Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Дмитрий Шишкин: Развитие в век информации Назад
Дмитрий Шишкин: Развитие в век информации
Век информации

Информация, нормы и стандарты выполняют огромную роль в организации практически всех сфер жизни людей - от государственного управления, образования до вопросов личной жизни и быта. Эта новая тенденция общественного развития определилась еще в середине 20 века, развитие ее происходит параллельно с внедрением новых информационных систем и расширением сферы применения так называемых "гуманитарных технологий".

Сложилась такая ситуация по причине того, что изменились подходы и взгляды как на человека, так и на человеческое общество. Первоначально господствовала "био-социальная" концепция, где жизнь человека определялась социальными структурами, в которых он проживает и к которым должен адаптироваться. Согласно данной концепции главными ресурсами в обществе являются насилие и богатство, соответственно управляет ситуацией тот, кто силен и богат. В середине 20 века ситуация сильно изменяется. Разрабатывается и активно продвигается доктрина так называемого "информационного общества", которая предполагает, что кроме социальных структур, жизнь человека также значительно определяет культура и информационная среда, а управляет ситуацией тот, кто обладает знанием и информацией.

Инициаторами всем известных глобальных процессов, связанных с продвижением и развитием "информационного общества" также становятся развитые западные страны. Таким образом, сегодня формирование "информационного общества" очевидно для всех и считается практически свершившимся фактом. Поэтому важная задача состоит в том, чтобы определить нашу роль в этих процессах, подумать над возможностями, которые у нас есть, чтобы, активно принимать в них участие. 21 век уже назван веком информации, поэтому крайне важно подумать над той ситуацией, которая сложилась, сегодня в нашем обществе.


Проблемы

В нашей стране ситуация как всегда довольно непростая. Исторически за последние сто лет страна прожила одновременно в трех социокультурных укладах, пережила две революции и смены общественного строя, а значит и мировоззренческих ориентиров. И вроде бы, такие события должны были сделать общество более сильным и подготовленным к разным изменениям, но нет, информационный и культурный иммунитет общества ослаб еще более, а мы при этом остались в младенческом состоянии перед новыми угрозами. Ситуация, которая сложилась, напоминает ситуацию социокультурной анархии или, выражаясь языком немецких классиков "пустой свободы", где крайне трудно выкристаллизовать и выделить понятные, принятые всеми общественные "правила игры", а это определяет развитие ряда серьезных разрушительных для общества процессов.

Во-первых, культура и информационное пространство превратились в сферы "независимые" и частные, откуда государство ушло после распада СССР в 1991 году. Так, например, за последние 15 лет появилась сфера "шоу бизнеса", основным критерием ее эффективности (как впрочем, и любого бизнеса) является коммерческая целесообразность и прибыльность. Опять же, это нормальная практика, когда бизнес приносит деньги, но где собственные авторские наработки, основанные на российских социокультурных основаниях? Абсолютное большинство практически всех шоу проектов являются копирайтом с западных образцов, но и это не было бы проблемой, если бы, ни крайне низкое качество таких культурных продуктов.

С самого начала их создатели представили наше общество очень примитивным, простым, то есть тем, что "проглотит и не подавится" все, что ему ни давать. Любая критика, воспринимаются как "ограничение свободы", самостоятельности и в итоге "обман потребителя", в итоге обсудить качество, структуру и воздействие на общество такого "предложения" крайне трудно. Если посмотреть внимательнее, то выбор не так и велик, как его пробуют представить. Основную массу всего, что показывают по отечественному ТВ, составляют передачи развлекательного характера или "передачи-пугалы": о чрезвычайных происшествиях, криминале, сектантских практиках и пр. Нагрузка подобных передач все больше и больше становится однобоко негативной, информационная среда агрессивна. Это приводит к тому, что уже сейчас до 20 % российских граждан вообще не смотрят отечественное телевидение или считают его воздействие для себя вредным.

Другие сегменты культуры, которые можно условно обозначить как "государственно-патриотические" или рассчитанные на "массового зрителя", также сильно отстают и не способствуют реализации целей стратегического развития страны. Так, основную массу таких продуктов составляют "мыльно - оперные" (к ним относятся разные сериалы, которые мы недавно научились снимать после просмотра мексиканских и бразильских), криминальные (тенденция снимать такие фильмы, передачи и создавать музыку определилась еще в 90 е) или не несущие вообще никакой смысловой нагрузки ("пустые", снимать такие фильмы привыкли в середине 80-х). Это стремительно отодвигает общественное сознание далеко назад, способствует общественной деградации. "Патриотические" продукты и патриотическое воспитание при всем желании нельзя назвать современным и адекватным ситуации. Например, в большинстве качестве образцов чаще используются фильмы, музыка, герои из довольно далекого прошлого, а некоторые периоды отечественной истории вообще остаются "белыми пятнами" для культурных деятелей. Поэтому, если сравнить современную ситуацию с СССР или США, то совершенно очевидно, что эта работа крайне далека от совершенства.

Немного об информационной политике. На государственном уровне принята стратегия развития информационного общества, но на практике сохраняются существенные недостатки. Так, российское общество по факту еще не стало ни информационным, ни осталось архаичным, но при этом, ситуацию никак нельзя назвать "переходным периодом", поскольку неизвестны ни временные рамки, ни качественные изменения, которые должны при этом происходить. Очевидно только хроническое отставание от западных обществ. Например, в большинстве регионов за почти двадцать лет телевидение и Интернет созрели только для трансляции информационных передач, при этом качество подачи информации также оставляет желать много лучшего. Недостаточно аналитических передач, которые представляют непременный атрибут современного общества, при этом нельзя сказать, что проблемы, которые стоят перед обществом значительно проще, чем на Западе.


Альтернативы

Подходы, которые несколько раз обсуждали, включая законопроект о средствах массовой информации, на разном уровне напоминают дилемму "запретить - разрешить". Это слишком простой инструментарий, который непременно вызывает отрицание, и не только у самих производителей культурных продуктов и информации, ведь основное желание людей состоит в том, чтобы они были качественными и не несли в себе исключительно разрушительной нагрузки. Так какой же может быть выход?

Во-первых, необходимо преодолеть искусственно созданный барьер "неприкосновенности" производителей культурных и информационных продуктов. Это означает, что необходим содержательный диалог о том, какой может и должна быть сфера культуры и информационная среда. Это позволит в достаточно короткий срок исключить наиболее негативные и неприемлемые тенденции. Для этого специально могут быть созданы публичные форматы для обсуждения таких вопросов, основная функция которых состоит в том, чтобы определять возможности развития культуры и средств массовой информации в будущем. К этой работе необходимо подключить все заинтересованные структуры и организации (экспертные советы, творческие и профессиональные союзы, общественные организации). Именно таким образом будут обеспечены общественные солидарность и единство по самым существенным вопросам, включая введение/не введение каких-либо ограничений, качественные изменения.

Во-вторых, необходимо преодолеть дилемму "разрешить - запретить", а это значит, что нужна альтернатива тому, что представляет собой наиболее негативные образцы отечественной культуры и информационной среды. Нужны проекты разной направленности, задача первых вскрывать воздействие современных культурных и информационных продуктов (а такие понемногу начинают появляться), а также нужны альтернативные продукты, основанные на социокультурной специфике российского общества и ориентированные на цели стратегического развития.

В-третьих, необходимо в короткие сроки преодолеть отставание в информатизации, параллельно с техническим оснащением необходимо создание собственного контента в информационной среде (особенно в Интернет, будущее которого определяется именно сейчас), который выполнял бы содержательную функцию, обеспечивал коммуникацию и одновременно выполнял бы функции продвижения культурных продуктов и качественной информации.

09 феврвля 2009 г.
www.viperson.ru

Док. 544294
Опублик.: 09.02.09
Число обращений: 1

  • Шишкин Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``