В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Т.В. Алентьева: Когда воспитывает история. Американский опыт постижения истории как фактор общественного воспитания. Назад
Т.В. Алентьева: Когда воспитывает история. Американский опыт постижения истории как фактор общественного воспитания.
Трудно переоценить тот могучий воспитательный потенциал, которым обладает история любой страны. Возможность изучить опыт, который накопили американцы в плане воспитания историей, предполагает необходимость для автора поделиться накопленной информацией. Знакомство с отношением американцев к своему прошлому, несомненно, представляется интересным и поучительным для россиян.
Разумеется, главное место в изучении собственной истории принадлежит школам и университетам. Однако постоянное внимание этой проблеме уделяют ученые-историки. Проблемы преподавания истории и воспитания на историческом материале обсуждаются на ежегодных конференциях Организации американской истории (OAН). На них неоднократно подчеркивалась необходимость преподавать американскую историю в контексте мировой цивилизации. Критиковались действующие учебники, которые не способствуют осуществлению принципа непрерывного исторического образования. В 2001 г. на конференции в Лос-Анджелесе в выступлениях отмечались существующие недостатки высшего и среднего исторического образования. Студенты не помнят практически ничего из школьного курса. История для них - скучный перечень имен, дат, мест. Они не в состоянии отвечать на многие вопросы, не могут объяснять причины явлений. Лейтмотивом выступлений стал призыв - учить думать. Было принято заявление о том, что OAН должна способствовать обучению истории с позиций соблюдения правды, честности, целостности информации. В нем осуждалось преднамеренное искажение истории учеными и преподавателями, как серьезное нарушение этики исторической профессии.
"Учить на оригинальных источниках" - одно из главных требований "Национальных стандартов исторического образования и профессионального развития в США" . На конференции подчеркивалась необходимость рассмотрения истории "снизу вверх". "Историки должны повернуть, наконец, свое внимание от королей и их сражений к простому народу и его интересам. Отсутствие в книгах по истории таких групп населения, как черные рабы, индейцы, женщины искажает историю нации, лишая ее существенной части" .
Весьма важным в США является проводимый ежегодно в июне Национальный день истории (NHD), этой программе в 2001 году исполнилось 25 лет. Проблематика конкурсных работ определена на ряд лет вперед: "Революция, реакция, реформа в истории" (2002); "Права и ответственность в истории" (2003); "Исследование, столкновение, обмен в истории" (2004); "Коммуникации в истории: ключ к взаимопониманию" (2005). NHD - некоммерческая программа образования, нацеленная на улучшение обучения истории в элементарных и средних школах. Она учит критическому мышлению и вооружает навыками исследования. Программа поощряет новаторство и междисциплинарные подходы в работе учителей. Ежегодно около 700 000 молодых людей участвуют в этой программе. За время своего существования NHD насчитывает более девяти миллионов участников.
Солидные гранты в соответствии с программой "Teaching American History Grant" нацелены на то, чтобы сделать преподавание американской истории более захватывающим, интересным, привлекательным для школьников. На эти цели правительством США выделяется приблизительно 50 млн. долл. Прекрасным методом вовлечения школьников и студентов в активную исследовательскую работу является "живая история". Студенты вживаются в роли исторических деятелей, учатся реконструировать прошлое по источникам, спорить по обсуждаемым проблемам, воспроизводя заседания Конституционного конвента или другие важные страницы американской истории.
Довольно важную роль в совершенствовании системы американского исторического образования играет федеральное агентство Национальной поддержки гуманитарных наук (NEH), созданное по решению Конгресса в 1965 г. Совет NEH состоит из 26 частных граждан, назначаемых президентом и утверждаемых сенатом на шестилетний срок. Как самый большой фонд гуманитарных программ в Соединенных Штатах, NEH предоставляет гранты тем учреждениям, которые создают и сохраняют гуманитарное знание, обогащают изучение гуманитарных дисциплин, представляют гуманитарные предметы в сети Интернет, и привносят идеи гуманности в жизнь через общественное телевидение и радио, выставки музеев, программы в библиотеках. Текущие бюджетные ассигнования NEH от Конгресса - 115 млн. долл. NEH организует летние школы, обучающие семинары, профессиональные курсы, создает проекты информационных технологий типа EDSITEMENT , которые используются более чем 40 000 преподавателями ежемесячно.
С помощью этого федерального агентства развиваются творческие подходы к изучению американской истории через проект "Моя история - история Америки". Это - проект семейной истории, в котором история рассматривается как живой процесс, включающий семейную память, историю семьи и фамильные реликвии. Семейства могут размещать свои истории и фотографии в Интернете . NEH обеспечивает сохранность и доступ публики к ценным редким книгам, газетам, рукописям, важным для национального наследия, типа бумаг Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Мартина Лютера Кинга; продвигает использование самых последних открытий в технологии, включая цифровые телевизионные программы; создает поисковые интерактивные базы данных (например, аудиозаписей, включая голоса Т. Эдисона, Ф. Найтингейл; американских песен от XVIII до XX веков).
NEH также поддерживает изучение гуманитарных проблем на сайтах и в режиме online. (Например, сайт "Вэлли оф Шэдоу" дает возможность компьютерным пользователям получить материалы о Севере и Юге, разделенных Гражданской войной). NEH занимается также стимулированием частных инвестиций в гуманитарные проекты через предоставление грантов и оказание соответствующей поддержки. Так при содействии NEH "Дженерал Моторс" предоставила 2 миллиона долл. продюсеру К. Бёрнсу для его сериала по Гражданской войне. С тех пор, как фильм впервые был представлен по общенациональному телевидению в 1990 г., посещение национальных мемориалов на полях битв Гражданской войны резко увеличилось. В 1997 г. 5,3 млн. людей посетили 226 памятных мест Гражданской войны в Виргинии, что привело к значительному пополнению местных доходов от туризма. В результате, Виргиния создала целую корпорацию туризма Гражданской войны.
OAH совместно с NEH активно поддерживают создание в сети Интернет специальных сайтов для учителей. Проект центра Социальной истории , создаваемый в партнерстве с Нью-Йоркским городским университетом и университетом Джорджа Мейсона, включает методическое оснащение ряда уроков по американской истории, коллекции эссе, библиографические краткие обзоры, выпуски "OAH Magazine of History". Это - всесторонний ресурс для педагогов на всех уровнях - от дипломированного специалиста до студента, включая преподавателей средних школ и колледжей. Сайты содержат самые разнообразные материалы, включая речи, брошюры, художественную литературу, кинофильмы, мультипликации.
"The History E-Book Project" - весьма значительный и интересный проект для историков (1999-2004), который возглавил Американский совет по изучению общества (ACLS), получивший 3-миллионный грант от Фонда Э. В. Меллона. Цель проекта - поощрять издание книг по истории в электронном варианте в сети Интернет, мультимедийных изданий, а также публикацию исторических текстов. Предполагается создание текстов не только со сносками, библиографией, но и гиперссылками, включая изображения, диаграммы, карты, видео- и аудио-материалы. Проект предусматривает также создание сети гиперссылок и библиографии, с тем, чтобы создавались необходимые "кластеры" из взаимосвязанных проблем. Возможности всемирной сети Интернет позволят читателю иметь более разнообразные источники информации, поскольку в распоряжении авторов имеются беспрецедентные возможности для передачи богатого разнообразия исторического материала. В проект вовлечены 5 ведущих исторических обществ Америки: Американская историческая ассоциация, Ассоциация по изучению Ближнего Востока, Организация американских историков, Американское общество Ренессанса, Общество истории технологии и 10 крупнейших университетских издательств .
Одной из важных проблем исторического образования в США является более активное использование исторических мест для приобщения молодежи к национальной истории. Принята целая программа обучения с использованием исторических мест . В Национальном регистре исторических мест перечислено свыше 64 тысяч памятников старины. Все они, считают активисты этого направления, могут быть задействованы в преподавании, так как это помогает формированию уважения к своей собственной местности, заставляет бережнее относиться к окружающему миру, думать не только о прошлом, но и о будущем. Изучение исторических мест помогает интегрировать исторические, культурные, экологические, технологические и эстетические проблемы. Отвлеченные исторические события становятся гораздо ближе к школьникам и студентам, когда они пытаются описать свои впечатления, полученные в ходе посещения известных исторических мест.
В 1949 году было организовано Национальное общество охраны памятников, насчитывающее сейчас 250 тысяч членов. Оно оказывает всемерную поддержку в работе Службы национальных парков ((NPS). Бережное отношение к историческим памятникам - составная часть общенациональной культуры. "Все американцы - одна нация, одна история, в ходе которой создавались и разрушались многочисленные памятники. Одни из этих мест свидетельствуют о драматических событиях, героических делах, научных и технических достижениях, о жизни выдающихся мужчин и женщин. Другие отражают повседневную жизнь простых людей. Все они являются частью общенационального достояния и заслуживают бережного отношения", - считает Р. Мой, президент Национального общества охраны памятников .
Мощным средством воспитания уважения к своей стране и ее истории является так называемая "Живая история". Она давно получила признание и широкое распространение в США. Выпускаются соответствующие журналы и информационные бюллетени, делаются объявления, создаются видеофильмы и т.д. Словом, создается солидное информационное обеспечение, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей. Большинство мероприятий "живой истории" - платные, но сумма для зрителей - невысокая и вполне доступная. "История среди нас, мы - не просто зрители, но и сами как бы участники этих событий" - такова главная идея, заложенная во всей этой деятельности. Издатель журнала "Живая история" Скотт О`Коннел утверждает, что историю не стоит постигать только по книгам. Она может изучаться путем ее "сотворения", т.е. непосредственного участия в событиях "живой истории". Это усиливает и стимулирует интерес к прошлому. Редактируемый им журнал ставит своей задачей не только информирование всех заинтересованных лиц, но и предполагает обмен идеями, как "продвинуть" постижение минувшего .
История многолика и разнообразна. Активисты "живой истории", которых насчитывается в США более 10 тысяч, находятся в поиске, пытаются обобщить накопленный опыт, обсудить имеющиеся проблемы, которых немало . Формы "живой истории", которые предлагаются зрителям, разнообразны и увлекательны. Так, центр посетителей Белого Дома проводил ряд исторических спектаклей в 2001 году. Они устраивались при поддержке Исторической ассоциации Белого Дома. Программа определена заранее, на год вперед . Наиболее интересные из тех, что довелось увидеть автору: "Элизабет Кэди Стэнтон, пионер борьбы женщин за избирательные права"; "Тэдди Рузвельт - президент, эколог"; "Гарриет Табмен - кондуктор "подземной железной дороги"". По существу, это моноспектакли, и они требуют немалого артистического мастерства. Поэтому роли исполняют профессиональные актеры Филадельфийского исторического театра, созданного специально для "живой истории". На представлениях всегда много родителей с детьми. Больше всего вопросов "историческим персонажам" задают, конечно, дети. И сами "исторические личности" охотно общаются со зрителями.
Велик интерес американцев к ранней колониальной истории. "Вкус прошлого" - так называется серия экскурсий в исторические дома и парки г. Лисбурга (Виргиния). "Мы обещаем, что ваши впечатления будут свежими и не шаблонными", - заявляют их организаторы. Можно посетить многочисленные плантации, расположенные вдоль реки Джеймс и воочию представить себе безмятежную жизнь предвоенного Юга . В пригороде Вашингтона, старинном городе Александрии, приятно побывать на постоялом дворе XVIII века, в "Таверне Гэдсби", зарегистрированной как национальный исторический памятник . Здесь можно ощутить атмосферу ранней Америки, когда в этих изысканно убранных залах устраивались блистательные балы, встречи патриотов, политические и светские приемы. Джордж Вашингтон танцевал здесь со своей женой Мартой. На протяжении почти столетия таверна являлась центром политической, общественной и культурной жизни важного порта колонии. Гости единодушно расточали похвалы ее изысканному убранству, в своих письмах и дневниках они называли ее лучшим ресторанным заведением Америки. Таверна Гэдсби, сооруженная в конце XVIII века в лучших традициях георгианской архитектуры, в настоящее время предоставляет своим посетителям возможность отведать блюда по рецептам XVIII века. В ресторане воспроизводятся сервировка, мебель и костюмы того времени.
Не представляет особых проблем побывать на дне рождения Дж. Вашингтона в его поместье близ Александрии, сфотографироваться на память с первым президентом, попробовать кусочек именинного торта. Национально-исторический парк в Маунт-Вернон - одно из самых посещаемых мест в Америке . Здесь всегда много посетителей. В доме сохраняется подлинная обстановка XVIII века, и, кажется, само время остановилось здесь. "Живая история" здесь присутствует постоянно, воспроизводятся сцены повседневной жизни американской плантации: домашняя хозяйственная деятельность, работы в саду и на табачной плантации, жизнь рабов. 4 акра усадьбы представляют образцовую ферму, свидетельствующую об еще одном таланте первого президента США: его умении вести сложное плантационное хозяйство. Здесь можно увидеть цветник, аптекарский садик и огороды, множество хозяйственных построек, включая хижины для рабов и надсмотрщиков, прачечные, коптильни, различные мастерские, конюшню, загоны для животных, посевы. Спуститься к реке Потомак можно той лесной тропой, по которой любили прогуливаться гости Дж. Вашингтона. И, конечно, пройти к могиле первого президента и постоять перед ней в молчании.
Увидеть, как жили и сражались солдаты революционной армии Вашингтона, тоже реально. Для этого надо побывать в форте Вард неподалеку от Александрии. Здесь можно наблюдать, как революционные солдаты разбивают лагерь, обустраивают быт, как они готовятся к сражению. Затем разворачивается само "сражение" с англичанами. Можно сфотографироваться на память. Такие воспоминания сохраняются надолго.
Широкую панораму прошлого представляют города-музеи "живой истории", такие как город Вильямсберг в Виргинии, где перед любопытными взорами посетителей предстает колониальное прошлое Америки. Время останавливается здесь, посетители оказываются полностью погруженными в XVIII век. Одетые в костюмы XVIII века "горожане", собираясь в многочисленных лавочках, ремесленных мастерских, здании суда и церкви, спорят о политике, сплетничают и занимаются повседневными делами. Колониальный Вильямсберг - настоящий "Клондайк" для любителей сувениров. Восстановлены девять магазинчиков в старинном стиле, чтобы представить мир колониальной торговли. Каждый предлагает широкий выбор товаров, типичных для восемнадцатого столетия: треугольные шляпы, чепчики, знаменитую виргинскую ветчину и орешки, кофе и чай, сидр и желе, глиняную посуду, старые карты и печатные издания. В мастерских, также открытых для посетителей, можно наблюдать, как кузнец, сапожник, оружейник, ювелир, серебряных дел мастер, швея, изготовитель париков, медник и колесник работают над своими изделиями, используя методы и инструменты 200-летней давности. Одетые в соответствующие костюмы актеры ведут туры по выставкам, историческим домам и городу.
Туристы и сами имеют шанс включаться в повседневные дела виргинцев. Они могут не только присутствовать на заседании суда, но и оказаться в составе жюри. Еще более ярким и запоминающимся станет заседание колониального собрания, где можно вступить в обсуждение политики Англии с патриотами Т. Джефферсоном, П. Генри или Д. Витом. Наблюдая сцены "живой истории", невольно задумываешься над тем, какое могучее средство приобщения к национальной истории заложено в театральном искусстве, приближенном к зрителю. Ведь актеры играют не на сцене, а на улицах, на площадях, в скверах, прямо среди толпы. Контакт со зрителями здесь самый непосредственный. И зритель может не просто вообразить себя беседующим с первым президентом, но и сфотографироваться с ним на память. Бесспорно, это приближает к истории сильнее, чем фильм на экране кинотеатра или телеви-зора.
Путешествие в колониальное прошлое можно продолжить и, покинув Вильямсберг. Ведь не только колониальное прошлое и Война за независимость являются объектами бережной заботы и внимания, а также сюжетами для инсценировок "живой истории". Не меньший интерес у американской общественности вызывает Гражданская война Севера и Юга . И это не случайно, так как эта война была самой кровопролитной из всех, какие велись на Американском континенте. Насчитывающая в 1860 г. 32 миллиона, нация послала на войну три миллиона людей. Ужасные потери составили почти один миллион человек. Непосредственно в сражениях погибло более 600 000 человек. В сентябре 1862 в сражении при Антиетаме, в один единственный день, погибло 26 000 человек. Это был самый кровавый день в американской истории. Сражение при Геттисберге в июле 1863 продолжалось три дня и привело к гибели 51 000 человек . Вот почему наиболее знаменитым из всех мемориалов является Геттисбергский национальный мемориал в штате Пенсильвания. В настоящее время - это самый большой военный мемориал, включающий более 100 исторических зданий, 1300 памятников и памятных знаков, более 70 000 экспонатов в его 20 музеях . Он насчитывает 18 тысяч членов и помощников по всей стране. Это - добровольная некоммерческая организация, основанная в 1989 году .
"Тропы Гражданской войны в Виргинии" - целая сеть туристских маршрутов, позволяющих лучше представить напряжение борьбы Севера и Юга . Огромное количество памятников времен Гражданской войны реставрировано и превращено в музеи в г. Ричмонде, который был столицей Конфедерации Юга. Среди них - Белый дом Конфедерации , Капитолий штата Виргиния, Холивудское кладбище, Аллея конфедератов, места сражений.
Создано немало небольших исторических обществ, объединяющих лиц, интересующихся историей Гражданской войны. Участники этих Обществ шьют себе соответствующую форму и подбирают амуницию, а также необходимое военное снаряжение. Они считают, что их задача состоит в том, чтобы "просвещать всех американцев относительно собственной истории и сохранять прошлое посредством "живой истории"" . Очевидно, что самым важным элементом всей работы по пропаганде исторических знаний является массовость участия в ней людей самых разных возрастов и профессий.
Наблюдая все это, понимаешь более ясно, какое огромное воздействие "живая история" может оказывать на обычных людей, весьма далеких от ее профессионального изучения. Американцы, несомненно, любят и ценят свою историю, им хочется воскрешать из прошлого только ее самые замечательные страницы. Американская общественность не жалеет усилий для сохранения исторического наследия - старинных домов, усадеб, национальных парков, мест сражений, музеев. Возникает впечатление, будто вся Америка занята поисками своих корней. Создано Национальное генеалогическое общество, готовое помочь своим членам в поисках далеких предков и ныне здравствующих отдаленных родственников, поскольку оно располагает компьютерной базой данных и библиотекой из 23 тысяч томов. Вообще в США великое множество различных исторических обществ, членами которых может стать любой желающий. Большинство этих обществ функционирует за счет членских взносов, доходов от издательской и коммерческой деятельности и не имеют финансовой поддержки государства.
Еще большее значение для воспитания патриотизма имеет обращение к недавнему прошлому, "героизация" войны в Корее, Вьетнамской войны. Это можно было наблюдать во время посещений Арлингтонского мемориального кладбища, и, особенно, Мемориала, посвященного американцам, павшим во Вьетнаме, а также недавно созданного Корейского мемориала. Эти места всегда многолюдны, сюда приходят группы школьников, занимающихся "поисковой работой", т.е. сбором информации о погибших. Активно воспитывают молодежь мероприятия, проводимые армией США в Вашингтоне. Так летом, каждую неделю недалеко от Белого дома устраиваются грандиозные мероприятия, посвященные национальному флагу, истории армии. На них приглашаются тысячи школьников из самых различных штатов.
История в США, как мы могли убедиться, действительно, важная часть жизни общества. Не все получается на строгий взгляд специалиста удачно и в строгом соответствии с исторической действительностью, но несомненно, что при всех имеющихся недостатках достигается главное - интерес и любовь к собственной истории громадного количества людей. Наблюдая отношение различных слоев американского общества к своей национальной истории, отчетливее осознаешь, как велика доля ответственности российских историков - специалистов перед своими соотечественниками за то, чтобы формировать уважение к истории собственной страны и гордость за ее достижения.

URL: http://www.sscnet.ucla.edu/nchs Подробно о принятии "национальных стандартов исторического образования и профессионального развития в США" рассказывается в статье: Алентьева Т.В. 88 съезд Организации Американских Историков // Новая и новейшая история. 1997, N 2.
Chicago Tribune. 8.1. 1995.
URL: http://edsitement.neh.gov
URL: www.myhistory.org
URL: http://edsitement.neh.gov
URL: http://historymatters.gmu.edu
URL: http://www.historyebook.org
На сайте: URL: www.cr.nps.gov/nr/twhp размещены различные методические материалы для учителей по работе с историческими местами.
Living History. Newsletter. Spring 1995. P.1.
Living History. The Journal of Historical Reenactment and Interaction. Spring 1995. P. 4.
Ibid. P.5.
URL: www.nps.gov/whho
URL: www.jamesriverplantations.org
URL: http://ci.alexandria.va.us/oha/gadsbytavern.html
URL: www.mountvernon.org
URL: http://www.ciwilwarnews.com
"Where history comes alive". Gettysburg, 2001. P.2.
Gettysburg. Pennsylvania. Gettysburg, 2001. P.1.
"Where history comes alive". Gettysburg, 2001. P.4.
URL: www.civilwartraveler.com/virginia Guide to Virginia`s Civil War. Battlefields and Sites. 2001. Vol. IX.
URL: www.moc.org
Guide to Historic Virginia. April 1995. Vol. 1V. No 1. P. 19-20.


// Мир образования. - Образование в мире. 2003. N4. С. 91-100.

Док. 543907
Перв. публик.: 06.02.03
Последн. ред.: 06.02.09
Число обращений: 226

  • Алентьева Татьяна Викторовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``