В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Бутрин: Ситуация на финансовом рынке Назад
Дмитрий Бутрин: Ситуация на финансовом рынке
Ведущие :     Ольга Бычкова, Тихон Дзядко

Гости :     Дмитрий Бутрин

О. БЫЧКОВА - У нас на телефонной линии Дмитрий Бутрин - экономический обозреватель газеты "Коммерсант", заведующий отделом экономики газеты, который находится в Сочи. На экономическом форуме. Добрый день.

Д. БУТРИН - Добрый день.

О. БЫЧКОВА - Мы понимаем, что вы сейчас в Сочи и конечно, вся эта финансовая тема там должна быть самая главная.

Д. БУТРИН - Финансовая тема здесь действительно самая главная. Сегодня премьер-министр Владимир Путин пришел на пленарное заседание, провел весьма много времени. Очень активно выступал. Наравне практически со всеми участниками дискуссии. Говорил с ведущим Андреем Шароновым, говорил с залом, с Михаилом Прохоровым. В общем, все было довольно демократично и выступление премьера по большому счету в данном случае действительно единая позиция правительства, премьер выглядел с моей точки зрения готовым практически на любые действия с тем, на любую разумность с тем, чтобы ситуация на финансовых рынках успокоилась. Но говорил он не о краткосрочных мерах в основном. Хотя тоже довольно много упоминал, а говорил он в основном о среднесрочных мерах правительства, это была, пожалуй, одна из самых сбалансированных, аргументированных прогрессивных, понравившихся инвесторам речей. Это очередная мера по успокоению финансового рынка. В общем, практически тема финансового кризиса сейчас уже здесь не обсуждается. Однако на все обсуждения накладывается своеобразный отпечаток. Все люди, которые произносят абсолютно старые тезисы, на таких форумах невозможно услышать ничего нового, произносят их, имея в голове то, что произошло за последнюю неделю. Это очень показательное зрелище, потому что раньше те тезисы, которые они выдвигали в инновационной экономике и так далее, они с одной стороны произносятся с особым надрывом, энергией, с особой надеждой. А с другой стороны с особой опаской, потому что все прекрасно понимают, что помимо внешних причин этого кризиса, существуют еще эндогенные, внутренние, что в двух шагах от краха была финансовая система не какая-то, а именно та, которую, собственно, превращали в инновационную экономику. Все прекрасно понимают, что есть ошибки, пока боятся о них говорить, говорят о том, что надо продолжать среднесрочный курс ровно такой же, как есть, надо делать ровно все то же самое, что мы делаем. Надо быть спокойнее, привлекать иностранные инвестиции, однако уже видно, что у большинства людей, которые это обсуждают, в голове есть некоторая галочка: мы и раньше делали то же самое.

Т. ДЗЯДКО - То есть они считают проблему решенной?

О. БЫЧКОВА - Я тоже не поняла вас. Вы говорите, что об этом не говорят, потому что все проблемы все разрешены и можно об этом не думать. Ничего себе оптимизм завидный.

Д. БУТРИН - Конечно, практически все присутствующие понимают, что правительство готово направить и в 3, и в 4 раза больше ресурсов, чем направлены сейчас, сейчас направлен ресурс с моей точки зрения уже избыточный на то, чтобы погасить острую фазу кризиса. Это все понимают, и действия правительства, которые были явно избыточны, которое готово было предоставить абсолютно любые льготы, деньги, решения, поблажки, только бы разобраться с этим кризисом, это все оценили и все прекрасно понимают, что это правительство будет адекватно, не будет предпринимать никаких резких шагов. Заплатит свою цену за предотвращение кризиса, практически любой ценой.

О. БЫЧКОВА - То есть представители бизнеса, финансовых кругов, которые там сейчас находятся, они в принципе довольны тем, как власти реагируют на эту сложную ситуацию.

Д. БУТРИН - В общем, довольны и считают действия правительства достаточно адекватными.

О. БЫЧКОВА - Правильными.

Д. БУТРИН - Насчет правильными, такого рода кризисов на свете немного, но все понимают, что подходы к решению этой проблемы адекватны и мониторинг ситуации есть. Никто не говорит о том, что все в панике, все понимают, что правительство если не может технологично решить эти проблемы, то, по крайней мере, может решить избыточными ресурсами, кинутыми на решение этой проблемы.

О. БЫЧКОВА - Если говорить о причинах того, что произошло, вы справедливо подчеркнули, что причины были и внешние и внутренние, безусловно.

Д. БУТРИН - Я боюсь, этот форум это очень хороший показатель того, что люди впервые начали осознавать, что помимо внешних причин, про которые на самом деле говорилось довольно много, и на которые пытались спихнуть все, есть на самом деле и какие-то внутренние причины, все уже прекрасно понимают, что это определенные перегибы в экономической политике, что это и увлечение государственными программами, это и низкое качество менеджмента, проблемы есть и бюрократия, и коррупция, проблем много. Просто впервые участники форума обсуждают все эти проблемы, как всегда бодро, весело, с задором, как всегда пытаются построить инновационную экономику до 2020 года, но понимают, что то, что они построили на 2008 год, оно прошло испытание и было в одном шаге от краха.

О. БЫЧКОВА - То есть не очень сильно прошло испытание.

Д. БУТРИН - Не без некоторого труда. И все понимают, что дальше совсем уже так продолжать невозможно. Надо что-то делать. И причем невозможно это сделать ровно так, как делалось раньше. Потому что если мы все делали правильно, то почему у нас все так плохо.

О. БЫЧКОВА - Дмитрий, я тоже знакома с тем, как проходят подобного рода форумы и должна сказать, вы понимаете, что такие бодрые, искрометные, жизнерадостнее обсуждения проблем, которые всегда одни и те же, более-менее. От госрегулирования до коррупции и так далее и все, что между ними со всеми остановками, в общем, это все в одном и том же бодром режиме обсуждается уже достаточно много лет. Задавались ли какие-то вопросы на эту тему в критичном ключе премьер-министру сегодня?

Д. БУТРИН - Нет, премьер-министру не задавалось никаких серьезных вопросов. Выступление было пленарным, и он скорее сам по привычке определял то, о чем он будет говорить. И вставлял реплики там, где он захочет. Но здесь важен не лексикон. Здесь важны скорее интонации и паузы в речах. И некоторый новый смысл, который пытаются вложить в абсолютно те же самые слова, которые говорились и год назад, и 5 лет назад, и 10 лет. Все те же слова, которые говорил сегодня Владимир Путин, он говорил и в послании федеральному собранию 2001 году, и в 2005. С регулярностью раз в две недели произносит на президиуме правительства. Ничего нового не сказано. Важно, что видно по выступлениям абсолютно всех. Что люди пока еще поняли, какие новые слова нужно говорить, но понимают, что эти слова, которые говорили, они уже должны иметь какой-то новый смысл. А лексикон абсолютно тот же, какой и был. Но уже видно, что те же самые слова произносят с некоторой опаской, потому что до этого же произносили те же слова 5 лет назад, и мы даже сделали то, что хотели. Это какая-то проблема.

О. БЫЧКОВА - Скажите, пожалуйста, какое у вас сложилось впечатление, дальше как будет развиваться ситуация. Будут ли какие-то предлагаться новые вещи или те законопроекты, которые связаны и с фондовым рынком, и финансовой системой и налоговой, которые действительно постоянно обсуждаются, может быть там что-то будет сейчас быстрее продвигаться через законодателей, через правительство. Кроме разговоров, что можно вынести?

Д. БУТРИН - Я полагаю, что будет делаться абсолютно то же самое что и сейчас. Необходим будет, по всей видимости, второй сеанс какого-либо кризиса, каких либо явлении, дай бог, чтобы этого не было, так как сейчас, потому что сейчас есть только некоторое беспокойство властей по поводу того, что выбранная ими экономическая политика не работает. Сейчас все еще можно свалить на мировой финансовый кризис.

Т. ДЗЯДКО - То есть в любом случае ощущение, что мы такая тихая гавань.

Д. БУТРИН - Нет, ощущение тихой гавани даже рядом нет. Все прекрасно понимают, что то, что происходит, происходит здесь и сейчас и то, что в десятки раз меньшей, чем в Америке финансовой системы ЦБ приходится оперировать суммами, сравнимыми с суммой федеральной резервной системы США, означает, что у нас проблем просто в несколько десятков раз больше. Это все прекрасно осознают, другое дело, что вслух говорить пока нечего. Появился просто запрос на осторожность. Это основной пока результат этой недели, что появился запрос на осторожность, на умеренность и осознание того, что лозунги про построение инновационной экономики и так далее, что эти лозунги имели хоть какой-то смысл. Ведь проблема экономической политики у нас заключается в основном не в том, что у нас берется умозрительная схема, дальше она рассчитывается на бумаге и говорится, что бы ни было, к 2020 году мы будем строить примерно вот это, а причем это определяется конъюнктурой последних нескольких месяцев. Или даже политической конъюнктурой, имеющей довольно малое отношение к экономике. Кажется, люди начали понимать, что за эти слова, возможно, придется заплатить и возможно довольно дорого. Я думаю, что слова будут теперь произноситься гораздо более осторожно.

О. БЫЧКОВА - Это обнадеживает с одной стороны, с другой стороны если вы говорите, что нужно еще какое-то потрясение, чтобы все до всех наконец дошло...

Д. БУТРИН - Я думаю, что еще одно потрясение нужно для того, чтобы поняли, что надо говорить немного не те слова. Или думать немного не те мысли. Пока для этого еще слишком мало случилось.

О. БЫЧКОВА - Хорошо, сегодня еще ожидаются какие-то на форуме события такого же масштаба как выступление премьер-министра?

Д. БУТРИН - Принципиально нет. Дальше форум работает, это действительно огромное мероприятие, где основной тон задают краснодарские краевые власти, у которых куча презентаций. Здесь есть презентации (неразборчиво) и куча мероприятий, связанных с локальными проблемами. Сейчас идет круглый стол, посвященный финансовому рынку, где ситуацию обсуждают аналитики. Идет круглый стол, посвященный политическим проблемам с участием политологов. Пока никакого нового содержания нет. Я думаю, что сегодняшнее утреннее пленарное заседание будет крупнейшим событием форума. Далее ничего принципиального ждать не надо и вообще это не то мероприятие, на котором принимаются большие решения или и делаются громкие заявления.

О. БЫЧКОВА - Заявления делаются, а решения точно нет.

Д. БУТРИН - Мы не услышали даже никаких новых принципиальных позиций, в речи Владимира Путина не было никаких новостей. Он очень аккуратно, осторожно изложил все те решения, которые принимались последнюю неделю. Перечислял их по конспекту, боялся что-то забыть. Делал это очень артикулировано, ему важно было сказать, что правительство делает это, и это, но новостей среди этого не было.

Т. ДЗЯДКО - А с чем это связано? С нежеланием проговаривать существование проблем вслух или все-таки не до конца осознанием существования этих проблем?

О. БЫЧКОВА - Или с нежеланием кошмарить.

Д. БУТРИН - Очень важный момент, что Владимир Путин так же, как и все остальные чиновники сегодня не произносили практически ни одного не протокольного слова, не допускали импровизаций. Это дух никакой осторожности и даже некоторой формальности. Почему я и говорил, что появилась реакция на то, что слова имеют свой вес, свою цену. Очень мало отступлений и я думаю, что происходящее, наверное, является не то чтобы гарантией, но, по крайней мере, снижением риска того, что в правительстве будут произноситься неофициальные и неформальные речи, будет произноситься слово "кошмарить" и так далее, к словам будут относиться осторожнее. Но для смены экономической политики происходящего недостаточно. Пока еще никто не осознал, все понимают, что есть проблемы не только снаружи, но и внутри. Что есть не только мировой финансовый кризис, но есть структурный кризис в российской экономике, который позволяет на мировой финансовый кризис реагировать такими грозными явлениями, но анализом причин происходящего пока никто не занимается. Все скорее пока думают о том, каким образом к 2010-2015-2023-2050 году построить такую экономику, чтобы перескочить нынешнюю несовершенную экономику. Я думаю, что как только будут предприняты серьезные попытки что-то в этом отношении построить, здесь говорилось о строительстве международного финансового центра в Москве, и о подобных проектах, когда будет понятно, что уже нынешнее состояние российской экономики не позволяет реализовывать мегапроекты без решения базовых проблем, возможно, тогда риторика поменяется еще раз.

О. БЫЧКОВА - Тогда и дойдут руки до решения базовых проблем.

Д. БУТРИН - Да. Или не дойдут руки, а дойдут руки до изменения базовых политических и экономических конструкций. Возможно, мы будем иметь дело с другой экономикой и необязательно с той экономикой, о которой говорят либеральные экономисты, но в любом случае оставлять все так, как есть, невозможно. Пока речь идет исключительно о том, чтобы как можно быстрее приступать к реализации тех прекрасных планов по построению экономики 2020, политики 2020, инновационной экономике. Потому что пока главной ошибкой признается то, что мы слишком долго раскачиваемся и никак не можем построить, наконец, светлое будущее, в котором этих кризисов не будет. Осознание того, что это светлое будущее построить невозможно именно потому, что уже в начале процесса строительства возникают такие проблемы, еще не настал.

О. БЫЧКОВА - То есть, судя по тому, что ваши товарищи по экономическому форуму настроены достаточно благодушно, погода там хорошая. Все прекрасно.

Д. БУТРИН - Погода меняется на ходу. Только что закончился 4-балльный легкий шторм. Дождь. Выглянуло солнце, и опять налетают туши. Погода здесь меняется примерно так же как финансовый климат.

О. БЫЧКОВА - Как фондовые рынки. Спасибо большое.


19.09.2008

www.echo.msk.ru

Док. 543906
Перв. публик.: 19.09.08
Последн. ред.: 06.02.09
Число обращений: 79

  • Бутрин Дмитрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``