В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций Назад
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понятия "несостоятельность" и "банкротство" рассматривались как синонимы. Эта позиция сохранена законодателем и в новом Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" .С точки зрения как теории, так и практики конкурсного права очень важен ответ на вопрос: действительно ли несостоятельность означает банкротство (и наоборот) либо эти термины имеют самостоятельное значения.
В современном законодательстве России, а именно в Гражданском кодексе (ст. 25, 64, 65), Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций) , Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" , а также в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях понятия "несостоятельность" и "банкротство" не дифференцируются.
В юридической литературе существует несколько подходов к понятию несостоятельности (банкротства).
Первый подход состоит в необходимости смыслового разграничения этих терминов. При данном подходе "несостоятельность" понимается как состояние недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, а "банкротство" определяется как преступное деяние, совершаемое несостоятельным должником , причинение им вреда кредиторам. Эта позиция была характерна для дореволюционной правовой мысли, ее предлагают развить и многие современные авторы . Также аналогичное различие иногда проводиться в зарубежных правовых системах .
Оценивая аргументированность этого научного подхода, отметим, что его сторонники во многом апеллируют к продолжению сложившейся в русской правовой науке традиции. Но в дореволюционных науке и законодательстве (ст.ст. 480-483 Устава Кредитного, ст. 531 Устава Судопроизводства Торгового) не было единого понятия банкротства, существовало отождествление неосторожной несостоятельности простого банкротства . В содержание "банкротства" включались и состояние имущества, и противоправное деяние.
Кроме того, дореволюционная смысловая традиция придания понятию банкротства уголовно-правового оттенка сложилась под влиянием того, что долгое время в отношении несостоятельности юридические лица приравнивались к физическим. Поэтому основаниями выделения банкротства в отдельную категорию являлись негативные личные последствия для должника .
Второй подход к определению несостоятельности (банкротства) также основан на разграничении рассматриваемых понятий, но предлагает в качестве критерия дифференциации использовать степень тяжести финансового состояния должника . При этом наличие критерия "неоплатности" как недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов характеризует "банкротство" должника.
Можно сделать вывод, что при такой точке зрения несостоятельность и банкротство определяются как финансовое состояние должника, что не соответствует фактическому правовому содержанию данного понятия.
Третий подход к финансовому критерию разграничения добавляет правовой, а именно, признание факта банкротства арбитражным судом . Несостоятельностью признается неспособность своевременно надлежащим образом исполнить свои обязательства, а банкротство имеет место после принятие решения о признании должником банкротом
Четвертый подход говорит, что употребление термина "банкротство" и "несостоятельность" носит комплексный характер, и разграничение между этими терминами не имеет смысла .
Наличие противоположных мнений ученых по вопросам дифференциации понятий "несостоятельность" и "банкротство", как мы видим, позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости проводить различия между данными понятиями на этапе ведения переговоров. Однако такая дифференциация приобретает особый смысл при реализации конкретных антикризисных процедур.
Стоит согласиться с мнением Г.А. Тосуняна, который считает, что употребление в законодательстве термина "банкротства" в скобках после термина "несостоятельность" обусловлено тем, что Закон о банкротстве кредитных организаций, так же как и Закон о банкротстве, носит комплексный характер .
Определение понятия несостоятельности (банкротства) кредитной организации содержится в ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций. Следует подчеркнуть, что рассматриваемое понятие формулируется законодателем посредством перечисления его существенных особенностей, которые в некоторых моментах не совпадают с понятием несостоятельности применительно к другим участникам данных правоотношений.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Еще одним отличием проведения банкротства кредитной организации является состав кредиторов. Если кредиторами любого предприятия являются, как правило, его контрагенты по хозяйственным и иным договорам (их число не велико, и в основном - это юридические лица), то в случае с кредитной организацией значительное число кредиторов - это граждане-вкладчики, а также юридические лица, расчетные счета которых были открыты в этой кредитной организации. Удовлетворить их требования и защитить интересы граждан как наиболее уязвимой части кредиторов было бы невозможным в рамках одного Закон о банкротстве.
Общий закон под процедурами банкротства подразумевает наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Закон о банкротстве кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение не предусматривает. Это связанно с тем, что дело о банкротстве кредитной организации может быть возбужденно только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Внешнее управление и мировое соглашение как процедура банкротства предполагает возможность для должника продолжать осуществление своей основной деятельности. Для кредитной организации это невозможно без лицензии.
Следует отметить, что Закон о банкротстве кредитных организаций не содержит прямого указания на признаки банкротства. П. 2 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций устанавливает, что именно является неспособностью кредитной организации удовлетворить требования по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей. Однако если проводить аналогию со ст. 3 Закона о банкротстве, где подобные положения обозначены в качестве признаков банкротства, следует сделать вывод, что ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций устанавливает ряд признаков банкротства кредитной организации, которые подлежат приоритетному применению в отношении них.
Согласно Закону о банкротстве в отношении должника могли быть применены реорганизационные и ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. К реорганизационным процедурам относились внешнее управление имуществом должника и санация, к ликвидационным - принудительная ликвидация организации-должника по решению арбитражного суда (конкурсное производство) и добровольная ликвидация несостоятельной организации под контролем кредиторов. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве досудебная санация представляет собой меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Закон о банкротстве, перечисляя судебные процедуры, разделяет их применение по субъектному составу. К юридическим лицам могут быть применены наблюдение, внешнее управление (судебная санация), мировое соглашение, иные процедуры, предусмотренные указанным федеральным законом. К гражданам могут быть применены конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные федеральным законом. В главах II-IV Закона о банкротстве кредитных организаций предусматриваются досудебные меры по предупреждению банкротства банков, введение финансового оздоровления, реорганизация. Стоит подчеркнуть что, в деле о банкротстве банков может применяться только одна судебная процедура - конкурсное производство.
В целом признаки банкротства кредитной организации можно охарактеризовать как условия, которые должны присутствовать на момент вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом.
В основе определения признаков банкротства кредитной организации, как и иных юридических лиц, лежит принцип неплатежеспособности, суть которого заключается в презумпции, допускающей, что если юридическое лицо в течение определенного времени не исполняет соответствующие обязанности, то, значит, оно не в состоянии этого сделать, то есть является неплатежеспособным . Данная презумпция основывается на постулате, в соответствии с которым участники гражданского оборота обязаны добросовестно исполнять свои гражданско-правовые обязанности (Pacta sunt servanada).
В таких случаях в основу устанавливаемой судом несостоятельности кладется не поделенный недостаток средств, а предполагаемый, проявляющийся в наступлении неплатежеспособности. При этом "формальный критерий неплатежеспособности служит довольно верным показателем фактического финансового неблагополучия" .
Необходимо подчеркнуть, что положение ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций признаки банкротства кредитной организации не исчерпывает. Указанная статья лишь устанавливает, что кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней с момента наступления даты их исполнения, в то время как для остальных юридических лиц аналогичный срок составляет три месяца.
Помимо этого, в соответствии со ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций дело о банкротстве может быть возбужденно арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования к кредитной организации в совокупности составляют тысячекратный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. То есть, в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" данная сумма составит 100 000 рублей.
Отметим, что для определения наличия признаков кредитной организации принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств перед учредителями (участниками) кредитной организации, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитывается при определении размера денежных обязательств. Также принимается во внимание размер денежных обязательств и размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Необходимо подчеркнуть, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей кредитной организации определяются по правилам, предусмотренным ст. 4 Закона о банкротстве, а именно, на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом, если иное не предусмотрено федеральными законами. Это обусловлено тем, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей имеют принципиальное значение для определения количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, а также в иных случаях.
Необходимо так же учитывать, что размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании кредитной организации этих требований. Данное положение было разъяснено в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике" .
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в соответствии со ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций, можно выделить следующие признаки банкротства кредитной организации;
-    неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;
-    срок неисполнения обязанности с момента наступления даты их исполнения равен четырнадцати дням;
-    факт отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банком России на основании заявления лиц, имеющих на это право;
-    требования к кредитной организации в совокупности должны быть не менее тысячекратного размера оплаты труда.
При этом, проявляться эти признаки должны в совокупности, т.е. в случае отсутствия хотя бы одного из них дело о банкротстве кредитной организации не может быть возбуждено арбитражным судом.
Однако определенную сложность вызывает третий из перечисленных признаков банкротства кредитных организаций, который является дополнительным признаком неплатежеспособности кредитной организации по сравнению с другими юридическими лицами - отзыв у нее лицензии на осуществление банковских операций.
Следует подчеркнуть, что ст. 20 Федерального закона от 02 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 27 июля 2006 г.) "О банках и банковской деятельности" устанавливает закрытый перечень оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, которые условно могут быть разделены на связанные с ее несостоятельностью и не связанные с ней. Так, Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случае неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющихся основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации и.т.д. Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва лицензии у данной кредитной организации.
Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций оформляется Приказом Банка России (Положение ЦБ РФ от 2 апреля 1996 г. N 264 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ") .
Следует отметить, что в изъятии из общего правила о подсудности, предусмотренного в ст. 25 АПК, подсудность дел о банкротстве установлена по месту нахождения должника - кредитной организации, независимо от того, кто обратился в арбитражный суд: кредитор, уполномоченный орган или сам должник. При этом, с учетом особенностей дел о банкротстве их подсудность не может быть изменена и к ним не принимаются нормы АПК о договорной подсудности.
В связи с изложенным, также необходимо отметить, что п. 2 ст. 25 АПК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым иски к юридическим лицам, вытекающие из деятельности их обособленных подразделений (филиалов и представительств), предъявляются по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Как мы видим, данная норма устанавливает общее правило подсудности.
В то же время ни ст. 28 АПК РФ, ни п. 1 ст. 29 Закона о банкротстве, определяющие специальную подсудность дел о банкротстве, не содержат положений, предусматривающих возможность предъявления заявления о признании должника банкротом по месту нахождения обособленного подразделения кредитной организации в случае, если банкротство связано с деятельностью указанного обособленного подразделения.
Принимая во внимание, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (кредитная организация) и его обособленные подразделения (представительства и филиалы) представляют собой единый субъект финансово-хозяйственных отношений, а также то, что банкротом может быть признано только юридическое лицо (кредитная организация), независимо от того, в результате чего (деятельности обособленного подразделения или самого юридического лица) наступило банкротство, ряд авторов полагают, что п. 2 ст. 25 АПК РФ при определении подсудности дел о банкротстве юридических лиц, в том числе кредитных организаций, неплатежеспособность которых наступает вследствие деятельности их обособленных подразделений, неприменим .
Другой отличительной особенностью, связанной с подсудностью дел о банкротстве арбитражным судом, является то, что эти дела, помимо прочего, не могут быть переданы в третейский суд.
Говоря об особенностях банкротства кредитных организаций, следует отметить, что временная администрация - институт двойной правовой природы. С одной стороны, она есть инструмент властного воздействия на кредитную организацию со стороны Банка России и находится с ней в отношениях власти-подчинения. Руководителем временной администрации может назначаться только служащий Банка России . Согласно п. 3 ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций от имени кредитной организации без доверенности действует не вся временная администрация (как коллегиальный орган управления), а только ее руководитель. Он же формирует ее состав и несет ответственность за ее деятельность. Поэтому правильнее говорить о руководителе временной администрации по управлению кредитной организацией как о единоличном органе управления кредитной организации, его правовом статусе и ответственности. С другой стороны, временная администрация наделена статусом "специального органа управления" кредитной организации и, таким образом, выступает как орган управления юридического лица, его часть, "формирующая и выражающая вовне ее волю как самостоятельного субъекта права" .
Также п. 2.5, 2.6 Положения ЦБ РФ 09 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" устанавливает для всех членов временной администрации более жесткие ограничения в части их заинтересованности в отношении как кредиторов, так и должника, по сравнению с ограничениями для временного управляющего и приглашенных им лиц для проведения процедуры наблюдения. Аналогичных требований к временному управляющему ни законы, ни Положение ЦБ РФ от 7 августа 2001 г. N 146-П "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций" не предъявляет, т.е. можно предположить, что допускает заинтересованных, либо участвовавших в совершении неправомерных действиях лиц к занятию такой ключевой должности при банкротстве. В то же время основания отклонения арбитражным судом кандидатуры временного управляющего, получившего аттестат ЦБ РФ по управлению кредитной организации - должника, и полномочия по такому отклонению законом не предусмотрены. Временная администрация по управлению кредитной организацией подотчетна исключительно Банку России (ст. 30 Закона о банкротстве кредитных организаций). Ответственность лица, назначенного руководителем временной администрации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение его обязанностей определяется "в соответствии с федеральными законами" (ст. 20 Закона о банкротстве кредитных организаций), например, в соответствии со ст. 14.21, 14.22 Кодекса об административных правонарушениях. По мнению С.А. Голубева и А.Г. Гузнова, "фактически предусматривается ответственность за совершение уголовно-наказуемых деяний".
Далее, немаловажно выделить, что рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьей 14 АПК РФ осуществляется в коллегиальном составе: в составе трех профессиональных судей. Обязанность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве связана в первую очередь со сложностью и, как правило, большим объемом фактического материала, который необходимо исследовать для всестороннего полного и объективного вынесения окончательного судебного акта по делу. Ведь процесс банкротства даже небольшого банка затрагивает имущественные интересы значительного круга участников предпринимательских отношений и граждан, являющихся его клиентами, а характерной особенностью рассмотрения дел о банкротстве является большое количество кредиторов, в том числе вкладчиков - физических лиц.
Также, вводя обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, законодатель исходил из той специфики, которая присуща данной категории дел, то есть, такая обязательность связанна в первую очередь с решением целого комплекса сложных финансовых и экономических вопросов, рассмотрение которых необходимо для установления причин и оснований банкротства, а также тех возможных процедур, которые арбитражный суд должен применить к должнику.
Следующей специфической особенностью, связанной с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротства) кредитной организации в арбитражных судах, является строго определенный и исчерпывающий круг субъектов, которые имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организацией банкротом.
Так, в соответствии со ст. 50.4 Закона о банкротстве кредитных организаций правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) кредитной организации обладают: кредитная организация - должник, кредиторы кредитной организации, включая граждан, имеющие право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счета, Центральный банк Российской Федерации.
Установление в Законе указанного круга лиц существенно отличается от общих положений АПК РФ, в соответствии с которыми (п. 2 ст. 34) с исковым заявлениям в своих интересах в арбитражный суд могут обратиться любые организации или граждане предприниматели, и только в судебном заседании арбитражным судом будет выясняться законность и обоснованность заявленных требований.
Обращение указанных выше лиц в арбитражный суд будет являться поводом к возбуждению дела о банкротстве кредитной организации. Необходимо также отметить, что Закон о банкротстве кредитных организаций учитывает ту главенствующую роль Центрального банка Российской Федерации, которую он играет в современной банковской системе России, и наделяет его целым рядом полномочий, связанных с процедурой несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. При этом Банк России может участвовать в деле о банкротстве в двух вариантах. В первом случае как заявитель о признании кредитной организации банкротом Банк России является лицом, участвующим в деле, со всеми вытекающими последствиями, в том числе с правом на подачу жалобы. Во втором случае, Банк России может выступать только лицом, участвующим в арбитражном процессе, и тогда его роль сводиться к даче объяснений по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, от него могут быть истребованы судом нормативные правовые акты, принятые им в соответствии с законом по применению этих актов. Такую позицию подтвердил и Высший Арбитражный Суд в информационном письме от 13 января 2000 г. N 50 .
О принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) судья выносит определение в соответствии со ст. 41 Закона о банкротстве кредитных организаций. При этом действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) не урегулирован вопрос, в течение какого срока судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) с даты его поступления.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о банкротстве судья обязан вынести определение о принятии заявления о признании должника банкротом. Однако, вопрос о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) может быть рассмотрен арбитражным судом только после получения заключения Центрального банка Российской Федерации о нецелесообразности отзыва лицензии, либо копии приказа об отзыве лицензии, которые направляются Центральным банком Российской Федерации в течение месяца с момента получения предложения арбитражного суда. На практике в ряде случаев арбитражные суды отказывались принимать заявления о возбуждении производства по делам о несостоятельности должников при наличии решений по имущественным спорам между теми же сторонами, не исполненных из-за отсутствия денежных средств на счетах должников, и рекомендовали кредиторам в установленном порядке ходатайствовать об обращении взыскания на имущество должников .
Однако в совместном письме Минюста России и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 июля 1994 г. N 06-73/54-94, N С1-7/ОЗ-476 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)" указано, что наличие решения арбитражного суда по имущественному спору не является препятствием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В этом случае кредитор имеет право обратиться как с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, так и с ходатайством об обращении взыскания на имущество должника.
Нами установлено, что п. 2 ст. 42 Закона о банкротстве обязывает судью вынести определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. В соответствии же с п. 1 ст. 50.7 Закона о банкротстве кредитных организаций заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Если заявление о признании кредитной организации банкротом подано в суд до отзыва лицензии, оно, согласно п. 2 ст. 50.9 Закона о банкротстве кредитных организаций, может быть рассмотрено только после получения от Банка России копии приказа об отзыве лицензии, которую он должен направить в арбитражный суд в месячный срок со дня получения определения суда об оставлении указанного заявления без движения. Таким образом, поскольку Закон о банкротстве кредитных организаций устанавливает специфику банкротства кредитных организаций, пятидневный срок, установленный Законом о банкротстве, не может быть применен при решении вопроса о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом. Однако затягивание принятия решения о начале процедур банкротства может повлечь совершение кредитной организацией сделок по "выводу активов", в результате чего будут нарушены имущественные интересы значительного круга физических и юридических лиц - кредиторов, которые лишатся возможности удовлетворения своих требований из части имущества, составляющей предмет сделки, в случае несостоятельности кредитной организации. Учитывая изложенное, целесообразно было бы уменьшить срок для получения ответа от Банка России и установить общий срок принятия арбитражным судом определения о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом, равный четырнадцати дням.
Каких-либо особенностей по срокам рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве кредитных организаций Законом о банкротстве кредитных организаций не предусмотрено, то есть дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Таким образом, современные подходы не различают понятия несостоятельность и банкротство. Различие носит лишь формальный характер, при признании судом предприятия банкротом возникает одно определение, до решения суда к должнику применяют и то и другое понятие.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод.
Поскольку обязательным условием признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) является отсутствие у нее лицензии Банка России на осуществление банковских операций, представляется неполным закрепленное в п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации, под которым понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В виду этого обосновывается целесообразность четкого закрепления в законодательстве определения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этих целях предлагается абз. 1 п. 1 ст. 2 Закона о банкротстве кредитных организаций изложить в следующей редакции:
"Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом неспособность кредитной организации в течение 14 дней со дня наступления даты исполнения удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, размер которых составляет в совокупности не менее 1 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и (или) недостаточность стоимости имущества (активов) кредитной организации для исполнения обязательств перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей, повлекшие отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций".

Док. 544456
Опублик.: 09.02.09
Число обращений: 3

  • Логачев Олег Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``