаций правовое регулирование мер по их финансовому оздоровлению содержательно расширено.
Обратим внимание, что финансовое оздоровление кредитной организации осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций, по требованию кредиторов, учредителей либо по требованию Банка России. Отсюда нам видно, что инициатива при определенных обстоятельствах должна исходить от самой кредитной организации, например, в лице ее руководителя. Этот способ принятия соответствующего решения мы назовем "самостоятельным". Вместе с тем, Закон о банкротстве кредитных организаций предусматривает также возможность принудительного осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации - по требованию Центрального банка РФ. Представляется, что данный способ принятия решения о финансовом оздоровлении кредитной организации стоит называть "принудительный".
Рассмотрим подробнее данные способы.
При "самостоятельном способе" инициатива по финансовому оздоровлению исходит от руководителя кредитной организации. В случае возникновения обстоятельств, перечисленных в ст. 7 Закона о банкротстве кредитных организаций, в течение десяти дней с момента их возникновения, он обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, а если его образование не предусмотрено ее учредительными документами - к общему собранию учредителей (участников) кредитной организации, с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации, при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Это ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению.
Органы управления кредитной организации, которым было направлено ходатайство, должны рассмотреть его и принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней с момента получения и уведомить о принятом решении Банк России.
Если же органы управления (учредители) отказались принять участие в осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению или реорганизации либо не приняли соответствующего решения в срок, руководитель банка должен обратиться с этим ходатайством в Банк России.
В случае "принудительного способа" при наличии оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренных ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций, а также оснований, предусмотренных статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Центральный банк РФ вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению.
Примечательным фактом является расширение перечня оснований для осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации в случаях, когда реализация этих мероприятий проводится принудительно, по требованию Центрального банка РФ. Хочется отметить даже не столько расширение самого перечня указанных оснований, сколько дополнение его основаниями совершенно иной природы.
Речь идет о включении в перечень оснований, определяющих применение в отношении кредитной организации мер по ее финансовому оздоровлению, критерии, зафиксированные в ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Представляется уместным назвать хотя бы некоторые из них, чтобы нагляднее высветить их специфический характер.
Ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" содержит основания, предоставляющие Банку России право направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению.
Как нам видно, приведенные там основания имеют выраженный административный характер, лишь опосредованно отражают финансовое состояние кредитной организации, а значит, не вполне ясна взаимосвязь таких оснований с необходимостью принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Например, также абсолютно неочевидна необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, по крайней мере, в том составе, на который ориентирует Закон о банкротстве кредитных организаций (оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками); изменение структуры активов и пассивов кредитной организации), в случае, когда кредитная организация допускает нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России либо, представляет неполную или недостоверную информацию.
Подобные нарушения - повод для применения Банком России административных санкций, но актуальность финансового оздоровления для таких кредитных организаций совсем не очевидна.
Представляется, что нельзя рассматривать принятие мер по финансовому оздоровлению кредитной организации как санкцию за несоблюдение нормативов банковской деятельности. Это не санкция, а своего рода обязательная для исполнения "подсказка" кредитной организации, ее руководителям и учредителям (участникам) о необходимости принимать экстренные санационные меры по выводу кредитной организации из неустойчивого финансового состояния.
Этот тезис косвенно подтверждается, например, нормой Закона о банкротстве кредитной организации о рекомендательном характере указаний Банка России о подлежащих осуществлению конкретных мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Так, Банк России рекомендует принятие конкретных мер, но окончательный выбор остается все же за самой кредитной организацией. Предоставление правонарушителю возможности выбирать форму ответственности не вполне соотносится с принципами назначения наказаний, таким образом, требование Банка России о принудительном принятии кредитной организацией мер по финансовому оздоровлению нельзя рассматривать в качестве санкции.
Вместе с тем, нельзя говорить и о полной несовместимости оснований, названных в Законе о Банке России, с мерами по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Представляется, что проблема правового применения указанных оснований применительно к мерам по финансовому оздоровлению вызвана нечеткой редакцией соответствующей нормы Закона о банкротстве кредитных организаций (ст. 12).
Действительно, в ст. 74 Закона о Банке России называются обстоятельства, наступление которых может явиться основанием для применения к кредитным организациям специальных санкций. Состав таких обстоятельств неоднороден, включает как административные проступки, так и нарушения финансовых требований к деятельности кредитной организации.
Рассматривая ст. 74 Закона о Банке России мы видим, что существенными, с точки зрения возможности либо необходимости предъявления Банком России требования об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, являются случаи, когда операции кредитной организации создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков). В определенной степени, с необходимостью принятия мер по финансовому оздоровлению можно связать нарушения, допущенные кредитной организацией и также повлекшие реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).
Возвращаясь к процедуре предъявления Банком России требования об осуществлении в кредитной организации мер по ее финансовому оздоровлению, следует упомянуть о необходимом его содержании. В частности, в требовании Банка России обязательно должны называться причины, послужившие основанием для направления требования, рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Особенно значимым здесь является указание предполагаемого срока для проведения соответствующих мероприятий.
Представляется, что указанные положения требуют оперативного нормативного отражения в Законе о банкротстве кредитных организаций, путем внесения изменения п. 5 ст. 12. Данный пункт предлагается изложить в следующей редакции: "В случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязан потребовать от соответствующего органа управления кредитной организации проведения кредитной организацией в десятидневный срок заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации либо внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации для принятия решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации".
Еще одним примером не вполне оправданной диспозитивности в рассматриваемой сфере, является соответствующая статья Закона о банкротстве кредитных организаций, фиксирующая право, но не обязанность Центрального банка РФ требовать у кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению.
В обоснование существующего "мягкого" подхода часто высказывается мнение, что кредитная организация, как известно, обладает правом выбора между проведением финансового оздоровления и реорганизацией, отсюда нет смысла императивно требовать разработки плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Эта точка зрения видится не вполне справедливой.
Центральный банк РФ согласно Закону о банкротстве кредитных организаций обладает правом императивно требовать как осуществления мер по финансовому оздоровлению, так и реорганизации кредитной организации. Представляется, что Центральный банк РФ, осуществляющий надзор за кредитными организациями, обладающий большим объемом профессиональной информации, должен принимать решение о стратегии мер по предупреждению банкротства, подлежащих принудительной реализации в отношении конкретной организации. При этом нельзя забывать о том, что эти принудительные требования могут быть предъявлены только после отказа самой кредитной организации поучаствовать в предупреждении банкротства, то есть речь идет о недобросовестном поведении самой кредитной организации. Одновременно нужно отметить, что подобная диспозитивность ряда норм Закона о банкротстве кредитных организаций, посвященных правовому регулированию мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, сочетается с законодательным закреплением некоторых принципиальных ограничений, которые вводятся в отношении кредитной организации и органов ее управления, в случае предъявления к ней требования Центрального банка РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению. В частности, с момента поступления указанного требования в кредитную организацию вводится особый режим по распоряжению прибылью , который означает отсутствие у кредитной организации прав принимать решение о распределении прибыли между участниками (учредителями) кредитной организации и (или) о выплате (об объявлении) дивидендов.
Отмена же указанных ограничений допускается после устранения кредитной организацией причин, послуживших основанием для направления требования Центрального банка РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
На наш взгляд, так же необходимо после рассмотрения общих вопросов реализации мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций перейти к изучению нормативного регулирования их конкретных форм.
Итак, следует сказать, что в целом Закон о банкротстве кредитных организаций обеспечивает самое общее регулирование конкретного состава мер по финансовому оздоровлению. В ст. 7 Закона о банкротстве кредитных организаций называются основные виды мероприятий, направленных на финансовое оздоровление кредитных организаций. Посвященные им нормы, собственно, исчерпывают специальное правовое регулирование конкретных форм предупреждения банкротства кредитных организаций, посредством проведения их финансового оздоровления.
Средствами, применяемыми для финансового оздоровления кредитной организации в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций, признаются:
-    оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
-    изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
-    изменение организационной структуры кредитной организации.
Вместе с тем, названный перечень не носит закрытый характер, допускается осуществление иных мер, предусмотренных федеральными законами.
Анализируя данное положение Закона о банкротстве кредитных организаций, мы видим, с одной стороны, что формально субъектам правоотношений по предупреждению банкротства кредитных организаций предоставляется право расширительно использовать отдельные инструменты финансового оздоровления кредитных организаций. С другой стороны, оборот "иные меры", позволяет маневрировать в отношении использования прямо зафиксированных в Законе о банкротстве кредитных организаций методов финансового оздоровления кредитных организаций.
Это предоставляет возможность недобросовестным руководителям и учредителям (участникам) кредитных организаций, формально проводя "иные меры, формы или способы" предупреждения банкротства кредитных организаций, на деле не осуществлять никаких результативных действий.
Также Банк России получает право "выдумывать" и осуществлять меры, не предусмотренные законодательством, что может в отдельных случаях вылиться в произвол с его стороны.
Тут же стоит обратить внимание на тот факт, что с одной стороны, перечень мер по предупреждению банкротства, приведенный в Законе о банкротстве кредитных организаций, является исчерпывающим, но с другой стороны, возможны какие-то "иные меры", которые будет способствовать отсутствию единообразия в толковании и применении соответствующих положений Закона о банкротстве кредитных организаций .
Все-таки представляется, что в данной позиции отражается слишком пессимистичная картина последствий практического применения "иных мер и способов" предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций. Вместе с тем, нельзя не признать и очевидную реалистичность подобного развития событий в целом.
Основное место в ряде конкретных действий, направленных на финансовое оздоровление кредитной организации, занимает группа мероприятий по оказанию финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами.
К числу данных мер Закон о банкротстве кредитных организаций относит, в частности:
-    размещение денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
-    предоставление поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;
-    предоставление отсрочки и (или) рассрочки платежа;
-    отказ от распределения прибыли кредитной организации, в качестве дивидендов, и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации, а также иные формы помощи.
Особое внимание мы уделяем предъявлению требования Центральным банком РФ о принудительном проведении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, которое должно означать для кредитной организации, что наступает период жесткого управленческого контроля со стороны Центрального банка РФ с минимумом инициативы самой кредитной организации. Вместе с тем, в ст. 12 Закона о банкротстве кредитных организаций говорится, что соответствующее требование Центрального банка РФ должно обязательно содержать только рекомендации о формах осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и сроках их проведения.
С учетом этой нормы можно сказать, что Центральный банк РФ, выполняя возложенные на него функции надзора за нормальной жизнедеятельностью банковской системы, на стадии предупреждения банкротства кредитной организации через принятие мер по ее финансовому оздоровлению, предоставляет самой кредитной организации значительную свободу в выборе конкретных форм финансового оздоровления.
Такой подход вполне оправдан, поскольку только кредитная организация в лице ее руководителя органов управления располагает полной информацией о состоянии дел в ней. Соответственно, сам руководитель должен определять конкретную стратегию предупреждения банкротства в целом, в том числе определять, насколько финансовое оздоровление как частная мера предупреждения банкротства перспективна вообще, и не является ли более целесообразным провести реорганизацию.
Такое право руководителя на выбор стратегии предупреждения банкротства закреплено в Законе о банкротстве кредитных организаций. В частности, если, по мнению руководителя кредитной организации, меры, предложенные Центральным банком РФ, а также иные меры, которые предполагается осуществить в рамках оздоровления кредитной организации, недостаточны для восстановления ее платежеспособности и возврата к нормальной и устойчивой работе, он может обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о принятии решения об ее реорганизации.
Анализ соответствующих положений Закона о банкротстве кредитных организаций показывает, что в части порядка регулирования мер по финансовому оздоровлению кредитной организации Центральный банк РФ вообще старается максимально дистанцироваться от методов административного вмешательства в управление делами кредитной организации в рамках реализации мер по предупреждению ее банкротства (исключение составляет институт временной администрации, назначение которой также рассматривается как мера по предупреждению банкротства). Это подтверждается закреплением в Законе о банкротстве кредитных организаций уже упоминавшейся формулировки о праве, но не обязанности Банка России требовать от кредитной организации принудительного осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Предоставление кредитной организации и ее руководителю самостоятельности, при определении состава мер по финансовому оздоровлению, закрепление за указанными лицами и органами свободы в выборе стратегии предупреждения вообще, также подтверждает тенденцию к регулированию комплекса вопросов, связанных с мерами по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Подобная свобода в принятии решения о введении мер по финансовому оздоровлению, избрании их конкретных форм и методов, предоставляемая самой кредитной организации, в большинстве случаев видится обоснованной. Вместе с тем, такой подход не может иметь универсальный характер, т.к. он должен дифференцироваться в зависимости от конкретных обстоятельств.
Особенность правовой регламентации мер по предупреждению банкротства кредитных организаций в данном законе заключается в сочетании добровольных и обязательных случаев их применения. Очевидно, что добровольные законные действия кредитной организации либо ее учредителей (участников) по предупреждению первых признаков банкротства, не могут и не должны быть чрезмерно зарегулированы.
Вместе с тем, подобный контроль со стороны Центрального банка РФ необходим, когда речь идет о принудительной реализации мер по предупреждению банкротства кредитной организации. В этом смысле речь должна идти не о праве, а об обязанности Центрального банка РФ потребовать от кредитной организации принудительной реализации мероприятий по финансовому оздоровлению. Одновременно Центральный банк РФ должен определять и основные параметры таких мер.
Это представляется, на наш взгляд, вполне логичным утверждением, вследствие, например, того, что несложно представить ситуацию, когда промедление в принудительном применении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации со стороны Центрального банка РФ повлекло ее быстрое разорение, погружение в реалии банкротства вместо восстановления платежеспособности со всеми вытекающими отсюда последствиями (ответственность ЦБ РФ и т.д.).
Не представляется целесообразным комментировать каждую конкретную форму из приведенного в Законе о банкротстве кредитных организаций, перечня видов финансовой помощи кредитной организации. Но, вместе с тем, отметим, что в основу указанного перечня положены традиционные виды гражданско-правовых обязательств, широко используемые в хозяйственном обороте. Соответственно, правовое регулирование порядка оказания каждой конкретной формы помощи реализуется через соответствующие нормы гражданского законодательства, в первую очередь ГК РФ.
Вторая группа мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций включает использование комплекса финансовых инструментов, в совокупности именуемых изменением структуры активов и структуры пассивов кредитной организации.
В специальной литературе изменение величины и (или) структуры активов и (или) пассивов кредитной организации именуется реструктурированием баланса кредитной организации.
В соответствии с Инструкцией Банка России от 31 марта 1997 г. "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности" , в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью либо высокой вероятностью возникновения таких проблем в ближайшей перспективе, Банк России может предъявить к кредитной организации требование реструктурировать баланс.
Требование реструктурировать баланс оформляется и доводится до кредитной организации в форме предписания, которое должно содержать конкретные параметры изменения структуры активов и (или) пассивов и сроки, в течение которых эти параметры должны быть достигнуты кредитной организацией.
Принятию решения о предъявлении кредитной организации требования о реструктурировании баланса должен предшествовать анализ, результаты которого свидетельствуют о целесообразности проведения тех или иных форм реструктурирования баланса.
Для целей реструктурирования активов кредитной организации Законом о банкротстве кредитных организаций допускается проведение следующих действий:
1)    улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;
2)    приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающих их исполнение;
3) сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;
4)    продажа активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;
5)     иные меры по изменению структуры ее активов.
Аналогичным образом, подробно и четко, формулируются в Законе о банкротстве кредитных организаций меры, направленные на реструктурирование пассивов кредитной организации, которые, как правило, заключаются в следующем:
1) увеличение собственных средств (капитала);
2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов.
Третьей группой мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций выступают мероприятия, направленные на изменение организационной структуры кредитной организации. Указанные мероприятия обычно проводятся для оптимизации расходов кредитной организации, в частности, расходов на оплату труда наемных работников.
Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться посредством:
-    изменения состава и численности сотрудников кредитной организации;
-    изменения структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации;
-    иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Как уже было сказано, законодатель определил основания, при возникновении которых кредитная организация, ее учредители (участники) обязаны принять необходимые меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.
Поэтому стоит подчеркнуть, что с целью формирования действенного механизма реализации требований Закона о банкротстве кредитных организаций Банком России было начато осуществление комплексной работы по приведению действующих нормативных актов в соответствие с указанным законом. Одновременно было принято решение о разработке пакета документов, призванных обеспечить четкую регламентацию взаимодействия кредитных организаций, территориальных учреждений Банка России, осуществляющих надзор за их деятельностью, и центральным аппаратом Банка России, координирующим работу по предупреждению банкротства отдельных банков в целях обеспечения стабильности банковской системы в целом.
Вместе с тем, формирование механизма реализации требований Закона о банкротстве кредитных организаций до настоящего времени не завершено. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. В частности, первые практические шаги организованной работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций показали, что к осуществлению комплекса мер по финансовому оздоровлению банка на ранних стадиях возникновения у него проблем оказались психологически не готовыми ни собственники банков и их руководители, ни сами органы надзора .
Таким образом, когда у банков возникали основания для реализации мер по предупреждению банкротства, предусмотренные ст. 4 Закона о банкротстве кредитных организаций, исполнительным органом управления кредитной организации зачастую не принимались необходимые и своевременные меры в соответствии со ст. 11, а территориальным учреждением Банка России не предъявлялись требования по их осуществлению в соответствии со ст. 12 указанного закона. Банк это объяснял тем, что его обязанность по осуществлению мер с целью предупреждения банкротства наступает в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве кредитных организаций лишь в том случае, если возникшие основания не могут быть устранены собственными силами исполнительного органа управления кредитной организации. Надзорный же орган мотивировал неприменение к банку принудительных мер воздействия тем, что у банка "отсутствуют признаки банкротства".
Именно этот аспект непопулярных в нашей стране проблем экономической психологии и явился одним из препятствий на пути не только претворения в жизнь требований Закона о банкротстве кредитных организаций, но и формирования действенного механизма его реализации. В настоящее время не более 10-15% банков, осуществляющих меры по предупреждению несостоятельности (банкротства), сами приняли решение и надлежащим образом уведомили об этом соответствующие территориальные учреждения Банка России.
Несвоевременное применение мер воздействия к банкам, имеющим основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), в равной степени, как и чрезмерное "усердие на этом поприще" надзорных органов отдельных регионов, не способствовало утверждению действенного механизма реализации требований Закона о банкротстве кредитных организаций. Так, например, потребовалось специальное разъяснение о том, что не требуется повторной разработки планов мер по финансовому оздоровлению теми кредитными организациями, у которых планы санации были признаны реальными еще до выхода Инструкции Банка России от 12 июля 1999 г., от 15 ноября 1999 г. "Об особенностях рассмотрения территориальными учреждениями Банка России планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций" .
Однако, на наш взгляд, проблемы психологического или организационного характера, несмотря на их важность, все же не главные в формировании действенного механизма предупреждения банкротства банков. Совершенно очевидно, что главное - это завершение формирования нормативно-правовой среды предупреждения банкротства кредитных организаций, адекватной интересам субъектов отношений, возникающих по поводу разрешения кризисных ситуаций, как в отдельных банках, так и в стране в целом. А это должно быть комплексной средой реструктуризации банковской системы России, придания ей статуса цивилизованной банковской системы.
В подтверждение сказанного можно привести простой пример, когда ряд крупнейших российских банков в условиях преодоления последствий августовского кризиса 1998 г. обратились в Банк России за получением, так называемых "стабилизационных" кредитов. Только тогда финансовое оздоровление стало объективно необходимым для обеих сторон (и для банка, и для надзорного органа), когда "совпали" их интересы (для банка - продолжить свою деятельность, для Банка России - обеспечить восстановление стабильности банковской системы в целом).
В этом смысле мы считаем необходимым, чтобы Банк России работал над подготовкой комплекса нормативных актов, направленных на формирование такой среды, когда предупреждение банкротства банков будет не просто мерой воздействия, осуществляемой по требованию, а средством сохранить банк, которое будет возможным для всех заинтересованных сторон. Важнейший аспект такой работы - это создание эффективного механизма реконструкции капитала. Он должен включать в себя возможности разрешения возникающих противоречий, в рамках взаимодействия интересов ("старых" собственников банка, его кредиторов, потенциальных инвесторов и "новых" собственников), в процессе реконструкции капитала банка, как альтернативы его ликвидации.
Одной из самых сложных проблем для собственников банка по-прежнему является их обязанность зарегистрировать уменьшение уставного капитала до фактического размера собственных средств (капитала), в соответствии с действующим законодательством. В связи с этим, еще предстоит решить задачу, чтобы в перспективе длительное наличие у банка убытков воспринималось собственниками, с учетом реальной экономической сущности, как получение отрицательных дивидендов (ведь никто из собственников банка не оспаривает своего права на получение дивидендов, когда деятельность банка прибыльна). Учитывая это, Банком России должна вестись работа по определению четкого порядка проведения таких этапов реконструкции капитала, необходимость и возможность которых предусмотрена ст. 8, 9 Закона о банкротстве кредитных организаций.
Итак, Инструкция Банка России от 12 июля 1999 г. N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" как элемент механизма реализации требований Закона о банкротстве кредитных организаций, была разработана в развитии положений, установленных статьей 15 главы II, статьями 17, 21,22 главы Ш и статьями 32-33 главы IV указанного закона.
С целью стимулирования и максимальной четкости действий кредитных организаций, направленных на предупреждение несостоятельности (банкротства) и проводимых ими по собственной инициативе, в Инструкции был определен порядок взаимодействия кредитной организации с территориальным учреждением Банка России, осуществляющим надзор за его деятельностью, в связи с самостоятельной реализацией мер по предупреждению банкротства. В рамках регламентации порядка информирования кредитной организацией Банка России об осуществлении мер по предупреждению банкротства:
- определены требования к содержанию извещений руководителя кредитной организации либо органов управления кредитной организации о принятии решений об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или о реорганизации кредитной организации;
- установлены сроки представления в территориальное учреждение Банка России извещений кредитной организации;
- разработана типовая форма ходатайства руководителя кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства, направляемого в Банк России в соответствии с п. 4 ст. 11 указанного федерального закона.
Одновременно указанной Инструкцией Банка России были определены сроки, порядок и причины обязательного предъявления кредитной организации требований Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению и о реорганизации кредитной организации. Когда собственники банка, его органы управления не приняли своевременных и необходимых действий в соответствии с требованиями Закона о банкротстве кредитных организаций, то Банк России не только вправе требовать от кредитной организации осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) при наличии оснований, предусмотренных ст. 4 указанного закона, но и должен затребовать, например, план мер по финансовому оздоровлению в случаях непринятия мер либо несвоевременного уведомления о самостоятельном принятии кредитной организацией мер по предупреждению банкротства, а также потребовать реорганизации банка, если разработанные банком меры оказались недостаточными.
Для методического обеспечения работы территориальных учреждений Банка России, реализуемой в достаточно жесткие временные сроки и с максимальным эффектом по обеспечению целенаправленности действий кредитных организаций по предупреждению банкротства, были разработаны типовые формы требований Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению и о реорганизации кредитной организации. Регламентирован также порядок установления контроля над их исполнением кредитными организациями. Также в инструкции Банка России от 12 юля 1999 г. N 84-И оговорена возможность разработки плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Несмотря на это, на наш взгляд, было бы актуально установить в целях реализации принципа соразмерности погашения требований кредиторов законодательного положения о необходимости привлечения аудиторских организаций к оценке финансового состояния кредитных организаций, а также к разработке и непосредственной подготовке планов финансового оздоровления кредитных организаций.
В связи с этим предлагается подп. 1 ст. 4.1 Закона о банкротстве кредитных организаций изложить в следующей редакции:
"Со дня возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, и до дня их устранения, кредитная организация обязана привлечь к оценке своего финансового состояния, к разработке и непосредственной подготовке планов финансового оздоровления аудиторскую организацию, а также уведомлять Банк России: ...".

Док. 544511
Опублик.: 09.02.09
Число обращений: 6

  • Логачев Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``