В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Бутрин: Конфликт в нефтяной компании ТНК-ВР Назад
Дмитрий Бутрин: Конфликт в нефтяной компании ТНК-ВР
Ведущие: Владимир Варфоломеев, Марина Королева

Гости: Дмитрий Бутрин

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Сейчас мы приветствуем, Дмитрий Бутрин, заведующий отделом экономической политики газеты "КоммерсантЪ".

Д. БУТРИН: Добрый день, прошу прощения за опоздание.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Спасибо, что добрались, спасибо. Тут нам звонили сейчас люди, рассказывали о том, какую роль британцы играют. Правильно я понимаю, у меня такой простой обывательский вопрос, что из этого совместного предприятия, по-большому, британцев выжимают?

Д. БУТРИН: Я бы сказал, что это вообще никем не оспаривается, действительно, задачей российских акционеров является не столько выжимание акционеров, сколько смена роли иностранных акционеров в компании, с момента образования ТНК ВР ключевую роль в управлении и пост гендиректора получала ВР, российские акционеры заинтересованы в том, чтобы этого, как минимум, больше не было.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Т.е. они не хотят совсем с "Бритиш Петролеум" расстаться?

Д. БУТРИН: Я сильно сомневаюсь в том, что такого инвестора кто-то хотел вытеснить физически из акционерного капитала.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Тогда не совсем понимаю, вроде мелкий пост, по большому счету, генеральный директор, зарплата у него, наверное, хорошая, но ведь руководит всем совет директоров, где места распределены?

Д. БУТРИН: Видите ли, насколько я понимаю, руководит в компании всем, конечно, не совет директоров, а правление. Правление возглавляет генеральный директор. Оперативные решения в компании принимаются отнюдь не советом директоров, который собирается раз в месяц, а принимаются, несомненно, правлением, правление нанимает генеральный директор. Генеральный директор, так или иначе, контролирует компанию в ее оперативной деятельности, именно против этого и существуют претензии у российских акционеров ТНК ВР.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: На ваш взгляд, Дмитрий, то, что сейчас Роберта Дадли таскают в прокуратуру, в следственный комитет, это все происки конкурентов внутри компании, естественно?

Д. БУТРИН: Да, несомненно, по-моему, совершенно очевидно, что это происки даже известно, каких конкурентов, происки российских конкурентов британских совладельцев.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Это все, это что там, "Ренова", Access Industires?

Д. БУТРИН: Да, другое дело, что я боюсь, что это не корпоративная позиция всех российских акционеров, а просто действия менеджмента внутри компании. Это очень хитрая ситуация, я бы описал так, российские акционеры добиваются законной цели. Судя по всему, методами 90-х гг., считая, что они до сих пор, несмотря на все случившиеся перемены, до сих пор эффективны, до сих пор работают, до сих пор могут быть применены в корпоративной практике.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Интересно как, 90-е гг., лихие 90-е вспомнили.

Д. БУТРИН: Да, совершенно ровно так, а в чем проблема, так много изменилось?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Это что, внутреннее рейдерство?

Д. БУТРИН: Я бы не назвал это внутренним рейдерством. Не секрет, что в крупных компаниях всегда существуют и службы безопасности, и HR-отделы, которые привыкли, которые сформировались еще, скажем, 10 лет назад, имеют собственную практику, знают, на что надавить, знают, с кем поговорить с тем, что у их конкурентов, обычно вне компании, появились проблемы. Это секрет Полишинеля для всех крупных российских корпораций, то, что в ТНК ВР такие же структуры есть, это довольно очевидно. Такие структуры родом из 90-х, с этим ничего не поделаешь. Если внутри компании заводится конкурент, я не удивляюсь, что этот конкурент может действовать и внутри компании, почему ему не действовать внутри компании?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Все-таки такие параллели я отвергаю решительно, в конце концов, слава богу, никого не убили, а лишь на законных основаниях вызывают в разные силовые структуры, правда, это же цивилизованный подход?

Д. БУТРИН: Нет, примеров такого цивилизованного подхода у нас пруд пруди. Я сегодня опоздал на эфир ровно потому, что занимался наблюдением цивилизованного подхода в Басманном суде.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А что там было?

М. КОРОЛЕВА: Что вы имеете в виду?

Д. БУТРИН: Там сегодня суд решал вопрос о задержании одного из сотрудников следственного комитета при МВД Дмитрия (НЕРАЗБОРЧИВО), который занимался расследованием примерно десяти дел по обналичиванию российскими банками. Все было очень цивилизованно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Он занимался расследованиями и он сейчас на скамье подсудимых?

Д. БУТРИН: Он сегодня взят под стражу.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Интересные новости.

Д. БУТРИН: Но такого рода новости, они довольно часто встречаются, я говорю, что это рядовая ситуация, поэтому когда главу британской компании вызывают на допрос в России, конечно, это соответствует и букве, и духу закона. Можно делать вид, что все нормально.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я пытаюсь понять, господа Фридман, Блаватник и Вексельберг, который сейчас ведут такого рода, судя по всему, политику, они не понимают, что ТНК ВР, жизнь не заканчивается, когда они захотят найти себе на Западе новых партнеров, те припомнят опыт господина Дадли?

Д. БУТРИН: Я не очень понимаю, в чем проблема. Дело в том, что бизнес обычно не мыслит такими категориями. Он мыслит категориями текущих проблем и текущей прибыли.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А репутация?

Д. БУТРИН: Есть репутация, она стоит определенных денег. Есть капитализация, она стоит определенных денег. Претензии к ТНК ВР, к ВР со стороны российских акционеров тоже достаточно понятны. Они, в частности, говорят, что ВР из каких-то своих внутренних интересов не давала их совместному предприятию развиваться. В общем, приводят довольно разумные примеры, начинающиеся с 2003 года, показывающие, что, действительно, ТНК ВР не желало, чтобы их совместное предприятие с ТНК экстенсивным образом развивалось. Были заблокированы сделки в ряде территорий, объяснений ВР толком не дало, в частности, это является причиной, почему ТНК ВР сейчас не работает в Германии на розничном рынке. Потому что ВР этого не захотела, этой сделки не одобрила. Вот, собственно, у всех претензии, да, у ВР, естественно, также есть претензии к ТНК, они также достаточно справедливы. Проблема в том, что в совершенно законной ситуации, в которой все вправе все делать, внезапно появляется уголовное дело, которое формально вообще никаким образом не связано ни с господином Дадли, ни с текущим конфликтом, оно родом из 2003 года, причем, напоминаю, там компанию, менеджеров компании вызывают на допрос, могут предъявить обвинения по налоговым претензиям, которые, на самом деле, компания добровольно погасила. Это совершенно очевидно, это такое заказное дело.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Чем в итоге закончится, как вы думаете?

Д. БУТРИН: Это зависит, на самом деле, это интересно, прежде всего, и акционерам ТНК, и акционерам ТНК ВР, и всем, потому что, на самом деле, идет довольно простой выбор, либо эти способы работают, возбуждение уголовных дел, вызовы на допрос, можно с помощью них получить конкурентное преимущество, это позиция тех, кто в ТНК ВР заказывает эту музыку.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я думаю, за этим следят сейчас очень многие наши бизнесмены.

Д. БУТРИН: Либо эта история не работает. Тогда, в общем, значительная часть служб безопасности, GR-отделов и соответствующих специалистов просто надо разгонять, реформировать, ставить им новые задачи, это довольно важный вопрос. За этим процессом, действительно, многие следят.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: ВР может хлопнуть дверью?

Д. БУТРИН: Я думаю, что ни ВР, ни ТНК сейчас не имеют возможности в такой ситуации хлопнуть дверью, это не вопрос десятков миллионов долларов, это вопрос миллиардов долларов, в таких ситуациях дверью не хлопают.

М. КОРОЛЕВА: Т.е. свою долю ВР, видимо, не продаст?

Д. БУТРИН: Продаст, если сочтет это выгодным. В любом случае, демонстративных шагов в таком бизнесе уже не делается. Демонстрация является способом повышения какой-либо из составляющих...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А шансы "Газпрома" войти в компанию "Газпрома" велики?

Д. БУТРИН: Насколько я понимаю, сейчас шансов "Газпрома" войти в компанию не существует, по крайней мере, у нас есть некоторая информация о том, что правительство сейчас не хочет вхождения "Газпрома" в состав ТНК ВР, не хочет замены акционеров, не хочет оно также вхождения и "Роснефти". Однако, я полагаю, что если ситуация будет развиваться по критической версии, это решение может быть пересмотрено.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Спасибо вам огромное, что добежали и рассказали. Благодарю, это был Дмитрий Бутрин из газеты "КоммерсантЪ". "Разворот" мы на этом завершаем, в этом составе, Марина Королева, Владимир Варфоломеев, с вами вновь встретимся через неделю.

М. КОРОЛЕВА: В следующую среду.


11.06.2008

echo.msk.ru

Док. 543913
Перв. публик.: 11.06.08
Последн. ред.: 06.02.09
Число обращений: 89

  • Бутрин Дмитрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``